Чёрные горы - синее море 2

Ирина Брагинская
  Хозяйская собака всю  ночь переговаривалась с соседскими шавками на повышенных тонах... В результате, я проснулась в состоянии - "как с бодуна", хотя прошлым вечером мы так устали, что не стали открывать, купленную накануне, бутылку местного белого вина и, даже завалились спать без ужина. На автопилоте, я покормила народ оладушками на завтрак и мы вскочили в нашего железного коня по имени Дача. Часовая езда по серпантину не улучшила состояние моего органима... Когда мы подъехали к национальному парку Скадорское озеро, на дороге нас остановил высокий статный старик. Вообще, нужно заметить, что практически все черногорские мужчины отличаются высоким ростом(большинству из них, я едва достаю до плеча, а рост у меня вполне -167 см), худощавостью и рельефными лицами с выражением некой решимости. Женщины черногорья тоже худощавы, даже несколько костлявы, хотя в отличие от мужчин, рост у них средний, их лица тоже рельефны и костисты. Отвлеклась я немного... Старик показал нам ,где запарковаться и отвёл к своему сыну, который устраивал лодочные туры по озеру. Запрашивал он по 40 евро с человека за двухчасовой тур. Мы, как опытные путешественники, прошли немного вперед и нашли тот же тур за 50 евро за всех четырёх человек. Озеро поражало своими размерами, огромным колимчеством мелких и крупных островков и разнообразием, живущих там птиц. На одном из островов нам показали развалины тюрьмы, где содержали преступников, которые не умеют плавать. Идея показалась мне сомнительной, но оказалось, что охрана там всё же тоже присутствовала. В поисках птиц, мы заплывали в различные уголки озера и пытались фотографировать различных птиц - бакланов,цапель, нырков и прочих. Я не сильна в этом вопросе и поэтому просто фотографировала,что подворачивалось под объектив. Гид подвёз нас к тихой заводи, где мы наловили водяных рогатых орехов, которые называются - чилим. Я пробовала их раньше, когда в юные годы была в Астрахани в стройотряде. Сырыми они хороши толь в стадии молочной спелости, потом они твердеют и их лучше добавлять в различные блюда. Два часа на озере пролетели совершенно незаметно. Наш гид порекомендовал нам ресторанчик, в котором подают угрей, но когда мы сели за столик выяснилось, что угрей нет в наличиии... Обед, всё же удался, хотя местное семейство кошек практически сидело у нас на коленях и вырывало кусок изо рта.
 После обеда поехали в городок, под название  Ульчин, который находится на границе с Албанией. По мне, так просто бензин зря потратили. Едиственным интерсным моментом было то, что я увидела, как растут киви. Сначала я не поняла, почему виноград мохнатый, коричневый и размером с куриное яйцо... Потом, навела объектив, увеличила и... Красота! На обратом пути, мы немного заплутали и попали в старую оливковую рощу. Зрелище было сказочное! Стволы олив , будто сплетённые из прутьев можно смело снимать в каком нибудь фантастическом фильме. Немного отъехав, мы захотели купаться и заехали на пляж какого то отеля. Был не сезон и всех туда пускали. Пляж был очень приличный, засыпанный песком, оборудованный переодевалками и лежаками. Кроме обычных лежаков на одну персну, там были построены деревянные помосты, величиной с трёхспальную кровать. Они были покрыты толстым поролонам и застелены простынями, сделанными из плотного материала. Мне ужасно понравилось, я даже подремала на этом сооружении полчасика. Я попросила Игоря рассмотреть, как они построены и  поставить мне такой же на даче на сандеке. Он обещал... Солнце начало клониться на запад, а до виллы Мичо было ещё 100 километров и не по хайвею...  Проехав нмного, мы поняли, что без ужина не доедем и остановились у придорожного ресторана. Было вкусно. Нужно заметить, что за всю поездку ни один ресторан не обманул наши ожидания, везде еда была свежей и вкусной. Черногорская кухня незатейлива, но по-крестьянски обильна и сытна. Когда мы отправились в дальнейший путь уже стемнело. Дороги вне населённых пунктов не освещены... Большая часть пути оказалась серпантином и Игорь старался ехать осторожно, но всё же шарахался от слепящих его встречных машин и бедная Дача, начинённая нами всё время дёргалась. Я сидела на заднем сиденьи и боролась одновременно со сном, страхом и тошнотой. Когда мы, наконец, добрались, я , ни с кем не разговаривая, минуя ванную и раздеваясь на ходу пошла прямо к кровати. Упав в неё, я то ли мнгновенно уснула, то ли потеряла сознание. Собачьих разговоров я в ту ночь не слышала.
 
4

   Утром я стросила
 - А что, сегодня собачки не гавкали?
Надо мной посмеялись с некоторой завистью, потому, что эти гады брехали не переставая и все, кроме меня не выспались. В этот день мы должны были ехать в Дубровник. По дороге, ожидая долгий объезд бухты, мы неожиданно наткнулись на паром, что значительно сократило нам путь и добавило впечатлений. Игорь спросил меня, есть ли у меня паспорт с собой. Я ответила утвердительно, потому как всё время таскала русский паспорт в сумке. Когда мы подъехали к границе с Хорватией, оказалось, что русского паспорта недостаточно, нужно американский, а его я не взяла... Нас промурыжили на границе битый час, оформляя отказ...
Посоветовавшись, мы решили ехать в монастырь Острог. Сначала дрога была приличной(по меркам Черногории). Мы остановились пообедать в ресторане при кладбище(странное сочетание), потому что попали в малонаселённые, почти нежилын места, а кушать уже очень хотелось. Обед на вкус был выше всяких похвал, а обилием просто убил нас наповал. Мы никак не могли привыкнуть к размеру блюд и понять, что одним блюдом вполне можно накормить двоих - троих человек. Просто одной тарелки наваристого супа(чорбы) вполе хватило бы, чтобы утолить голод, но опять пожадничали и натрескались вусмерть.
Через несколько километров после обеда, опять начался серпантин, да ещё какой! Напугавшая нас когда то дорога к монастырю Монсерат, просто отдыхает. Два небольших автомобиля с трудом разъезжаются на этой с позволения сказать, дороге, а там ещё и туристические автобусы попадаются... Пятьдесят метров - крутой поврот, ещё пятьдесят метров и снова поворот 180 градусов и так километров десять. С одной стороны дороги отвесная скала, с другой - практически ничем не огороженная бездонная пропасть...  Вкусный обед настойчиво просился на волю, но на дороге даже не было места, где можно было бы с ним расстаться. К монастырю мы(покрайней мере, я и Галя) прибыли в полуобморочном состоянии. Чтобы всё там осмотреть, хватило 10 минут. Я, вообще, не большой любитель смотреть на мощи. Меня заинтересовал магазинчик при монастыре, где продавали всякие народные средства для излечения всего на свете и поддержания красоты и молодости, а так же освящённые иконки и обереги.  Подышав ещё немного свежим горным воздухом и собравшись с силами, мы двинулись в обратный путь. Ехать нам нужно было в другую сторону, что неожиданно и приятно сократило нам путь по серпантину вдвое. Ехали мы следом за русским туристическим автобусом, который, вдруг остановился в чистом поле. Туристы высыпали из автобуса и начали активно фотографироваться. Сначала, мы не поняли - в чём фишка, а потом разглядели указатель, на котором было написано - "Улица Путина"   Вот так...in the middle of nowhere... Часа через полтора - два мы добрались до пляжа в городке Будва, где пробыли почти до заката(часа полтора).

На следующий день состоялась вторая попытка пересечения Хорватской границы. На этот раз всё прошло гладко и уже часам к одиннадцати мы прибыли в Дубровник. За два года, что мы там не были, ничего особо не изменилось... Город всё такой же красивый и так же под завязку забит туристами. Мы побродили, немного пофотографировали. Пошёл дождь - не сильный, но довольно неприятный. Мальчикам приспичило обойти город по верху крепостной стены, по всему периметру(чего они в прошлый раз не сделали), а Галя решила составить им компанию. Я, в связи с плачевным состоянием моего колена, пошла пережидать дождь в церковь. Там, устроившись в тепле и сухости, я с удовольствием перечитывала свою любимую книгу - "Понедельник начинается в субботу". Через час мы воссоединились и поехали в город Стон есть устриц(там их разводят), то есть, Юрочка ел устриц, а мы за него радовались и ели другие вкусности. Обратная дорога показалась мне длинной и утомительной. По дороге, мы искупались на маленьком пустынном пляжике, куда прибыл катер с рыбаками, поймавшими огромную рыбину. Юрочка даже сбегал её сфотографировать. Прибыли домой опять затемно и Игорь, после утомительного сидения за рулём, свалился в кровать без традиционного вечернего чая.

Следующие два дня мы отдыхали. Утром, я побаловала народ оладьями с яблоком и мы поехали на местный пляж, на который нам пока не улавалось попасть. Пляж оказался самым лучшим из всех, где мы побывали. Переодевалки, туалет, удобные лежаки и ресторан, где мы пили кофе и даже весьмя неплохо пообедали. Было умеренно жарко, а к часу дня и вовсе стало пасмурно. Помаявшись немного, мы поехали в близлежащую деревушку, искать где бы поужинать. Первый, встреченный нами ресторанчик был забит целым автобусом туристов. Следующая харчевня оказалась удивительно красивой - внутри стояла мебель сделанная из отполированных корней деревьев, а открытая терраса нависала над морем и с неё открывались потрясающие виды. Нас почему-то не насторожило, что ресторан практически пустой и едой не пахнет... Цены, по меркам Черногорья, были заоблачные, но уж чень нам виды понравились... Мы сделали заказ и нам довольно быстро принесли... Не назвала бы это едой... Только у Гали было что-то съедобное. Погода разгулялась и мы вернулись на пляж, запили гадостный ужин вкусным кофе, позагорали и покатались на катамаране. На второй день, мы заскучали на пляже и решили поежать проветриться в ближайший городишко Тиват. На възде в город нас поймал блюститель дорожного движения и не взирая на то , что мы не местные, содрал штраф за незажжённые фары...

Последний день начался со сбора шмоток(кое-что собрали ещё вечером, но ещё осталось). Гостиница была заказана в Подгорице, откуда мы вылетали следующим утром.Сначала мы долго-долго ехали по горам и долинам, потом, к обеду, добрались до города с неаппетитным названием - Жабляк. Он  неожиданно оказался симпатичным горнолыжным курортом  с множеством гостиниц и ресторанчиков. Там мы пообедали. Обед подавал сам хозяин заведения. Он был таким высоченным, что каждый раз, когда он проходил в дверь, казалось, что он должен непременно стукнуться головой о притолоку. Вид у него был суровый и величественный. Тем не менее, он подал нам замечательную еду, особенно домашнее жаркое из баранины. Подкрепившись, мы поехали смотреть на каньон реки Тары. Зрелище необыкновенно величественное, особенно красивое в осеннем разноцветном убранстве. Часам к пяти, мы добрались до Подгорицы. Волею случая, нас поселили вместо квартиры старой постройки, в квартиру в совершенно новом, свежепостроенном доме. Даже трудно себе преставить стоимость отделки в той квартире... У нас дома всё значительно скромнее. Заселившись, пробежались немного по столице Черногорья. Город  показался мне весьма провинциальным. Ребята собирались осматривать достопримечательности на следующее утро, а мне нужно было приехать в аэропорт к 6 часам утра. Ночью разразилась серьёзная гроза. Вспышки молнии отражались от окружающих город гор, каким-то зловещим светом, ливень буйствовал. Я не могла спать... Не потому, что боюсь грозы, наоборот, в грозу у меня возникает чувство единения с природой, а потому, что боялась, что отменят полёт и я опоздаю на пересадку в Вене. Всё утряслось и я попала на Нью-Йоркский рейс без проблем. Удивительно, что в самолёте было больше половины пейсатых, которые летели целыми семьями, с огромным количеством детей и багажа. Интересно, откуда они такие...
В общем, чудный был отпуск, только, как всегда, слишком короткий.