Пробуждение или Нам ли стоять на месте?

Сергей Журавлев
Долго не мог понять, чего (или кого) мне так напоминает советское искусство. наши старые фильмы, наши старые песни. Конечно, не те фильмы и песни, которые, хоть умри, стояли на своем, не советском (тоже, надо сказать, чудо), а те фильмы и песни, которые - в контексте. И тут недавно смотрел голливудский триллер "Лица в толпе" с одесситкой Милой Йовович, и фильм мне напомнил о русском ученом, психологе, академике Александре Лурии. Лурия считается основателем "нейропсихологии". Это область психологии, которая занимается людьми с патологией мозга. То есть с какими-то неизлечимыми мозговыми прибамбасами. И вот героиня Йовович перестала узнавать лица. И хоть ты ей кол на голове теши. Вылечить это расстройство (агнозия) нельзя. Но можно найти (причем, самой) маньяка, который тебе по голове дал и хочет это дело завершить, а потом можно поселиться на острове, где живет человек тридцать. И в школе - три ученика. Героиня - учительницей была. Вот это все и есть нейропсихология.
Если психология и психиатрия это во многом искусство, то нейропсихология - это, черт знает, какое искусство! Оно передается, как в мастерских художников Возрождения, от учителя к ученику. Есть такой всемирно известный нейропсихолог - доктор Оливер Сакс, англичанин, переехавший в Штаты, который написал кучу книг о своих пациентах, и еще есть блокбастеры по его книгам. Самый знаменитый и кассовый "Пробуждение". Так вот он в молодости увлекся идеями Лурии, написал ему письмо, и они прекрасно переписывались до самой смерти "отца нейрпсихологии", как назвал Сакс советского академика. Лурия до последних своих дней помогал ему советами и оказывал моральную поддержку. Видимо, это очень непросто - искать для таких людей какие-то формы существования, социального взаимодействия. Это, действительно, мучительный поиск формы. А многие пациенты Сакса не просто приспособились. Он стали счастливыми. И вот эти пациенты Сакса, все эти чудаки, принимающие жену за шляпу и т.д. но, каким-то чудом, научившиеся живть в ладу с людьим и самими собой, и напоминают мне столь дорогое нам советское кино, советские песни, типа "нам ли стоять на месте?" и проч.
У истории Лурии и Сакса был, кстати, сиквелл. То есть, наши на этом не успокоились и продолжили зажигать. То, чего добился Лурия и Сакс со своими "странными"  пациентами, ученик Лурии Александр Мещериков и философ Эвальд Ильенков сделали с людьми слепо-глухо-немыми от рождения. Их ученик и пацциент - Александр Суворов (который правда, потерял зрение и слух в раннем дестве), окончил психфак МГУ, защитил кандидатскую и докторскую.
Мещериков был великим учителем, но вся эта затея с МГУ стала возможной благодаря безумному энтузиазму автора "Космологии духа" Ильенкова и Алексея Леонтьева, декана психфака.
Надо сказать, что псифак МГУ - это, вообще, тоже очень любопытное место. Леонтьев создал его, можно сказать, в разгар гонений на социологию, а с ней и на психологию, и само его возникновение под самым носом у Кремля - одно из чудес и феноменов советской культуры и науки. Впрочем, если послушать лекцию Леонтьева-младшего "Виктор Франкл в борьбе за смысл", то многое объясняется. Леонтьев-старший был того же полета птица, что Виктор Франкл - родоначальник "психологии смысла", одного из течений великой гуманистической психологии ХХ века. Франкл читал лекцию в тот момент, когда фашисты заняли его город. Эсесовский офицер вошел в помещение, где выступал Франкл, который, надо отметить, был еще и евреем, и приказал прекратить лекцию. Франкл, в свою очередь,  предложил эсесовцу присоединиться к слушателям и сдобрил свою просьбу убедительным "стой, где стоишь", после чего офицер простоял соляным столбом до конца мероприятия. В общем, Франкл там так их всех очаровал и залечил на манер профессора Преображенского, что его не трогали вплоть до начала "окончательного решения вопроса". Но и тогда ему сказали, Виктор, тебе надо валить в Штаты, вот билет и виза, на что Франк сказал: "У меня родители - в Дахао, я без них поехать не могу". По блату Франкла устроили в Дахао, и высшим достижением своей жизни, Франкл всегда потом считал то обстоятельство, что его отец умер у него на руках, и он имел возможность облегчить его последние минуты. Так вот, Леонтьева старшего тоже на кривой козе было не объехать. Он не только основал психфак, но еще и приютил у себя опальных философов - Ильенкова и Мамардашвилли. Оба, кстати, маркисты. Других таких марксистов еще поискать. Но и марксизм их не защитил. Защитил их Леонтьев, дал возможность читать на психфаке у себя и вести семинары. Бога всех слепо-глухо-немых Эвальда Ильенкова, правда, все-таки достали и на психфаке, и в 1979 году, не выдержав очередного приступа депрессии, он перерезал себе соную артерию сапожным ножом.