Заяц на горшке

Юрий Сергеевич Павлов
                ЗАЯЦ   НА   ГОРШКЕ

Было  одно  время – трудное  и  голодное,  одним словом - переходное.  Взялся  я  держать  кроликов.  Сразу  скажу:  овчинка  выделки  не  стоит. Ни  шубки  дочке  я не  сшил,  ни  мясом  диетическим  мы  не  заелись.  Так,   маета  одна.  Себе  покою  не  давал, да  и  зверушкам  тоже. Одно  хорошо –  держал  себя  в  форме.  Вспомнил  давнишнюю  крестьянскую  науку – косить.  Обкосил  все  пустующие  и  заброшенные   усадьбы,  метал  стожки  на  зиму. Ведь  кролики  едят,  как  шутил  мой  приятель, сорок два  раза  в  сутки  без  остановки.

Держал  я  их  несколько  лет,  радовался  приплоду,  баловал  новорожденных  малышей, каждую  потерю  живой  души  воспринимал,  как  личную  трагедию. И  долго  бы  мы,  наверное,  мучили  друг  друга,  если  бы  не  один  случай.  Разбежались  однажды  мои  кролики,  тут  и  терпению  моему  пришел  конец! Все! – сказал  я  сам   себе. – Нарушаю  зайцев. Надоело!  Но  обо  всем  по  порядку.

Построил  я  как-то  из  сосновых вершинок  рубленный  сарай. Внутри  его  поместил  добротную,  на  две  кроличьи  семьи,  клетку.  Таким  клеткам  бы на  улице  стоять:  на  высоких  ножках,  крыта  железом,  с  решетчатыми  дверями  и  съемной  перегородкой. Но  я решил:  пусть  зверушкам  будет  теплее,  когда  поместил  дом  в  доме,  несмотря  на  то,  клетка   заняла  чуть  ли  не  половину   сарая.
Все  было  бы  хорошо,  да одно  я  не  предусмотрел,  когда   ставил  сруб  на  место, –  посчитал  его  легким  и  соорудил  лишь  столбики  по  углам,  а вместо  фундамента  пространство  между  ними  заложил  кирпичом,  особенно  в  землю не углубляясь,  так,  ряда  на два. 

Жили  мои  кролики  не  тужили,  но  вот  на днях  решил  я  еще одну  льготу  им  установить. Посчитав,  что  животные  в  клетках  живут  скученно  и стесненно,  не  в  слишком  хороших  санитарных  условиях по  причине  постоянного  затоптывания  и  заливания  корма, я   решил  их перевести  на  беспривязное  содержание. Кушать  – здесь,  спать  –  там,  отхожее  место – в  дальнем  углу.

Накосил  копну  травы – на  сутки  и  бросил  на  земляной  пол  сарая,  поставил  тазик с  питьем, открыл  клетки,  где  заблаговременно  убрался  и  постелил  свежей  соломки – здесь  зверьки  спать  будут  и  отдыхать,  и  со  спокойной  душой  уехал  домой.
Поначалу  все  шло  хорошо:  в   клетках  чистота,  сухо,  кролики – опрятные  и  ухоженные,  корм  дольше  сохраняется – не  надо  ездить  каждый  день.

Но  вот  недавно  приезжаю  и  вижу  такую  картину:  вместо  восьми  кроликов – два.  Один  мирно  жует  травку  на  полу  сарая,  другой  сидит  на  крыше клетки  и  чешет  лапой  за  ухом. К  счастью, в  раскрытых  клетках  обнаружил  еще  по  одному  зайчишке.  И  все!  А  четырех  –  и  след  простыл!

Обошел  сарай,  заглянул  в  малинник,  в  межи  грядок – нет  нигде…Да  разве  их  найдешь  в  таком  буйстве  разнотравья  и  кустов?
Внимательно  осмотрел земляной  пол  сарая  и в углу  за  клеткой обнаружил  нору-подкоп  под  фундаментом,   через  который  и   исчезли беглецы. Пришлось  вернуться  к  прежнему режиму  их  содержания.  Жестоко,  но  справедливо!
Расстроенный,  уезжая  домой,  я  закрыл  уцелевших  зайцев  в  клетках,  но  оставил  открытой  нору-лаз  в  углу  сарая. И  мои  ожидания  оправдались!

В  следующий  приезд  обнаружил  в сарае  одного  вернувшегося  с  повинной  беглеца. На другой  день  еще  один  покаялся  в содеянном. Сидит  и,  как  миленький, уплетает  приготовленный  мною  корм. Самому-то, видимо,   лень,  несмотря  на  изобилие  травы,  позаботиться  о  кормежке,  да  и  на  собак  и  садоводов,  неровен  час,  нарвешься.
Не  стал  я  их  наказывать,  учитывая  чистосердечное  раскаяние.  Еще   некоторое  время  питал  надежду  на  возвращение  оставшихся  двух  беглецов,  но  понял,  что  напрасно,  и  ликвидировал  подкоп  в сарае.

Сегодня  при  подходе  к своему  участку  встречает  меня  сосед  и  хитровато   улыбается.
–  Здорово,  Сергеич!   Что-то  припозднился  сегодня….
А  куда  торопиться,  Михалыч?  Приветствую  тебя!  Как,  в  саду, порядок?
У  нас  всегда  порядок!   А  я  вижу,  ты  идешь с электрички,  дай,  думаю,  встречу.  Вчера  только  ты  уехал,  спустя  час  и  я  пошел  следом  за тобой  на  платформу. Только  выхожу  из-за угла  вот  этого  дома,  а  навстречу  мне  –  заяц!  Он  с  перепугу  так  и опешил!  Твой, думаю…  Хвать  его  за  уши!  Он –  было  брыкаться,  вырываться,  но  у  меня  не  забалуешь!  Поздно,  раньше  надо  было  шевелить  ушами-то! – и  он  раскатисто  хохотнул.

Ну,  и  где,  говоришь,  кролик?
Кролик-то?  Держу  я  его,  значит,  за  уши,  а сам  думаю:  у  тебя  все  заперто, возвращаться  мне  тоже  нет  времени – опаздываю  на  электричку. Гляжу,  а  на  заброшенном  участке  туалет   раскрытый  стоит! Я  –  раз!  Туда  твоего  зайца,  и  дверь – на  вертушок. Нарвал  охапку  травы,  бросил  ему.  Думаю:  до  завтра  хватит. Народу  здесь  проходит  за  день немного,  да и кто  догадается,  что  в  заброшенном,  покосившемся  строении  живой  заяц?  Как  видишь,  не  ошибся…–  И он, открыв  дверцу  туалета,  просунул  руку  в  узкую щель,  пошарил  там и,  хитровато  улыбаясь,   извлек  оттуда черного  кролика.

Ну,  ты,  Михалыч,  даешь!  За  мной  жаркое  из  этого  зверя!  Чудеса! – не  могу  скрыть  своего  восхищения  его  смекалкой  и  находчивостью. – Сколько  лет  на свете  живу,  столько  всего  видел,  а  вот  зайца  на  горшке  встречаю  впервые!