И камни молчат, как рыбы

Владимир Михайлов-Крав
                ВЛАДИМИР  МИХАЙЛОВ-КРАВ

      
          И камни молчат, как рыбы…         



         Включил недавно одну из тех станций, что сутками крутят музыку прошлых лет. Старый вальс: «Школьные годы чудесные…» Большой Детский Хор Всесоюзного радио и телевидения. Ныне, как  и Союз, покойный.  Тот самый, в котором когда-то блистал советский Робертино – Серёжа Парамонов...
         Как-то, может, для сравнения или назидания мне показали упитанного и довольного жизнью макаронника забальзаковского, если такой ещё существует для мужиков, возраста. Владелец сети ресторанов в Палермо, Неаполе и Багдаде, - наш давний любимец Робертино Лоретти. (- Поедем в Неаполь, поедем в Багдад! – Но дочка сказала: - Хочу в Ленинград!) Потом  речь пошла о грустной истории Серёжи Парамонова, который не выдержал «медных труб» и, потеряв свой ангельский голос, потерял вместе с ним цель и вкус к жизни. Спился, посадил себе печень и умер, так и не открыв ни одного ресторана. «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам…»      
         А этот, другой, иногда даже и поёт. Даёт, так сказать, концерты. А что? «Лодка легка моя, вёсла большие. Санта-Лючия! Санта-Лючия!» (Как! Вы всё ещё ловите мышей?! – Признаюсь, только для развлеченья.)
        Вино Эреба – не только для развлеченья, это напиток, обратный непентису По и дурман славы одновременно. А пить и при этом не пьянеть у нас как-то не принято. Национальная, блин, традиция. Как, скажем, хождение в брюках или sans culottes – в зависимости от вкуса и возраста, - шотландцы  натурально разбрелись по романам Скотта. Вот поэтому-то наш общевойсковой коэффициент благополучия и тянет всегда налево. Разумеется, от нуля. И судьба Серёжи Парамонова – тому лишнее подтверждение.
       И что мы вообще за нация-то такая? Лучшие писатели пропадают в богадельне для бомжей, во всех возможных смыслах заеденные вшами. Уникальные русские артисты, всеми брошенные и забытые,  умирают почти от голода. А легендарнейшим, непревзойдённым в мире разведчикам, остаётся последняя привилегия – вечный покой в кем-то приватизированной почве. (Шаламов, Новиков, Коцюбинский,…)

       Страшно, если никто не вспомнит о Тебе, когда Тебя уже здесь не будет.
       А почему, собственно, страшно? Чего такого тут жуткого? Всё нормально. «Всё нормально, старик, всё в порядке…» Пока мы пролетаем мимо третьего этажа, и до мостовой, можно считать, парсеки. Стоит ли беспокоиться? Ерунда! «Жизнь = это игра в кости». 

      Но я ведь хотел Тебе спеть не о том. Сбил меня итальянец на макароны. А я ведь хотел про «школьные годы». Признаюсь, что слушать спокойно и сдержанно вальс тот никак не могу. Звуки его словно сбивают дыхание. И сейчас, и тридцать лет назад, да и, пожалуй, назад все сорок. «Как они быстро летят, их не воротишь назад…»   Может, память моя настроена на тот ласково-майский лад второй половины пятидесятых.
       Кажется, будто было вчера…
       Вот солнечные лучи скользят по стеклу письменного стола, и тёплый ветер колышет оконную занавеску. Майский жук залетел к нам в комнату и теперь ползает по листьям кабинетной пальмы. Двадцать третье мая пятьдесят седьмого года. Я закончил четвёртый класс. И как же незаметно подкралось лето!  Даже завод «Клейтук» по этому случаю перестал варить клей и заблагоухал «Красным маком». И никто ведь тогда при словах «мак»  или «конопля» не мог и подумать о «белой тропе» героина!
        Какое розовое, прочное и неизношенное время!
       Я взял жука и вышел на балкон. Внизу кто-то крутил пластинку Бейбутова. Вокруг двуногой доски толпились свободные от наук и трудов мужики и который раз безуспешно убивали в себе козла. Я посадил жука на перила балкона. И он стал старательно собирать под спинные крышки свои слюдяные крылышки. Он долго готовился. И вдруг, набравшись сил, полетел. На Запад, к ещё такому высокому солнцу. Это был последний майский жук, которого я видел в своей жизни.
       «Мы гоняли вчера голубей, завтра…»
        Нет, никогда уже завтра не наступит твоё «вчера». Любое мгновение уникально, и не удастся тебе второй раз съесть когда-то съеденное мороженое. Гераклит прав. Ты можешь войти в реку дважды, но это будет совсем  другая река.
       И ты никогда больше не увидишь  тот замёрзший лесной ручей на дне глубокого оврага, куда ты, зелёный второклассник, едва не  провалился в обжигающе-ледяную воду.
      И никогда уже больше не развернётся перед тобой прозрачная  берёзовая роща и та смешная чёрно-жёлтая птичка не запрыгает  с ветки на ветку.
      И, быть может, только во сне,  на какое-то неуловимое мгновение, ты узнаешь себя в двухлетнем мальчике, бегущим сквозь сеть солнечных зайчиков по густой липовой аллее навстречу улыбающейся женщине, готовой взять тебя на руки.
      И не промчишься ты больше по свежей лыжне, догоняя девушку в  синем свитере, и не спугнёшь пушистого зверька, серебряной стрелой метнувшегося по стволу сосны к бездонному небу.
      И никогда больше не прозвенит для тебя ни первый, ни последний звонок, и ты никогда уже больше не пройдёшь по ночной Москве, держа в своей руке руку первой красавицы твоего выпускного класса…    

       «Как они быстро летят, их не воротишь назад…»
        Река времени… Лета…

                Куда ты бежишь вода? Сама не знаешь – куда…
                Об этом, конечно, могли бы камни сказать и рыбы.
                Но рыбы молчат,
                И камни молчат, как рыбы…   

……………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………….