Гримасы судьбы. Глава 9

Анатолий Аргунов
Из романа "Студенты 3"

Савва Николаевич окинул еще раз взглядом ротонду зала, но ничего такого, чтобы его внимание привлекло, не заметил. Чудеса! Где же Игорь Николаевич?! Не мог же он один пить виски. Тогда зачем ему целая бутылка, в баре он мог заказать стакан виски, вместе со льдом и спокойно выпить в одной из гостевых комнат или на свежем воздухе на балконе и там же покурить. Здесь что-то не то, еще раз сделал вывод Савва Николаевич. А что если он спустился в подвал и там тихонько квасит сам с собой, чтобы никого не раздражать и никому не мешать, - пришла мысль Савве Николаевичу. Он резко развернулся и пошел вниз по ступенькам в подвальное помещение, но там, кроме еще одной курительной комнаты, биллиардной и туалетов ничего не было, не считая каких-то закрытых хозяйственных подсобок. Черт знает что. Его здесь определенно не может быть, не любит Игорь Николаевич такие места. Ему подавай простор, воздух, свет, весь мир красоты, а не эти мрачные закоулки замка, где видно раньше держали пленных или рабочих. А что наверху? Замок же большущий, вдруг осенила новая мысль Савву Николаевича.
Савва Николаевич, обходя встречных коллег, пошел наверх. В это время прозвучал сигнал, созывающий на второй раут ужина.  С кухни понесли подносы вкусно пахнущей дичью. Да, настоящая немецкая кухня, сделал непроизвольно вывод Савва Николаевич, поднимаясь вверх по лестнице. И тут он вспомнил, что еще при входе в замок, они с Козновым заметил стенд,   на который он сперва не обратил внимания, но Игорь Николаевич среагировал – в замке 53 комнаты сдаются на любой вкус и по любой цене, от люкса за 1 тысячу евро до общей комнаты за 100 евро. В обычные дни недели замок работает, как обычная гостиница, сделал вывод профессор Кознов. Это не  у нас, дача так дача, для себя. А здесь на всем делают деньги.
Значит 53 комнаты мне нужно обойти. Стоп, но сегодня они не работают, посторонних  посетителей он не заметил. Значит, есть такие места, где помещения не сдаются. Они общие. Скажем, площадки для осмотра  окрестностей с высоты птичьего полета. Башня! Мне нужно попасть на башню.
Савва Николаевич стремительно понесся  вверх на самую вершину башни. На башне дверь была не заперта, и Савва Николаевич оказался в небольшой комнатке, откуда виднелся весь город. Здорово, отметил про себя Савва Николаевич. Он осмотрелся, рядом стоял столик, та же желтая пепельница из чешского стекла, доверху набитая окурками. Значит, здесь были и курили. Стояла пара пустых стаканов и металлическая чашечка, в которой обычно подают кусочки льда к виски. Самой бутылки не было, как не было и Игоря Николаевича. Стоп! Два стакана. Значит, он пил не один, с кем? Кто отсутствовал еще на ужине. Так, так, лихорадочно прокручивал состав гостей в голове Савва Николаевич. Не было Арсения! Точно, он не заметил за столом Арсения. Он пошел вместе с профессором Козновым пить виски? По какому поводу? Помириться? Сомнительно! Кознов не тот, кто легко пойдет на попятную, тем более, если его обмишурили. На сделку с таким человеком он не пойдет ни за что. Вывод, что профессора Кознова просто на просто куда-то увели, чтобы опоить. Савве Николаевичу от этих мыслей стало не по себе. И тут Савве Николаевичу послышались едва уловимые стоны откуда-то из-за угла башни.  Савва Николаевич пошел на звуки, доносившиеся все яснее и яснее. В углу узкой площадки, он наткнулся на лежащего человека. Именно он, не то стонал, не то тихо плакал. Савва Николаевич нагнулся, чтобы внимательнее рассмотреть и узнал в нем профессора Кознова.
- Игорь Николаевич, Игорь Николаевич, – стал трясти за плечо лежащего  человека Савва Николаевич. - Что с тобой? Как ты здесь очутился? – приговаривал Савва Николаевич, пытаясь приподнять лежащего лицом вниз Кознова. После долгих усилий он перевернул его лицом кверху, похлопал по щекам, немного встряхнул за шиворот, давая возможность прийти в себя. Наконец, его усилия увенчались успехом. Кознов приоткрыл глаза и долго всматривался в человека над ним.
- Савва Николаевич, это ты? – наконец, прохрипел Кознов.
- Я, я, Игорь Николаевич. Давайте, поднимайтесь, мы сейчас выберемся, и все будет хорошо. Как вы здесь оказались?
- Голова, голова трещит, ничего не могу вспомнить, – морщась от боли, пролепетал Игорь Николаевич.
- Давайте, я вас потихоньку подтащу к окну. Здесь очень узко и вдвоем никак, – стал объяснять Савва Николаевич, профессору Кознову.
Но тот вроде бы стал приходить в себя. Его богатырское здоровье бывшего спортсмена, в критической ситуации, мобилизовалось на борьбу.
- Я сейчас, только помоги мне подняться, – прохрипел Игорь Николаевич. Сделав усилие, с помощью Саввы Николаевича, встал на ноги. Потом они медленно, останавливаясь через каждый шаг, дошли до открытого окна.
 – Перелезайте, Савва Николаевич, а потом мне подсобите.
Еще минут через десять, они оба сидели в комнатке на вершине башни. Кознов все еще не приходил в себя, но что-то отрывками вспоминал.
- Не помню точно, но, кажется, я уже здесь был,  - сказал он, окинув мутным взглядом стены комнатушки, в которой они сейчас сидели. - Точно был!
- А как вы попали сюда? – стараясь, не сбить  с мысли коллегу, спросил Савва Николаевич.
- Не припомню.
- Вы взяли бутылку виски, лед и клубнику, в  баре. Грудастая барменша вспомнила вас, - стал наводить коллегу на мысли Савва Николаевич.
- Да, да, точно взял, хотел с тобой выпить, посидеть, поговорить пока шел перерыв. И в это время ко мне подошел  распределитель. Этот убогий итальяшка и позвал меня на башню, сказал, что меня ждут там. Я подумал, что это ты, ну и пошел за ним. Поднялись, а там чужой человек, не могу вспомнить кто… – Игорь Николаевич снова схватился за голову, боль никак не уходила, а лишь притупилась на какое-то время.
- Ну, кто, кто этот человек? Он из наших русских? – стал задавать наводящие вопросы Савва Николаевич.
- Нет, не могу вспомнить, – покачал головой Кознов.
- А Евгения ты случайно не видел, когда шел сюда? – задал провокационный вопрос Мартынов.
- Арсений, Арсений, кто же это такой?
- А вот этот, – и Савва Николаевич нашел на фотоаппарате снимок, где стояла троица: Арсений, Алексей и Храповицкий.
- Он! Он сидел здесь!  - и Игорь Николаевич ткнул пальцем в изображение Арсения.
-  Значит, все же Арсений. Я почему-то так и подумал. Исчезли с ужина вы почти одновременно, – проговорил, размышляя, Савва Николаевич.
- Арсений, да он сидел здесь и сказал, что хочет со мной поговорить, помириться, - стал вспоминать Кознов. - Попросил  налить ему немного виски. Я разлил по стаканам, кинул кусочки льда и выпил свою порцию одним духом. Уж очень мне  не хотелось с этим засранцем Арсением разговаривать. Ну, раз пришел повиниться,  думаю, пусть покается во всем. Потом кто-то постучал в дверь, я повернулся, чтобы посмотреть, кто это.  Никто не вошел. Я снова налил виски и говорю Арсению. Ты если виноват, то давай извиняйся, говори, что-то конкретное. - Давайте выпьем и я вам все расскажу, - ответил мне Арсений.  Я схватил свой стакан, и снова грохнул до дна. Чувствую, что у меня все завертелось, закружилось в голове, вроде бы как мне стало плохо. Я рванул галстук, ворот освободить и заметил, как в дверь вошел этот самый итальяшка-распорядитель, а с ним вроде бы какая-то женщина.  Лица я не заметил, и я отключился полностью. Как потом за окном оказался на балконе башни уже не помню.
-  Вы же бывший токсиколог, Игорь Николаевич. Отравили вас чем-то серьезным, хотели от вас избавиться. Но, что-то помешало довести дело до конца или испугались.  Я лично думаю, что они выволокли вас на балкон башни, чтобы, вы нечаянно выпали. И все. Нашли бы вас, скажем утром, с переломанными костями, следы падения с высоты на лицо. А в крови ничего нет. Может и не выкинули вас сразу, чтобы никто из гостей вас не нашел раньше времени, а под утро если бы вы сами не упали, кто-то из злоумышленников сбросил бы вас с высоты. Такие варианты напрашиваются сами собой, – закончил говорить Савва Николаевич.
- Ну, за что?
- Этот вопрос не ко мне, Игорь Николаевич. Я думаю, что связано это с тем, что вы обнаружили махинацию с деньгами. А когда на кону сотни тысяч евро, а для наших и десяток большие деньги, от вас решили избавиться. 
- Согласен, – хмуро ответил Игорь Николаевич. - Других причин нет. Деньги всегда двигали криминалом. Я теперь должен составить круг лиц, которые это совершили, – произнес он решительно, держась за голову обеими руками. – Трещит, проклятая! Да ладно, давайте, Савва Николаевич, у вас она лучше работает, говорите, кто они!
- Ну, например, состав такой: Арсений – главный подозреваемый, Алексей – помощник, Маргарита Праймер тоже очень заинтересованное лицо. Храповицкого я бы не стал  включать, все же рисковать ему не зачем. Далее, распорядитель, он выполнял чье-то задание. Это так сказать узкий круг, но может быть и шире. Тут важно знать все подробности финансовых потоков, тогда станет ясно, кто заказчик, а кто исполнитель и кто технический помощник.
- Ты прав, Савва Николаевич. Круг составлен правильно. Зелья мне подсыпал Арсений, когда я отворачивался посмотреть на стук в дверь.  Больше некому. Барменша не могла, так первые стаканы виски мы пили оба: я и Арсений. Отраву могла найти и доставить сюда Маргарита, ее в официальном списке приглашенных на ужин не было.
-  Но, она появилась. Зачем спрашивается?
- Но, ее мог вызвать Питер Дидрих.
- Маловероятно. При жене другая любовница, а Питер жил с Маргаритой, это знают все в клинике, она не могла просто так появиться в замке.
- Тогда, кто и как?
- А тому, кому выгодно замять скандал с деньгами. Помощница Питера главный человек в финансовых делах с немецкой стороны, с нашей стороны, возможно, Арсений. Я говорю, возможно. Храповицкий, наверняка, всей комбинации не знал, но от денег на личные нужды не отказывался, брал.
- А может он свои тратил? Мы же не знаем!
- Игорь Николаевич, нельзя обвинять человека без доказательств! Согласитесь?
- Верно!
-  Хорошо. Что мы сейчас будем делать? Заявим в полицию или еще что-то предпримем, - напрямую спросил Савва Николаевич.
- Я жив, и, слава богу. Заявим в полицию, меня могут обвинить в чем угодно, в склочничестве, клевете и под предлогом задержат на несколько месяцев, посадить в тюрьму. А мне это надо? Нет, Савва Николаевич. Я сделаю вид, что все нормально. Тут важно, чтобы они еще раз на меня не напали. В этом я рассчитываю на вас, больше не на кого.
- Хватит об этом, Игорь Николаевич, конечно, я буду с вами.  Но, кто поручится, что они нас двоих не укокошат?!
- Такой вариант не исключен, при условии, что вы были втянуты в финансовые разборки. Но, ни разу ваше имя и мнение на этот счет не озвучивалось. Думаю, что им вы не нужны. Они охотятся за мной.
- Хорошо, Игорь Николаевич. Давайте так и договоримся, вы от меня ни на шаг.
- Принимается!
- Ну, вот и договорились. Что предпримем сейчас?
- А ничего. Спустимся вниз, в зал и как ни в чем не бывало, продолжим участие в ужине.  Сколько времени мы отсутствовали?
- Да около часа…
- Ерунда: тридцать минут шел перерыв и еще тридцать на второй тур ужина, сущие пустяки… По программе ужин длиться четыре часа, а прошло всего два с половиной, так что еще полтора часа в нашем распоряжении.
- Что-то долго.
- Ну, вы же знаете, ужин это не только еда, это общение, разговоры, пока каждый выскажется, а нас тридцать с лишним человека, только официальных членов конференции, а тут свои местные, университетские присутствуют. Так что, если каждому дать по десять минут, то все пять часов займут одни разговоры. Иметь в виду нужно и то, что ужин делится на три тура: закуски, вино, горячее с более крепкими напитками, потом третий самый интересный – кофе или напитки с шампанским или коньяком. В этой стадии языки развязываются до основания. Бери любого хоть голыми руками, будь это немцы, австрияки или америкосы. Все пьют, особенно за компанию. Меньше всех, но быстро пьянеют азиаты. Только в нашем случае, халявы на выпивку нет, поэтому не все будут тратить свои кровные. Но, в любом случае, ужин в завершающей стадии и нас с вами даже не заметят, пришли и пришли.
- Верно, – согласился Савва Николаевич с доводами коллеги. - Но, вам нужно привести себя в порядок, костюм испачкан, рубашка помята, галстук скомкан, на боку, и вообще, неплохо бы вам умыться, причесаться.
- Не проблема. Сейчас спустимся в туалет, там и почистим перышки.
- Тогда пошлите.
Игорь Николаевич встал, его еще покачивало, но на ногах он стоял более-менее уверено. Савва Николаевич вышел из комнаты первым.
- Держитесь за поручни, – предложил он коллеге. - Так вам будет легче.
По пути, они почти никого не встретили. Только грудастая барменша удивленно выглянула из-за стойки, пытаясь  что-то сказать, но Савва Николаевич отмахнулся:
- Потом, все расчеты, потом, мы сейчас идем вниз, чтобы освежиться. Видите, мой товарищ чуть-чуть … перебрал,– долго искал подходящее слово на английском, профессор.
- Gut, gut… Verschtehe…
Спустившись в нижний этаж, они вошли в туалетную комнату. Там никого не было.
- Ну вот, а теперь давай приводи себя в порядок.
Через 10-15 минут Игорь Николаевич, хоть и выглядел несколько помятым, но вполне пристойно, творческий беспорядок на голове, слегка помятый костюм и немного съехавший на бок галстук, придавали легкий шик этому русскому ученому-чудаку.
- Вот теперь   другое дело! – одобрительно отозвался о внешнем виде коллеги Савва Николаевич.
В заде они появились вдвоем, и действительно, их приход никого не удивил. Даже Храповицкий, взглянув  на них, проронил:
- Где вы ходите, горячее давно остыло.
- Не беспокойтесь, Сергей Константинович, мы прекрасно провели время в дружеской беседе. А холодная дичь, даже лучше и полезнее, чем горячая,  - отшутился Савва Николаевич.
Они сели на свои места.  Попробовали поесть, но еда застревала в горле от пережитого напряжения.
- А не пойти ли нам, Савва Николаевич, посидеть где-нибудь в комнатке вдвоем. Тут мне как-то неловко, тошнит и голову все еще ломит. Весь запас английского вылетел из памяти, неудобно как-то…
Савва Николаевич согласился с доводами.
- Пошлите.
Они также вышли мирно беседую между собой, как старые добрые друзья. Савва Николаевич даже для большей подстраховки, приобнял за плечи своего коллегу.
Около барменши они остановились.
-  Где господин распорядитель? Мы хотим уединения с моим другом.
- Я все устрою, - ответила она.
Она вывела их в узкий коридорчик и, щелкнув ключиком, открыла дверку в небольшую комнатку с диваном, креслами и столиком по середине. 
– Вам здесь будет удобно, располагайтесь господа. Что закажите?
- По чашечке крепкого кофе и бокалу белого вина.
- Сухого или столового?
- Столового, – ответил Игорь Николаевич.
Барменша весело улыбнулась.
- Еще что?
- Все! Вы не ответили, где господин распорядитель? Мне хотелось бы с ним переговорить. Кстати, он так и не принес мне счет на розовое вино.
- Он сейчас обслуживает вашего русского молодого ученого и госпожу Маргариту Праймер, тут рядом, через две комнаты, комната номер 6. Позвать распорядителя?
- Нет, не надо. Мы сами подойдем к нему, чуть позже. Да, захватите счет и за розовое вино, чтобы мы за все сразу расплатились. 
- Хорошо, сэр, – и барменша вышла.
- Что делать будем?
 Игорь Николаевич посмотрел на профессора Мартынова. Его глаза медленно стали наливаться яростью, лицо побелело, и он сейчас же был готов наброситься на своих обидчиков.
- Нет, Игорь Николаевич, не стоит поднимать бучу. Не в нашу пользу заварушка... Нам главное сейчас  выбраться из замка, а у себя в гостинице разберемся с Арсением, – рассудительно, взвешивая каждое слово, проговорил Савва Николаевич.
- Пусть будет по вашему, но я бы морды им набил обоим…Ей богу…  они этого заслужили…
- Так-то, так, но не время, согласитесь.
- Все, решено, действуем по вашему плану.
Постучали.
- Заходите.
Вошла барменша, неся пару чашечек с ароматным кофе и два бокала вина.
- Приятного времяпровождения. А вот и счет, - барменша протянула три бумажки.
Савва Николаевич взял и внимательно прочитал, что и за что нужно платить. Вино розовое французское 7 евро! Кофе - 2, вино столовое – 2,25 евро. А это что за счет?
Барменша молча стояла, ничего не ответив.
- Бутылка виски, 10 порций льда для виски и клубника 350гр на 105 евро, - Савва Николаевич передал третий счет Игорю Николаевичу.
Тот пробежал глазами, опять побледнел от явной злости  и, порывшись в кармане брюк, достал такой же счет.
- Я же вам заплатил, вот чек, – и Игорь Николаевич протянул его барменше счет и чек. Она, даже не смутившись, извинилась.
- Видно, это был второй экземпляр, и я взяла его по чистой случайности. Извините господа, я ошиблась.
Пока Савва Николаевич отсчитывал деньги по двум чекам, Игорь Николаевич по-русски руганулся.
- Надуть хотят на каждом шагу. И меня, чисто случайно, чуть не выкинули с башни, так этого им мало, еще повторный счет принесли. Как будто я на том свете мог бы его оплатить. А раз жив, плати еще раз.
Протянув деньги, Савва Николаевич потребовал кассовые чеки, барменша все также улыбаясь, молча, их подала.
- Все, вы свободны и больше нас не тревожьте! – уже по-немецки выкрикнул Игорь Николаевич.
Барменша даже оторопела, услышав родной язык. 
- Ja voll, – коротко бросила она и быстро вышла.
- Вот сучка немецкая, это надо же с меня брала деньги и второй раз вручает тот же самый счет как ни в чем не бывало!
Савва Николаевич успокаивал друга.
- Давайте  кофе попьем. Они сделали по несколько глотков кофе, потом вина. Горячий напиток ударил в голову профессора Кознова. Лицо Игоря Николаевича резко покрылось розовыми пятнами.
 - Вам плохо?
- Нет, ничего, сейчас   уже лучше, – прохрипел Игорь Николаевич.
- Пока воздержитесь от кофе, давайте выпьем вино, оно все же полезнее, тем более столовое, там много сахара, это как глюкозовый коктейль   для больного, – пошутил Савва Николаевич.
- Верно заметили. Мне уже значительно лучше…
Через какое-то время Игорь Николаевич уже более-менее пришел в себя. - Кофе с вином – хороший антипод оказывается, а я не знал, хоть и занимался токсикологией.
- Давайте я все же навещу наших врагов, нужно внести в их ряды смятение, – предложил Савва Николаевич
- Стоит ли вам рисковать?
- А чем я рискую? Зашел, увидел, извинился и ушел. Только и всего!
- Ну, что же может в этом есть смысл, – согласился Игорь Николаевич.
- Тогда я пошел, а вы оставайтесь, дожидайтесь меня, я скоро, – и Савва Николаевич вышел из комнаты.
Комнату № 6 он нашел без труда. И не стучась, взял за ручки, толкнул дверь и она открылась. За столиком сидели трое: распорядитель-итальянец, Арсений и отдельно от всех Маргарита. Они о чем-то ожесточенно спорили.
Увидев Савву Николаевича, они обомлели.
- Извините, я вас потревожил совершенно случайно.
- Да, нет, что вы, что вы, – первым отреагировал Арсений. - Вы, наверное, ищите профессора Кознова?
- Нет, вовсе нет, а что его искать, если мы только, что с ним сидели за столом и ужинали.
Арсений, не давая себя отчета, машинально перевел слова Саввы Николаевича.  Прав был русский классик Николай Васильевич Гоголь, описавший состояние Губернатора и его свиты, когда они узнают, что ревизор-то был липовым. Так же примерно вытянулись лица у Маргариты и итальянца-распределителя. Они даже чем-то стали похожими друг на друга, как на картинах Пикассо. Арсений хотел что-то спросит у Саввы Николаевича, но не решился, выдавать себя и свое волнение он не захотел.
- Извините, я пойду. Приятного вечера! – и Савва Николаевич закрыл за собой дверь. За дверью установилась гробовая тишина.
- Еще не пришли в себя – это хорошо, значит, застал врасплох. Сколько сейчас времени? - задал сам себе вопрос Савва Николаевич. - Без 36 двенадцать, полночь. Нам пора будет уезжать из замка.
Игоря Николаевича он застал в той же комнате. Рядом стояло недопитое кофе и пустой бокал с вином. Внешне он выглядел неплохо, только красные пятна на лице, все еще выдавали его ненормальное состояние.
- Как вы?
- Вроде бы стало лучше, но теперь ноги не идут. Хотел встать, заказать еще по бокалу вина, а ноги,  как ватные.
- Ничего, это быстро пройдет. Синдром деполярности.
- Не знал такого…
Савва Николаевич усмехнулся.
- Потом расскажу, сейчас нам нужно срочно в зал.
- Хорошо, только, как я  пойду? 
- Ничего, опирайтесь на меня. Ну, перебрал профессор, с кем не бывает. Пошли, пошли, – и он помог подняться Игорю Николаевичу с кресла. - Ну, вот так шаг за шагом, мы и пойдем.
Они медленно вышли из гостевой комнатки  и пошли в зал.  В зале была та фаза ужина, когда никто никого не слушал, но все говорили. Савва Николаевич осторожно прошел с Козновым позади толпы, усадив его рядом за пианино, где стоял небольшой обитый кожей пуфик, а сам сел рядом и откинул крышку пианино. Расчет был прост. Если сейчас начнут искать Игоря Николаевича, то, наверняка, кинутся в башню, а потом не найдя его там, примчатся сюда. А Игорь Николаевич как ни в чем не бывало, сидит рядом и подпевает Савве Николаевичу, играющему на пианино. Но, едва Савва Николаевич сделал пару аккордов, как в зал вбежал, с разъяренным лицом распорядитель.   Глаза его сошлись на переносице и стали одним большим, как у циклопа, лицо перекосила полоса как  от шрама. На плохом английском распорядитель объявил:
- Вечер закончен. Прошу вас оплатить счета за выпитое вино, виски  и другие крепкие напитки. Для расчета подойдите к барменше. Остальные могут готовиться к отъезду. Автобусы уже ждут во дворе. Рады будем видеть вас снова!
После этих слов он куда-то исчез.
- Арсений тут? – поинтересовался профессор Кознов.
- Не знаю. Я их видел вместе только в комнате.
- С кем вместе?
- Распорядитель, Маргарита и наш Арсений.
- Ну, вот круг замкнулся! Что будем делать?
- Сейчас ничего. Доедем до гостиницы, там и обсудим, – ответил Савва Николаевич, поднимаясь со стула. - Нам пора – пошли в автобус.