Апофеоз

Владимир Михайлов-Крав
                ВЛАДИМИР  МИХАЙЛОВ-КРАВ


АПОФЕОЗ

                Из писем о Далёком Друге.

        В ноябре 2003 года моего Далёкого Друга осенила  на редкость удачная мысль. Он решил собрать  в один час и под единые своды всех своих живых одноклассников. Он поделился этой идеей со мной, и я нашёл её вполне достойной воплощения.  Правда, было одна трудность, состоявшая в том, что мы с моим ДД знали только свои личные  почтовые адреса и телефоны. И тогда мы разделили обязанности: он взялся обеспечить крышу, выпивку и закуску, а я – найти подходящих гостей. 
        На том и порешили.
        Я вооружился МТС-совской базой данных и стал звонить. Это заняло довольно много времени. Пришлось даже обратиться за помощью к моим старым приятелям–соратникам из Движения. Но постепенно мне всё-таки удалось достучаться до всех, кто откликнулся на мои призывы.
         Мужской состав нашего класса в абсолютном большинстве спился и  поменял  родные просторы на другой, пока ещё неизвестный нам  с Тобой мир. (О коэффициенте общевойскового неблагополучия я Тебе докладывал.)  Девочки же, за вычетом двух, тоже ушедших навсегда, оказались на месте. Правда, Рая по фамилии Доктор отбыла то ли в тёплый Израиль, то ли вообще за Геркулесовы Столбы – точными данными  меня не снабдили. А с ней я даже несколько недель сидел за одной партой. И она своей сдержанной доброжелательностью и природной незлобивостью – крайне редкие качества для денотата столь профессиональной фамилии – вызывала во мне только добрые чувства.  К тому же она познакомила меня с приключениями оваловского  майора  Пронина. Скорее всего, это было в четвёртом классе.
         На моё предложение – разумеется, от имени Далёкого Друга, – собраться спустя сорок лет за чашечкой водки, откликнулись с  разной амплитудой энтузиазма. Одни охали и ахали – почти как при оргазме – и сразу соглашались, Другие  соглашались  после  некоторого раздумья и без междометий. Впрочем, нашлись и те, кто категорически отказался. Теперь-то я понимаю, что они как раз и были самыми искушёнными в поворотах жизни. Дурак! Я не понимал, что не надо будить спящих собак. Все мои одноклассники - да и я сам - появились на свет в 46-ом году, то есть именно в Год Собаки!      
         В итоге набралось двенадцать персон. Вечерний  ужин предполагался не тайным, и число приглашённых  библейских ассоциаций не вызывало.  Я написал речь, которую предполагал произнести за столом, и  целый день учил её наизусть, особо напирая на доверительность интонации и  убедительность тона. Желание  время от времени распускать павлиний хвост, вероятно, у меня в крови, Такая, понимаешь, артистическая натура.
        Далёкий Друг назначил место и день: ресторан с двусмысленным названием «Фаэтон», первая суббота февраля, пять часов пополудни. До выпускного вечера  сорокалетней выдержки не  хватало каких-то двадцати недель.
        Мой ДД демократично встречал всех у входа. Рукоприкладство, объятия, дружеская улыбка. Богатый опыт  общения с народом. Дюжина «вип-персон» для такого значительного мероприятия – совсем не много.  Особенно, если учесть, что одиннадцатый был родным братом моего ДД и никогда вместе с нами не учился, а двенадцатым оказался идальго вполне подходящего возраста, с которым я никогда не имел удовольствия разговаривать и которого, при всём напряжении сил, никак не мог вспомнить. (Позже выяснилось, что он был приглашён особо, так как по сценарию Главного Устроителя имел ключевую роль.) 
        Итак, четыре  кабальеро и восемь дам. Совсем не идеальные условия для белых танцев. Мы расселись по принципу запорожцев: атаман во главе стола, остальные – кто как хочет. Я оказался рядом с экс-первой красавицей  нашего класса, которая хоть и заметно прибавила в весе, но удивительно сохранила свою прежнюю привлекательность. Разумеется, я оказался рядом.   

       Речь, на которую я потратил столько времени, мой ДД произнести мне не дал. Просто заткнул рот салфеткой, а роль Марка Туллия Цицерона полностью взял на себя. Великая вещь – опыт общения с народом.  Речь моя была не  слишком длинна – при старании  уложил бы её минут в сорок, - однако мне стало обидно. Всё же не настолько, чтобы сейчас, воспользовавшись моментом, предложить Твоему вниманию полный текст. Ограничусь лишь одной главной мыслью. Мы никогда больше не соберёмся в таком составе – и неважно – почему, - а потому запомните каждое лицо, каждый жест, каждое сказанное слово. В дальнейшем это может пригодиться. Кстати, тут я оказался прав на все 105 процентов. 

        Мой ДД начал рассказывать про свою ознакомительную поездку в Индонезию, Сиам и какие-то райские острова. Его брат, который, вероятно, везде его сопровождает , вклинился в разговор и стал было объяснять внутреннее устройство одного из тамошних серпентариев, однако  мой ДД и ему не дал как следует развернуться. Ибо вдруг сам набрёл на исключительно глубокую тему – прямо-таки Марианскую впадину воспоминаний.  Нет, нет! – орден ещё будет – его  блистательное явление впереди! А пока речь пошла о богатом набором всех мыслимых и немыслимых услуг  публичном доме Бангкока. Мы с некоторым изумлением выслушали полный прейскурант этого солидного заведения и даже избранные впечатления его экс-клиента. (Все эти поучительные подробности в целях экономии Твоего времени я опускаю.) Самым интересным в данной истории оказалось даже не столько напряжённое внимание слушателей – коньяк, видишь ли, есть коньяк, -  сколько упоённый восторг  самого рассказчика в сочетании с его искренним стремлением позабавить женское общество некоторыми весьма специфическими деталями.  И – конечно же! – чувство превосходства  первого открывателя. – «Мы, дескать, ещё поглядим, у кого галифе  ширше!»
        Я был сторицей вознаграждён за свой мятый павлиний хвост. Такая подробная экспликация – какой там Лёша Туркин! - превосходила мои самые смелые ожидания. А когда бывшая первая красавица моего класса наклонилась ко мне и  доверительно пожаловалась на отсутствие в ресторане «Фаэтон»  отдельных кабинетов, я понял, что  праздник  удался’. И, разумеется, тут же в ответ сообщил, что тоже разделяю её озабоченность таким вопиющим несовершенством окружающего пространства.
        А общее веселье между тем всё набирало и набирало обороты. Брат моего ДД,  смирившись с потерей серпентария, теперь душевно рассказывал короткие зоологические анекдоты о ловле страусов, грустных глазах коров и черепахах, с плачем откладывающих свои яйца. Дамы краснели, закатывали глаза и  смеялись. Коньяк, повторюсь, есть коньяк. Мой же Далёкий Друг почему-то стал проявлять заметные признаки нетерпения и беспокойства. При этом он подавал какие-то масонские знаки неопознанному идальго.  «Уж не собирается ли мой ДД, - мелькнула нелепая мысль, - устроить нам всем здесь варфоломеевскую ночку?» Но до такого динамичного сюрприза дело, разумеется, не дошло. (Никогда не следует демонизировать далёких друзей  сверх меры.) Просто это была команда: «На выход!»    
         Идальго встал с бокалом в руке и, глядя на общество скошенными, видимо, от постоянного вранья глазами, потребовал общего внимания. Ему, понимаешь, вроде как пришло в голову заставить нас выпить за здравие главного устроителя банкета. Для начала он произнёс небольшую речь, в которой вкратце  перечислил основные достоинства виновника торжества: самозабвенная храбрость на все случаи жизни, удивительное искусство выбирать себе пиджаки, глубокие познания  в  устном счёте и восточных языках, ораторское мастерство, мудрость, справедливость, учтивость,  прямота и уравновешенность характера   и – главное - великое умение распознавать достойных людей и оказывать им поддержку.  Потом  он доверительно сообщил, что крайне редко смотрит  телевизионные передачи. Но однажды, едва запустив мотор, был  захвачен потрясшим его зрелищем:  процессом награждения моего ДД орденом за многочисленные заслуги. Дату столь выдающегося события и номер канала он от волнения, разумеется, тут же забыл. Однако вспомнил, что в дни своего отрочества и даже юности проживал почти в одном дворе с  достойнейшим кавалером, заслуженное награждение  которого наблюдал собственными глазами не далее как минуту назад. И тогда он публично поклялся обязательно разыскать этого замечательного человека и лично вручить ему весь запас  нерастраченных дружеских чувств и своего многомерного восхищенья.
      
- Скажи мне, кто ты, и я скажу, кто твой друг.
- Я – президент  банка.
- Я – твой  друг.               

        Короче, мы выпили стоя. Мой ДД подошёл к оратору, трижды его поцеловал и скромно подтвердил, что всё именно так и было. Затем мой ДД  вернулся на своё президентское  место и – как это ни удивительно – залез под стол, где сюрпризом одел на себя знакомый мне орден. Мы все немедленно завопили «Ура!» и бросились со всех сторон лизать достойного кавалера.
       Это был настоящий апофеоз!
       Волной  восторга и всеобщего ликования наш праздник и кончился. Выпивка и закуска – тоже. Остался с грязной посудой стол и  дым чужой славы.
       Провалиться мне на этом месте, если я сочинил тут хотя бы один эпизод. Честное пионерское, всё именно так и было.

***   ***   ***

    Вспомнился лучший в мировой литературе  рождественский рассказ: О’Генри  «Дары волхвов», и мне захотелось тоже подарить Тебе что-нибудь на прощанье.
       Да, хорошо бы что-нибудь подарить. Но не своё, а чужое. В том, чтобы подарить именно не своё есть  некий особый шарм. К тому же чужое часто намного ценней, чем своё. На тривиальный адюльтер я, разумеется, не намекаю. Так и хочется выдать Тебе под конец… что-нибудь крайне полезное в хозяйстве. Но не прихватку с зайчиком и грибком, и даже  не самшитовую подставку для чайника. Хочется, понимаешь, что-нибудь такое, что  не испортится от употреблений и стойко выдержит  гул времён. В этом смысле лучше пирамиды Хеопса (Хуфу) ничего не придумаешь. Может, её Тебе и подарить? А что, неплохая идея… (- Вон видишь ту голубую звезду? Я дарю её тебе. – У…у, только одну? Более щедрые кавалеры дарили мне весь небосвод сразу.)  Ты видел пирамиды в Гизе? Так вот, я их Тебе дарю. Бери, если хочешь. Нет, недальновидно. Даже в Твоей просторной квартире без помощи пятого измерения эту вещь, столь полезную в домашнем хозяйстве,  нам, увы,   не поставить.  И это правильно – ценный подарок не должен занимать много места. Вот я и решил – где уж наше ни пропадало – подарить Тебе  все двадцать правил психологического айкидо. Конечно, Ты можешь отказаться, посчитав такой подарок недостойным и бесполезным. Но, во-первых, главное в этом деле – внимание, а, во-вторых, отказываться от  внешних даров вообще не стоит, -  не надо только сразу ломать стены и тащить коня в город. (Смотри  правило  номер  20.)
      Кстати, мой Далёкий Друг тоже сделал мне как-то подарок. Через несколько дней после того фаэтоновского триумфа, когда моему ДД не хватило лишь последнего шага для формального обожествления,  мы встретились для подведения итогов. И мой ДД, говоря весьма мягко, подверг обструкции  всех участников банкета, за вычетом самого себя, своего брата и ключевого идальго. Если точнее, то просто облил помоями. И я, надо сказать, не сразу сообразил, какова истинная причина его неудовольствия. Его большое  кавалерское сердце не могло простить бутафорию ресторанного восторга. Он, видишь ли, пламенно желал натурального апофеоза, а получил коньячный денатурат. Скорее всего, острое подсознательное ощущение обмана. Он всё устроил, нашёл  всех заблудших и собрал под крылом – один стол – две тысячи баксов, - а ему вместо положенного восторга выдали  форменную буффонаду. Как же так!? Во мне ему не понравилось абсолютно всё: пиджак, свитер, брюки, но особенно – моя старая и фальшивая дублёнка. И мой ДД решил хоть в этом ущемить мировое зло, и предложил мне свою почти новую, настоящую дублёнку, из которой давно уже вырос сам и которую не мог натянуть на себя даже его племянник. Сначала я хотел с некоторым подобием  негодования отказаться. Но, подумав, вспомнил «правило номер 20» и решил-таки взять. Вскоре  дублёнка была доставлена мне прямо домой. Пару раз я даже одевал её в крещенские морозы. Однако она оказалась слишком тяжёлой для носки и буквально пригибала  к земле. Поэтому она и сейчас мирно висит у меня в прихожей, молчаливо напоминая о широте души моего Далёкого Друга.
            
       Я не знаю, кто сочинил эти двадцать правил психологического айкидо. Всевозможных любителей  - навалом. Если бы кастанедовского Хуана удалось извлечь из Сонорской пустыни  и запустить в наш богатый аквариум, то  он, мне кажется, сообразил бы нечто подобное. Во всяком случае правила удачно вписываются в Принцип Охотника и даже его дополняют.      
      
       А  Каспар,  Мельхиор  и  Балтасар  принесли в дар  СПАСИТЕЛЮ золото, ладан и смирну.

***   ***   ***

Двадцать правил психологического айкидо


      1. Есть надо руками. Не дело, когда между тобой и едой стоит металл. Беря еду руками, полнее ощущаешь её вкус.

      2.  Спать  надо  столько,  сколько хочется. Будильники надо уничтожить как изобретение. Вставай тогда, когда ты готов к жизни.

      3. Людям всегда надо давать два шанса. Давать на всё  -  на возможность доказать, что они умны, на выполнение любого дела, на любовь.  Одного  шанса  может быть мало. Его могут съесть обстоятельства. Двух достаточно, чтобы тот, кто хочет и  может  проявил себя.  Процент  тех  кому нужен третий шанс так мал, что им можно вполне пренебречь, учитывая затраты времени и сил.

      4. Субъективно важное для тебя и есть самое важное в  твоей жизни, - пусть хоть весь свет доказывает тебе обратное.

      5.  Не суди категорично о том, чего никогда не испытал. Или испытай то, о чём хочешь судить. Не позволяй этому  правилу  втянуть себя в проверку опасных для жизни и здоровья вещей: наркотиков или бросания под машину.

      6. Если тебе не нравится поведение некоего ближнего, спроси его,  что он имеет в виду. Если выяснится, что это не простое недоразумение, а вполне осознанная позиция, - не пытайся его исправить. Развернись и уходи - это не твой человек. Впрочем,  ты  можешь сократить его участие в твоей жизни до резонного минимума.

       7. Следуй своим желаниям, какими бы странными они не казались окружающим. Пока ты не исполняешь их, ты живёшь в рамках чужих желаний. Точнее говоря, не живёшь вообще. Исполняя свои желания  ты  открываешь себе путь для других желаний и находишь своих людей.

       8. Никому не позволяй указывать, как тебе жить. Помни, эти люди  собираются прожить две жизни - свою и твою. Не слишком ли  для них жирно?

       9. Не давай советов без просьб. И по просьбам старайся  не давать тоже. Предлагай оптимистические примеры тех, кто справился.

      10. Никогда не слушай неудачников. Возможно, их ошибки тебя чему-то и научат, но общее настроение повредит куда больше. Ищи и слушай тех, кому удалось, пусть даже и самым трудным путём.

      11. Не завидуй никому. На этом пути остановок не существует - всегда найдётся тот, у кого бриллианты крупнее.

      12. Не презирай никого. Ибо всегда найдётся тот, кто согласится  на  меньшее. 

      13. Умеренность хороша во всём. Но  аскетизм  оставим  тем, кто  живёт  в жарких странах, где мясо не лезет в горло, а бананы падают с неба. Тот, кто ежедневно ходит на работу по снегу, пусть не берёт примера с того, кто, думая о жизни, валяется под банановым деревом.
 
      14. В трудную минуту сосредоточься на сохранении существующего беспорядка. Можешь не мыть гору вчерашней посуды, но  обязательно  вымой  последнюю  чашку, из которой ты пил. И обязательно продолжай выполнять свои обязанности! Продержись так весь  острый период,  потом сам же скажешь себе спасибо за то, что не осложнил свою жизнь ещё больше в период неполной вменяемости.

       15. Не совершай необратимых поступков, когда  тебе  плохо. Не расставайся с жизнью, не становись алкоголиком или наркоманом, не  женись, не заводи детей, не становись верующим, не заводи собаку. (Кошке до фонаря все твои проблемы, лишь бы ты  кормил её и время от времени гладил.)

       16. Когда кто-то пытается тебя обидеть, он может прямо-таки лезть из кожи. Но только ты решаешь, обидеться или нет. Только ты! Это, кстати, может страшно обидеть обижающего.

       17. Если у тебя много вещей - это признак того, что каждая из них не полностью выполняет свою задачу.  Старайся  не  обвешиваться  вещами. Но если уж что-то иметь - пусть это будет качественное и красивое.

       18. Если твои дела не идут, вымой голову. С  чистыми  волосами пережить тяжёлое время легче. Хорошо также постричься. Старые заботы отпадут с отстриженными прядями.

       19.  Одевайся  хорошо. Хорошая женщина не будет относиться хуже к мужчине, если он плохо одет, но будет  относиться  к  нему лучше, если он одет хорошо.

       20.  Всегда принимай предлагаемые подарки. По крайней мере один раз. Если человек делал это от души, не отнимай у  него  радости.  Если он что-то предложил тебе в надежде, что ты откажешься, то, приняв подарок, ты выиграешь дважды  -  получив  нечто  и обезопасив  себя  на  будущее от его камуфляжа  за твой счёт.

***   ***   ***