Пролет через три моря

Виталий Хватов
       Этим летом в интернете только видно и слышно: Турция, Греция, отдых, шопинг, шопинг… Приятное с полезным! Ах!!! 
 
     Петр Филиппович, коренастый, круглолицый мужчина, с серебром волос на висках, в возрасте, решился проверить всё ли оно так, как пишут. Человек от природы любопытный, с приличным жизненным опытом, испытанный бизнесом, решился совместить сразу все, оторвавшись от повседневных дел, от семьи и детей.
       Пересчитав накопленные непосильным трудом за зиму денежки, поскреб затылок, крякнул и решительно направился в ближайшее турагентство.
               
     В общем, через неделю, пролетев  через  Черное, Мраморное и Эгейское  море, Петр стоял на раскаленной  бетонке аэропорта города Анталия.

     Яркое, слепящее солнце стояло в зените, отчего все ближайшие строения виделись какими-то выцветшими кубами, богатая экзотическая природа вокруг, да голубая гряда гор в отдалении.
     Петр Филиппович внимательно осмотрелся вокруг, впитывая новые впечатления и стараясь попасть в свою нишу работающего конвейера по перевозке туристов.

     Мило улыбающиеся девушки под нужной табличкой встретили его, как родного и проводили к роскошному автобусу, где после испепеляющей жары его окружила  прохлада и уют персонального кресла «Мерседеса».

     К вояжу Петр подготовился обстоятельно, запасся знаниями,  почерпнутыми из Интернета, справочником, блокнотом, фотоаппаратом и «крутым»  мобильником.
     Склонный к осмыслению событий  окружающего  мира, Петр Филиппович заметил, что всё его движение в  этом пространстве подчиняется  законам рыночной торговли.

     Путь предстоял немалый, но вскоре всех пассажиров завезли в огромный супермаркет и  под  благовидным предлогом оставили в его недрах. Дотошный и внимательный к деталям   Петр  заметил, что цены здесь «кусаются» и сообразил, что неспроста. Прибывшие туристы ещё не знают местных цен, а улетающие  щедро   тратят валюту, горя желанием  осчастливить  подарком родных и близких.
    Свой первый шаг на ниве шопинга Петр Филиппович   сделал, посетив  известную   турецкую фирму по изготовлению и торговле изделиями из кожи.

                В шикарный, многоэтажный, фирменный магазин его привезли бесплатно за десятки километров. И встретили, как ближайшего родственника с восточным размахом и голливудскими  улыбками. На чистейшем русском языке его поставили перед выбором: сразу пройти в Закрома или по-восточному неторопливо начать с чаепития и беседы.

     - Наши люди – мелькнула мысль в голове  Петра  Филипповича  и он решительно отправился в торговый зал, окруженный кучкой менеджеров. Очевидно, что его солидный  вид сразу внушил им доверие.
     Вопросы продавцов лились нескончаемым потоком. Петр и не заметил, как ответил на вопрос, откуда он приехал, обозначив тем самым размеры  своего финансового благополучия.   
     К исходу первой минуты он поведал о своей национальности и религиозных убеждениях, после чего сразу обрел в рядах торговцев братьев по крови и духу. Земляков, в общем. И, конечно, раскрыл в какой-то мере темперамент и широту души.    
     Потом незаметно как-то ответил на вопросы о профессии и образовании, дав знать тем самым, насколько профессиональным будет предстоящий торг. А еще через несколько минут Петр полностью растворился в заботах персонала о себе, любимом. Просто купался в родственных флюидах, идущих от продавцов.
 
    Нужно сказать, что при всей своей душевной простоте Петр Филиппович имел хороший после перестроечный жизненный опыт. И на вопрос, откуда он, самую малость покривил душой, сказав, что он вот только что из Кишинева. При этом известии на лица менеджеров легла скорбная тень.
    Похоже, слава о «процветании» республики вышла за её пределы.

    Число продавцов вокруг Петра уменьшилось до двух. Театр продаж продолжился. А школа Станиславского и на этот раз не подвела, оставшиеся действующие лица продолжили исполнять свои роли. Хотя надежда на сверхдоходы умерла прямо на их глазах. Установившийся и отработанный сценарий торга «катил» по наезженной колее.

     Петр Филиппович мерил стремительно подносимые один наряд за другим, не успевая ни на чем сосредоточиться. В память врезался стоп-кадр: на диване ворох перемеренной одежды.
   - Неужели это я успел?… Когда? - мелькнуло в мыслях у Петра. Однако остановиться и задуматься нет никакой возможности. Ты в процессе.
     И Петр Филиппович продолжал слушать комплименты своей спортивной фигуре, интеллигентной внешности и достоинствам, о которых с рождения и не подозревал. А когда все-таки исхитрился ухватиться за пролетавший мимо носа ярлык и успел спросить: «Что это? Цена!? Номера телефонов!?»
     Ответ прозвучал как приговор: «Да.В евро». И внимательно всматриваясь в   посеревшее лицо покупателя, менеджер сочувственно добавил: «Вы не волнуйтесь так.  Здесь все цены договорные». Тут и был предложен чай и озвучена цена втрое меньшая, чем первоначальная. Планка цен замерла на уровне 350 долларов.

     Однако лицо и сама фигура Петра по-прежнему излучала тоску и сомнения. Тут, собственно, и начался торг. Цены понемногу падали ещё и ещё. На лицо клиента возвратился румянец, глаза хищно блеснули – пришел азарт. С этого момента  началась самая драматическая часть, поскольку только сейчас цены достигли сколько-нибудь разумных пределов.

     Торг в Турции – это коррида, где в роли быка - ты со своим кошельком.
     А продавец - тореадор, который мастерски наносит уколы своей шпагой, то по кошельку, то по твоему самолюбию, не давая тебе расслабиться ни на секунду. Исход битвы почти предрешен.

     Если покупатель заметался по арене с намерением вырваться, в ход идет очередной приём. Озабоченный менеджер с трагической ноткой в голосе предлагает последний шаг навстречу и обращается, якобы, к хозяину магазина за последней, запредельной скидкой.
    И зовет его из соседнего зала. Тот шустро подходит.
    Перед очами Петра Филипповича предстает персона, больше похожая на хорошо помытого и причесанного босяка, чем на воротилу кожевенного бизнеса.   Продавец, перехватив полный изумления взгляд, быстро поправляется: «Это его сын».
    У Филипповича на языке сразу завертелся вопрос: «Блудный»?
    Лже – сын, делая важное лицо, милостиво кивнул, давая разрешение на скидку.
    Пётр погрузился в свои вычисления, по итогам  которых отрицательно покачал головой.

    Все началось сначала. После глубокого вздоха неутомимые менеджеры спрашивают:
  - А на какую сумму вы рассчитываете? 
    И приносят на эту сумму   ворох одежды, которая украсила бы коллекцию захудалого Сэконд Хэнда. Посрамленный   Петр  Филиппович возвращается к первоначальному варианту.
  - Что вам не нравится? - прямолинейно спрашивает продавец, оставшись уже в единственном числе.   
  - Цена, как-то стыдливо бормочет Филиппович.

    Если вдруг заблудшая жертва торговли метнется к выходу с арены, то её встречает очередной менеджер - пикадор, с нежной улыбкой на устах.
    Сочувственно улыбаясь, он спрашивает все еще ошалелого покупателя:
  - Какую сумму  ОНИ вам назвали в долларах?
    И не слушая ответа, говорит, как отрубает:
  - Я продам это же на 20 долларов   дешевле!. Этот удар выдерживают немногие.
       Петр Филиппович его выдержал. Медленно подбирая слова, он выдавил из себя:
  - Я еще немного подумаю - и вышел на   площадку, где покупателей поджидают «бусики».

    Сев за столик, он глубоко задумывается:
   -А последний пиджачок-то был в самый раз. И цвет - умри, но лучше не придумаешь.  Ну, а деньги, черт с ними, один раз живем… Эх,зря отказался.
    И так, тяжело двигая жерновами мыслей, задумался, что глазам не поверил, когда из торгового зала вышла неотразимо улыбающаяся брюнетка с фирменным пакетом в руках. Воркующим голосом она произнесла: 
  - Мы тут посоветовались и решили согласиться с Вашей ценой…  В пакете лежал тот самый пиджак!
    Кошелек Петра раскрылся бы сам собой…

    Обилие информации и непривычная обстановка перевозбудили нервную систему Филипповича. Вот вечер и ночь неминуемо придут, а сон под большим вопросом. Нужна помощь Аптеки. В отличие от магазинов объект в этих краях редкий.

    Заходит Петр в аптеку и на остатках институтских знаний договаривается о языке общения. Сошлись с провизором на английском. Разошлись на русском, поскольку в процессе общения Филиппович потерял дар речи.

     Неизвестно, насколько еще эффективны лекарства, но цены убивали наповал. Препаратам, имеющим в своем составе валериану, сопутствовали цены в десяток и выше долларов, чем только усугубляли состояние бессонницы и тревоги.       
     Перебрав все имеющееся, Петр остановил выбор на «натурпродукте» ценой в семь долларов. Робкая попытка снизить цену, разбилась о неприступное и гордое:
  - Здесь не базар…
    Сдержав вздох огорчения, Филиппович открыл кошелек и «отслюнявил» десять   долларов в обмен на крепкий сон. А на сдачу получил несколько монет с гордым профилем Ататюрка.
    Кстати, отметил Петр Филиппович, доллары и евро в Турции берут охотно и повсеместно, но сдача непременно в турецких лирах. Причем курсовая разница и округление всегда в пользу продавцов и тихо оседает в их бездонных карманах.

    Южное солнце, голубая морская вода, тихий шелест прибоя, красоты окружающих   гор, шли сами собой, по намеченному плану и понемногу приводили Петра в безмятежное состояние духа и приподнятое настроение. Незаметно подошел черед экскурсии по историческим местам.

    Сказать, что Памуккале – жемчужина Турции, значит ограничиться никчёмной  дежурной фразой.   
    С древнейших времен и до наших дней  сюда не зарастает народная тропа. Сегодня это мировой   природный и исторический заповедник под эгидой ЮНЕСКО. С чистой совестью можно пожелать всем и каждому побывать здесь.

     Но по дороге расслабившегося и подобревшего Петра Филипповича опять ожидали рыночно – базарные проблемы. Как турист, он и сам стал объектом купли – продажи.
     Его с завидным постоянством завозили в какие-то супермаркеты, где туристы по часу и более бродили среди развалов второсортных товаров.

     Экскурсией было предусмотрено два «шведских» стола, поскольку 365 километров в одну сторону не шутки. А «прикол» заключался в том, что туристов кормили острой   пищей, а чай, соки и вода в меню не входили. Объявили, что  питие за свой счет.
     Второй акт начинался на выходе, где разомлевшего от обильного питания   путешественника встречали лихие турки. Глазом не моргнув,  торговец  запросил  три доллара за 250 граммовую бутылочку обычной воды.
  - Вот  это  норма  прибыли! - метнулась  мысль в голове Петра.
    Увидев глаза на лбу туриста, резво подбежал хозяин. Выяснив причину, он с напускной суровостью отчитал «озверевшего» продавца. Отчего тот сразу заговорил   по-русски, сказав с азербайджанским акцентом:
  - Извыни.
    Цена на напиток тотчас рухнула и на «горящие  трубы» пролилась спасительная водичка. А рука Филипповича ещё долго искала на поясе эфес шпаги – когда тебя   «держат» за покупателя - это одно, а когда за лоха, - другое!

    По вторникам в Турции Большой базар, когда со всех сторон привозят на городской рынок товары и продукты, традиционные для сельской местности.
    Это Настоящий Восток. На витринах и лотках горками лежали - клубника, нектарин, персики, черешня, а также огурцы, помидоры, капуста. В России еще не сезон, а здесь прилавки ломятся от спелых арбузов, желто-оранжевых апельсинов, красных яблок, сине-фиолетовых слив…
     Отдельно расположены коробочки с восточными специями и пряностями. Пытаясь постичь их вкус и предназначение постепенно осознаешь, как скудны твои познания в области Восточной кухни.

     Там же, рядом с сельскохозяйственной продукцией в наскоро собранных палатках продается одежда, ткани, сувениры, бижутерия. Похоже, здесь есть все. Вот тут-то и заприметил Петр Филиппович сумку, которую уже долго искал. Кожаная, дымчато-коричневого цвета, с нужным количеством карманов, она ему показалась мечтой.

     Торговаться начали по восточной традиции с размахом. И в «дым». Торг начался с 80 евро. Петр дотошно рассматривал швы, с огорчением говорил о малом числе отделений, сомневался в высоком качестве кожи. При этом он тяжело вздыхал и резонно говорил, что туристов нынче кот наплакал и если не он, то…

     Цена вздрагивала и ползла вниз. Вошедший в азарт Петро делал вид, что передумал и уходит, чем приводил торговца в состояние сильного душевного волнения. Только что шапкой о землю они не били, заходясь в купеческом азарте!

     В итоге сошлись на 25 евро и бонусе для продавца в 5 турецких лир. Вконец  «расстроенный» торговец сокрушенно качал головой и горестно причитал:
  - Нет, я плохой торговец, разорюсь скоро, а ты настоящий бизнесмен! Забирай свою сумку.
    Потом, когда Петр Филиппович навел справку у знающих людей, те оценили её максимально 20 долларов.  А кожа, конечно же, искусственная.
 
    И пришел Петр Филиппович к выводу: как в Турции ни торгуйся – ты все равно в пролете...