Директор школы Позябкин Иван Петрович

Владимир Пузиков
НА ФОТО: Позябкин Иван Петрович с женой и детьми Ларисой и Александром. Село Благодарное Ставропольского края. 40-е годы. Фото из альбома Л.И. Бедненко (Позябкиной).

***

ДИРЕКТОР БЛАГОДАРНЕНСКОЙ СЕМИЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ № 7
ПОЗЯБКИН ИВАН ПЕТРОВИЧ

Позябкин Иван Петрович родился  27 июля 1913 года в селе Благодарном Благодарненского уезда Ставропольской губернии в крестьянской семье. Его отец – Петр Позябкин в марте 1913 года, еще до рождения сына, уехал на заработки в Канаду и не вернулся.

Иван Позябкин учился в Благодарненской школе II ступени с педагогическим уклоном. Ныне – средняя школа № 1. Будучи учеником, он уже работал в одной из сельских школ по ликвидации неграмотности. В мае 1931 года его направили учителем в начальную школу села Серафимовского, а в августе – заведующим начальной школой в село Красные Ключи.

В 1933 году по семейным обстоятельствам, – на его иждивении находилась мать, - Ивана Петровича перевели в начальную школу № 4 села Благодарного на должность учителя и заведующего школой. С 1935 по 1939 годы он заведовал начальной школой № 7.

Летом 1939 года Благодарненский районный отдел народного образования направил И.П. Позябкина в г. Железноводск на курсы историков. После их окончания он преподавал историю в 5-х классах в неполной средней школе № 23.

30 августа 1941 года И.П. Позябкина призвали в Красную Армию. Однако, по состоянию здоровья, - он имел 50% зрения, - к строевой службе был признан негодным, в окопы на фронт не попал, служил в Главном Управлении аэродромного строительства, в прифронтовой полосе.

После освобождения Ставрополья от фашистской оккупации, в марте 1943 года И.П. Позябкина из города  Гурьева Казахской ССР откомандировали в распоряжение Ставропольского горвоенкомата. Дальнейшая служба красноармейца Позябкина проходила в составе 106-го запасного строевого полка в городе Новочеркасске. Из рядов Советской Армии был демобилизован на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 25 сентября 1945 года.

После демобилизации его направили работать на должность заведующего начальной школой № 3 села Благодарного. В начале 50-х годов школу реорганизовали в семилетнюю школу № 10. В здании школы (ныне – музей) размещались начальные классы и квартира директора, а в здании напротив (ныне – вечерняя школа) – кабинет директора и старшие классы.

С 1951 года И.П. Позябкин работал в школе в должности директора и преподавал географию. Одновременно с работой с 1952 по 1957 годы он учился на заочном отделении Ставропольского пединститута.

И.П. Позябкин участвовал в общественной жизни района и села. Он избирался председателем райкома профсоюзов работников начальной и средней школы, депутатом Благодарненского сельского Совета.

Его дочь - Бедненко (Позябкина) Лариса Ивановна в 2012 году вспоминала:
- Я училась в семилетней школе № 10 с 1-го по 7-й классы. Папа собрал хорошую библиотеку художественной литературы. Он выписывал книги по географии. У него была Географическая энциклопедия, Детская энциклопедия первого издания, много словарей. Отец много читал художественной и специальной литературы.

***

О директоре семилетней школы № 7 Иване Петровиче Позябкине и своей работе в этой школе рассказала Почетный гражданин города Благодарного Зинаида Ивановна Головко:
 
- После окончания педучилища в 1954 году, мне пришлось год поработать в Сельмаге, так как учительских вакансий в Благодарненских школах не было. В магазине я торговала пивом, виноградом, который для жителей Благодарного в то время был чудом и его быстро раскупали.

В августе 1955 года я получила направление от райкома комсомола в семилетнюю школу № 10 учителем физкультуры.  Ведь в педучилище я была мастером спорта по легкой атлетике и волейболу. Заведующей Районо тогда была Белова Антонина Васильевна. Меня пригласили в ее кабинет для знакомства с директором школы Позябкиным Иваном Петровичем.

Когда он увидел меня, у него вырвалось:
- Кого вы мне предлагаете? Эту пигалицу? У меня два мужика ушли из школы, не смогли справиться с работой.

В семилетней школе училось много переростков, тех, кто из-за войны не смог своевременно получить образование. Поэтому дисциплина учеников была на низком уровне.

- Дайте мне ваше направление, - обратился ко мне Иван Петрович.
Но я, испугавшись, что он отберет направление, сказала, что не дам.
- Если вы не хотите, чтобы я у вас работала, я вернусь в Сельпо и буду торговать пивом.

Иван Петрович удивился смелости «пигалицы», и принял решение:
- Жду вас завтра на работе!
- Завтра не могу, мне нужно продать все, что я получила по накладной. В школе буду послезавтра, - сказала я и ушла.

В этот день я работала до 11 часов вечера. Пиво было в деревянных бочках и, прежде  чем налить клиенту в бокал, его надо накачать из бочки. В этот вечер этим занимался мой муж. Он качал пиво, а я разливала.

В школе меня встретила Валентина Митрофановна, она сказала:
- Как хорошо, теперь у нас есть физрук, будет комсомольская организация. Валентина Митрофановна стала  секретарем комсомольской организации, Мария Андреевна – заместителем секретаря, а я – старшей пионервожатой и членом бюро комсомольской организации.

Первое, что я сделала, предложила всей школой перед занятиями делать утреннюю зарядку. Не всем  учителям это понравилось, так как им нужно было приходить в школу немного раньше. В первый день на зарядку пришли несколько человек…

Иван Петрович поддержал меня, и, вскоре, все школьники и учителя делали зарядку, пробежку и в 8 часов бодрые шли на занятия…»

7 ноября 2013 г.
Г. Благодарный
Владимир Пузиков