Наш земляк Дмитрий Харатьян

Ирина Юлина
               Мы Вас знаем больше как актёра кино. Как чувствуете себя в театре?
      - Замечательно. Почти восемь лет я занимаюсь театральной деятельностью. Вышел на сцену и с удовольствием этим занимаюсь, потому что театр   для актёра совершенно необходим. Это живой источник энергии, творческих сил для поддержания профессиональной формы.
 
      - Сейчас ряд хороших актеров проявили себя как режиссеры  В. Машков  («№ 13»),     О. Меньшиков  (“Горе от ума”и “Кухня”), Т. Догилева («Лунный свет…») и др. Вам не хотелось бы попробовать себя в режиссуре?
      - Знаю, что сейчас многие актёры занимаются режиссёрской деятельностью. Это как бы одно из другого вытекает. Многие актёры становятся режиссёрами. Пока это не мой удел. Я не ощущаю  желания и необходимости этим заниматься. Может быть, когда-нибудь это   случится и со мной.  Но такой уверенности нет. Я, в большей степени, исполнитель, нежели режиссёр.

      - В «Коллекции Пинтера» и в комедии–фарсе «Нина»  по пьесе Андре Руссена (режиссёр Олег Фомин) Вы играете с Еленой Шаниной. С ней интересно играть?   Вам легко было  работать с режиссёром В. Мирзоевым  в «Коллекции Пинтера»?
      - Елена Шанина - прекрасная партнёрша,  удивительная и замечательная актриса, мастер, профессионал, с большим театральным опытом. С ней легко и приятно играть, поэтому я с удовольствием это делаю.
      С режиссёром Мирзоевым было очень интересно работать.  Нельзя сказать, что легко, но это было очень  увлекательно, необычно, потому что это режиссёр со своим почерком, со своим видением, со своей  театральной стилистикой. Режиссёр, я бы сказал, один из выдающихся, который занимается поисками новых форм. Это был очень полезный для меня опыт.
 
       - Недавно повторили передачу «Театр + ТV», посвящённую памяти  Андрея Миронова, где Вы поёте его песню  «Кто на новенького». Так классно поёте! Вам близок по духу этот любимый всеми актёр?
       - Андрей Миронов - замечательный был артист. Я его очень уважаю, ценю, дорожу памятью о нём.  Ну что сказать? Прекрасный, эксцентричный, лёгкий и, при этом, очень глубокий. Он элегантен, с юмором. Вообще, очень хороший, большой артист.

      - Расскажите о фильме «Тайны дворцовых переворотов», который получил премию «Тэффи». Это громадный успех и удача как Светланы Дружининой, так и всего состава исполнителей.
      - Да, я в этом фильме играю  Ивана Долгорукова – фаворита    Петра II. Две семьи борются за власть - Долгорукие и Меньшиковы. Это история государства Российского, 18 век, дворцовые интриги, перевороты.

      - Бываете ли Вы с гастролями за границей, с антрепризами, например? 
      - Много приходится   ездить  и  с  концертами,  и  с антрепризами.
В феврале 2000 года состоялись два концерта в Мельбурне.  Недавно ездили в Ереван на Дни Российского кино с группой артистов и режиссеров во главе с Министром культуры Михаилом Швыдким. Ведь у меня есть ещё и армянские корни.

      - Не хотелось ли когда-нибудь бросить карьеру артиста и заняться чем-нибудь другим, например, продюсированием, бизнесом?
      - Был момент в моей жизни, когда казалось, что я занимаюсь не своим делом, что это никому не приносит радости, пользы и удовольствия, начиная с меня самого.
      Я являюсь арт-директором клуба-кино, клуба-ресторана в Москве. Это  больше для души, это не бизнес. Это мой второй дом, можно сказать. Там собираются актеры, люди элитарных профессий. Проводятся клубные вечера, выступают артисты и т.д. Достаточно известное культовое и имиджевое место.
     Имею также опыт продюсирования. Фильм «Антлантида» вышел в прошлом году и уже на Кинотавре получил спецприз жюри. ТВС  будет показывать премьеру этого фильма 10-го марта. Я сыграл  в нём одну из главных ролей и был сопродюсером этого фильма. Это также новое дело в моей жизни.       
 Кроме того, записываю сейчас диск, музыкальный альбом - ремикс тех песен, которые   я пел в кино в разное время.
 У меня появился опыт работы на радио, но это, скорее, актёрская работа. Озвучиваю одну роль в постановке Т. Устиновой   «Хроника гнусных времён».

      - Вы любите наш город?
      - Родился я в Алмалыке под Ташкентом. В Красногорске живу  с  трехлетнего возраста,  здесь мои пенаты,  мой детский сад, моя школа, моя улица, на которой те дома, в которых я жил. Здесь моя память, мои корни, так сказать, истоки моей биографии. Поэтому я благодарен моему городу и с удовольствием откликаюсь на любые импульсы и интерес, которые земляки, администрация и  журналисты ко мне проявляют.

       - Вы не хотели бы организовать ретроспективный показ фильмов с вашим участием в нашем городе? Продать абонементы в школах и  организациях? Ведь Ваши роли светлые и чистые,  начиная с фильмов «Розыгрыш», «Зеленый фургон», «На Дерибасовской хорошая погода». Я уж и не говорю о «Гардемаринах». Чем сидеть детям у телевизоров, напичканных агрессией и кровавыми разборками, может, Дмитрий Харатьян соберёт молодёжь в кинозал?
               
      - Нужна чья-то инициатива. Я по натуре не организатор. Я не думаю, что это изменит ситуацию с детьми в стране - разовая такая акция с показом этих лент, тем более, что многие из них уже сейчас не актуальны.  Кроме того, их очень часто показывают по разным каналам телевидения. «Гардемаринов», «Зелёный фургон», «Розыгрыш» по несколько раз в год. Эту акцию, о которой вы говорите, ещё надо организовать. Я не очень уверен, что её поддержат, даже не столько поддержат, сколько откликнется ли народ  наш на это дело.
 
     Каждому времени нужны свои герои. Сейчас время не  романтического героя  фильмов конца 80-х и начала 90-х годов, в которых я играл и, благодаря которым, снискал такую популярность - гардемарины, например. Эти фильмы  воспевают любовь, дружбу, светлые, святые чувства и идеалы человечества, любовь к отечеству и т. д.
     Теперь другой образ, другое время и другой тип героя - «Брат», «Бригада», «Менты». Совершенно изменился тип кумира, его социальный статус, профессиональная принадлежность, характер, природа его натуры. Чего тут сетовать. Время, действительно, предлагает своих персонажей. Такое время. Герои ровно такие, в какое время живёт общество. Тут абсолютно всё справедливо.
     Другое дело, что романтические герои, например, Д’Артаньян или те же ребята гардемарины, всё равно вечны. Тема на все времена, и в этом смысле мне повезло, потому что я имел отношение к такому кинематографу, к светлому и романтическому, приключенческому жанру. Всё равно в определённом возрасте каждый подросток  открывает книги Дюма или  смотрит по телевизору «Гардемаринов», мне так кажется.   Естественно всё, что происходит в природе. На всё воля Божья, как говорится.
    Поверьте, если бы я мог повлиять каким-то образом на ситуацию, пускай не в целом в стране, а в отдельно взятом городе Красногорске, это было бы замечательно. Но у меня иллюзий нет по этому поводу.
      Что касается   ретроспектив, то они обычно бывают к какому-то юбилею. У меня, вроде бы, юбилей не предвидится в ближайшие восемь лет. Творческие встречи я провожу. Кстати, в Красногорске я провёл две встречи.  Есть изречение: «Нет пророка в своём Отечестве». Ни в коем случае не хочу приравнивать себя к   пророкам, но просто здесь уже привыкли к тому, что в их городе  живёт известный артист. В любом другом городе  Подмосковья или дальней провинции -  там это всё непривычно, в диковинку. Когда меня люди видят часто на улице, в магазине, то уже нет   этого момента неожиданности. Так мне кажется.
 
       - Вы бы не хотели подготовить программу  из стихотворений К. Бальмонта, А. Белого,  Ю. Балтрушайтеса, В. Брюлова – поэтов, которые бывали в гостях в имении  С. Полякова, и выступить с этой программой в нашем городе?
       - Не хотел бы, потому что у меня несколько другие приоритеты в поэзии. И, вообще говоря, я не очень владею этим жанром. У меня есть несколько стихотворений, которые читаю. Я больше пою, чем читаю стихи. Этот жанр  мне ближе, чем поэзия. Не все артисты умеют хорошо читать стихи. Меня это настолько не увлекает, чтобы этим заниматься. А читать стихи этих поэтов только потому, что они были в имении Полякова, не повод, так скажем.

      - Вы в детстве занимались в драмкружке. Не хотели бы Вы создать клуб в Красногорске, чтобы заниматься с детьми?
      - На самом деле, этот вопрос обсуждается почти два года.  Пытался пробиться к администрации с таким предложением и даже получил поддержку депутата А.Горового об открытии в Красногорске школы-студии по специальности «актёр театра и кино». Пока у нас проблема с помещением.  Нужно достаточно  объёмное помещение, чтобы заниматься пластикой движения, хореографией, сценической речью.
       Такая идея есть, и такой проект существует. Он был поддержан,  кстати, публикой, когда мы в прошлом году были с премьерой картины   Светланы Дружининой  «Тайны дворцовых переворотов» в ДК «Подмосковье». А.Горовой организовал этот показ и озвучил эту идею, и её тепло поддержали аплодисментами. Я понял, что это может у нас прижиться, что родители приведут своих детей. Вы говорите о проблеме детей. Вот таким образом её нужно решать. Их досуг нужно занимать чем-то: спортом, искусством, чтобы они не болтались по улицам без дела. Необходимо заниматься воспитанием души ребёнка.

       - Вы бываете в своей родной 9-ой школе? С кем из учителей общаетесь?
       - Достаточно редко бываю в школе. Из моих учителей там уже никто не преподаёт, насколько  знаю. Из тех, кого вижу часто – это  бывший директор школы, Валентина Михайловна Уварова. Она мама моего школьного товарища, одноклассника Володи Уварова.
       У нас был военрук, Александр Григорьевич Дорошин. Он, по-моему, единственный, кто остался в школе и ещё преподаёт. Ему пару лет назад исполнилось 75 лет. Замечательный человек, прекрасно  выглядит, в хорошей форме.

      - Что цените в людях? С чем не можете мириться?
      - Ценю честность, порядочность, доброту, внимание к окружающим, обязательность, ответственность. Ещё верность себе  ценю в человеке. Не мирюсь? Я со всем, практически, мирюсь, кроме порочных и агрессивных проявлений, таких, как  преступность. Терпимость должна быть. Одно из самых неприятных проявлений человеческих качеств - это предательство, но это очень ёмкое понятие. Разной природы бывает  предательство: измена принципам, идеалам, людям. Мне претят -  лень, гнев, зависть, чревоугодие и другие смертные грехи.

      - Знаю одного из Ваших  красногорских друзей. Это творческая личность. С кем из творческих людей, живших или живущих в Красногорске,  Вы поддерживаете отношения? Например, с Жанной Бичевской, Сергеем Беликовым,  Георгием Мовсесяном?
      - Знаком со всеми в той или иной степени. С Сергеем Беликовым иногда играем в футбольной команде «Старко» - такая есть команда звёзд эстрады. Когда-то мальчиком ещё был поклонником группы «Мы», где играл Сергей Беликов на танцплощадке в Красногорском парке. С Георгием Мовсесяном неоднократно встречался, ездил  на концерты  в Армению и  по России. Тоже тёплые отношения. Не могу сказать, что мы друзья прямо такие не разлей вода.
 
       - Мовсесян тоже ездил с Вами в Армению? 
       - Нет, он не ездил, хотя он писал для кино песни. Чаще всего и               
больше всего я общаюсь с Володей Устиновом, если говорить о творческих личностях, живущих в нашем  Красногорском районе.

      - Нравится его творчество?
      - Это талантливо.

      - Для Вас это было неожиданно?
      - Конечно, неожиданно. Зарабатывает на жизнь одной профессией и при этом имеет, так называемое, увлечение, хобби.    А, может быть, как раз суть его выражается в творчестве, в том, что он пишет книги, пишет картины. Многосторонняя, яркая, самобытная личность. Всегда привлекает, когда человек многомерен, когда он может по-разному проявляться.
 
      - Как Вы относитесь к телевизионным шоу вроде «Окон»  Дмитрия Нагиева?
      - Подглядывать, как меня учили, это плохо. Нам предлагают подглядывать, подслушивать, подставлять, предавать, врать. То, что происходит с телевидением – это, вообще, отдельная тема. Кстати, это также относится и к передаче «Последний герой», потому что там каждый борется за выживание, один за счёт другого. Идеологически они не выдерживают вообще никакой критики. Так  прекрасно снятая и сыгранная актёрами «Бригада»,  имеет идеологически низменную, безнравственную основу.  То же можно сказать о «Братьях». Я  уважаю и люблю Сергея Бодрова.  Замечательный режиссёр  Лёша Балабанов, прекрасный, лучший из режиссёров  нашего времени, среднего поколения. Но идеологически этот  фильм порочен по сути своей, не по форме.

      Это время, в которое мы живём, и оно диктует  своих героев. Я даже не сетую, это как бы знак, с которым можно мириться, а можно не мириться. Это факт существования, нашей реальности. Реалии нашей жизни. Но как это повлияет на молодёжь?! Ведь дети - наше будущее. Это банальные фразы, но они же справедливы.
      Мы воспитывались на иных[ идеалах. Другое дело, чего мы достигли на тех правильных, вроде бы, идеалах. Тоже было всё исковеркано, но, тем не менее, по крайней мере, провозглашались добро, честность и порядочность. Всегда были в почёте эти понятия.     Искусство и общество были более гуманными. Правда? А сейчас совсем другие  условия игры. По форме эти работы сделаны выразительно, привлекают огромную массу людей. Они тоже учатся подглядывать, подсматривать. Им всё это нравится. Но это так порочно по сути своей,  низко и безнравственно. Тем более, в православной,   христианской стране. Я не фанатически религиозен, но всё равно. Есть же общечеловеческие законы, независимо от того, где ты живёшь. Христовы заповеди сложно соблюдать, но стремиться к этому нужно. Иначе, без веры, надежды и любви, жизнь    бессмысленна и  никчемна.

      - Бывало ли стыдно за какую-нибудь роль или вообще дело: совершённое или, наоборот, несовершённое?
      - Всё в моей жизни было, конечно. Я живой человек со всеми вытекающими обстоятельствами. Бывало стыдно и за дело, и за роли, и за свершённые и несовершённые поступки. Жизнь складывается по-разному, в том числе, и профессиональная. Удачи и провалы, взлёты и падения, пробы и ошибки. Законы природы и законы жизни таковы, что иначе не бывает.
                2003 год.