Алгоритм 94 6 Причин, вызывающих Проблемы конкурен

Олег Радикович Мусин
«Сам по себе опыт ничему не учит. Без теории опыт не имеет смысла. Без теории мы не можем сформулировать вопросы. Следовательно, без теории нет и знания».
                Эдвард Деминг
В этой статье предлагаю рассмотреть более подробно «глубинные» Причины, вызывающие Проблемы низкой конкурентоспособности отечественных:
- товаров и услуг,
- предприятий и организаций,
- общества и государства…
Которые кроются в устаревшей теории менеджмента, основанной на устаревших знаниях, в основе которых заложена конкуренция и противодействие между:
- сотрудниками и менеджерами,
- отделами и подразделениями,
- производителями, поставщиками и потребителями,
- обществом и государством…
Разрушающими основы развития общества и государства в основании, которого лежат естественные потребности человека в:
- уважении его человеческого достоинства,
- развитии интеллектуального, творческого и духовного потенциала,
- умении работать в команде для решения общих проблем предприятий и организаций,
- признании индивидуальных заслуг сотрудников в решении общих проблем…
Как правило, говоря о конкурентоспособности отечественной продукции или услуг, общества или государства, так называемые гуру в различных областях, специализирующиеся на различных теориях и методах повышения эффективности экономик. Готовы говорить о чем угодно, предлагая универсальные рецепты решения проблем предприятий и организаций, как то:
- теории ограничений,
- системы сбалансированных показателей,
- бережливые производственные системы,
- программы ERP, ERM, CRM и пр…
Но почему – то, все стыдливо умалчивают о том, что основная проблема низкой конкурентоспособности отечественной продукции и, как следствие, экономики, кроется в системе менеджмента. Хотя причина умолчания, как раз вполне объяснима. Ну какой консультант, автор и разработчик какой ни будь новомодной ИТ – программы или методики, сулящий руководству за счет внедрения этой программы решение всех его проблем, посмеет сказать руководству, что проблема в нем, т.е. в самом руководстве. Ведь в данном случае один выступает в роли разработчика и владельца сомнительного товара, а второй в роли покупателя, владельца финансовых средств. За которые покупатель хочет получить наибольшие выгоды, желательно ничего не меняя ни в своем поведении, ни в организационно – управленческой системе и методах менеджмента, которые он же и установил у себя на предприятии. Каждый руководитель убежден, что ранее приобретенные им знания по теории менеджмента и опыт практического руководства – не зыблемы, а проблемы кроются в чем угодно в:
- устаревшем оборудовании и технологиях разработки и производства товаров и услуг, в то же время не зная ни мощности оборудования (производственная, не производственная, доступная) и вариабельности, ни потерь (8 – видов) в технологических процессах…
- низкой квалификации сотрудников, которые не знают и не обучены стандартным методам выполнения операций (программа TWI), а тем более не обучены обслуживать и ремонтировать свое оборудование (программа ТРМ)…
- отсутствии новомодных и дорогостоящих ИТ – программ, которые только и способны что  умножать укоренившиеся ошибки системы менеджмента с большей производительностью,
- не эффективной мотивации сотрудников, не понимая, того что мотивация подразделяется на внешнюю и внутреннюю, которая более эффективна при ее реализации…
- низком и не эффективном контроле системы менеджмента качества, не понимая, что внедрение СМК на предприятии – это лишь пролог на пути к прогрессивным преобразованиям…
Только ни в самом менеджере или собственнике предприятия. Для того, что бы эффективно провести преобразования в компании или организации с целью повышения их конкурентоспособности, как на внутреннем, так и на внешних рынках руководство должно осознать, что наступила «новая экономическая эпоха», которая требует очеловечивания экономической жизни общества, восприятия бизнеса как деятельности, реализуемой людьми и для людей. Управление бизнесом с помощью инновационной теории менеджмента (программа ТРиСС) представляется как процесс системной оптимизации, направленный на обеспечение интересов социальных групп и отдельных людей, которые вносят позитивный вклад в его эффективное функционирование… В то же время, программа инновационного менеджмента должна основываться на глубинных знаниях, которые приходят извне, так как система не может сама себя понять, о чем Э.Деминг писал еще в 80 – ых годах 20 –го столетия. «Компания, которая ищет помощи в глубинных знаниях, уже подготовлена к преобразованиям». Преобразования требуют лидера, у которого есть теория, основанная на глубинных знаниях, с помощью которой формируется видение будущего предприятия. Для того, что бы сформировать видение будущего предприятия необходимо ответить на ряд вопросов:
Вопрос №1. «Для чего создается предприятие или организация»?
Ответ: «Для того, чтобы создать идеальный продукт, максимально удовлетворяющий или превосходящий потребности потребителей, как по цене, так и по качеству»…P.S. Идеальный продукт – это техническая система, в которой различных взаимозависимых и взаимосвязанных функциональных элементов, придающих системе продукта необходимые для потребителя свойства и характеристики, вроде бы нет, но тем не менее, продукт идеально удовлетворяет потребностям потребителя. В существующих продуктах до 15 видов Резервов совершенствования.
Вопрос №2 «Что и кто может создать продукт, о котором мечтает или даже не представляет, что такой продукт может быть кем – либо или когда – либо   создан и без которого, человек не сможет обходиться. Как, например: сотовые телефоны или компьютеры»?
Ответ: «Такой продукт сможет создать только идеальное предприятие». P.S. Идеальное предприятие – это технико – технологическая система в которой различных взаимосвязанных и взаимозависимых функциональных элементов (подразделений), выполняющих различные операции и процессы,  вроде бы нет, но тем не менее технико – технологическая система производит идеальный продукт.
Вопрос №3 «Из чего и кого должно состоять идеальное предприятие, способное производить идеальный продукт»?
Ответ: «Идеальное предприятие должно состоять из идеальных менеджеров и сотрудников, в котором:
1. Задача идеальных менеджеров состоит в том, что бы:
- оптимально подобрать различные функциональные элементы (сотрудников, оборудование…), способные разработать и произвести идеальный продукт,
- оптимально организовать и управлять технологическими процессами: от разработки и производства до поступления финансовых средств за произведенную продукцию (информационные, материальные и финансовые потоки создания ценности как для последующих операций и процессов, так и для конечного потребителя),
- наладить взаимодействие между предыдущими и последующими операциями и процессами (сотрудниками, отделами, подразделениями, поставщиками и потребителями) в потоках создания ценности, основанными на взаимопомощи и сотрудничестве,
- поддерживать в сотрудниках чувство собственного достоинства и стремление к самореализации и самосовершенствованию, создавая условия для внутренней мотивации обучения и развития, с целью получения радости от качественно выполненной работы и от удовлетворения Потребителей продукцией предприятия… Рабы не могут создать идеальный продукт. Достаточно одного «раба на галерах»…
2. Задача сотрудников состоит в том, что бы:
- повышать свой интеллектуальный, творческий, нравственный и духовный уровень,
- повышать квалификацию и осваивать смежные специальности своего процесса,
- совершенствовать методы работы в команде, основанные на взаимодействие и сотрудничестве для повышения качества и производительности своего процесса в системе потока создания потребительской ценности в продукции,
- учиться получать радость от обучения и качества выполненной работы для потребителей продукции…
И как бы директора предприятий, главы правительств и президенты на просторах СНГ не изгалялись, в вопросах оправдания низкой конкурентоспособности экономик своих государств и предприятий, выпускающих не конкурентоспособную на мировых рынках продукцию, ответ очевиден. Проблема государств СНГ и их предприятий в менеджменте. Как известно, менеджмент – это действие, основанное на предсказаниях результатов финансово – хозяйственной деятельности предприятий и организаций, производящих товары и услуги. Результат определяется способностью производимых товаров и услуг, удовлетворить потребности потребителей этих товаров по:
- цене,
- качеству,
- срокам разработки и поставки,
- сервису обслуживания…
От соответствия производимых товаров и услуг выше перечисленным характеристикам и от степени удовлетворенности потребителей,  зависит уровень развития и конкурентоспособности этих предприятий, общества и государства на мировой арене. А если из года в год результаты финансово – хозяйственной деятельности предприятий и государств предсказуемо только ухудшаются, то виной этих действий является менеджмент предприятий, правительств и государств. Алгоритм Причин 94\6, влияющих на конкурентоспособность продукции предприятий и, как следствие, экономик государств зависит от действий менеджмента, который еще в 80 – ых годах прошлого столетия вывел основатель прогрессивной теории менеджмента Эдвард Деминг. Согласно исследованиям Эдварда Деминга, основанным на теории вариабельности процессов и систем. Причины, вызывающие Проблемы низкого качества разрабатываемой и производимой Продукции или услуги подразделяются на два вида и относятся как 94\6, где:
- 94% общих Причин, зависит от качества и эффективности Менеджмента, организующего и управляющего процессами системы разработки и производства Продукции предприятия,
- 6% особых Причин, зависит от качества и эффективности Сотрудников, выполняющих операции в процессах по разработке и производству продукции».
 
На основании выше сказанного и приведенной диаграммы алгоритма 94/6 можно сделать вывод:
Основной Причиной, вызывающей Проблемы низкого качества выпускаемых товаров и услуг, и как следствие низкого качества и уровня развития предприятий и организаций, обществ и государств стран СНГ, почетно занявших свое заслуженное место среди стран третьего мира, является неэффективность менеджмента предприятий и организаций, правительств и президентов.   
Тогда, исходя из сделанного нами вывода и знаний о том, что эффективность предсказаний результатов, а результаты предсказуемо плачевны, на которых основываются действия менеджмента, зависят от правильности теории менеджмента, которой они руководствуются. От сюда, логически вытекают следующие вопросы:
1.«А соответствует ли теория менеджмента, которой руководствуются менеджеры разных уровней современным требованиям развития предприятий и государств?»
2. «А соответствуют ли знания, на которых строится теория менеджмента, современным требованиям развития, которые предъявляются со стороны развитых обществ и государств?»
3. «А хотят ли менеджеры учиться прогрессивной теории менеджмента, основанной не на конкуренции, разрушающей индивидуальные интеллектуальные, творческие и духовные способности сотрудников, а на созидательной деятельности, в основе которой лежит достоинство и уважение сотрудников, сотрудничество и взаимодействие, лидерство, требующее от сотрудников умения работать в командах…?»
 
«Величайшим препятствием на пути познания настоящей формы Земли, континентов и океанов было не незнание, а иллюзия знания»
                Даниэль Брустин
В следующей статье рассмотрим более подробно «глубинные» знания, которые лежат в основе прогрессивного менеджмента и которые легли в основу моей программы ТРиСС.