Может ли машина мыслить

Александр Расторгуев
Элиза — программа,
опровергающая тест Тьюринга.

Из научно-популярной
литературы



Мазепа небрежно открыл дверь с шифром и пригласил внутрь.

— Здорово! — вырвалось у меня.

— Подожди восхищаться, — сказал Мазепа. — Ты еще не видел, что я хочу показать.

И показал на терминал.

— Догадываешься?

— Нет, — сказал я.

— Перед тобой русский вариант “Элизы”.

— Да ты что!..

Мазепа довольно усмехнулся, набрал что-то в командной строке и нажал энтер.

— Работай, — предложил.

— Здравствуйте, — набрал я.

— Ха-ха-ха! — было мне ответом. Что-то это смутно напоминало...

— Я написал рассказ в легком жанре, — продолжил я.

— Это вас не украшает, — ответила программа.

— Я хотел бы предложить его в текущий номер.

— Скромнее надо быть!

— Видите ли, он как раз подходит для 8 марта.

— Скромнее надо быть, и женщины к вам потянутся!

— Короче, я принес рукопись.

— Рукописи не возвращаются.

— Это все, что вы можете сказать о ней?

— Вы спрашиваете меня, все ли это, что я могу сказать о ней?

— Да.

— Нет.

— Что — “нет”?

— Вы не очень разговорчивы сегодня.

— Сегодня плохой день.

— Давайте поговорим об этом.

— Нет, давайте поговорим о моем рассказе.

— Почему это вас так интересует?

— Мне хочется сказать вам грубость.

— Это все, ради чего вы затеяли разговор со мной?

— Извините, но у меня, кажется, сдают нервы.

— Это вас не украшает.

— Мне казалось, что мой рассказ вызовет интерес.

— Скромнее надо быть.

— Я думал, вы меня похвалите.

— Усильте конец — похвалю.

— До свиданья.

— Приходите еще, — любезно предложила Элиза.

— Замечательно! — сказал я.

— Скажи лучше, что просто отлично, — скромно возразил Женя. —Пойдем, я тебе еще что-то покажу.

И пригласил меня за перегородку. Там, за перегородкой, за таким же терминалом сидел редактор стенной газеты “Импульс” Женис Мусульманбеков.

— Ха-ха-ха! — увидев меня, расхохотался он.

Вслед за ним засмеялся Мазепа. Хмыкнув, к ним присоединился я...