К семинару прозы Плюсовая поэзия - 2013, Вологда

Нина Писарчик
Александр Зачёсов  http://www.proza.ru/2013/10/21/851
 
«Двум смертям не бывать».

"Хочется вычистить текст от вычурных оборотов: "воздух, мягкими волнами наполнявший резервуар моей души", "мысль ...с тактичностью потомственного интеллигента, коснулась краешка моего испуганного собственной смелостью рассудка...", "я сидел на холодных рельсах безнадежности", "слезы, которые я так долго держал в клетке из собственных предрассудков", и прочее". Цитирую предыдущего оратора, извиняюсь, рецензента. А что тогда в тексте останется? Да ничего не останется, при том, что рассказ расхваливают наперебой!
 У героя раздвоение личности? Он одновременно и на крыше, и в окне пятого этажа. Намеревался выкинуться - "именно поэтому я собирался сегодня прострелить себе голову"...
 Да, я читатель-ретроград, и не выношу подобные "экспериментальные" тексты, которыми делают меня ещё глупее, чем я есть.
 Мальчик, наверняка в армии не бывавший, пишет о Второй Чеченской именно так, как по телевизору показывают... Крайняя пошлость - во всех описаниях и портретах, тут и "пухлые ладошки" и "румяный музыкант" - то и это герой разглядел с высоты пятого этажа, и даже увидел "обожание" в глазах старухи, обязательно уродливой - а какой ещё может быть старость в представлении автора? Мир ужасен во всех ипостасях, и как мы все ещё не застрелились?

«Макароны»

По поводу рассказа "Макароны": опять фантазии, на сей раз на тему "красивой жизни". Если мама работает у стрип-шеста, вряд ли на ужин будут одни макароны. Если же она медсестра, то да.
 Понравилась фраза: "Вот кем действительно хорошо быть, так это им. Деньги, машина, стильная одежда и полная свобода действий – что еще студенту нужно для хорошей жизни?" - то есть, наплевать на собственную личность, на свою судьбу, на собственную маму - лучше быть кем угодно, только не собой, бедным. Да и работа ищется "для блезиру"... Студент, ты на кого учишься, кем стать собираешься? - ищи работу в том же направлении, чем скорее станешь профессионалом, тем легче будет и твоей маме, и тебе. Вот и читательское нравоучение, примерно такую эмоцию вызвал этот рассказ.
 А тема рассказа - из разряда "страшилок" прошедших девяностых: ходили изустно легенды, как чей-то хороший сын, поддавшись влиянию пьяной компании, в тёмном подъезде участвовал в изнасиловании собственной мамы. Чем-то таким сейчас пахнуло...

«Там, где живут облака»

Небольшой фантазийный рассказ понравился - необычностью сюжета, внятным языком... Своего рода Антимир: "На небе как на земле". Жаль, имена героев неинтересные, взять бы "перевёртыши" привычных имён – было бы забавно. Или библейские имена - тема стала бы острее, ироничнее. "Они сидели вдвоем на краю пушистого пористого берега и кушали сладкую облачную вату. Чуть поодаль, на белоснежном, слегка колышущемся от порывов ветра холме, опустив седую голову на колени, склонился дедушка Фэй, как обычно заснувший во время рыбалки". Так и видишь наивную картинку: старенький Господь Бог со архангелами на небесной рыбалке. Игра воображения - и так легко, без натуги, подсказанная автором... А дальше сюжет может развиваться в любую сторону.


Натали Павлова  http://www.proza.ru/2013/10/21/840

«Танец»

Натали Павлова пишет исключительно для себя - не для читателя, поэтому удивляет её желание выслушать чужую критику. Мне кажется, постороннему невозможно проникнуть, прорваться, пробиться в её крепость - повсюду глухие заборы и крепкие запоры. При каждой попытке что-то понять в её творчестве она воздвигает новую баррикаду: "Спасибо! Телесного не достаёт автору...:)Постараюсь воплотиться!"; "Рефлексия пациента"- это круто! Почему бы и нет..."; "Хотя, дистанция позволяет услышать внутренний диалог и проявляет связь с миром" - бесконечный пинг-понг через крепостную стену... По-моему, именно дистанция отрывает автора от мира и нарушает связь с ним!


Карина Хачатрян  http://www.proza.ru/2013/10/21/834

«Бракованная мечта»

Рассказ-воспоминание написан "взрослым" языком, хотя речь идёт о девятилетнем ребёнке. Это переосмысление уже взрослой девочки собственных давних, детских переживаний. Автор с высоты возраста оценивает и домашнюю обстановку, и отношение родителей к ребёнку, и свои реакции на подарок, и события вокруг подарка. Отсюда и дидактика. Ребёнок не мог сформулировать: "...я поняла, что не играю, а обслуживаю кусок пластика... она всё потребляла и потребляла..." - выводы сделаны автором с нынешних, взрослых позиций.
 Короткие, чёткие по стилю предложения выдают публициста, но рассказ обаятельный, не лишённый самоиронии. "Рождественский" рассказ - наоборот!
 Недостаток, бросившийся немедленно в глаза - автор бесконечно злоупотребляет свовом "свой": "своими длиннющими волосами; к своему жениху; по своему розовому пентхаусу; поверить своему счастью"...


Мария Куликова  http://www.proza.ru/2013/10/19/2007

«Фотоконкурс»

Скорее это заметки, записные книжки с материалами для будущего произведения. Много риторики, чересчур много уменьшительно-ласкательной лексики, шаблонных фраз, выспренности в высказываниях. Похвально, конечно, что автор любит свою малую родину, да и большую - тоже чтит, но излишняя восторженность, а так же стремление поучать вызывают отторжение: "Куда ни кинь взгляд, редкий человек остался свято и гордо любить тебя и твою землю, труд на которой вскормил столько поколений доблестных и славных богатырей, сильных женщин и гордых своей родиной детей. Неужели сможем перечеркнуть не только историю. но и своё собственное достоинство и память, которая не должна спать никогда".


Анастасия Рогова
 
http://www.proza.ru/2013/10/19/1763
«Тёплые статуи»

Рассказу не помешает хорошая, в смысле жёсткая, редакторская правка, чтобы сделать его более компактным по форме и лаконичным по языку. "Растекаясь мыслью по древу", автор не дорожит читательским временем, вводит второстепенных героев, абсолютно лишних, и бесконечно растягивает диалоги. Не надо думать, что учёные старушки не пользуются обычной разговорной речью. Идея здесь, действительно, на поверхности, поэтому только чистота стиля может спасти произведение, сделать его читабельным, в смысле приобретения массового читателя, а не вынужденного читать в рамках семинара.

http://www.proza.ru/2013/10/18/16
«Билет на Мимас»

«Из-за кризиса его сократили на работе в холдниге, где он подвизался дизайнером рекламных рубрик» – пример казённо-офисного языка, возможно, и допустимого в ироничной прозе, но слишком шаблонная, чисто газетная фраза снижает художественный уровень произведения.
 «Женя курил и вспоминал, что про те места ходят слухи, будто там все время видят НЛО» – пример пренебрежения к необходимой информативности – читателю неясно, какие это «те места». Условно ведь считается, что Женя у себя дома.
 Таким образом, не заботясь о форме, автор накидал текст, похожий на фантастический рассказ, оказавшийся иронической прозой и феерией одновременно. Главное – что иронической! Непутёвый Женя, не вписавшийся в социум, прекрасно чувствует себя в ледяном царстве, напоминая Кая в царстве Снежной королевы. Только здесь хозяйничает инопланетный Голос, который всё-таки выполняет все прихоти Жени-Кая и даже возвращает героя домой, правда, в качестве наказания. Женя, несмотря на все превращения и перемещения, всё-таки остаётся человеком – ему нужна привязанность, он тоскует по своей девушке, а потом по неведомому Дельфину. Вся слава и богатство, свалившиеся на него, не заменят привязанности к возлюбленному существу, вот и ищет он Дельфина во Вселенной.
 Как рассказ, это не шедевр, но сценарий для мультфильма может выйти классный, при определённой работе автора и соавтора-художника.

http://www.proza.ru/2013/10/18/20
«Глухари-невидимки»

Рецензенты спрашивают про «сверх-идею». А нет никакой сверх-идеи!
Молодая девушка выступила от имени мужчины, юноши по имени Дима, который убил глухаря, хотя изначально и не желал этого - только послушать глухариную песню. Но инстинкты сильнее людей - они древнее, поэтому герой не понял, что за желание им овладело - убить, не из-за голода же. Убил, достиг цели, и мясо съели - вкусное, но жёсткое...
 И всё-таки рассказ написан из любви к природе, а не из любви к писательству. "А утро в лесу выдалось ясным. Ушли тучи, солнце плясало вместе с ветром на ветках сосен, заглядывало под тяжелые ветви пихт.
 И журавли, крича, летели над лесом – к родному болоту. И разбегались переполненные ручьи, ломая последние ледяные корки, и таял снег в ельниках – прощальный привет сбежавшей зимы", - замечательный описательный талант автора. А сверх-идея пусть формируется читателем - каждый нашёл то, что искал. Я, например, простой и чистый авторский литературный язык.


Мария Белая  http://www.proza.ru/2013/10/19/1601

«Лепрозорий»: отрывок

Извините, это одно произведение или несколько, с перепутанными началами и окончаниями, но на одну тему? В какой момент Мария Зайцева стала Алёной Кузьминой? И что всё-таки случилось с Яной Зайцевой? Что за мальчик "со сломанными ушами" из дневника Яны Зайцевой, и как выглядят сломанные уши? Более сумбурного текста я не читывала...
 "Они не могли закрыть ей веки: тело уже начало костенеть, да и пятаки все время падали на пол, я слышала их насмешливый звон. Мать просто ввинтила монеты глубже, а потом слизала с пальцев редкие капли крови..." - ужас ужасный, если бы не ещё больший ужас: "трупы, подвергшиеся значительным гнилостным разложениям... " Откуда же взялась кровь? И как может "начать костенеть" уже "значительно" разложившееся тело?
 Хочется прибегнуть к присказке: "Мели, Емеля, твоя неделя"!


Ольга Халявина  http://www.proza.ru/2013/10/19/1596

«Музыка»

Рассказ показался скучным, возможно, потому, что жизнь героини, да и её сестры, скучна и однообразна. Нет в рассказе ни одного портрета, разговоры - и у образованных сестёр, и у попутчиц "рыночного вида" - пошлы и неоригинальны. Заботы больше о "съестном", чем о духовном, несмотря на пышное славословие о "нежнейших волнах, струящихся, по всему её телу с головы до кончиков ног"...


Лев Проничев  http://www.proza.ru/2013/10/19/1591

«Страх»

Рассказ Льва Проничева "Страх" имеет такую сложную структуру, что его можно бы разделить на цикл рассказов, каждый со своей фабулой, но с общей идеей и единым главным героем. В настоящем виде текст почти не читабелен - слишком много фактического материала, а также мыслей и идей, высказанных автором. Портрет героя повторяется неоднократно, его монологи бесконечны, хотя забавны по языку - это и есть "гвоздь" рассказа, самое в нём интересное. Описываемый старик напоминает речами и нелогичными поступками другого подзабытого героя - из юмористических монологов Михаила Евдокимова. Подобных "чудиков" описывали и Василий Шукшин, и Василий Белов - не переводятся они на Руси. Здесь же изображён не просто "маленький человек", страдающий и обиженный "большими" людьми, но готовый предать ближнего на страдания - этим же "большим". Во  – загадка русской души! Я читала воспоминания (кого-то из "больших", служивших в карательных органах при Сталине), в которых говорилось, что не погибло бы в "гулагах" столько людей, не будь массового доносительства в народной среде. Вот эта - высшая в рассказе - идейная точка потерялась в дебрях предложений, чересчур сложно выстроенных, неоправданно длинных.
 Нарушает композицию рассказа пересказ брата рассказчика (рассказ в рассказе) о визите этого же старика. Почему-то в пересказе приводится дословная речь "гостя" - буквальный монолог. Согласитесь, пересказ всегда звучит по-другому, чем в оригинале, с отпечатком личности пересказчика, его языковых особенностей.
 Здесь – только старик колоритен и обладает собственной великолепной речью (неправильной, но яркой, образной), рассказчик же (ассоциируется с автором) и пересказчик (брат) говорят "канцеляризмами" и даже лозунгами. Их речь - никак не похожа – не разговорная. Да и в описаниях много штампов.


Антон Янковский  http://www.proza.ru/2013/10/17/1785

«Самокаты из Брянска»

"САМОКАТЫ ИЗ БРЯНСКА" - это такая развлекаловка, гимнастика для ума: есть забавные вещи, есть остроумные, есть оригинальные и не очень.
 Рассказы - из некого "детского" цикла. Восприятие, действительно, детское, подростковое, точнее. Но, всё-таки, рассказчик взрослее героев, он словно по следам отдалённых событий рассказывает, отделяя прошлого "я" от нынешнего себя. И язык взрослый, не подростковый - в описаниях, а в разговорной речи - именно детский.
 По форме - это зарисовки, не рассказы. Наброски, хотя с психологической нагрузкой, возможно, куски из большой вещи о детстве автора. Судить о будущей вещи по фрагментам невозможно, но психологическая проза по плечу только мастеру. Поживём, увидим.


Елизавета Безнина  http://www.proza.ru/2013/10/17/1637

«Банный день»

"В песочнице лежали игрушки: резиновый поросёнок, пластмассовый грузовичок, детская посуда и несколько других милых сердцу ребёнка мелочей".- Ребёнок о себе так не говорит, это речь взрослого. Откуда взялся комментатор в рассказе от лица ребёнка? Что рассказчик - именно ребёнок, сомнений нет - слишком наивное восприятие, детски-наивный язык...
 "Оля вспомнила, как всего два часа назад в бане, наполняя таз, она медленно, основательно смешивала ручкой горячую и холодную воду, как это делали взрослые тёти" - дальше-больше - в одной фразе комментатор совмещён с ребёнком, за которым "приставлен" наблюдать:"взрослые тёти" - выражение ребёнка, "основательно смешивала" - лексикон взрослого человека, тем более, "ручкой" - умиление над ребёнком, несвойственное самому ребёнку.
 В результате возникает недоразумение с ролью рассказчика: если это взрослый, то рассказ чересчур слащавый - до приторности. Если ребёнок, то почему периодически переходит на взрослый лексикон и умиляется на самоё себя?..


Мария Суворова  http://www.proza.ru/2013/09/01/785

«Папоротник»

Трагичная история, пережитая автором лично. Ещё не отстоявшиеся события, непонятные ни автору, ни, тем более, читателю. Похоже на завязку какой-то большой вещи, при чтении которой всё прояснится - и что с мамой, и как сложится жизнь "сына и брата", и в чём, всё-таки, виноват отец. Не может же семья развалиться сама по себе - ни с того, ни с сего... Какую обиду несёт в себе эта женщина, и вынашивает, и мстит уже детям своим, сама не понимая, что мстит.
 В художественном отношении вещь очень неорганизованная. Нарушена вся композиция: вступление, завязка, кульминация, развязка... Говорю же - это всего лишь предисловие, "табу", нарушенное автором, которому необходимо осмыслить произошедшее. И хвала ему за смелость!


Надежда Кудричева 

http://www.proza.ru/2013/10/10/541
«Солнышком»

Очень жёсткий рассказ! Верится и не верится, что в подобной семье смог вырасти нормальный ребёнок - "как же тебя угораздило такой светлой, хрупкой, стальной и настоящей вырасти"!
 Автор приемлет только две краски - густо-чёрную или слепяще-белую, и разделяет героев на резко-отрицательных и резко-положительных. Вторые страдают от первых, им остаётся только "прощать" и не сопротивляться насилию. Дочь попробовала сопротивляться - и не смогла. Отец и не пробует. А мать - чудовище, хотя дочь пытается оправдать: "из-за меня институт бросила, себя не нашла, а может, нашла и потеряла. Зачем живёт, не знает, плохо ей, а злость и неприкаянность свою на мне срывает".
 И совсем уж непонятное существо - Соня из больницы, "добро с кулаками": " Только тронь её – кранты. Даже не думай. Не вариант. Голову отверну на хрен" - одному, и другой:"Спи, моё солнышко, отдыхай, милая, пусть тебе приснятся самые-самые сладкие сны".
 Чиркнул автор спичкой, выхватил из темноты картинку - посмотри и ужаснись, а как жить дальше и героям, и читателям - не авторское это дело, видимо.

http://www.proza.ru/2013/10/10/537
«Сестрёнка»

В рассказе есть какая-то искусственность, надуманность, что ли... Не понятен "главный" здесь образ - "сестрёнки". Стиль поведения - взрослой жненщины, скорее даже, пожилой медсестры с профессиональной терпимостью и добротой. Я сама таких встречала, и не раз. Восемнадцатилетних медсестёр не бывает - принимают на "сестринское" отделение (в медучилище) только со средним образованием (девушек 17-18 лет), учатся они три с лишним года, так что, минимум - 21-22 - "сестрёнке", то есть, взрослая нотка: "девочка моя" - вполне профессионально оправдана.
 Не понятен и образ Юли. Такая благополучная, во всех отношениях, девочка, влюблённая: "Серёжа-Серёжка-Серёженька", - а в больницу не пустила - гордыня, жестокость к парню, ни в чём не виновному. "Сестрёнка"-сестричка выхаживала, нянчила, как ребёнка, не пришла на смену: "В отпуск уехала... Бросила. Стерва". А имени - и не знает, не удосужилась узнать за два месяца. Может быть, в том и "генеральная идея" рассказа - пока всё хорошо, пока здоровы мы, то весь мир любим - маму, папу, Серёжу, тем более, что отвечают нам взаимностью. А случись беда - самые мы разнесчастные, и всем вокруг готовы мстить за это...

http://www.proza.ru/2013/10/10/536
«Бег»

Это речёвка лидера, а по длине текста - его тронная речь. Да, я - такой (-ая)! Не уступлю, даже если сломаюсь, да и не сломаюсь - не дождётесь! "В пути особо резвые обгоняют, рвутся на место вожака. Отлично! Мне уже давно надоел этот клин. Крутым пике ухожу в сторону – по природе одиночка". Бывает, конечно, и хуже - отдельные слабаки норовят сесть на шею, но не пройдёт, с мягкой посадкой, но скину на землю "паразитов"... Меня достойна только птица высокого полёта - с "размахом крыла". Так и хочется сказать: "Попутного ветра, синяя птица"! Куда нам, мелконьким, тягаться, тем более, что на место "паразитов" не претендуем.


Павел Громов http://www.proza.ru/2013/10/08/2210

«Пыль»

Кто-то увидел в рассказе скрытый юмор. А меня покоробило отношение молодого человека к девушке. Как говорится, "один любит, другой позволяет себя любить". "Я не хочу, чтобы наши отношения превращались в тягость для меня, иначе они развалятся. И мы это прекрасно оба знаем"... Герой говорит "мы", а отстаивает только собственные интересы. Наверное, вопрос отношений полов волнует автора гораздо больше, чем возможность считывания информации с чего бы то ни было, даже с пыли. Какой бы совершенной ни становилась техника, люди не меняются тысячетелетиями, вернее, они меняются в худшую сторону. Что "держало" раньше мужчину и женщину вместе? Общие интересы, то есть, общие усилия по сохранению детной семьи. Проблема выживания, с разделением труда на мужской и женский. Что мы видим в рассказе? Женщина, с неудовлетворённым инстинктом материнства, всё внимание и заботы обрушивает на мужчину, который в этом не нуждается и тяготится ею, в результате. Она мечтает "съехаться", но ему - "не хочется", и ей даже не обидно... Что за "любовные" отношения?! Поэтому не верится в высокопарные слова признаний после смерти. Охотно верю, что фантазийная подоплёка станет реальной в будущем. И после смерти души общаются, возможно даже, высоким штилем - тоже поверю. Но грустный, безнадёжно грустный это рассказ, пусть и завёрнут в завлекательную обёртку "фэнтези".
 Немного работы над диалогами, впустить в них настоящую разговорную речь, и можно поздравить автора с удачей.


Алексей Муратов  http://www.proza.ru/2013/10/08/2197

«О Сашке, Александре»

Удивительно - такие короткие, очень короткие - рассказы Алексея Муратова наполнены и переполнены смыслом, патриотизмом, жизнью, наконец. Каким непостижимым образом из трёх миниатюр, на тему современной российской армии, мне, блондинке, стало понятно не только положение этой армии, со всеми нюансами дедовщины, казнокрадства, отсутствия керосина для техники и патронов для автоматов, голодомора, тяжёлых для русских парней последствий войны на Кавказе... И неизменная порядочность перед лицом смерти.
 Откровенность, распахнутость автора, пишущего от первого лица, тоже добавляет обаяния рассказам, веры в правдивость ссказанного. Чуть-чуть корректорской правки, больше ничего.


Антон Тюкин  http://www.proza.ru/2013/10/04/45

«Лев идёт»

Напомнил юмористическую миниатюру Романа Карцева – "Собрание на ликёро-водочном заводе»: "А теперь послушаем начальника транспортного цеха...» Только длинновато будет.


Надежда Леонычева  http://www.proza.ru/2013/10/04/38

«Риверсайд»

Надя, в бытность студии "Лист", начинала интересно, недаром же она перечисляет издания, публиковавшие её. Ещё тогда Г.А. Щекина, руководитель студии, предупреждала о возможности "заиграться" - в стремлении писать о вампирах, оборотнях и самоубийцах... Что же, действительно, доигралась! Вместо описаний - штампы, штампы, штампы. Всё, как в приличном среднестатистическом мистическом романе: таинственные любовники, не менее таинственные бледнолицие девушки, наложившие на себя руки (с перспективой стать привидением), таинственные берега таинственных рек... Правда, тут ещё примешались гитара и рок: "Давай оторвемся по полной, представив, что мы рок-звезды 70-х – 80-х. Возьмем ром и колу, старую гитару, косухи и ноты"...  То есть, смерть попрана, да здравствует жизнь с несостоявшимся самоубийцей – попугал, и ладно.


Алекскй Юшкевич  http://www.proza.ru/2013/10/04/32

«Испытание»

Рассказ наверняка навеян фильмом "Дневной дозор" - один в один: "Тучи застилают небо. Враг приближается". Описание битвы - оттуда же. Всё очень приблизительно, и моментально, как в компьютерных съёмках. Пространные, но абсолютно беспредметные рассуждения о Тьме и Свете... Перечисление доспехов из историко-этнографического музея и пара ископаемых имён не означает, что автором описана история славян. Также не дают права называться "фэнтези" несколько фраз вроде: «элементарные законы иных миров», которые якобы понял герой. Повторяю, это вольный пересказ Пролога к "Ночному дозору", или вроде того.
 Автор грамотно выстраивает диалоги, но до чего же они скучны! Отстранённые рассуждения об абстрактных путях Смирения и Свободы. Киборги, а не люди! И раны на них, как у компьютерных монстриков, заживают. И разговаривают, как роботы: "Нам надо многое обсудить"...
 Нет, ребята, всё не так, всё не так, ребята! Нет бы живым языком о живом, реальном рассказать... Чтобы фэнтези писать, фантазию нужно иметь!