Хочу понять

Анна Боднарук
                ХОЧУ  ПОНЯТЬ

                1
     В комнате полумрак, хоть на часах всего лишь послеобеденное время. Это конец октября. Пасмурная, холодная и ветреная погода. И мысли ей под стать.
     Я долго стояла у окна, но моё годами проверенное средство, соприкосновение с природой, сегодня почему-то не сработало. Видимо мысли, которые подступили к самому краю, такие же тяжелые, как тучи, задевающие верхушки старых безлистых тополей. Да и могут ли мысли быть весёлыми, если редкий день пройдёт, чтоб кто-то из родни или из моих близких и знакомых не отошёл в Мир Иной. Я пытаюсь себе возразить, убедить в том, что человек не может умереть ни раньше, ни позже, а только в ему назначенный час… Причины могут быть разными, но итог – один. Другой вопрос: всё то, что случается с людьми, которых коснулось это печальное известие. Почему до одних людей весть доходит сразу, а иных, как ни пытайся разыскать… словно некая сила препятствует этому? И даже сообщают человеку день и время похорон, человек приходит с букетом цветов, искренне желая проститься с покойным, вдруг оказывается – опоздал. Гроб с телом уже увезли на погост. Неправильно истолкованная информация и, к горечи утраты добавляется невольная вина. А так ли виноват опоздавший? Ладно, был бы это единичный случай, так нет же – сплошь и рядом. Может быть душа покойного, по какой-то, только ей одной известной причине, не желала этой последней встречи… Но всё же, как же жалко опоздавшего, который кладёт принесённые цветы у гробы совсем незнакомого человека в Ритуальном Зале, лишь бы только не нести их домой…
                2

     Лет мне уже немало и за поминальным столом я сидела десятки раз. Люди жили и умирали разные по своему характеру. На поминках всё было так и чуточку не так. Вдумчивому человеку как раз запоминается эта малозначащая особенность. Сопоставляя увиденное теперь, я с большой долей уверенности могу сказать, что «особенность» не такая уж и маленькая, как может показаться на первый взгляд, если врезалась в память.
     Первое, на что я обращала внимание – это на горящие свечи. Спокойный огонёк для меня говорит о том, что душа покойного рада встрече с родными и близкими ему людьми. А если свечу долго не удаётся зажечь, а потом огонёк мечется, пламя трещит так, как будто выстрелы звучат, … на таких поминках я не засиживаюсь.
     Говорить о чужом горе и памяти – я не вправе. Расскажу о ежегодных поминках, не далее, как вчера, в доме моего сына.
     В году есть один день (это день смерти моей мамы и бабушки моим детям и внукам), когда собирается вся наша семья. На столе: сладости, фрукты, соки, чай. И хоть на столе стоит традиционная бутылка вина, но о ней за весь вечер могут и не вспомнить. Это вечер воспоминаний об умерших родных и знакомых. Рассказывают разные истории, где главными героями были те люди, чей образ только в памяти остался. Взрослые говорят и дети рядом сидят, слушают. Они-то как раз и должны услышать то, о чём кроме нас им уже никто не расскажет правду.
     И о чём бы ни говорили, каждый невольно поглядывает на горящую свечу, воткнутую в верхнюю корку булки хлеба. Когда свеча догорит, тогда только руками хозяин дома ломает хлеб и каждому достаётся кусочек поминального  хлеба. Кто тут же съедает его, а кто домой несёт и хранит целый год. Поминальный хлеб едят молча. У кого при этом слёзы текут, кто меняется в лице, вспоминая что-то своё. В эту минуту каждый человек мысленно, а бывает и вслух, перечисляют имена ушедших родственников и тех, о ком бы хотелось помнить. Главное уже то, что каждый сидящий за столом уверен, что души усопших в эту минуту с нами рядом…
     В этот раз воспоминаниям не было конца. Мы смотрели фотографии и так заговорились, что огонёк церковной свечи, подобрался почти до самой корки хлеба. Мой сын вовремя заметил и с силой подул на огонёк. Но пламя свечи, после каждой попытки потушить, только стелилось и бледнело, но опять поднималось живым огоньком. Огонь памяти никак не желал гаснуть.
     - Приподнимите свечу. Чуточку выдерните её из хлебного мякиша так, чтоб только свеча не свалилась… Наши покойники не хотят от нас уходить. Дайте им ещё несколько счастливых минут побыть с нами… - сказала я и сын тут же выполнил мою просьбу.
     Мы опять говорили, вспоминали эпизоды из жизни, смеялись. Во второй раз догорающую свечу заметила внучка, шестилетняя Сонечка. Девочка легко подула на свечу и… огонёк погас. И я тогда подумала: задуть Свечу Памяти достоин только Ангел, то есть – ребёнок. А нам, взрослым и грешным, среди будничных забот, хоть на короткий миг, нужно в памяти своей возвращать былое и помнить об ушедших.
                28.10.13 г.