Интересные встречи. Вольф Мессинг

Константин Арамян
              Дело  было  в 1956-ом  году. Учился  я  тогда  на  втором  курсе Ереванского  Политеха. Лекции  по  высшей  математике  читал  нам “великий  и  ужасный”  Дро – Дереник  Михайлович  Григорян. На  его  экзаменах  из  группы  в  двадцать  пять  человек  “резалось”, как правило, студентов  пятнадцать.

                Проработчиком  у  Дро  был  Миша  Акопян ( проработчик – это преподаватель, который  прорабатывает, “растолковывает” лекцию  профессора  уже  не всему  курсу  сразу, а отдельным  группам, почти  каждому  студенту, решает  и  объясняет  разные  примеры, задачи).  Миша  был  довольно  молод, можно  сказать  красив,  нравился  студенткам , да  и  сам  был  непрочь  порисоваться. Напишет,  бывало,  на  доске  условие  какого-нибудь  примера  или  задачи  и  спрашивает  нас: “ Ну, видите-ли  вы  решение?”  Качаем  головами. “И  я  пока  что  не  вижу”.  Oтходит  от  доски  вглубь  класса,  подсаживается  к  какой-либо  студентке,  что  посимпатичнее, и  говорит: “А  вот  отсюда  я  решение  уже  вижу!”  Потому  в  институте, где  почти  все  профессора  и  преподаватели  имели  прозвища, его  называли  “Дамский  Миша”.

                Его  отец , академик, кажется , был  приглашён  в  Армению  из  Москвы, где  родился  и  получил  образование  и  сам  Миша. В  нашем  институте  академик  Акопян  заведовал  кафедрой  физики. Так  что  его  сын  и наш  проработчик  Дамский  Миша  был  выходцем  из  научной   элиты.

                Приезжал  Миша  в  институт  или  на  своей  “Победе”, или  на  какой-то  иномарке, тоже  принадлежащей  ему. Для  всех  нас  это  было  чем-то  запредельным. Завидовали  ли  мы  ему? Нет, нисколько!  Иметь  свою  машину  тогда  было  такой  редкостью  и  было  это  для  нас, студентов,  таким  недостижимым,  что  и  думать  об  этом  не  думали,  а  потому  и  не  завидовали.  В  Ереване  было  так  мало  автовладельцев, что  когда  в  разговоре  о  ком-то  говорили: “это  тот  Ашот  ( или  Рубик ), у  кого  синий  “Москвич”,  то  по этому  “признаку”  понимали,  о  ком  идёт  речь.  Он  ставил  машину  на  улице  Терьяна  перед  институтом  так,  чтобы  мог  поглядывать  из  аудитории  на  своё  сокровище. Зная  о  его  пристрастии  к  своим  легковушкам  и, чтобы  отвлечь  его  и  нас  от  скучных  интегралов  и  дифференциалов, кто-то   из  нас ,“невзначай”,  задавал  ему  какой-нибудь  вопрос  на  автомобильную  тему. Миша  легко  заводился  и  до  конца  урока  тему  эту  уже  не  менял. Как-то  его  спросили: “ А  легко  ли  стать  шофёром?”  Он  немного  задумался  и  сказал: “Водить  машину  можно  научиться  легко, но  чтобы  стать  шофёром,  нужно  научиться  крепко  ругаться  матом,  a  это  под  силу  не  всем”.               

                Приехал  в  Ереван  на  гастроли  знаменитый  Вольф  Мессинг. Наш  проработчик, как-то, придя  на  урок  в  нашу  группу,  начал  занятие  не  с  математики,  а  с  рассказа  о  Мессинге.

                Привожу  вкратце  его  рассказ,  хотя  Миша  эмоционально  излагал  его   чуть  ли  не  пол  урока :

                ---Мой  отец  и  Вольф  Мессинг  давние  знакомые,  можно  сказать,  друзья. Когда  я  узнал, что  Мессинг  в  Ереване  и  мой  отец  собирается  встретиться  с  ним,  я  стал  просить  его  взять  меня  с  собой  на эту  встречу.  Отец  согласился,  но  просил  меня, чтобы  во  время  этой  встречи  я  ничего  не  говорил  об  опытах  и  “фокусах”  Мессинга.  Я  дал  слово. И  вот  вчера  мы  пошли  к  нему  в  гостиницу  “Ереван”.  Mессинг  как  раз  недавно  пришёл  после  сеанса  очередного  выступления.  Был  уставшим,  но  очень  обрадовался  встрече  с  другом.  Поговорили.  Видим, что  человек,  действительно,  измотан.  Отец  стал  собираться  уходить.  Я, конечно, немного   разочарован  этой  встречей,  ничего  сверхъестественного  не  увидел.  Просто  обыкновенный, немного  уставший,  человек,  и  только.

                Мессинг  же,  посмотрел  на  меня  и  говорит:  “Вижу,  что  ты  о  чём-то  хочешь  попросить  меня”.  Oтец  замахал  руками: “Нет, нет, Вольф,  ничего!”   Tем  не  менее Мессинг  кладёт  на  стол  лист  бумаги,  даёт  мне  карандаш  и  говорит:  “ Напиши  любое  число”. Я  спросил, а  сколько- значное?  “Любое”, повторил  он.

                И  пока  я  раздумываю, какое  же  число  написать,  он  продолжает  беседовать  с  моим  отцом.   Сначала  я  написал  какое-то  четырёхзначное  число,  потом, подумав,  приписал  ещё  одну  цифру.  Мессинг,  заметив, что  я  готов,  говорит:  “Переверни  листок”.  Я  перевернул.  На  обратной  стороне  я  увидел  то  же  самое  число, но  предварительно  написанное  Мессингом.  Я  потрясён!  А  отец  уже  тянул  меня  к  выходу.

              Такой  вот  рассказ  на  уроке  математики. Это  было  первое,  что  я  услышал  о  Мессинге,  как  говорится,  из  первых  уст.  Тогда  я  и  не  думал,  что  всего  через  несколько  дней  я  познаю  чудо  Мессинговских  опытов  на  себе.

                В  это  время  надо  было  готовить  курсовую  работу  по  сопромату.  Недалеко  жила  однокурсница, которая  раздобыла  методику  расчёта  и  несколько  студентов  должны  были  собраться  у  неё, чтобы  по  исходным  данным, каждый  делал  свою  курсовую. Я  пошёл  к  ней.  Чуть  ли  не  в  первый  раз  я  надел  новый  пиджак,  который  сшили  мне  тоже,  кажется ,  первый  раз  в  жизни.

                Я  ещё только  приступил  к  расчёту,  как  пришёл  Алёша  Василенко,  мой  одноклассник  и  друг.  Его  мама, Марина  Диогеновна,  заслуженная  учительница  Армении,  получила  два  билета  на  сеанс  Вольфа  Мессинга,  который  должен  вот-вот  начаться   в  “Доме  Учителя”.  И  Алёша  еле  нашёл  меня  и  пригласил  на  этот  сеанс.

                Сопромат,  конечно  же,  подождёт.  Уложил  я  свою  логарифмическую  линейку  во  внутренний  карман  пиджака, с  трудом  застегнул  пуговицы  ( пиджак-то  новый )  и  мы  пошли.  Дом  Учителя  на  улице  Пушкина. Длинный , узкий,  тесный  зал.  Кое-как  нашли  два  места.  Люди, которые  пришли  после  нас,  уже  сидели-стояли  и  в  без  того  узком  проходе.

                Сначала  выступала  пожилая  женщина.  Она  рассказывала  о  феноменальном  даре  Мессинга,  о  его  жизни,  о  его  опытах,  о  том,  как  проводится  сеанс.   Большинство   опытов  он  проводит  в  контакте,  держа  за  руку  “диктующего”  и  только  раз  за  сеанс  без  такого  контакта, так  как  на  большее  число  раз   у  Мессинга  просто  не  хватает  энергии.

                Зрители  выбрали  из  своей  среды  жюри. Жюри  разместилось  за   столом  на  сцене  и  к  ним  стали  передавать  записки  с  заданиями. Передал  записку  и  Алёша.  Что  он  там  написал,  я  не  знал,  да  и  вообще  не  заметил, когда  он  писал эту  записку.  Жюри  по-очереди  брало  записку  и  вызывало  её  автора  на  сцену.  Мессинг,  а  он  появился  на  сцене  уже  после  того, как  все  записки  были  уже  собраны,  брал  за  кисть  автора  задания  и  тот  мысленно  “диктовал”  то, что  было  написано  им  в  записке.  Мессинг  “читал”  его  мысли  и  выполнял  задание. В  конце  жюри  открывало  листок  с  заданием  и  зачитывало.  Зал  аплодировал.

                Мессинг  на  пару  минут  садился  на  стул  отдохнуть. 

                И, наконец, вызывают   Алёшу.  Он  с  трудом  проходит  между  рядами  и  выходит  на  сцену.  Мессинг  берёт  его  за  руку  и  Алёша  начинает  “диктовать”.  Не  отпуская  его  руки,  Мессинг  спускается  с  Алёшей  со  сцены. Они  еле  продираются  через  проход.  Около  моего  ряда  останавливаются. Сначала  вроде  бы  пытались  пройти  в  другую  сторону, но  потом  повернули  и  так,  вдвоём,  пробираются  ко  мне.  Мессинг  идёт  впереди, ведя  за  собой  диктующего  Алёшу.  Дошли. Мессинг  хватает  меня  за  руку  и,  как-то  рывком,  тянет    из  ряда  в  проход  и  далее  на  сцену. Он  весь  какой-то  красный, нервный  и  немного  дрожит. Я  смотрю  на  него  с  испугом.  Замечаю  у   него  за  ухом  огромную  шишку  (  или  опухоль?)  Потом  я  где-то  читал , что  это  была  такая  большая  бородавка.  На  сцене, Мессинг,  отпустив  мою  руку, пытается  освободившейся  рукой  расстегнуть  мой  пиджак.  Это  ему  не  удаётся – я  сам  его  еле  застегнул, пуговицы  с  трудом  пролезали  в  петли.  Мессинг, чувствую,  на  пределе,  он  тяжело  дышит  и  часто  вполголоса  произносит:  “Боже  мой!  Боже  мой!”.

                Kогда  я, наконец  понимаю , почему  он  нервничает,  я  сам  быстро  расстёгиваю  пиджак.  Мессинг  вынимает  из  внутреннего  кармана  пиджака  мою  логарифмическую  линейку    и   отпускает, наконец,  Алёшкину  руку.  Уверенно  пользуясь  линейкой,  делает   вычисление,  подходит  к  столу,  берёт  карандаш  и  пишет  на  бумаге  знак  корня,  под  ним  число  25, знак  равенства  и  цифру  5.  Задание  моего  друга  закончено  и  блестяще  выполнено.

               Мы  уходим  со  сцены  на  свои  места.  И  тогда  же  я  понял,  что  теснота   в  зале  и  неподдающиеся  пуговицы  мешали  Мессингу  “следить”  за  командами  диктующего  и  это  нервировало  его.  Отсюда   и  эти  “боже  мой”.

                Досматриваем  сеанс,  в  том  числе  и  бесконтактный  номер, в  котором  девочка  из  публики  спрятала  в  коридоре   какую-то  вещицу,  а  Мессинг,  в  сопровождении  члена  жюри  и  этой  девочки, вышел  в  коридор,  нашёл  и  принёс  этот  предмет.

                Зал  благодарно  аплодирует  ,  а  я  долго  ещё  потом  до  мелочей  вспоминал  этот  “контакт”   с   одним  из  феноменальных  и  удивительных   явлений  ушедшего  уже  двадцатого  века – встречу  с   Вольфом  Мессингом.