Живописец земли русской

Григорий Рычнев 2
(Очерк)

Я уже не помню тот день, когда познакомился в Вёшенской с заслуженным художником России Александром Васильевичем Тимофеевым. То были годы становления музея-заповедника М. А. Шолохова, первые выставки художественных работ в районном Дворце культуры...

Мой дом стоял на окраине станицы, в песках (был, наверно, выходной день). Солнце жарило и слепило. Вижу, с песчаного буруна спускаются ко мне гости: станичный художник изостудии школы искусств Виктор Щетников и Александр Тимофеев. «Мы уже к этому времени были знакомы с Александром Васильевичем, – я помогал ему делать персональную выставку.
Ростовский художник, как всегда, был с этюдником через плечо. Он сразу раскрыл свой походный столик и показал свежий, пышущий зноем этюд: песчаные кучугуры донского левобережья, ярко-красные побеги краснотала. Мы все были в восторге, а затем продолжили беседу за просмотром рисунков и этюдов моей старшей дочери.
Так мы подружились. Когда я бывал в Ростове, то заходил к Александру Васильевичу в гости, на бульвар Комарова. Бывал и в мастерской на Мечникова, слушал рассказы художника о поездке на Дальний Восток, на Курильские острова. Ездил он туда в одиночку. Исходил по самому краешку земли русской десятки километров, с утра до вечера писал этюды с натуры, встречался с рыбаками, пограничниками, коренными жителями. Но бывало, заходил так далеко, что по нескольку дней оставался без пищи и воды. С рыболовецкими кораблями побывал на многих островах Курильской гряды. В одном из поселков тяжело заболел, местные жители помогли справиться с недугом. Теперь вспоминал, что было истощение, переохлаждение, но он не расставался с мольбертом и кистью.
Это был подвиг творца, художника... Местные рыбаки, мореходы боготворили Александра, видели в нём своего, родного человека, который славил их труд на самых дальних рубежах, многим дарил портреты, написанные с натуры, раздаривал этюды на островах Шикотан, Кунашир, во Владивостоке и в Находке.
Из творческой командировки Тимофеев привез на Дон сотни набросков, эскизов, акварельных работ, десятки картин, выполненных на холсте маслом. На одном из фотоснимков того времени молодой художник в куртке с поднятым воротником. Глядя на фотографию, Тимофеев вспоминал: «Холодно, ветрено на Тихом океане...» Именно в те, 70 – 80-е годы, Тимофеев много ездил по стране, стараясь идти в ногу со временем: писал картины о трудовых буднях страны, славил её величие и красоту. И было чем гордиться, и было чему радоваться...
Тимофеев дал нам возможность ближе увидеть наши дальние рубежи, проникнуться к ним вниманием и думами о той части России, которая первой встречает рассвет и первой начинает трудовой день.
Поездка эта была смелым шагом. Вот так сразу: поехать, пойти и отдать частицу себя тем, кто на самых дальних причалах. Там ведь тоже потомки донцов, воронежцев, кубанцев… Знаю не понаслышке, что такое Тихий океан. И вдруг персональная выставка А. В. Тимофеева: «Тихий Дон – Тихий океан». Наверное, реализм должен постоянно поддерживаться романтизмом, обретая материальную и художественную ценность. Такой ценностью стали для нас художественные полотна Александра Васильевича. Приходят на Верхний Дон добрые вести, что по инициативе и при активном содействии А. В. Тимофеева, выпускника Московского художественного института им. В. И. Сурикова, в станице Раздорской появилась картинная галерея.
Вся жизнь без остатка отдана творчеству. Дни и ночи проходили в мастерской, на этюдах. Редко выпадали платные заказы, чаще перебивался с хлеба на воду, но ни за что, говорил, не пошёл бы «на панель», – в переход продавать свои работы. Он не хотел опускать себя до понятия подмастерья; творить искусство ради мамоны – тоже было не в его характере. Он собирал картины, чтобы выставить их для большего числа зрителей, сделать их достоянием государства, и оттого люди становились бы добрее друг к другу и обращали внимание на красоту окружающего мира с желанием сохранить его потомкам.
Вообще-то Александр Васильевич интересный собеседник. У него на всё своё суждение. Он читает мои вопросы то губам. Иногда я пишу ему ответ на бумаге. Всё равно интересно общаться с художником, который встречался с М. А. Шолоховым, А. В. Калининым, скульптором Е. Д. Вучетичем, с выдающимися художниками, деятелями искусства нашей области и Российской Федерации.
Александр Васильевич родился в г. Артемовске Донецкой области. Мать была с Черниговщины, откуда родом знаменитый художник Илья Репин. А отец – из красноярских сибирских казаков, откуда вышел великий В. И. Суриков. Сохранились у Александра Васильевича воспоминания о его деде Тимофее Тимофеевиче Тимофееве. Норов и трудолюбие унаследовал внук от него. А ещё – историческую память: служить России, своему народу без остатка.
Анатолий Вениаминович Калинин назвал Александра Тимофеева одним из крупнейших на Дону мастеров живописи.
Хранится у Александра Васильевича книжечка с автографом патриарха донской писательской роты – А. В. Калинина: «...живописцу и летописцу земли русской от Тихого Дона до Тихого океана». Что ж, так оно и есть. Почётный этот отзыв художник заслужил своим талантом, подвижничеством: «живописец земли русской»!
В этом году одному из лучших художников юга России Александру Васильевичу Тимофееву исполняется 80 лет. В связи с этой датой, оценивая пройденный путь художника, его вклад в развитие искусства, я предлагаю рассмотреть в областном Союзе художников вопрос о присвоении А. В. Тимофееву звания народного художника России. И пожелаем ему здоровья, творческих успехов, а нам, любителям живописи, новых радостных встреч с его художественными открытиями.

Февраль 2011 г.