Милый, вдруг наконец-то мы вместе

Владимир Михайлов-Крав
 
ВЛАДИМИР  МИХАЙЛОВ-КРАВ

   

МИЛЫЙ, ВДРУГ НАКОНЕЦ-ТО МЫ ВМЕСТЕ,   
                ИЛИ
ЗАЧЕМ ТЫ  ЖИВЁШЬ, ПЕТРОВИЧ?
                ---------------
               
               
                Шутка в двух картинах с эпилогом.
 

   
 
        ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
   
         1. МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ, бывалый интеллигент с пышной шевелю-
            рой, 32-х с половиной лет.
   
         2. ЛИДИЯ, его жена, дама спортивного вида и добальзаков-
            ского возраста.
   
         3. Алексей Емельянович, их сосед, джентльмен, прошедший
            огни и воды, немного за пятьдесят.
            
         4. Дама неопределённого возраста, его подруга.
               
         5. Иннокентий  Борисович  Молчанский, пожилой персидский
            кот с усами, но без слов. Актёр, рекомендуемый на эту
            роль, должен иметь небольшой рост,  обладать  быстрой
            реакцией и пушистым хвостом.
            
         6. Два агента в штатском, без слов.
               
   
      Действие пьесы разворачивается в последние дни брежневского
триумфа.
    
   
   
                К А Р Т И Н А   П Е Р В А Я.
   

      Сцена представляет собой внутренний вид  стандартной  двух-
комнатной  квартиры.  Большую комнату занимает Сосед, комната по-
меньше является аппартаментами Петровича и его супруги.
      Обстановка большой комнаты спартански проста: кухонный стол
без  скатерти, два стула, фанерный платяной шкаф и железная койка
больничного образца. На столе кастрюли, банки и  пустые  бутылки.
На сетке койки грязный матрас и куча тряпья. Окно завешено стары-
ми  газетами,  на подоконнике цветочный горшок с торчащей из него
палкой, разбитый аквариум и пустые литровые банки. На  полу  кар-
тонные коробки и разбросанная одежда.
      Комната  Петровича  нашпигована  мебелью и аппаратурой: ди-
ван-кровать, мягкое кресло,  пуфики,  раскладной  стол,  торшеры,
бра,  двустворчатый  шкаф,  сервант, пишущая машинка, магнитофон,
выносные акустические системы, радиола, два телевизора, несколько
разнокалиберных приёмников. На стене у окна огромный кондиционер.
      Всё это великолепие дополнено подвесными книжными  полками.
Книги в образцовом порядке и блестят яркими корешками. М.Петрович
и  его  супруга  сидят напротив друг друга и играют в кости. Он в больших стереонаушниках, соединённых с  магнитофоном.  Телевизоры
включены и настроены на разные каналы. Однако звука нет, и слышен
только стук игральных костей. Оба синхронно курят.
      Открывается входная дверь,  и  в  прихожую  входит  Алексей
Емельянович.  На  нём  ватник,  заячья  шапка  и  сапоги. В руках
что-то, завёрнутое в газету. Сосед явно выпивши, но на ногах сто-
ит ещё твёрдо. Вместо приветствия издаёт некий звук, нечто  сред-
нее  между свистком паровоза и собачьим лаем. Из его комнаты, ле-
ниво потягиваясь,  выходит  Иннокентий  Борисович  Молчанский  и,
что-то быстро закопав на пороге лапкой, следует на кухню.
 

                - 2 -


      Петрович снимает наушники и прислушивается. Как бывалый ин-
теллигент  он не может оставить Соседа без ответного приветствия.
Он нажимает какие-то кнопки, и из  выносных  акустических  систем
раздаётся  картавый  голос заморского попугая: "Здрассте, Алексей
Емельянович! Попка дур-рак! Как поживаете?!"
      Сосед, не обращая внимания на говорящую  птицу,  заходит  в
свою  комнату,  берёт со стола кастрюлю, потом проходит на кухню,
где сталкивается с Молчанским.
               
      С о с е д (добродушно). Ну что, сукин  кот,  ещё  не  сдох,
      падло?
      
      Молчанский на всякий случай прыгает на кухонный стол и  вы-
гибает спину. Сосед бросает в кастрюлю свой свёрток, наполняет её
водой и ставит на газовую плиту, после чего возвращается к себе в
комнату. Молчанский со стола пытается заглянуть в кастрюлю.
   
      П е т р о в и ч (принюхивается). Опять этот запах!
      Л и д и я. Сосед опять варит мясо.  Где он его берёт? Такая
вонь...
      П е т р о в и ч. Я  думаю, в  нашем  универсаме... в отделе
суповых наборов... провалиться мне, но это  набор  для  супа-хар-
чо... и варит его он, конечно, вместе с газетой...
      Л и д и я. А я думаю - на ближайшей  помойке.  Миша, включи
кондиционер и позови Кешу. Только закрой сразу дверь.
      П е т р о в и ч (выходит в прихожую и зовёт кота). Иннокен-
тий Борисович! Иннокентий Борисович! Кис-кис-кис!
   
      Молчанский мягко спрыгивает с кухонного стола и с  брезгли-
вым видом возвращается в комнату хозяев. Петрович плотно закрыва-
ет за ним дверь.
      
      Л и д и я. Кешенька! Кеша! (Пытается погладить Молчанского)
Ты  посмотри, какой у него вид! Как он только выдерживает эти га-
зы! Совсем нечем дышать... Я же тебя, это самое, просила включить
кондиционер!
   
      Петрович лезет на стену и запускает импортный агрегат. Ком-
ната наполняется гулом. Молчанский прячется под диван. Петрович и
Лидия чихают.
      
      П е т р о в и ч. Эти дешёвые харьковские хохлы  всё  делают
через  жопу.  Наш  французский кондишн работает как пылесос - вся
уличная гадость оказывается в комнате.
      Л и д и я. И все выхлопные газы! (Чихает.)

      Молчанский выглядывает из-под дивана и тоже чихает.
 

                - 3 -
      
      Л и д и я. Кеша! Кеша! Да выключи этот чёртов пылесос!
   
      Петрович  лезет на стену и вырубает импортный агрегат. Мол-
чанский снова прячется под диваном.
   
      П е т р о в и ч. Ну как можно жить в этой стране?
      Л и д и я. Какая вонь! Заткни щель под дверью.
      П е т р о в и ч. Не поможет. Воздух проходит сквозь стены.
   
      Сосед (в своей комнате) достаёт из кармана ватника бутылку и
пьёт из горла.
      
      П е т р о в и ч (мечтательно). Если  каждый  вечер  кормить
Алексея  Емельяновича ужином, то он, возможно, не будет так часто
варить мясо...
      Л и д и я. Ты лучше займись кондиционером.
      
      Молчанский выглядывает из-под дивана. Петрович снова  лезет
на стену. Молчанский прячется под диван.
   
      С о с е д (поёт в своей комнате).  Па тундыре, па сибирскай
дароге... Нет, не так... Эй, буржуи, подпевай!  Ширака  сата-рана
мая  раднайя... (Закуривает папиросу и, не снимая ватник, ложится
на койку.) В прихожей звонит телефон.
   
      Л и д и я. Это наверное Оля. (Зажимает нос и выходит.)
      П е т р о в и ч (сидя на диване и обращаясь к Молчанскому).
Вот, брат, так и живём - двенадцать лет на одном диване. Когда же
у нас будет отдельная квартира? Не знаешь?
               
      Молчанский  вылезает и ложится рядом с Петровичем. Тот дос-
таёт из вазы теннисный мяч и бросает его Молчанскому.  Молчанский
ловко  ловит и бросает назад Петровичу, который тут же возвращает
его Молчанскому.
   
      Л и д и я (в прихожей разговаривает по телефону). Оля!  Это
ты? Очень плохо слышно. Говори в трубку... У меня что-то трещит...
Нет, это не я варю щи. Это наш сосед варит мясо! Что? Ты уже чув-
ствуешь  запах? Какой запад? Мы же севернее тебя... Я не ругаюсь!
Какая-то сволочь влезла в наш разговор! Нет! Мы по-прежнему зани-
маемся осами. Что? О-са-ми! Японский? Да не разводим  мы  никаких
пчёл!  Осы - это операционные системы! Нет, мне не делали никакой
операции! Что? Когда будут делать? Чего вы не можете? Где? На па-
нели? Какой панели? Магнитофона? Что? Таре то таре? Нет!  Это  по
английски!  С  ленты  на  ленту. Нет, там всё правильно, никакого
брака! А? А ты не обращай внимания... Спасибо! Миша тоже передаёт
привет. Обязательно будем! До свиданья! (Вешает трубку и  возвра-
щается к себе в комнату.)
      П е т р о в и ч (продолжает играть с Молчанским). Это дейс-
твительно Оля.
      Л и д и я. Они купили магнитофон и не могут понять назначе-
ние кнопок.
      П е т р о в и ч. Я всегда говорил, что пора вводить образо-
вательный ценз покупателя.
      Л и д и я. Оля передаёт тебе привет.
      П е т р о в и ч (безразлично). Много доволен.
               
      На пороге комнаты неожиданно возникает Алексей Емельянович.
Петрович и Лидия вздрагивают. Молчанский прячется под диван.
 

                - 4 -
   
      С о с е д (сдержанно, но уже с  некоторым  напором).  Желаю
иметь беседу.
      П е т р о в и ч (с беспокойством). А на какой предмет?
      С о с е д (после некоторого раздумья). На любой!
      Л и д и я (с раздражением). Стучать надо, когда входите...
      С о с е д (мерно раскачиваясь всем телом).  Не и-ме-ю такой
при-выч-ки... Сукой и стукачом не был.
      П е т р о в и ч (с надеждой). Алексей  Емельянович,  у  вас
убежит мясо...
      С о с е д (снисходительно). Ему бежать некуда. Оно в  каст-
рюле.
      Л и д и я. Вы опять варите в газете?
      С о с е д (с явным воодушевлением). Мя-со моё... Ку-пил  на
свои кровные... Желаю варить в буль-о-не... Никто не имеет  права
мне запрещать... У меня отдельная комната... Захочу буду варить в
соб-ра-ни-и  Пушкина... А сейчас желаю беседовать с вами... В чём
смысл существования всех вещей? Прошу отвечать конкретно! (Делает
вальсирующее движение и с трудом удерживается на ногах.)
      П е т р о в и ч. Это очень сложный вопрос.
      С о с е д. Нет, ты проводи беседу... Вот, скажи... Ты пони-
маешь?
      П е т р о в и ч. Я понимаю...
      С о с е д. Ни хера ты не понимаешь...
      Л и д и я (почти  готова  вцепиться в волосы Соседа).  Мясо
уже через край лезет.
      С о с е д. Не надо про мя-со... Вот смотри...  Страна  тебя
выкормила, одела, обула, выучила... об-ра-зо-ва-ни-е дала, комна-
ту тебе подарила... А какая от тебя польза?
      П е т р о в и ч. Хватит! Алексей Емельянович, мы не хотим с
вами  сейчас разговаривать! (Энергично выталкивает соседа из ком-
наты.)
      С о с е д (выделывая ногами пируэты). Нет, это я не желаю с
тобой разговаривать! Не понимаете ни хера... Мангусты! (Уходит  в
свою комнату.) Ши-ра-ка са-та-ра-на май-я раднай-я!
      П е т р о в и ч. Ну как можно жить в этой стране?
      Л и д и я. Опять вонь! Заткни щель под дверью.
      П е т р о в и ч. Алексей  Емельянович, вероятно, уже сварил
мясо. Надо пойти проверить.
      Л и д и я. Выключи в любом случае. Он может есть и сырое...
               
      Петрович выходит из комнаты и сталкивается с Соседом, кото-
рый тоже идёт на кухню. Оба заходят туда одновременно.
         
      П е т р о в и ч (торжественно). Алексей  Емельянович,  ваше
мясо готово!
      С о с е д (ковыряет палкой в  кастрюле).  Созрело!  Михаил,
вырубай!  Слуш-шай,  исполним  шикар-ный холодец! (Вытаскивает из
кастрюли обрывки газеты и бросает на  пол).  Пусть  теперича  от-
дохнёт  в твоей морозильне. (Снимает дымящуюся кастрюлю с плиты и
собирается поставить её в финский холодильник Петровича.)
      П е т р о в и ч (загораживая  собой  холодильник).  Алексей
Емельянович, так нельзя! Горячее в камеру не ставят!
      С о с е д. Оно ж там и остынет. Боисся? Ладно, давай к тебе
в  комнату под вентилятор. (Делает ногами пируэт и, едва не обва-
рив Петровича, готовится нести "холодец" в комнату.)
      П е т р о в и ч (в бешенстве). Оставьте здесь! Поставьте на
подоконник! (Поворачивается и уходит.)
      С о с е д (в некотором изумлении). Я ему русским языком,  а
он... никакого уважения. Хорьки и мангусты... Михаил! Какая от те-
бя  польза? (Немного подумав). Я здесь хозяин!
 

 
                - 5 -
               
      В  прихожей  звонит телефон. Петрович снимает трубку. Сосед
ставит кастрюлю на подоконник и  уходит  в  свою  комнату.  Лидия
включает  приёмник  и начинает играть в мяч с Молчанским, который
снова располагается на диване. Петрович говорит по  телефону,  но
его голос заглушается звуками марша, криками "ура" и голосом дик-
тора:  "Вот сейчас мимо мавзолея стройными рядами проходят трудя-
щиеся Советского района столицы. В едином строю, плечом  к  плечу
идут  создатели  самой совершенной вычислительной техники - рабо-
чие, программисты и учёные. Они с неподдельным энтузиазмом рапор-
туют руководителям нашей партии и правительства о  своих  славных
трудовых  достижениях."  Сосед  в своей комнате достаёт бутылку и
пьёт из горла. Молчанский на диване катает лапкой теннисный  мяч.
Петрович вешает трубку и возвращается в комнату.
    
      П е т р о в и ч. Всё в порядке. Скоро выветрится.
      Л и д и я (принюхивается). Ещё не скоро. Кто звонил?
      П е т р о в и ч. Стасюк.
      Л и д и я. Чего ему надо?
      П е т р о в и ч. Хочет нас сделать "лучшими по профессии."
      Л и д и я. По какой профессии?
      П е т р о в и ч. Я думаю, что всё-таки не самой древней.
      Л и д и я. Зачем?
      П е т р о в и ч. Ему видней. И ещё нас повесят на доску.
      Л и д и я. Что?
      П е т р о в и ч. Не пугайся. На доску почёта.
      Л и д и я. Меня?
      П е т р о в и ч. Нет, пока только твоё фото. А рядом - моё.
В целях экономии я предложил бы что-нибудь из свадебного альбома,
но, боюсь, нас могут не так понять.
      Л и д и я. Я не хочу на доску.
      П е т р о в и ч. Почему? Висеть на доске  почёта  почётней,
чем стоять у позорного столба.
      Л и д и я. А кандидатуры к столбу обсуждались тоже?
      П е т р о в и ч. Такие  кандидатуры не обсуждаются. Их наз-
начают.
      Л и д и я. И кого назначили на этот раз?
      П е т р о в и ч. Как всегда, - Трясучкина и Рачкова. А что,
отчёт о праздничной демонстрации всё идёт?
      Л и д и я. Тебя это удивляет?
      П е т р о в и ч. Вообще-то она кончилась неделю назад.
      Л и д и я. Зато была длинной.
      П е т р о в и ч. И отчёт, естественно, будет долгим. К тому
же это удобно - нечто вроде "танца маленьких лебедей"...
   
      На пороге комнаты возникает Сосед. Петрович и Лидия подска-
кивают, как ужаленные. Молчанский прячется под диван.
   
      С о с е д. Мигель! На три слова... Разговор  двух мужчинов.
Имею важное сообщение. (Уводит из комнаты Петровича, который поч-
ти не сопротивляется.) Слуш-шай, Мигель, я тут  немного  разгоря-
чился... Понимаешь? Короче! Червонец до завтра и всё! Утром отдаю
сразу...  Позарез,  понимаешь...  Душа  просит! Будь человеком! А
завтра... к вечеру... непременно...
   
      Петрович  достаёт бумажник. Сосед мгновенно выхватывает ку-
пюру и исчезает. В эфир врывается песенка герцога из оперы "Риго-
летто": "Сердце красавиц склонно к  измене..."  Сосед  уходит  из
квартиры. Громко хлопает входная дверь. Песенка герцога нарастает
и становится всё громче.
 

                - 6 -
   
   
                К А Р Т И Н А   В Т О Р А Я.
      
      Декорации  не меняются. Петрович, Лидия и Молчанский играют
в мяч. Оба телевизора настроены на разные каналы. По обоим асинх-
ронно транслируется отчёт о праздничной  демонстрации  трудящихся
столицы. Молчанский механически ловит мяч и вопросительно смотрит
на  хозяев.  Открывается входная дверь и входит Сосед. На нём всё
таже заячья шапка, но вместо ватника  красная  рубашка  навыпуск.
Его сопровождает пышная дама в немного разорванном платье свобод-
ного покроя. У дамы опухшее лицо и синяк под глазом.
      
      С о с е д (в радостном возбуждении). Вот... пришли... Здесь
мы и живём. В маленькой комнате - соседи. Мангусты, в натуре,  но
оч-чень  примерного  поведенья...  Сидят  и пишут программы... на
разных языках для машин... На фене не  ботают...  Сейчас  я  тебя
познакомлю...  (Дама  отворачивается  и  плюёт  в  угол.) Подожди
тут... (Сосед открывает дверь в комнату Петровича, но не пересту-
пает порога.) Слуш-шай, Мигель, я вот подругу встретил... Сто лет
не видались... Душа, сам понимаешь, горит... А у  меня  там  бар-
дак...  Получается неудобно... Давай мы эта... отдохнём у тебя...
У вас тут радио и... диван... всё путём... А вы  полчасика  погу-
ляйте... Погода на улице, я доложу, шепчет... Ветерок... листочки
шуршат... Ну, давай, не подводи... (Поворачивается к своей даме.)
Эй, как тебя! Сисястая, заходи!
      П е т р о в и ч   и  Л и д и я (хором). Нет! Нет! Нельзя! К
нам  сейчас придут гости! (Пытаются закрыть своими телами дверной
проём, но не саму дверь, так как Сосед прочно держит её ногой.)
      С о с е д (несколько обескураженно своей даме). Я  ж  гово-
рю, хорьки и мангусты... Не успел, понимаешь, воспитать... Ну ни-
чего, сейчас настроим... счас разберёмся...
   
      Уводит её в свою комнату, потом идёт  на  кухню,  открывает
холодильник  Петровича, забирает оттуда какие-то банки, возвраща-
ется в свою комнату и пытается расставить принесённое  на  столе.
Петрович  и  Лидия  без  лишних слов подпрыгивают от возбуждения.
Молчанский с возмущённым видом встаёт на задние лапы.
      Подруга Соседа наклоняется и собирает разбросанную по  полу
одежду.  Сосед оставляет сервировку стола, подходит к своей  даме
и начинает её грубо тискать.

      Д а м а (лениво, хриплым голосом). Отстань...  поди подмой-
ся... от тебя сукой пахнет...
      С о с е д (продолжая её тискать). Это не сукой... это я хо-
лодец ставил...
      Д а м а. Отстань, говорю... (Резко толкает Соседа.)
      С о с е д. Иду, иду... (Убегает в ванную.)
               
      Из ванной слышен плеск воды и голос Соседа, который с  воо-
душевлением поёт: "Моя Маританна, моя Маританна, я никогда не за-
буду  тебя!"  Дама  складывает  в  хозяйственную сумку кое-что из
одежды, добавляет банки со стола, вытаскивает из висящего на сту-
ле пиджака паспорт Соседа и, без шума закрывая  за  собой  дверь,
уходит.  Сосед с прежним воодушевлением продолжает: "Моя Маритан-
на, моя Маританна..." Петрович и  Лидия  выключают  телевизоры  и
прислушиваются. Молчанский спрыгивает с дивана и нюхает дверь.
 

                - 7 -
   
      П е т р о в и ч (по-библейски вздымая руки). Как можно жить
в этой стране? Нет! Надо ехать!
      Л и д и я. Куда?
      П е т р о в и ч. В Париж, Неаполь, в Багдад... на Кольцевую
дорогу! В край уссурийских тигров! В Биробиджан, наконец!
      Л и д и я. Займись политикой, сделай жизнь лучше.
      П е т р о в и ч. Я уже занимался - был доверенным лицом од-
ного... кандидата...
      Л и д и я. Теперь сделай ещё один  шаг  -  стань  депутатом
местного  совета.  Тебя  обязательно  выберут, а я буду тебя кор-
мить... в случае неудачи... и в случае удачи тоже...
      П е т р о в и ч (воодушевляясь). Наше  время ещё не пришло.
Но, вот увидишь, не пройдт и пятнадцати лет, как мы будем  лежать
на песке у египетских пирамид и купаться в Красном море!
      Л и д и я. Хватит  болтать! Лучше пойдём погуляем. Я чувст-
вую, как пахнет весной. Алексей  Емельянович  иногда  высказывает
довольно здравые мысли.
      П е т р о в и ч (мечтательно). Последний раз, насколько пом-
ню, мы покидали квартиру в позапрошлую пятницу.  Действительно  -
пора.  (Ложится на диван, несколько потеснив Молчанского, и с эн-
тузиазмом сцепляет на затылке руки.)
      Л и д и я. Миша, так ты идёшь?
      П е т р о в и ч. Обязательно. На  улице  так  хорошо...  Мы
пройдём  широкими проспектами столицы... посетим её скверы и пар-
ки, будем слушать, как ветер шумит молодой листвой, увидим  стада
на  горных  лугах,  соберём букет эдельвейсов... Это прекрасно...
(Подтягивает к себе Молчанского и накрывается пледом.)
      Л и д и я. Как хочешь... Я ухожу одна.
   
      Совершенно голый сосед с клочьями мыльной пеной вместо  фи-
говых листьев сюрпризом выскакивает из ванны, проверяет свою ком-
нату,  потом кухню, и тут до него доходит, что сюрприз-то препод-
несли ему. Тогда он в полном расстройстве чувств врывается в ком-
нату Петровича.
   
      С о с е д. А!? Что!? Где!? Где она!?  Куда  её  дели?!  А?!
(Пытается залезть под диван. И ему это почти удаётся, но Петрович
и Лидия за ноги вытаскивают его в прихожую.)
      П е т р о в и ч (с натугой). Алексей  Емельянович,  не вол-
нуйтесь! Мы всё простим!
      Л и д и я. Идите вниз. Она вас ждёт у подъезда!
      С о с е д. А?! Что?! Где?! Когда!? (Вырывается из  их  рук,
вбегает  в  свою комнату и мечется по ней, пытаясь одеть на голое
тело ватник. Бросает ватник, хватает пиджак и обнаруживает пропа-
жу.) Обокрали! Сука! (Выбегает на лестничную площадку, но тут  же
возвращается.) Очистила ! Стерва! (Бросается к телефону и набира-
ет  номер.)  Алё! Милиция! Срочно! Обокрали! Немедленно! На мото-
циклах! Даю адрес... (Бросает трубку.) Сволочи! Гады! Я ей  пока-
жу!  Я ей клизму... Она у меня... (Вбегает в свою комнату и начи-
нает лихорадочно одеваться.) Я тебе, сука, царский день сделаю!
   
      Петрович, Лидия и Молчанский выходят в прихожую. Лидия  за-
пирает дверь комнаты на два замка. В руках у неё большая плетёная
корзина  для  кошек.  У Петровича за спиной спортивный рюкзак, он
тащит на коротком поводке Молчанского, который упирается и не хо-
чет идти. Всё это сильно напоминает бегство.
      Гаснет свет. Сосед в темноте опрокидывает стул, разбивается
какая-то посуда, потом громко хлопает входная дверь  и  наступает
полная  тишина.  В полной тишине и темноте проходит минута. Очень
тихо, как бы издалека, возникает мелодия песни "По  долинам  и по
взгорьям..."  Мелодия  приближается,  нарастает,  звучит в полную
мощь и внезапно гаснет. И тут же включается свет.
 

                - 8 -

      Открывается  входная  дверь,  и  двое  "агентов" в штатском
втаскивают в квартиру Соседа. Он сильно пьян,  почти  не  владеет
ногами, но ещё может говорить без посторонней помощи.
   
      С о с е д (пытаясь превзойти  Цицерона).  Вот...  обобрали,
очистили... всё... мебель, люстры, ковры...  Сука...  один  гобе-
лен... машина... дача... Поил, кормил... в люди вывел...  Банкет,
холодец... сам готовил... Суки, хорьки... Я здесь хозяин!

      Агенты  в штатском молча затаскивают Соседа в его комнату и
довольно грубо бросают на койку. Потом выбивают дверь  в  комнату
Петровича, забирают кое-что из одежды и аппаратуры, затем идут на
кухню и проверяют содержимое холодильника. Достают бутылку, молча
выпивают,  закусывают  и уходят. Сосед, который до этого пытается
петь, замолкает. Снова гаснет свет. Но тут же где-то под потолком
вспыхивает яркая точка, которая начинает мерцать и  с  самолётным
гулом  медленно  двигается  в  западном  направлении.  Лаборатор-
но-красный свет заливает сцену. И сразу резкая какофония  вспары-
вает эфир. Слышен шум толпы, отдельные выкрики ораторов, пушечные
выстрелы  смешиваются  с  тяжёлым  роком и воем санитарных сирен,
прорвавшийся вдруг марш "Прощание Славянки" заглушается  многого-
лосицей биржи и нарастающими воплями: "Мани! Мани! Мани!"
      Это конец. Но пока ещё только второй картины.
            
                Э П И Л О Г.
               
      Между началом пьесы и эпилогом проходит восемнадцать лет.
      Сцена  представляет собой внутренний вид отдельной двухком-
натной квартиры. Расставлена современная и дорогая мебель.  Много
всевозможной  электронной аппаратуры: приёмники, видео-магнитофо-
ны, факс, четыре или пять телевизоров (все включены  и  настроены
на разные каналы). В каждой комнате по два персональных компьюте-
ра, они включены и мерцают своими мониторами. Половину окна зани-
мает  кондиционер, за окном угадывается тарелка телеантенны. Под-
весные книжные полки превратились  в  роскошную  книжную  стенку.
Среди массивных томов стоят две-три иконы.
      Лидия  сидит  за  компьютером, Петрович говорит по обычному
телефону и ещё вертит в руке трубку сотового  телефона.  Лидия  и
Петрович в дорогих спортивных костюмах. Внешне они почти не изме-
нились. На огромном итальянском диване лежит Молчанский. Он силь-
но  постарел. На нём зелёные очки, слуховой аппарат, шея обмотана
вязаным шарфом, на лапах тёплые тапочки, на животе  розовый  пам-
перс.  Молчанский смотрит в зрительный зал с отрешённо-брезгливым
видом.
      
      П е т р о в и ч (сухо и чётко). Да, мистер Гейнц. Не сомне-
вайтесь, мистер Гейнц. В крайнем случае завтра, к вечеру,  мистер
Гейнц. До свидания, мистер Гейнц. (Вешает трубку.)
      Л и д и я (не  отрываясь  от  компьютера). Боюсь, что мы не
успеем. У нас меньше суток. Послезавтра  мы  должны  уже  быть  в
Египте.  А ещё надо устроить Иннокентия в санаторий. Слушай, поз-
вони во Франкфурт Молчанскому... то есть Максимовичу,  конечно...
Скажи ему...
      П е т р о в и ч. О'кей!  Я  всё  понял. (Набирает  номер на
трубке сотового телефона.) С Франкфуртом не соединяют...
      Л и д и я. Позвони в Стокгольм  или  отправь  сообщение  по
мэйлу... Да, это самое, а ты мерил у Кеши температуру?
      П е т р о в и ч (пытается связаться со Стокгольмом). Мерил.
Тридцать семь и восемьдесят шесть сотых... по Цельсию.
      Л и д и я. Это, по крайней мере, на  пятнадцать  сотых ниже
нормы. Надо сделать ему тонизирующий укол. (Достаёт шприц.)
 

                - 9 -
               
      П е т р о в и ч (кричит в трубку). Стокгольм!!  Это  Сток-
гольм?! Что?! Кого обманул? Барнаул? Чёрт побери! (Выключается.)
Сегодня связь работает отвратительно...
      Л и д и я. Попробуй ещё раз.  (Обращается  к  Молчанскому.)
Кешенька,  Кеша... Сейчас мы сделаем тебе чик-чик... И будет сов-
сем не больно...
      П е т р о в и ч (садится за компьютер). Десять дней на пля-
же у пирамид! Даже не верится...
      Л и д и я. Мы заслужили и больше... Но, знаешь, кому  много
дано, с того много и спросится...
      П е т р о в и ч. Думаешь, нам много дано?
      Л и д и я. Вроде бы немало.
      П е т р о в и ч. А ты посмотри  на тех, кто  нам будет сос-
тавлять компанию! Вспомни, какие рожи мы наблюдали в прошлом году
на Мальте! А эти куриноголовые туристы в Колизее!  Им  что,  тоже
много дано?
      Л и д и я. Нет, но они много взяли. Это совсем разные вещи.
И они ответят за это...
      П е т р о в и ч (иронически). Конечно, конечно...
      Л и д и я. Каждый в свой час.
      П е т р о в и ч. Впрочем, дожить до поры той прекрасной  не
доведётся...
      Л и д и я. Скажи спасибо, что не доведётся.
               
      Бесшумно  открывается  входная дверь, и на пороге возникает
Алексей Емельянович. Бывший сосед выглядит весьма импозантно. Ис-
текшие восемнадцать лет укрепили его физически и духовно. У  него
почти белая профессорская борода, дорогие очки "хамелеон", одет в
светло-коричневый  с  иголочки  костюм, розовую рубашку и красный
галстук; в руке - изящно  упакованный  в голубой целлофан букет -
ш е с т ь  китайских гвоздик.
      Петрович и Лидия застывают в высшей степени изумления. Пет-
рович пытается что-то сказать, но только открывает рот. Даже Мол-
чанский встаёт с дивана, снимает очки и трёт глаза лапами.
      Сосед подходит к изумлённым супругам, галантно целует  руку
Лидии,  дотрагивается  до ладони Петровича, хлопает по спине Мол-
чанского и небрежно садится напротив них в кресло. Букет пока ос-
таётся в его руке.
               
      С о с е д (низким бархатным голосом). Присаживайтесь,  гос-
пода,  а то получается как-то неудобно - я сижу, а вы стоите... К
тому же, как известно, истина не в ногах, а в благородных  напит-
ках. Н...да, чувствуется, не ждали... А я к вам по-простому, зна-
ете  ли,  без  церемоний...  по-соседски... Вот, проезжал мимо...
Дай, думаю, зайду - и зашёл... Вы уж простите старика... Без  вас
получается как-то грустно... Перед отлётом в Икстлан решил, пони-
маете, навестить... Угнетает пустота жизни... Рулетка, вино, жен-
щины  не  воодушевляют...  Может быть, тут годы берут своё... Как
думаешь, Мигель, годы?
      П е т р о в и ч (обретя наконец дар речи).  Как  вы  вошли,
Алексей Е..Мель...Янович? Дверь...
      С о с е д (с ласковой  снисходительностью).  Ах,  это...  В
трудное  время  живём, друзья мои. Силы напряжены, нервы натянуты
до пределов... А ведь друг друга надо беречь. Нельзя  нам  друзей
теперь  по ерунде беспокоить... Вот стою я перед дверью и думаю -
сейчас позвоню, а они, может, делом каким  увлечены,  занимаются,
значит, обеспокою... Лучше  уж самому... И надёжней, и вроде буд-
то  сюрпризом...  Да вы садитесь, ребята, чего стоять... Не перед
генералом же... Ха-ха-ха!
      
      Петрович и Лидия продолжают стоять. Молчанский вытягивается
по стойке смирно.
 

                - 10 -
      
      С о с е д. Ну  что, брат  Молчанский, ещё скрипим? Да ты, я
вижу, почти Мафусаил... Властелин, так сказать,  времён.  Однако,
как там у классика, "пора, брат, пора", а?
      П е т р о в и ч (деревянным голосом). Чем занимаетесь, А...
лексей Мих...Емельянович?
      С о с е д. Чтой-то вы в таком  возбуждении,  ребята?  А  не
сменить  ли ему подгузник? (Указывает на Молчанского.) Чем, гово-
рите, занимаюсь? Делом, друзья мои, делом...
      Л и д и я. А...
      С о с е д. В прошлой жизни не мог найти примененья.  Теперь
встал, как говорится, на свой путь. Приношу пользу отечеству.
      Л и д и я. Это каким манером?
      С о с е д. Поддерживаю  справедливость, перемещаю собствен-
ность, уменьшаю энтропию...
      П е т р о в и ч. У нас, насколько помню,  уже  переместили.
Понравилось - желаете повторить?
      С о с е д. Что вы, друзья мои, как  можно?  Я  ведь  просто
по-дружески,  по-соседски...  Тогда ведь какая была жизнь: обман,
карьеризм, зависть... Страшные времена...  спивались...  А  ежели
откровенно,  то  и  перемещать у вас нечего... Мазут составами не
воровали, цветные металлы к эстонцам не  гоняли,  реликтовый  лес
финам  не таранили... Только свои мозги в мериканский ломбард за-
ложили. А потом на свои же и выкупили. Почти благородное  дело...
Так  что  я  к вам по-дружески и со всей, можно сказать, душой...
Перед отбытием в Икстлан почёл, как говорится, своим долгом...
      П е т р о в и ч. Спасибо, Алексей Емельянович.  Тронуты  до
глубины... Только нам сейчас надо работать. У нас, видите ли, це-
йтнот.
      С о с е д. Это я понимаю.  Труды, так  сказать, и заботы...
Однако, Мигель, ты вспомни... Сколько лет, сколько зим... Нет, ты
вспомни нашу беспокойную юность! Гитарный перезвон у ночного кос-
тра, жаркие споры до утра... На Воробьёвых  Горах  рассветы...  А
наши милые пустяки и уморительные розыгрыши? А наши бескомпромис-
ные  партии  домино? А наша первая любовь, наконец? "У московских
студентов горячая кровь!" Впрочем, как это ни печально, юность  и
дружба в прошлом. Но ты  дай  мне "до детства плацкартный билет"!
Ты  вспомни, Мигель, ты только вспомни! Вот, например, такой пре-
забавнейший эпизод...
      Л и д и я. Хватит, Алексей Емельянович. Мы уже всё вспомни-
ли. Миша вас проводит. Давайте, а то в Икстлан опоздаете...
   
      Лидия идёт в прихожую и открывает входную дверь. В квартиру
молча входят два агента в штатском. Это всё те же ребята, которые
сопровождали  Соседа в конце второй картины. За истекшие годы они
значительно возмужали и стали солидней. Оба в  длинных  свободных
пальто,  мягких  шляпах и тёмных очках. Агенты, скрестив на груди
руки, замирают в позах почётного караула. Лидия бессильно опуска-
ется в кресло.
      
      С о с е д. В жуткие времена живём, друзья мои. Теперь поря-
дочный человек без охраны и шагу ступить не может. Вот познакомь-
тесь, мои, как говорится, тургауды. Ежели что, составят  компанию
в  наилучшем  виде. А в Икстлан я не опоздаю. Мне туда и не надо.
Это ведь вам туда... Впрочем, советую не спешить... (Встаёт и ак-
куратно кладёт на стол гвоздики.) Следите за  дорожными  знаками,
господа.  Вникайте  в  предупреждения.  Кругом, знаете ли, только
указатели левого поворота. На дороге можно предусмотреть  многое.
Можно  не отравиться и избежать простуды, можно закупорить себя в
квартире. Можно поставить ещё одну железную дверь.
 

                - 11 -
   
   
Можно, наконец, сделать  стратегические  запасы. Но  это  не даст
полной гарантии. Просто удар будет в спину. И это  будет  уже  не
предупреждение. Это  будет  р а с ч ё т. (Поворачивается и идёт к
двери, которую распахивают перед ним агенты в штатском.)  Мигель!
Какая от тебя польза? (Все трое уходят.)
               
      В глубине  комнаты  звонит телефон.  Петрович  и Молчанский
стоят, Лидия сидит в кресле.
               
   
                К О Н Е Ц.