Алтай Кусаинов. Классика - падчерица государства?

Рена Жуманова
     В зале музколледжа имени Биржана состоялся концерт заслуженного артиста РК, профессора Алтая Кусаинова. В первом отделении новой полуторачасовой программы, представленной пианистом на суд кокшетауского слушателя, были исполнены две сонаты Бетховена — №1 фа минор, традиционно включаемая в педагогический репертуар музколледжей, и популярнейшая четырнадцатая, известная широкой публике под названием «Лунная». Второе отделение было посвящено циклу «Времена года» Чайковского.  Свежая программа, успешно «обкатываемая» исполнителем, уже прозвучала в Темиртау, а в ближайшее время будет сыграна  перед меломанами Костаная и Астаны.
  Алтай Кусаинов —  личность, хорошо известная в музыкально-педагогической сфере фортепианного исполнительства нашей страны. С Кокшетау его связывают давние творческие отношения: еще в начале смутных девяностых  доцент кафедры фортепиано Алматинской консерватории Кусаинов взял шефство над пианистами музколледжа имени Биржана, наведываясь с мастер-классами и концертами, возглавляя жюри конкурсов, ненавязчиво делясь опытом и давая ценные рекомендации.
     Алтай Кусаинов — выпускник специализированной музыкальной школы имени Куляш Байсеитовой,  алматинской консерватории по классу известного педагога Евы Коган, с 1979 по 1982 год проходил  ассистентуру-стажировку в  московской консерватории. С 1985 года преподавал в стенах родной консерватории, в 1993-1994-м стажировался в в Королевской академии музыки и драмы (Глазго, Шотландия). Вернувшись, полностью погрузился в музыкальную педагогику, время от времени концертировал. В 1998 году Кусаинов был приглашен в Астану, где  вскоре стал заведующим кафедрой фортепиано в только что открывшейся Казахской национальной академии музыки (КазНАМ). Лет шесть назад Алтай Кусаинов приезжал в Кокшетау с сольной программой и концертом своих студентов. А сегодняшний визит Кусаинова состоялся уже в новом качестве — солиста филармонии города Астаны.
- Да, уже второй год я не работаю в академии, — рассказывает Кусаинов. — Почему? Разошлись во взглядах с руководством, и мне пришлось уйти. 
Уход из академии как бы открыл передо мной новые горизонты, я теперь — свободная птица. Ведь педагогическая работа отнимает все силы и время, двум богам молиться нельзя... Это прекрасно понимают и моя супруга, доцент кафедры концертмейстерства КазНАМ, и обе наши дочки. Нет, они не музыканты, хотя и хорошо развиты в этом плане. Старшая дочь — экономист, младшая -  заканчивает школу... Зато сейчас, будучи солистом филармонии, я могу полностью посвятить себя концертной деятельности.
... Я вырастил достойную плеяду преемников, 15 моих студентов — победители международных конкурсов, некоторые  - дважды и трижды лауреаты, всего в моем классе 38 лауреатских званий. Мой собственный опыт участия в конкурсах международного уровня  относится к советской эпохе, когда пробиться было нереально, так как все делалось через Москву. Каждый всесоюзный отборочный конкурс предоставлял право быть лицом фортепианного искусства СССР лишь двоим из огромной массы участников. Это сейчас — благодать, нашел деньги — и вперед, в одной только Италии ежегодно проходит около пятисот конкурсов. 
... В моем репертуаре — произведения самые разные, при выборе обычно следую внутреннему голосу, но иногда и заказные вещи становятся любимыми: так у меня было с «Рапсодией в стиле блюз» Гершвина.
... Казахстанской музыки я много сыграл в прошлом: в  середине восьмидесятых был солистом камерного оркестра радио и телевидения под управлением Мурата Серкебаева. Тогда проводились ежегодные пленумы композиторов Казахстана, всесоюзные пленумы, все кипело, и переигрывались просто горы музыки!
... В Кокшетау всегда приезжаю с большим удовольствием. Самое главное, чтобы это дело у вас окончательно не заглохло. В советское время было множество школ, а сейчас наблюдается упадок, школы сокращают, и потому учиться в профессиональных заведениях практически некому.  А ведь в Казахстане сложилась достаточно крепкая традиция фортепианного исполнительста, есть одаренные ребята и талантливые педагоги-энтузиасты. Увы, классическая  музыка в нашей стране сегодня находится в унизительном положении  падчерицы или пасынка...

Ноябрь 2008, "Степной маяк".