Снайпер

Геннадий Дорогов
СНАЙПЕР

Геннадий Дорогов

По одноимённому рассказу Геннадия Дорогова

ИНТ. КВАРТИРА КУХНЯ ДЕНЬ

МАША (23-25) готовит обед.

Со двора слышны звонкие ребячьи голоса.

Маша подходит к окну, смотрит во двор.

За окном - поздняя весна. Во дворе муж Маши ЖЕНЯ (25-27) учит подростков стрелять из пневматического ружья. К стене трансформаторной будки прикреплена мишень. Женя с ребятами стоят метрах в десяти от будки. Один из мальчишек целится в мишень. Женя ему что-то объясняет. Мальчишка стреляет. Ребята дружно смеются. Ружьё берёт другой мальчик. Теперь Женя что-то говорит ему.

МАША
(про себя)
Женька-Женька! Как ребёнок, ей-богу. Ну, что мне с ним делать?

Маша сокрушённо качает головой. Возвращается к своим делам.

ИНТ. КВАРТИРА ПРИХОЖАЯ ДЕНЬ

Раздаётся дверной звонок. Маша входит в прихожую, отпирает входную дверь.

Женя, бодрый и весёлый, с ружьём в руке входит в квартиру.

ЖЕНЯ
Машутка, обед готов? Жуть как проголодался.

МАША
(укоризненно)
Жень, ну когда ты прекратишь глупостями заниматься? Перед соседями стыдно.

ЖЕНЯ
Я на подобные вопросы натощак не отвечаю.

Маша безнадёжно машет рукой.

МАША
Да ну тебя! Ладно, иди обедать. Не забудь руки вымыть.

ИНТ. КВАРТИРА КУХНЯ ДЕНЬ

Маша и Женя обедают.

Женя ест быстро, с аппетитом.

Маша ест неторопливо, поглядывая на мужа.

Женя замечает её взгляд.

ЖЕНЯ
(не переставая есть)
Я, Машутка, не глупостями занимаюсь, а готовлю будущих защитников Отечества.

МАША
А я-то думала, что этим делом военкомат занимается. Оказывается, они эту миссию на тебя возложили.

ЖЕНЯ
Считай, что возложили.

МАША
И много платят?
(с досадой)
Дурак ты, Женька! Лучше бы делом занялся. Не навоевался за два года?

ЖЕНЯ
До чёртиков навоевался. И не за два года, а за три - год срочной службы и два по контракту.

МАША
Так чего тебе неймётся? Зачем купил эту чёртову воздушку? И без того денег не хватает.

ЖЕНЯ
Понимаешь, Маша, я был хорошим снайпером. Жалко терять навыки.

МАША
Значит, теперь будешь постоянно собирать пацанов и смешить людей. Я умру от стыда.

ЖЕНЯ
Не переживай. Впереди лето. Буду по выходным выбираться в лес. Там и постреляю.

Маша тяжело вздыхает, качая головой.

ИНТ. КВАРТИРА ГОСТИНАЯ УТРО

Женя в дорожную сумку укладывает вещи: разобранное пневматическое ружьё, скрученные трубочкой мишени, большой молоток.

ТИТР:

Прошла неделя

В комнату входит Маша.

МАША
Ничего не забыл?

ЖЕНЯ
А что я мог забыть? Воздушку взял, мишени взял. Ах да, Машутка, приготовь, пожалуйста, бутерброды. И ещё чего-нибудь попить.

МАША
Я налила чай в термос. И бутерброды приготовила - на двоих.

ЖЕНЯ
Почему на двоих? Ты едешь со мной?

МАША
Да, дорогой.

ЖЕНЯ
Так-так, интересно. Значит, боишься меня одного отпускать?

МАША
(небрежно)
Вот ещё! Просто хочу посмотреть, какой ты стрелок на самом деле. Ты против?

ЖЕНЯ
Нет, что ты! Я даже рад.

Он ласково обнимает жену.

НАТ. ЗАГОРОДНЫЙ ЛЕСОК УТРО

Женя и Маша идут по лесочку. Маша несёт сумку с продуктами. У Жени через плечо дорожная сумка, в одной руке полутораметровый кол, в другой фанерный щит.

Впереди виден небольшой холм.

МАША
Где остановимся?

ЖЕНЯ
(показывает рукой)
Вон там, у подножия холма. И стрелять будем в сторону холма, чтобы никого случайно не ранить.


НАТ. ЗАГОРОДНЫЙ ЛЕСОК ПОЛЯНА ВОЗЛЕ ХОЛМА УТРО

Женя извлекает из сумки молоток. Вбивает в землю кол, прикрепляет к нему мишень. Собирает ружьё, заряжает его. Отходит метров на двадцать, ложится, прицеливается и стреляет.

Пуля попадает в самый центр мишени.

Женя опять заряжает ружьё, прицеливается и стреляет.

Вторая пуля пробивает мишень рядом с первой. Раздаётся ещё несколько щелчков, и пули одна за другой поражают мишень в "десятку".

МАША
Класс!

ЖЕНЯ
Ничего особенного. Глаз у меня верный, рука натренирована, а воздушку я пристрелял ещё весной.

МАША
А можно, я попробую?

ЖЕНЯ
Ну, конечно!

Женя прикрепляет к щиту свежую мишень. Заряжает ружьё и подаёт его Маше.

ЖЕНЯ
Держи.

Маша берёт ружьё, ложится и прицеливается. Ствол ружья болтается из стороны в сторону.

ЖЕНЯ
Поставь локоть удобно.

МАША
А мне и так удобно.

ЖЕНЯ
У тебя же ствол гуляет.

Женя переставляет Машин локоть.

Маша ёрзает на месте, принимая удобное положение. Потом зажмуривает правый глаз и целится.

ЖЕНЯ
Боже мой! Ты каким глазом целишься? У тебя ружьё к правому плечу прижато.

Маша открывает правый глаз, закрывает левый. Долго прицеливается. Раздаётся щелчок.

Мишень остаётся чистой.

МАША
Я куда-нибудь попала?

ЖЕНЯ
Попала. В холм.

МАША
(сердито)
Ну почему так? Я же целилась в центр мишени.

Женя наклоняется к ней, показывает и объясняет.

ЖЕНЯ
Вот это мушка, а это планка прицела. Надо целиться так, чтобы мушка и прорезь в планке были на одной линии.

Он заряжает ружьё, передаёт Маше.

Маша прицеливается и стреляет.

Пуля попадает в угол мишени за пределами наружной окружности.

Женя усмехается. Тянется к ружью.

ЖЕНЯ
Давай заряжу.

Маша упрямо поджимает губы.

МАША
Не надо. Я сама.

Она заряжает ружьё, стреляет.

Пуля попадает в "двойку". Щелчок - пуля попадает в "единицу". Щелчок - опять в "двойку".

Женя снисходительно смеётся.

ЖЕНЯ
Эх ты, снайпер!

МАША
Погоди, милый, это только начало. Скоро тебе будет не до смеха. Назло тебе научусь стрелять. Ещё завидовать будешь.

ЖЕНЯ
Ты серьёзно?

МАША
А то!

ЖЕНЯ
Отлично! Ловлю тебя на слове. Предлагаю заключить пари.

МАША
Хорошо, но на моих условиях. Если я выиграю пари, ты мне купишь новую шубу. Где возьмёшь деньги - твоя забота.

ЖЕНЯ
А если проиграешь?

Маша вздыхает.

МАША
Останусь без шубы.

ЖЕНЯ
Однако!
(машет рукой)
Ладно, будь по-твоему. Выбьешь сотню - шуба за мной.

МАША
Ну почему сразу сотню? Пусть будет пятьдесят.

ЖЕНЯ
Маша, это нечестно. Давай хотя бы установим восемьдесят.

МАША
Семьдесят.

ЖЕНЯ
Семьдесят пять.

МАША
Ладно. Всегда последнее слово остаётся за тобой. Итак, дорогой, через три месяца я покажу тебе результат.

ЖЕНЯ
Нет, Маша, это много. К началу августа ты мне должна будешь продемонстрировать свои способности.

МАША
Значит, времени у меня совсем немного в запасе. В таком случае уходи, не мешай тренироваться.

Женя скептически улыбается.

ЖЕНЯ
Хорошо, не буду мешать. Поброжу по лесу.

Женя уходит от холма. Отойдя на несколько шагов, оборачивается. На его лице улыбка.

В ЗТМ

НАТ. ЗАГОРОДНЫЙ ЛЕСОК ПОЛЯНА ВОЗЛЕ ХОЛМА УТРО

Женя лежит с винтовкой, прицеливается. Стреляет.

Маша рядом сидит на траве.

ТИТР:

Прошли ещё три недели

МАША
(нетерпеливо)
Ну всё, дорогой, хватит. Дай мне воздушку.

ЖЕНЯ
Машутка, давай по очереди стрелять. Надоело мне по лесу скитаться.

МАША
Правильно, по очереди. Ты уже пострелял. Теперь моя очередь. Так что, дорогой, иди, не мешай мне делом заниматься.

ЖЕНЯ
Ты стреляешь по два часа, а мне и десяти минут не даёшь. Разве это справедливо? Давай-ка поделим время поровну.

МАША
Так ведь ты развлекаешься. А я шубу зарабатываю. Не мешай мне.

Женя тяжело вздыхает, освобождая место.

ЖЕНЯ
Ладно, зарабатывай свою шубу. Только сдаётся мне, что стрелять ты так и не научилась.

Маша вскидывается.

МАША
Это ещё почему?

ЖЕНЯ
Потому что не хочешь мне свои мишени показывать.

МАША
Хорошо, сегодня покажу.

Женя отдаёт Маше ружьё. Поднимается и обречённо бредёт в лес.

В ЗТМ

ИЗ ЗТМ

Маша прицеливается, стреляет. Сердито бьёт кулачком по земле.

МАША
Вот чёрт!

На мишени множество отверстий от пуль, хаотично разбросанных по краям. Многие за пределами круга. Центр мишени практически чист.

МАША
Ничего, сейчас мы это дело исправим.

Маша поднимается, воровато оглядывается.

Подходит к щиту, снимает мишень, складывает её и прячет за пазуху. Прикрепляет к щиту свежую мишень. Берёт ружьё и расстреливает мишень в упор.

НАТ. ЗАГОРОДНЫЙ ЛЕСОК ПОЛЯНА ВОЗЛЕ ХОЛМА ДЕНЬ

Женя и Маша обедают. На траве постелена небольшая скатерть, на которой бутерброды и чашки с чаем. На краю скатерти стоит термос.

ЖЕНЯ
Ну и каковы твои успехи?

Маша указывает рукой на щит.

МАША
Вот, полюбуйся.

Мишень пробита пулями в кругах "8", "9" и "10".

Женя смотрит на мишень и присвистывает удивлённо.

ЖЕНЯ
Неплохо для начала. Значит, теперь не страшно оставлять тебя одну. Если нападут лесные разбойники, ты их всех уложишь.

МАША
А разве из воздушки можно кого-то уложить?

ЖЕНЯ
Смотря куда стрелять. Если в глаз, то и убить можно.

Маша передёргивает плечами.

МАША
Бр-р-р. Ужас какой-то. Даже представить жутко. Жень, а тебе в Чечне было страшно?

Женя задумчиво смотрит перед собой.

ЖЕНЯ
Я старался думать не об этом, а о том, что нужно сделать. Во время опасности о страхе лучше забыть, иначе не спасёшь ни себя, ни своих друзей.

МАША
И у тебя получалось не думать о страхе?

Женя улыбается ей.

ЖЕНЯ
Получалось.

МАША
Вот бы мне так научиться владеть собой.

ЖЕНЯ
Научишься. Стрелять, считай, уже научилась. Со временем также хорошо будешь справляться со страхом.

Маша хмурится и отворачивается.

ИНТ. КВАРТИРА КУХНЯ ВЕЧЕР

Маша и женя пьют чай.

ТИТР:

Прошёл месяц

ЖЕНЯ
Ну что, Машутка, готова сдать экзамен завтра?

МАША
Не сомневайся.

ЖЕНЯ
Значит, есть повод устроить праздник. Я предлагаю приготовить мясо для шашлыка. Завтра я возьму с собой мангал, и мы отпразднуем твою победу.

Маша опускает глаза.

МАША
Как скажешь, милый.

НАТ. ЗАГОРОДНЫЙ ЛЕСОК ПОЛЯНА ВОЗЛЕ ХОЛМА УТРО

Маша сидит на траве, обхватив колени руками.

Женя прикрепляет к щиту мишень. Закончив, поворачивается к Маше.

ЖЕНЯ
Ну что, красавица, показывай свои способности.

МАША
Я не могу так.

Женя смотрит на неё удивлённо.

ЖЕНЯ
Как не можешь?

МАША
Ну, вот так, сразу. Я должна размяться. Все спортсмены сначала разминаются, а потом показывают результаты.

ЖЕНЯ
И сколько времени тебе надо на разминку, спортсменка моя?

МАША
Хотя бы час.

Женя присвистывает.

ЖЕНЯ
Ого! Значит, я опять буду целый час болтаться по лесу?

МАША
Тебе вовсе не нужно бродить по лесу. Я буду тренироваться, а ты займёшься шашлыками. Так мы время сэкономим.

ЖЕНЯ
Неплохая идея!

Женя устанавливает мангал.

МАША
Не здесь. Ты мне будешь мешать.

ЖЕНЯ
Не буду я тебе мешать.

МАША
Нет будешь. Я не хочу, чтобы ты наблюдал за тренировкой. А тебе отсюда всё видно.

Женя оглядывается вокруг.

ЖЕНЯ
Куда же мне уйти?

Маша указывает рукой в сторону холма.

МАША
Располагайся с той стороны холма. Оттуда ты уж точно не сможешь подглядывать.

ЖЕНЯ
Маш, ну чего ерундой заниматься?

МАША
Женя, мы теряем время. Ну, иди же!

Женя недовольно качает головой. Берёт мангал, шампуры, пакет с мясом и направляется в сторону бугра.

Маша заряжает ружьё. Ложится. Тяжело вздыхает и прицеливается.

НАТ. ЗАГОРОДНЫЙ ЛЕСОК ЗА ХОЛМОМ УТРО

Женя на небольшой поляне с редко растущими деревьями. Он нанизывает кусочки мяса на шампуры. Укладывает шампуры над раскалёнными углями мангала.

Из-за холма доносятся негромкие щелчки пневматического ружья.

Женя смотрит на часы.

НАТ. ЗАГОРОДНЫЙ ЛЕСОК ПОЛЯНА ВОЗЛЕ ХОЛМА УТРО

Маша с грустным лицом целится. Стреляет и сердито стучит кулачком по земле.

МАША
Да что же это такое!

Маша делает глубокий вздох.

МАША
Спокойно, Маша, спокойно.

НАТ. ЗАГОРОДНЫЙ ЛЕСОК ЗА ХОЛМОМ УТРО

Мясо сочно шипит на шампурах.

Женя опять смотрит на часы. Слышится топот ног и хруст веток. Женя поднимает голову.

Примерно в тридцати-сорока метрах от Жени мимо пробегает ПАРЕНЬ. За ним гонятся двое парней уголовного вида с ножами - ЛОХМАТЫЙ и СТРИЖЕННЫЙ. Все трое скрываются за кустами. Из-за кустов доносится истошный крик.

НАТ. ЗАГОРОДНЫЙ ЛЕСОК ПОЛЯНА ВОЗЛЕ ХОЛМА УТРО

Маша в очередной раз прицеливается. Слышится крик. Маша удивлённо смотрит в сторону холма. Потом смотрит на часы. Тяжело вздыхает. Долго целится и делает выстрел.

Маша поднимается и с обречённым видом идёт к холму. Ружьё у неё в руке.

НАТ. ЗАГОРОДНЫЙ ЛЕСОК ЗА ХОЛМОМ УТРО

Женя встревоженно смотрит в сторону кустов.

Из-за кустов выходят Лохматый и Стриженный. У них в руках окровавленные ножи.

Со стороны холма слышится щелчок.

Лохматый и стриженный смотрят на холм. О чём-то неслышно переговариваются. Потом направляются к холму.

Женя снимает с мангала два шампура с шипящим мясом и идёт наперерез Стриженному и Лохматому.

ЖЕНЯ
Эй, ребята, шашлыков не хотите? Я угощаю.

Стриженный и Лохматый останавливаются, переглядываются. Медленно надвигаются на Женю.

Женя выставляет перед собой шампуры, продолжая идти так, чтобы оказаться между холмом и уголовниками.

Стриженный и Лохматый подходят близко. Делают резкие выпады, пытаясь достать Женю ножами.

Женя отбивается рубящими ударами.

Кусочек горячего мяса попадает в лицо Стриженному. Лицо Стриженного перекашивается от злости.

СТРИЖЕННЫЙ
Мать твою! Я тебя щас пошинкую, козёл!

НАТ. ЗАГОРОДНЫЙ ЛЕСОК ГРЕБЕНЬ ХОЛМА УТРО

Маша достигает вершины холма и в ужасе замирает.

Внизу Женя отбивается шампурами от двух уголовников.

Маша, дрожа, ложится, заряжает ружьё и прицеливается.

МАША
(про себя)
Так-так! Спокойно, Маша. Не думай о страхе. Стрелять мы почти научились. Теперь будем учиться владеть собой.

Маша делает глубокий вздох, замирает.

МАША
(про себя)
Надо обязательно попасть в глаз. Только в глаз.

Небольшая пауза. Выстрел.

НАТ. ЗАГОРОДНЫЙ ЛЕСОК ЗА ХОЛМОМ УТРО

Лохматый прижимает ладонь к правому глазу и падает лицом в траву.

Стриженный замирает на месте, затем пятится. Резко поворачивается и скрывается за кустами.

Женя бежит к Маше.

НАТ. ЗАГОРОДНЫЙ ЛЕСОК ГРЕБЕНЬ ХОЛМА УТРО

Маша сидит, закрыв глаза ладошками.

К ней подбегает Женя.

ЖЕНЯ
(взволнованно)
Машенька, ты в порядке?

Маша убирает ладони с глаз. Она словно в ступоре.

МАША
(полушёпотом)
Я попала?

ЖЕНЯ
Да, милая. Ты спасла меня.

Маша смотрит на лежащего внизу в траве Лохматого.

МАША
А где второй?

ЖЕНЯ
Убежал. Не бойся его. Скорее всего, он решил, что стреляли из винтовки с глушителем. Значит, сюда больше не сунется.

Маша начинает всхлипывать и вдруг закрывает лицо ладонями и громко рыдает. Женя обнимает её за плечи, гладит по волосам.

ЖЕНЯ
Машенька, успокойся! Переживаешь, что убила человека? Брось! Ты стреляла в бандита. Ты спасла мне жизнь.

Маша отрицательно мотает головой, продолжая рыдать.

ЖЕНЯ
Тебя никто не посадит. Эти головорезы сами только что убили человека. Я это видел, честное слово!

Маша рыдает.

ЖЕНЯ
А хочешь, скажу следователю, что это я стрелял?

Маша перестаёт рыдать, но продолжает всхлипывать.

МАША
Нет, не хочу. И вообще дело не в этом.

Она опять громко плачет.

ЖЕНЯ
Не в этом? Тогда почему ты плачешь?

МАША
(сквозь слёзы)
Я проиграла пари. Я так и не научилась хорошо стрелять.

Женя в недоумении смотрит на неё.

ЖЕНЯ
Маша, ты шутишь?

МАША
Я ни разу не смогла выбить даже пятьдесят очков из ста. Я не заслужила шубу.

Женя крепко прижимает её к себе. Маша перестаёт плакать, только всхлипывает.

ЖЕНЯ
(убедительно)
Маша, послушай меня. Мне не интересно, сколько очков на мишени ты выбила. Главное, как ты стреляла в минуту опасности. Твоему выстрелу любой снайпер позавидует.

Маша отрицательно мотает головой.

ЖЕНЯ
Поверь, попасть в глаз движущемуся человеку с такого расстояния почти невозможно. Я бы, наверное, не смог.

МАША
Я тоже.

ЖЕНЯ
Что тоже?

МАША
Не смогла.

Женя удивлённо смотрит на неё.

ЖЕНЯ
Маша, я ничего не понимаю. Как это не смогла? Ты только что сделала это.

МАША
Я в другого целилась.

Женя смотрит сначала удивлённо, потом на лице появляется улыбка, потом он громко хохочет.

Маша опять плачет.

ЖЕНЯ
Не плачь, Машутка. Мне всё равно, в кого ты целилась. Ты выиграла пари. Значит, и шубу заслужила. Я в лепёшку расшибусь, но шуба у тебя будет.

Маша прижимается головой к голове Жени. Они сидят в обнимку на вершине холма.

КОНЕЦ