Урок дыхания от Веры Павловой

Александр Карпенко
      ВЕРА ПАВЛОВА

Любовь – урок дыханья в унисон.
Беда  –  урок дыхания цепного.
И только сон, и только крепкий сон –
урок дыхания как такового.
Освобожден от обонянья вдох,
а выдох не татуирован речью,
и проявляется в чертах – двух-трёх –
лица – лицо щемяще человечье.
Ты – человек. Запомни: только ты
и более никто  – ни зверь, ни птица –
спать можешь на спине, чтоб с высоты
твоё лицо к тебе могло спуститься,
чтоб, выдохнув из легких черный прах,
дышать как в детстве, набело, сначала,
и чтобы по улыбке на устах
твоя душа впотьмах тебя узнала.


Стихотворение Веры Павловой удивляет, прежде всего, стилем речи. Свежестью мышления, языком, в котором отсутствуют штампы. Невзирая на афористичную первую строку, стихи эти – не только о любви. Такие разные вещи, как любовь, беда и сон, оказывается, связаны между собой… различностью дыхания.

Поэт Вера Павлова сообщает нам множество бесполезных вещей. Казалось бы, зачем? «Бесполезная красота» – так называется одна из новелл Мопассана. Бесполезно – следовательно, красиво. Красота вытекает у Веры Павловой из своей бесполезности. Ты – человек, потому что… можешь спать на спине! Представляете! Не потому, что ходишь на двух ногах и при этом ещё мыслишь. А потому, что сон на спине отличает тебя от птиц и животных. Я думаю, что это – специальные знания, известные немногим учёным. Но Вера Павлова делает их объектом поэзии, и делает это, прямо скажем, блестяще! Невзирая на, прямо скажем, нетривиальное содержание и «высокое косноязычье», речь поэта прекрасно организована, в стихотворении нет ни одного лишнего или неуместного слова.

Лицо человека – зеркало его личности – спускается к нему во время сна с некоей «высоты». Можно подумать, что поэт – йогиня, и поэтому её так интересуют проблемы дыхания. Или же она долго занималась восточными практиками, настолько сквозят в её стихотворении эманации различных даосских и йоговских практик… Воздух – это возница духа, что замечательно показано в данном стихотворении. А ещё мне почему-то вспомнились замечательные тютчевские строки: «Как смотрят души с высоты на ими брошенное тело…». Герой этого «умозрения в красках» Веры Павловой – человеческий дух. А ведь многие читатели полагают, что Вера Павлова пишет «сугубо женские» стихи!

Мы постоянно сталкиваемся с тем, что признание художника при жизни, если оно и происходит, носит, как правило, утилитарно однобокий характер. Как высказался Иосиф Бродский, эпохе удобнее назначить одного великого поэта, чем выбирать между несколькими. С такой же уверенностью можно констатировать, что эпохе проще приклеить поэту какой-нибудь ярлык и подавать его под этим соусом. Втиснуть человека в прокрустово ложе какого-нибудь узкого определения. Потому что разнообразные творцы хуже поддаются классификации. Однообразие проще сформулировать. Разнообразие сложнее поддаётся трактовке. И я нарочно выбрал именно это стихотворение Веры Павловой, потому что оно напрочь развенчивает миф о сугубо «женской» сущности её поэзии.

Конечно, данное стихотворение Веры Павловой носит откровенно философский характер. «Каждый пишет, как он дышит». «Ровность» дыхания – ещё не признак того, что человек захвачен любовью. Вспомним у Высоцкого: «Они внезапно попадают в такт такого же неровного дыханья». Как мы видим, Вера Павлова словно бы оспаривает утверждение Высоцкого о «неровности» дыхания влюблённого человека. Но поэты сходятся в одном: у Павловой это «унисон», а у Высоцкого – такт». Дыхание влюблённых – синхронно, вне зависимости от того, ровное оно или неровное.

А сон, в особенности – сон без сновидений – действительно урок самоотрешения, самозабвения и чистоты помыслов, обмен лучистыми энергиями с космосом. Сон «чище» бодрствования, однако никто из нас не хочет спать вечно. Истина – в переменах состояний. Сон «уравнивает» между собой хорошее и плохое в жизни, любовь и беду. Сон человека – обезьяна вечности, для которой счастье или беда человека не имеют ровно никакого значения. Душа человека, по Вере Павловой, во время сна отделяется от тела, и только по улыбке может его узнать. Улыбнёмся и мы.

                ВЕЕРА ПАВЛОВОЙ