Ок- кетмень

Наталия Рязанцева
               
В начале  90-х годов прошлого века на жителей Ферганской долины опустилась  полоса тяжелых испытаний . Узген, Кувасай,Ленинобад, Коканд,Джалалабад, Наманган – они в числе первых попали  в эпицентр вызовов  глобальных мировых процессов. Об этом еще напишут историки и писатели,  сочинят  стихи поэты – так много те дни проявили в людях  истинных, неподдельных качеств.

Второй год хокимом в Наманганской области работал Рапигалиев Бургут Рапигалиевич. Этот человек хорошо знаком всем наманганцам.
 Выходец из Папского района, он  еще в молодости, будучи  помощником секретаря Ферганского обкома партии, получил  особую закалку, побывал во  всех районах, знал  хлопкоробов и животноводов,  рабочих заводов и  фабрик, учителей и медицинских работников, глубоко изучал их успехи и проблемы. Его подъем по служебной  лестнице  ни для кого не был секретом, проходил у всех на глазах.

Первым большим самостоятельным делом и хорошей  закалкой для Рапигалиева стала организация, нового тогда для всех,  областного управления местной промышленности. Непросто было объединить  разрозненную и многоликую армию кустарей, мастеров  национальных изделий, артельщиков, чтобы поднять  народные промыслы  на  современный промышленный уровень.

 Чего стоит только Чустский ножевой  завод, некогда артель «Кизил-болга». И  сегодня здесь работают ученики и последователи знаменитых сузангаров Убайдуллы Сатарова и Миразиза Карабаева, а изделия  мастеров и мастериц  Наманганской области  занимают достойное место на  Международных выставках народных промыслов и в музеях мира.

Вторым  большим делом Рапигалиева стало создание областного управления плодово-овощной и  виноградной промышленности. Сады и  виноградники, покрывающие  сегодня,  прежде пустынные  предгорья, холмы и солончаки, закладывались с его легкой руки.
Когда же по всей стране виноградную лозу  выкорчевывали и вырубали, Рапигалиев сумел защитить от уничтожения все  сады и  виноградники , создал Наманганское  агропромышленное  объединение «Узплодоовощвинпром».
 Плюс ко всему  обеспечил всех детей садоводов и виноградарей лучшими в отрасли детскими садами, яслями и молочными кухнями.

 Непростыми  были для него годы работы первым секретарем  Папского райкома  партии.  Потом опять область и организация  нового для того времени областного агропромышленного объединения.

Бургут  Рапигалиев был человек  большой , высокий ,красивый и крепкий во всех отношениях. Природа щедро  одарила его и умом, и ростом, и силой. Наверное, поэтому  и судьба всегда  предлагала ему новые, трудные, никем до сих пор нерешаемые задачи.
Преодолевая  любые  препятствия, Бургутали Рапигалиевич  становился крепче и опытнее.
 
  В трудные дни  разгула вахобизма в Намангане, Рапигалиев  был назначен хокимом области.
Руководство Республики знало кому доверять.
 Здесь самое  время  рассказать об одном эпизоде его жизни, невольными свидетелями   которого стали  мы, председатели  трех  областных благотворительных фондов
 
  Мы вышли поздравить Рапигалиева с назначением на должность хокима  и согласовать с ними действия наших фондов.

В то время  все  благотворительные  фонды  располагались  в  четырехэтажном здании на Банковской  улице, рядом с прежним зданием горисполкома, где в эти дни хозяйничали  вахобисты.

Каждый день мы видели  толпы молодых людей и детворы, которые стекались к их штабу к  молитвенным часам. Видели , как во дворе непрерывно кипят огромные котлы с шурпой и маставой, раздаются  лепешки, рис, калоши. Растерянные и дезориентированные люди приходили туда, еще не понимая, во что вовлекают их  авантюристы-  лидеры этого движения.

 Едва мы спустились с лестницы, дорогу нам пересекла  группа из  пяти молодых людей, во главе которых  энергично и уверенно шагал Тахир Юлдашев, в руках у него был   белый  бумажный свиток.
Тахир махал этим свитком и что-то  призывно говорил своим спутникам. Они первыми вошли в хокимият и зашли в лифт.  Мы поднялись вслед за ними. Увидели,как Тахир без  приглашения, по- хозяйски, вошел в кабинет  хокима. Сопровождающие его парни остались ждать в коридоре.
Но не прошло и пяти минут, как Тахир  пулей вылетел  из кабинета и, сшибая  своих  попутчиков,  помчался к выходу.
 
Дверь в кабинет хокима осталась открытой и оттуда послышалось:
- Заходите! Кто там  еще!?
 
Рапигалиев стоял посреди кабинета. Ярость  переполняла этого большого человека.

Он пригласил нас сесть.
-Щенок! Ультиматум мне  принес! Будешь с нами- будешь хокимом, будешь против нас –  добра не жди!  Он собирается  здесь  халифат строить!
 
- Что они могут  дать народу? Горе?.Слезы? А меня пугать поздно! Я свою дорогу  крепко знаю!  Ультиматум!? Вот ему ультиматум!

Он треснул по столу кулаками.
 
Только сейчас мы увидели, что весь пол в кабинете  усыпан мелкими кусочками  бумаги. Это был  тахировский  ультиматум.
 
Рапигалиев облегченно вздохнул,- Ну, а как дела у вас, с чем  пришли фонды ?- ярость в его глазах  превратилась в приветливую  улыбку и лишь желваки на лице  напоминали о буре, кипящей в душе.
 Вот еще один случай: вступив в должность хокима, Рапигалиев решил посмотреть ,как живут дети в детском доме. Он приехал  и дотошно  осмотрел все группы, кухню,столовую, все коммуникации, склад. Осмотр и оценки были  объективными, конкретным и основательными.Кое-кому досталось по первое число.

Но я заметила, как  вспыхивали  огнем  и  наполнялись слезами  глаза хокима, когда он встретился лицом к лицу с детьми,  и ,как он незаметно  промокал их платком.

С  чистой яростью к бесчинствам и  отцовской   заботой о людях работали  в области  Рапигалиев и вся его команда. Они сумели вернуть мир и покой  в дома и души наманганцев. И оказывается не только им…

Очередное  приглашение в приемную хокима меня не удивило. Детскому фонду недавно передали новое помещение рядом с областным хокимиятом.  В  те дни на прием к хокиму  приезжало много людей, и, если это были  семьи с детьми, мы незамедлительно оказывали им помощь.
Открою еще один секрет Рапигалиева: свою депутатскую зарплату, никогда не афишируя, он лично сам  через меня  передавал в Детский  фонд области, за что мы были ему безмерно благодарны.

Хоким встретил меня улыбкой: - Ну как Детский  фонд, процветаем?
 -Спасибо народу,- подтвердила я,- процветаем.
 -Действительно,- продолжил Рапигалиев,- много у нас чутких людей, да и проблем у  народа  много.
-Вот прочитай, один добрый человек написал  из Маргелан,- он протянул мне письмо.
- У меня  просьба,  съезди  к нему в гости от  моего имени, посмотри, как  они живут, и   передай от меня подарки.  Сам бы с удовольствием  поехал, да дела не пускают.
-Да, и пригласи их  к нам в гости, - провожая,  наказал он  мне.

Через полчаса я сидела над письмом  старого кузнеца из Маргелана.
Он не просил помощи, он благодарил Всевышнего за то, что посылает  в мир таких людей, как Рапигалиев, смелых, крепких, справедливых. Благодарил нашего хокима, за  его открытые , решительные и честные  действия ,которые вернули  жителям  Ферганской долины  мир и уверенность  в силе  государства.

 «Я ,- писал старик,- два года назад   слышал  ваше выступление по телевизору. В те дни люди  были обеспокоены, даже свадьбы  перестали проводить. Я услышал  вас и поверил, что все будет  хорошо и,вопреки страху, провел свадьбу своего  сына.
 При всем народе я  дал ему наказ, если родится  сын, чтобы  назвали его в  вашу честь Бургутом..
 Дети исполнили мой наказ. В этом году внуку моему Бургутали  исполнился год, растет он  крепким и здоровым. Мечтаю, чтобы  мой внук вырос таким же достойным, как вы, человеком. Приглашаем вас в гости, чтобы вы благословили моего   внука.»

В Маргилан мы  приехали  к обеду. Махаллю и ее председателя нашли быстро. И вот мы  во дворе кузнеца. В белом яктаке,в тюбетейке обвязанной поясным платком он работал  на винограднике.
В миг  вся семья собралась в комнате для гостей. В центре внимания ,конечно,был тезка нашего хокима, маленький Бургутали.
 Лобастый крепкий мальчишка смотрел на нас смело и задорно. Громко радовался велосипеду, игрушкам, подарочному цветастому коверу.
 
За калиткой   собрался  народ - соседи старого кузнеца уже узнали о гостях и пришли передать  привет хокиму Наманганской области и всем наманганцам.
Оказывается в махалле  еще  двух новорожденных мальчиков назвали Бургутали.

Через неделю старый кузнец с сыном, невесткой и маленьким Бургутали приехали в Наманган.
 Хоким ждал их  на своем рабочем месте.
 Первым в кабинет вошел малыш. Он решительно направился к стойке с флагом  молодой Республики Узбекистан крепко обхватил  руками древко флага и гордым  взглядом посмотрел на всех нас.
 -Вот орленок нашей страны!- растроганно сказал Бургут Рапигалиевич.
 Крепко обняв,малыша,он подбросил его вверх. Впервые стены этого кабинета услышали такой юный задорный и радостный детский  смех.
У нас у всех глаза блестели от слез.

Дедушка Бургутали привез  нашему хокиму особый, сделанный своими руками, подарок. Когда маргеланский  кузнец развязал нарядный  белвок, мне показалось, что на столе хокима засияло  белое солнце,живое и негасимое.

Это был Ок- кетмень! Уникальное сокровище   ферганских мастеров.
Изготавливается он по древней  технологии из специального сплава, проходит  уникальную закалку, длительное время выдерживается глубоко в земле,а потом еще несколько ступеней особой обработки.
 Благодаря этому  кетмень получается  такой светлый, крепкий и никогда не ржавеет.
Восхитительное орудие труда, сделанное  чистыми руками великого труженника,кузнеца из Маргелана.

 Бургут Рапигалиевич обнял и расцеловал старика.

Над этой неофициальной,необыкновенно тихой и камерной  встречей витал дух волшебства и возвышенной силы, в ней  было нечто значительное и символическое.  Я очень жалела, что этого никто,  кроме нас с помощником хокима,  не видит.
 Как-то несправедливо.
 
Таким же  был  щедрый обед, данный Рапигалиевым в честь  гостей из Маргелана, и  душевный разговор  умудренного жизненным опытом кузнеца и государственного человека, хокима.

После обеда мы показали гостям  областной музей,  дворец культуры, проехали с экскурсией  по городу и остановились в парке  культуры и отдыха.
Маленький Бургутали, настойчивый человечек, вместе с родителями долго  испытывал все детские аттракционы парка,а его дед, кузнец из Маргелана, общался с наманганцами в чайхоне областного Совета ветеранов.
 
Вечером мы проводили гостей до границы  Ферганской области.
Хоким был у себя в кабинете. Работа  крепко держала его в своих руках, а он  хорошо знал свою дорогу и крепко держал  в руках штурвал.
 
У меня в руках старая фотография, в ее центре  маленький Бургутали.

Большой Бургутали уже завершил свой долгий жизненный путь,оставив  добрый след   на земле.

Интересно,помнит ли маленький Бургутали  встречу со своим большим тезкой?
 
Рассказали ли ему о ней  дедушка или  родители?

Сохранился ли  в семье кузнеца  секрет изготовления Ок-кетменя?

Я не  могу ответить на эти вопросы,но  могу  спросить себя и вас, дорогие читатели:  Помним ли мы хороших и светлых людей, которые были  маяками, лоцманами  нашей жизни и оставили  добрый свет в наших судьбах?
Может быть нужно чаще вспоминать  и рассказывать о них людям?