Джон Гилл. Завет и наш интерес к нему

Инквизитор Эйзенхорн 2
ЗАВЕТ И НАШ ИНТЕРЕС К НЕМУ
Джон Гилл

Но Давид призвал Господа, Бога своего
1 Цар.30.6

Давид в то время был в великой скорби, если не самой большой за всю его жизнь. Саул гнал его с места на место, и его жизни часто грозила опасность, но тогда вместе с ним были друзья, чтобы утешить и ободрить его, защищать и отстаивать его власть, но теперь было не так, пока он не призвал Господа, Бога своего. Место, где он и его люди жили в течение некоторого времени, враги, пользуясь его отсутствием, сожгли и разрушили, отвели в плен жен и наложниц его людей и его собственных жен. Это причинило общее недовольство и даже бунт среди людей Давида, так что те, кого он считал своими друзьями, хотели побить его камнями, но несмотря на все это, Давид призвал Господа, Бога своего.
В это время бедствий он был на пороге своего внешнего величия и славы, и, вероятно, в это самое время велась битва между Саулом и филистимлянами, от которой он предусмотрительно уклонился и в которой Саул и его сыновья были убиты, и это проложило Давиду путь, чтобы взойти на престол Израилев. Так иногда бывает, что когда Господь собирается оделить Свой народ спасением и даровать ему большие милости на пути провидения и благодати, страдание Его людей достигает предела, чтобы потом власть, мудрость и доброта Бога стали еще более явными.
Но Давид еще ничего не знал об этом, его состояние было так тяжело, безнадежно и беспомощно, как только может быть человеку; тем не менее он  призвал Господа, Бога своего. Он призвал Его, когда рядом с ним никого не было, и друзья грозили побить его камнями. Он призвал Его не какой-то своей силой, но под влиянием Духа Божия, Который впечатлил его душу и направил ее к Богу, и дал ей возможность проявить веру в Него, почему он и  призвал Господа, Бога своего. К Нему прямо обращались не всегда, ибо Бог есть огонь поядающий, но, укрепившись, Давид призвал Господа, Бога своего, находясь в завете с Ним.
 Я вижу здесь наш интерес к Богу в завете, который является достаточным поощрением Богом Своего народа в дни его наибольшего бедствия, и расширяя это наблюдение, я считаю:
I. Что у людей Божиих есть свои времена скорби и тесноты.
II. Что у Бога есть завет с ними, и он является источником их поддержки и утешения в скорбях.
III. Что этого завета достаточно, чтобы поощрять святых в наихудшие времена, и потому Давид призвал Господа, Бога своего.
I. У людей Божьих есть свои времена скорби и тесноты. Апостол Павел, кажется, различает между скорбью и теснотой, когда говорит: "мы отовсюду притесняемы, но не стеснены" (2 Кор.4.8). Мы не видим вокруг себя ничего, кроме неприятностей, и все же не огорчаемся; мы не можем быть так расстроены, чтобы впасть в отчаяние, или дойти до полного разорения и гибели, как ясно далее "мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; гонимы, но не оставлены; повержены, но не уничтожены".
Народ Божий всегда и во все времена был беден, и страдал всеми видами страданий, мирских и духовных, но это шло ему на пользу, чтобы он мог больше доверять Господу, Богу своему. Его страдания и беды - отчасти снаружи, а отчасти внутри; некоторые внешние скорби влияют на тела людей Божьих, их семьи и имущество, и они приходят от мира и его людей с их упреками и гонениями, и приходят не случайно, но по Божию назначению. Он назначает им и эти страдания, и это часть наследия их великого Господа и Учителя, завещанного им: "В мире будете иметь скорбь" (Иоан.16.33). Есть много несчастий, посещающих святых, через которые они входят в Царство и обретают большую небесную славу. Они сопутствуют им до вхождения в Царство и оставляют их только там, не до этого. Эти неприятности и несчастья посылаются им в любви, и направляются рукой любящего Отца, хотя в настоящее время скорби являются по плоти не радостью, а печалью.
Есть и другие трудности, испытания и упражнения, которые являются внутренними и особенно влияют на душу или духовное состояние народа Божия, я имею в виду его духовное утешение. Ничто не может повлиять на людей Божьих так, чтобы разрушить их статус и положение во Христе, но есть много вещей, которые причиняют им бедствия с точки зрения их духовного состояния и утешения. Иногда Бог скрывает от них Свой лик, и как Его присутствие дает им наибольшее удовольствие, так Его отсутствие причиняет наибольшую боль и беспокойство. Когда Он скрывает вое лицо, их душа терзается, и за этим идет тьма, иногда такая тьма, что они не видят света. Для людей тяжко ходить во тьме и не иметь никакого света (Ис.50.10), никакой радости, утешения и мира ума, и отсюда у них появляются многие сомнения и страхи. Они готовы опасаться, что действие благодати никогда не начиналось в них, или что они никогда не устоят в нем до конца и, следовательно, в итоге лишатся небес; такова их мука и опасения. Неверие иногда преобладает в них в очень большой степени, и их вопль подобен псалмопевцу: "Разве Его чистая милость ушла навсегда? Исчезли ли Его обетования навеки? Неужели Бог забыл миловать? Неужели Он в гневе закрыл Свое милосердие?" (Пс.77.8-9).  Неверие считает, что это так. Вы можете видеть, какая это беда для людей Божьих. Иногда их мучения возникают от искушений сатаны: их противник ходит как рыкающий лев, ища кого поглотить, и хотя он не может сделать этого по отношению к людям Божьим, он часто может огорчать их и мучить. Сказано, что он хочет просеивать их как пшеницу, как Петра, или, как говорит Павел, постоянно стреляет огненными стрелами, причиняя мучительную боль и беспокойство. Ко всему этому можно добавить, что повреждение природы святых, от которого они также страдают, иногда сильно преобладает над ними; они находят в своих членах закон, воюющий на закон их ума и ведущий их в плен греху и смерти, что заставляет их говорить: "Бедный я человек!". Эти старые хананеи, оставленные в их земле, колют им глаза и становятся шипами в боках, которые причиняют им большие страдания.
II. Бог помнит Свой завет со Своим народом, и то, что он является источником поддержки и утешения для Его людей во всех их бедах.   Давид говорит: "Страх был со всех сторон, но я верил в Тебя, Господи, я сказал: Ты Бог мой» (Пс. 31.13, 14). Бог есть Бог Своего народа не только в общем смысле, в каком Он есть Бог духов и всякой плоти, и не в чисто национальном смысле, в котором Он является Богом евреев. Он назвал некоторых людей Своими людьми, и они назвали Его своим Богом; для них Он есть Бог, заключивший завет благодати со Своим народом, который действует так, что "они будут Моим народом, и Я буду их богом" (Иер.32.28). Этот интерес завета проявляется в действенном призвании, когда Бог реально призывает Своих людей в этот завет по благодати Его, и четко являет им, что они в Его завете. Тогда те, кто не Его, или те, кто не знают, что они народ Божий, явно отделяются Им от Своего народа, ибо применение благословений завета к ним является неоспоримым доказательством их интереса к нему; ибо те, к кому применяются благословения завета, безусловно должны быть заинтересованы в завете благодати.
Этот их интерес к завету вечен, он никогда не может исчезнуть, в каком бы состоянии ни находились святые, какие бы неприятности и страдания они не переживали, интерес к завету всегда пребывает в них. Несчастья, которые возлагаются на них в той или иной форме, не являются поводом опровергнуть Божий завет с ними, скорее они доказательство того, что этим заветом для них предусмотрено, ибо когда дети Господа оставляют Его закон и не ходят по Его уставам, Он посещает их беззаконие жезлом и ударами, и тем не менее не отнимает от них Своей любящей доброты, и Его верность им не прекращается. Его завет не будет сломан, ибо не изменится то, что вышло из уст Его (Пс.89.30-34). Даже грехи и ошибки народа Божия, искушения сатаны и ловушки этого мира не могут разрушить завет, ибо Господь заранее знал, когда Он взял Своих людей в этот завет, что они преступники от чрева, что в их шеях жилы железные, и их лбы как медь, и все же все это не помешало им быть допущенными в этот завет и, следовательно, не может быть основанием, чтобы вывести их из него; кроме того, в этом завете благодати есть возможность прощения грехов народа Божия. Одно из главных его обетований работает таким образом, что "Я прощу беззакония их, и грехов их не помяну более" (Иер.31.34). Эта тьма и сомнения, страхи и неверие, которые посещают людей Божьих, не могут разрушить их интерес к завету; он сохраняется независимо от того, ходят ли они во свете или во тьме, в утешении или без него, этот интерес всегда остается тем же самым. Как происходит с Главой, так и с членами; как было с нашим Главой, Иисусом Христом, когда Он страдал и когда Бог отнял Свое присутствие от Него, и Он сказал: "Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?" - Бог по-прежнему был Его Богом; и так же и с Его членами, ибо они могут быть оставлены, и Бог может скрыть Свое лицо от них, они могут оказаться во тьме и в глубинах, и все же они по-прежнему могут сказать, что Бог есть их Бог.  Так говорит Церковь: "Бог мой услышит меня, когда я сижу в темноте, Господь будет светить мне: Он выведет меня на свет, и я увижу правду Его" (Мих.7.8-9). Интерес к завету всегда пребывает во святых и является источником их утешения во всех бедах их, ибо это завет Бога, Который сказал: "Я есть твой Бог, и до смерти твоей буду вести тебя" (Пс.48.14 KJV).
III. В Боге есть то, чего достаточно для поощрения Его народа в самые худшие времена, и Его люди могут силою Божией благодати, как сделал Давид, обращаться к Богу их. Итак:
1. Есть милость, благодать и любовь нашего Небесного Отца, и Бога завета: Его имя Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, прощающий беззаконие, преступление и грех (Исх. 34.6,7).  После этого Давид мог, и каждый верующий может с великой уверенностью сказать: да, "наш Господь милостив" (Пс.116.5 KJV).
Это дает облегчение людям Божьим, когда они впервые пробуждаются и видят свое состояние и состояние своей природы. Это освобождает их и открывает им первую нужду души, а именно явление благодати, милости и любви Божией. Так слуги Венадада говорили хозяину:  "мы слышали, что цари дома Израилева цари милостивые, давайте же возложим вретища на чресла свои и веревки на шеи свои и пойдем к царю Израиля, он пощадит наши жизни" (3 Цар.20.31). Таким же образом бедные грешники, когда они впервые пробуждаются и видят свое окаянство и ужас своих грехов, и слышат в Евангелии, как милостив Царь царей и Господь господствующих, могут пойти и броситься к ногам Его благодати и милости, и воззвать как мытарь: Боже, будь милостив ко мне грешному! Не то чтобы они были призваны просто броситься к ногам абсолютной милости Божией, но к милости Божией, явленной через истекшую Кровь и праведность Христа, которая и позволила мытарю ждать искупительную жертву Сына Божия. Именно поэтому Бог поощряет грешников, впервые чувствующих бедствие своей души, идти к нему и положиться на Его милость. Пусть Израиль, и также каждый разумный грешник, "надеется на Господа, ибо у Господа есть милость, и с Ним есть избавление" (Пс.130.7), то есть милость приносит избавление через Господа нашего Иисуса Христа. Это явление благодати и милости Божией, то есть помощь бедной разумной душе, совершается в самом начале работы Духа Божия в сердцах, посредством чего грешники призываются надеяться на милующую благодать и ее обретение, как и апостол говорит, что он получил ее, и хотя "прежде был хулитель, гонитель и обидчик, но помилован" (1 Тим.1.13). Точно так же это облегчение им, если они впадают в грех и каются в нем, и когда они нуждаются в новом открытии Божией прощающей любви. В скорбях Господь также благоволил открыть им Себя и приложить к ним Свою милость, и они находят Его добрым, милосердным и сердобольным Отцом: "Как отец милует сынов, так Господь милует боящихся его" (Пс.103.13). Он сострадает им во всех их бедах, страдает всеми их страданиями, Его утроба стремится к ним, когда они в бедственном положении, и хотя иногда может казаться, что в Своем провидении он осуждает их, но Он не меняет отношения к ним в любви, спрашивая: "разве Ефрем не Мой дорогой сын?". Воистину, в Своем провидении Он "искренне помнит его до сих пор", "внутренность Моя возмущается за него, и Я, конечно, помилую его, говорит Господь".   
Бог в Его завете со Своим народом полон милосердия, благодати, любви, доброты и нежности к Своим людям во все времена, и это поощряет их доверять Ему. Поэтому они могут, как Давид, обратиться к Господу, Богу своему, зная, что Его милость, благодать и любовь всегда одни и те же. Милость Божия от века и до века на боящихся Его; Его любовь к своему народу - это вечная любовь; Его любящая доброта никогда не отойдет от Его людей; ничто не отделит их от любви Божией, которая во Христе Иисусе, их Господе. Пусть же святые знают, что в какой бы скорби и тесноте они ни оказались, у них есть возможность взирать на благодать и милость Божию в Его завете, который всегда один и тот же, и пусть это принесет им облегчение в самые трудные времена.
2. Есть сила Божия, которая велика и неограниченна. "Дважды слышал я это, - говорит псалмопевец, - что власть принадлежит Богу". Не раз и не два, но постоянно мы познаем всемогущую руку Божию; Тот, Кто всемогущ, может спасти Свой народ, когда он в величайшей беде. Его рука не сократилась, чтобы спасать, и Его ухо не отяжелело, чтобы не слышать. Когда Его люди взывают к Нему в скорбях и молятся Ему об избавлении, они молятся Тому, Кто силен спасти их и избавить от всех их бед. "Сей нищий воззвал (говорит Давид, и, может быть, он имеет в виду и самого себя), и Господь услышал его, и спас его от всех бед его". Так этот и другой бедняк, и тысячи бедных святых во все времена взывали к Господу в их скорбях, и Он спасал их от всех их бед.
У Бога есть власть и способность исполнить все Его обетования, которые Он дал Своему народу, а их много, и они велики и драгоценны. У Авраама было особое обетование, данное ему, и исполнение его предполагало многие трудности, неодолимые для плотского разума, но он не поколебался в обетовании и был тверд в вере, воздавая славу Богу. И как он сохранял веру, зная те трудности, которые сопровождали исполнение обещанного? Потому что он знал, что "Бог силен исполнить" (Рим.4.21). Бог в Своем завете со Своим народом обладает такой силой, что Он может предложить Своим людям исполнить их желания и восполнить всякую нужду их по богатству Своему в славе, Христом Иисусом; Он в состоянии поддерживать их в величайших испытаниях, и Он обещал это делать, сказав: "Не бойся, Я с тобою; не смущайся, я твой Бог, я помогу тебе, Я укреплю тебя, да , я поддержу тебя, десницей правды Моей". И когда Он ставит их под Своими мышцами вечными, они пользуются Его достаточной поддержкой. Он способен охранять их и защищать от всех врагов. Они доверяют Ему, ибо их завет с Богом подобен горе Сион и горам вокруг Иерусалима, которые не поколеблются во веки веков, как и Господь окрест народа Своего. Он - стена огня вокруг них, чтобы спасти их, и чтобы досадить Своим врагам, Он являет славу Свою среди них. Они соблюдаются Его властью через веру ко спасению, Он созидает их и дает им наследие среди всех, которые освящены верою во Христа Иисуса. Он способен удержать их от падения, от полного и окончательного отпадения, и представить их безупречными пред престолом величия Его, и Он являет Свою власть в сохранении их в безопасности для Его вечного Царства и славы. И потому эта власть Бога, Его способность сделать все это и многое другое является достаточным поощрением святых в худшие времена.
3. Есть и неизменность Бога, которая поощряет верующих в дни их наибольших бедствий. Он Отец светов, в Котором нет ни изменения, ни тени перемены, и не появятся. Он Господь, Который не изменяется, и потому сыны Иакова не уничтожились; они не могут быть истреблены и сокрушены, ибо неизменный Бог заинтересован в них. Он неизменен в Своей любви к ним; Он никогда не колеблется в ней, в каком бы состоянии они ни были, и при любом устроении вещей Его любовь остается той же самой. Если Он упрекает их, если Он наказывает их по Своему провидению, по причине их грехов, то по Своей любящей доброте Он никогда не отвернется от них, и Его верность не потерпит провал. Если Он скрывает Свое лицо от них, упрекая их так или иначе в силу недостойного поведения их, то Он по-прежнему любит их, Его любящая доброта не отходит от них, и как Он любил их, так и будет любить до конца. Его любовь вечна, и как она началась в вечности, так она и будет продолжаться всю вечность, будучи неизменно одной и той же. Как я сказал, могут быть различные устроения ее при различных состояниях души, но при этом можно не бояться, что Его любовь изменится, ибо она всегда остается той же самой.
Он неизменен в Своих советах и указах, в частности, относящихся к вечному спасению Его народа. Это является твердой основой его вечного утешения, как говорит апостол: Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву,
дабы в двух непреложных вещах (Его совете и клятве, которые неизменны) в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду" (Евр.6.17-18).
Бог неизменен в Своих обещаниях, которые Он сделал Своему народу. Он не человек, чтобы Ему лгать, и не сын человеческий, чтобы Ему каяться или изменять Свое мнение. Что Он сказал, то Он сделает; что Он задумал, то Он исполнит. Ни одна из благих вещей, что Он обещал в завете, никогда не потерпела и не потерпит провала. Все Его обещания да и аминь в Иисусе Христе, во славу Божию в нас. 
Он неизменен в благословении Его благодати и в милости, обещанной Давиду, его сыну и всему роду его. Эта милость необратима, она остается всегда и никогда не будет отменена, ибо Бог не раскаивается в ней. Его Сын, Вечное Слово, так же неизменен, как и Отец. Таргум отмечает это и говорит так: "И Давид укрепился в Слове Господа, Бога своего". Это Вечное Слово было в начале к Бога, и Бог силен в Нем, и потому Он силен в благодати во Христе Иисусе, Который Тот же вчера, сегодня и вовеки, неизменен в Своей природе, Личности, служении и благодати. Он имеет священство непреходящее, неизменное в силу своей праведности, чтобы оправдать от всякого греха, и в Его Крови очистить от него, и в Его Жертве дать искупление за него. Потому неизменность Бога и Христа является достаточным поощрением для святых во всех их нуждах.
4. Есть и верность Бога; это дивный Его атрибут. Кто подобен Тебе, говорит псалмопевец, и верности Твоей (Пс.89.8)? Бог верен Себе, верен Своим обещаниям и советам. Его древний совет верен и истинен, и полностью исполнится. Он верен каждому обещанию Своему. Потому апостол описывает Его как Верного Своему обетованию, Который обещал и сделает. Он верен Своему завету, и не сломает его, ибо Его верность не потерпит провал. Бог верен Своему Сыну, как и Христос верен Ему, ибо Иегова Отец поставил Его и верен Ему во всех обетованиях, Ему данных, ради Его славы как Посредника и на благо народа Своего завета. И Он верен завету со Своим народом, несмотря на всю его неверность и неверие, ибо, как говорит апостол, хотя мы неверны, Он пребывает верен.
Рассмотрение этих совершенств Бога в завете достаточно, чтобы поддерживать и поощрять нас под наибольшими трудностями в жизни. То же самое можно сказать и о других Его совершенствах, таких, как Его всеведение. Он всеведущ, ибо знает всех людей и вещи, и Его знание Своего народа является особым и личным. Это не просто общее знание, как Он знает все Свои творения, но оно соединено с величайшей привязанностью. В этом смысле мы должны понимать сказанное, что Бог познал Своих, ибо Он знает их не так, как мир и людей в нем, но так, как Он знает лишь людей Его завета. Его знание связано с высшей любовью к ним, ибо Его глаза обращены к праведным и уши Его к их воплю иначе, чем к другим. Его провидение также обращено к ним, ибо Он Спаситель всех людей, но наипаче верных (1 Тим.4.10). И очи Господа особым и удивительным образом обращены на тех, чьи сердца обращены к Нему. Он знает их лично и жаждет. Их желания открыты пред Ним, и стоны их не сокрыты от Него. И это великая поддержка для них.
То же самое относится к вездесущности Бога. Он близок, а не далек, близок всем, призывающим Его в истине. Особой привилегией ветхого Израиля было то, что Бог в нем был близок всем, призывающим Его (Втор.4.7); так и у всех святых народа Божия. Он является Вечным Богом, Который от века и до века был, есть и будет, и Он есть убежище народа Своего во всех поколениях. Он вечно Живой Бог, Который защищает и хранит Своих людей, и в безопасности ведет их в Свой вечный удел. Таким образом, зная, Кто есть Бог и Кто Он для нас в завете как наш Бог и Отец, мы имеем достаточное поощрение в худшие времена. Потому Давид призвал Господа, Бога своего.
Но я должен досказать до конца. Вы можете знать сегодня, куда идти и к Кому прибегнуть в трудные времена: это не тварь, не плоть, но рука Господа и Его завет с вами. Когда у вас нет убежища, и некому заботиться о вашей душе, то скажите, как сказал Давид: "Ты прибежище мое и удел мой на земле живых" (Пс.143.5). Это учение может быть поддержкой для людей Божиих во всех несчастьях, которые посещают их в этой жизни, в теле, душе или состоянии. Оно может быть помощью им в обретении заинтересованности в завете Бога, Чья любовь и завет неизменны, благодаря чему сыны Иакова не уничтожились. Чего могут ожидать те, кто состоит в завете с Иеговой? Они могут сказать, как Иаков, что у них есть все и достаточно. Господь - Пастырь их и Щит, и великая их награда. Им нечего бояться врагов, духовных или земных. Они могут сказать вместе с Давидом: "Господь свет мой и спасение мое; чего мне бояться?" (Пс.27.1). Если Бог за них, если Он на их стороне, если они в завете с их Богом и Отцом, то кто может быть против них? Счастливы же люди, чей Господь есть Бог! Они могут рассчитывать на любые благословения благодати здесь и на вечную славу в будущем. Его благодати достаточно, чтобы провести их через все огненные испытания и привести в безопасность и славу. Тот, Кто есть их Бог, есть их Солнце и Щит, Он дает им благодать и славу, и будет вести их, чтобы они ходили праведно. Блаженны все, уповающие на Него.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn