48. Проведение выходных и праздников. Спорт

Михаил Николаевич Романика
Телевидения в Амдерме не было, и это накладывало на всё отпечаток — причем в лучшую сторону.

Первым праздником, заставшим меня на Севере в 1971 году, был праздник Великого Октября. Главным событием считалось прохождение военных торжественным маршем мимо трибун, где находились местные власти, командир и начальник политического отдела. Когда я увидел массу гражданских лиц, вышедших на праздник от мала до велика, меня охватил восторг, что здесь на Крайнем Севере так торжественно отмечают день Великой Октябрьской революции.

Марш предстояло открывать мне. Я подал четкую и громкую уставную команду: «К торжественному маршу побатальонно…» И сам начал движение впереди колонны. Скажу, не хвалясь, что строевая подготовка у меня была отличная. Многие снимали на кинопленку мою шагистику и потом демонстрировали мне свое домашнее кино с моим участием.

После торжественного прохождения народ направлялся в Дом офицеров, где происходили замечательные концерты. Тут был и хор прапорщиков, и ансамбль военного госпиталя, и танцевальная группа, руководимая Денисовой, женой офицера, и многое другое. Много было исполнителей песен, классических романсов. Все, кто чувствовал, что имеет талант, шли на сцену. Таковы были традиции Амдермы.
На праздники проводились вечера с застольем, веселые, с танцами и аттракционами. Первым тостом при проведении застолий было пожелание друг другу отличной замены на «Большую Землю».

Военные к своей службе на этом переднем рубеже относились с чувством воинского достоинства, с пониманием, что им доверено защищать границы нашей Родины. При проведении занятий по тактической и разведывательной подготовках я всегда подчеркивал, что наша роль в будущей войне, если ее развяжут империалисты, подобна роли Брестской крепости в июне 1941 года. Нам ни в коем случае нельзя пропускать воздушного противника вглубь страны.

Хорошие традиции по проведению праздников мы, командиры, поддерживали, продолжали их. Все это помогало службе. Полк славился по войскам как передовой, успешно справлялся с учениями.

Летом жизнь несколько видоизменялась — большинство жен с детьми уезжали на Большую землю. Мы отправляли Люду и Серёжу в Сумы к моей сестре Любе или в Ворожбу к сестре Вере. Сами оставались на Севере.

Лето было прекраснейшей порой. В свободное время мы не уставали любоваться тундрой, выезжали за ягодами и на водопады. Много было желающих искупаться в Карском море. Но купания порой приводили к плохим последствиям, поэтому командир издал приказ, запрещающий купаться в море и других местных водоемах из-за холодной воды в них.

Но однажды я сам нарушил мною же подписанный приказ и искупался в море. Купались мы вдвоем с женой командира полка, смелой и решительной женщиной, Зинаидой Васильевной Поповой. Я давно мечтал искупаться в море Северного Ледовитого океана. Температура воды в тот августовский день была +4 градуса.


Спорт…спорт

Так вышло, что из трёх лет, проведенный мной на Севере, я не пропустил по болезни ни одного дня — короче говоря, не болел. То, что утренняя физическая зарядка прочно вошла в мой быт еще со времен учебы в техникуме, было для меня привычным.
Несмотря на занятость по службе, учения, комиссии, нарушавшие обычный ритм жизни, я постоянно находил время для занятий спортом. Зимой играл в волейбол в спортзале средней школы, который арендовала наша часть. Весной совершал лыжные прогулки.

Частенько компаньоном в лыжных походах была Люда. Один раз нам с ней крупно не повезло. Мы вышли к морю, а встретившийся нам охотник поведал, что неподалеку в полынье плавал белый медведь. Мы ринулись посмотреть, вплотную подошли к полынье, искали глазами белый объект, но медведя там уже не было.
Лыжную подготовку мы проводили в основном в апреле-мае. Защитой от слепящих лучей солнца, отраженных от снега, служили светофильтровые очки, которые были здесь неотъемлемой частью экипировки.

При проведении полкового кросса я обогнал на 15 минут офицеров моего возраста и прошел 10 км за 43 минуты.
Большой популярностью в Амдерме пользовалась минифутбольная площадка. Ее инициатором был начальник физкультуры и спорта полка капитан Петийчук. На этой площадке два (а то и три раза) в год разыгрывали первенство по футболу среди амдерминских команд. Их выставляли наши подразделения, соседние части, школа, морпорт, метеоцентр и другие.

Это было интересное зрелище. Вся Амдерма болела. Болельщики, стоя вокруг площадки, поддерживали свои команды азартными криками. У меня сохранился снимок, который называется: «Амдерма болеет».
Так занятия спортом помогали сложной службе в условиях Арктики и поддерживали хорошую работоспособность.