Куда подевались старцы?

Ангелина Кныш
Старцы – это старые опытные монахи, за долгую праведную и  аскетическую жизнь удостоенные от Бога даров молитвы, прозорливости, исцеления, утешения, чудотворения, изгнания бесов и т.д. Они являлись теми маяками, к которым за советом и помощью тянулись все страждущие и погибающие в нашем грешном мире. Принято считать, что старцы выступали проводниками Божьей воли. Прислушаться к совету старца издавна означало заручиться успехом в любом деле. К ним обращались не только в случаях несчастий и болезней, но и накануне принятия судьбоносных решений – замужества, переезда, ухода в монастырь и т.д. Поражают многочисленные случаи не только действенной помощи, которую они оказывали (зафиксированы даже случаи исцеления из мертвых!), но и их осведомленность о пришедших еще до того, как те начинали излагать свои проблемы. Многие из старцев оставили после себя ценные богословские труды и наставническую переписку с многочисленными духовными чадами.

Старцы – наглядный пример того, чего может добиться в духовном плане человек, по-настоящему живущий по Божьим заповедям. Как правило, большинство из них после смерти были причислено к лику святых и остается в памяти народной на века.

Бытует мнение, что старцы жили когда-то давно, не позже писавшего о них Ф.М. Достоевского, а в наше время практически перевелись. Доля правды в этом есть, но поражает другое.

Подавляющее большинство признанных церковью старцев XX века родились в конце XIX века и мужественно продолжали свою деятельность до конца своих дней, в том числе в период коммунистических гонений. Это оптинские старцы Анатолий, Нектарий, Никон, Исаакий, старец Захария, Иоанн Кронштадтский, Кукша Одесский, Лаврентий Черниговский, Иоанн Крестьянкин, Амфилохий Почаевский, Силуан Афонский, Серафим Вырицкий, Сампсон, Феодор, Симеон, Савва, Арсений и многие другие.

Казалось бы, в наше время, когда возрождаются старые и открываются многие новые монастыри, старчество должно получить мощный импульс в своем развитии. Но, увы – не слышно что-то о современных старцах масштаба Иоанна Кронштадтского и их чудотворениях. В чем же дело?

Вспоминаются кадры документальной хроники начала XX века, на которых к руке усталого и изможденного патриарха Тихона прикладывается нескончаемая проходящая вереница простых людей, а в его глазах – ни тени раздражения, лишь покорность и смирение. Где же его многочисленная (как у нынешних иерархов) охрана, а вдруг кто-то покушение организует, ведь в те времена террористов было немеряно?

Да только не нужна ему была такая охрана, потому что любой террорист знал, что погубить истинного молитвенника, каким был Тихон – означало загубить собственную душу. Да и сам Тихон был уверен – Господь не допустит этого. Почему же нынешние иерархи не полагаются на защиту Господа и боятся идти в народ, остается только догадываться.

Вот и поредели ряды старцев из-за засилья суррогата во всем окружающем нас, включая веру. Зачем, к примеру, нынешнему студенту тратить силы на подготовку к экзаменам, защите курсовых и т.д., когда все можно без всякого напряга купить, включая сам диплом?

Так и со старцами – зачем идти трудным путем настоящей аскезы, взращивая старцев и привлекая паломников, когда у монастырей есть много других вариантов. Есть, например, в Украине монастырь с единственным храмом для прихожан, который закрывается после утренней службы и открывается перед вечерней, хотя многие паломники приезжают туда в разное время издалека. Зато вблизи этого храма расположены пять иконных лавок с недешевыми товарами, открытых с утра до вечера.

Христианская религия не приветствует осуждение. Но как в этих условиях человеку, выросшему в атеистической семье, прийти к вере и спасти свою душу? А никак, разве только чудо произойдет. Только чудеса такие случаются крайне редко, особенно в отсутствие былых чудотворцев.