Ангелика Кауфман. Лондонские туманы

Елена Грислис
                Не благостью стал муж для голубицы –
                Циничным расхитителем души,
                Чтоб чернью ретушировать страницы
                Полотен Света, что ткала в тиши.
                Но этого Господь не пожелал!
                А за страданья ей воздал с лихвою -
                Соорудил от Неба пьедестал,
                Благословив на творчество святое.
               
                Елена  Грислис.


Часть 2.

1) ПЕРЕЕЗД  В  ЛОНДОН


             Итак, Ангелика Кауфман больше не задерживается в Италии.  Познакомившись  в Риме со многими лондонцами и, увлёкшись  рассказами об их  столице, она  решила попытать счастья в туманном Альбионе.

                К тому времени мать умерла.
                И АнгЕлика стала скорбеть.
                Но она от тоски вновь ушла,
                Дабы много постичь и успеть.

                Это можно лишь сделать вдали.
                И она едет в Лондон большой.
                Там, где желтый туман до Зари
                Всем диктует холодный отбой.

                Но не ей, у который есть дар,
                Столь огромный... как  райская жизнь!
                (Это я говорю, глядя вдаль,
                Где полотна её  разбрелись).

    
                22 июля 1766 года Анжелика прибыла в Лондон, где её ждал настоящий успех. «Сегодня утром посетила меня госпожа Гаррик. Миледи Спенсер была два дня тому назад, миледи Бальтимор собирается меня посетить. Королева всего два дня как приехала. Лишь только ей будет лучше, я буду ей представлена», — писала девушка отцу всего лишь через месяц после приезда. На следующее лето старик Кауфман переехал к дочери. Он помог дочери устроить красивую квартиру для приема ее именитых посетителей и делил с ней  её заслуженные радости. К этому времени Ангелика - хорошенькая девушка, прекрасная певица, музыкантша и художница была богата, независима и принята в высшем свете. Ее  друг   итальянец  Росси   пишет  о  ней: «Ее фигура была очень пропорциональна, хотя и не очень высока. Цвет лица свежий и цветущий, черты правильные, милый рот, ослепительные зубы. Особенно ее наивные, живые глаза обладали такой магической прелестью, что тот, кто ее не знал, не мог себе представить, как   много  говорил   ее  взгляд».
 Таким образом салонная художница покорила Лондон и отбоя от женихов не было.

                Лондон принял её горячо.
                И не лесть была в этой любви,
                А  достойная слава. Еще…
                Дань туманам, что бродят в крови.

             Более пятнадцати лет прожила Анжелика в Лондоне. Здесь она написала портреты английской королевы и датского короля Христиана. И с тех пор от заказчиков не было отбоя.  Все придворные считали своим долгом заказывать свои портреты у нее, дабы  запечатлеть себя в истории.   Критики отмечали невероятный мистический дар художницы,  когда на её картинах лица даже не красивые, становились окутанными  дымкой загадочности  и  очарования.  Успех и слава Кауфман бы ли ничуть не меньше, чем у таких прославленных английских живописцев, как Гейнсборо и Рейнолдс. Последний являлся президентом английской Академии художеств и обратил внимание на одарённую художницу, предложив разделить с ним лавры славы  и богатства. Будет несправедливо, если я не познакомлю его с читателями. Впрочем, его давно знает весь мир. И всё же загляним в Википедию...
"Сэр Джошуа Рейнольдс (англ. Joshua Reynolds, 16 июля 1723 — 23 февраля 1792) — английский исторический и портретный живописец, представитель английской школы портретной живописи XVIII века. Теоретик искусства. Первый президент Королевской академии художеств, член лондонского королевского общества. Член Общества дилетантов, созданного с целью изучения античного искусства. Рейнольдса можно считать родоначальником настоящей английской школы живописи — основателем того отличающего ее направления, которое стремится, главным образом, к глубине тона и к сочности письма и не осталось без влияния на другие новейшие школы, особенно на французскую и английскую. Рейнольдс был эклектик, умевший в своем творчестве разумно соединять качества нескольких излюбленных им мастеров, одновременно подражавший Тициану, Рубенсу, Рембрандту и Корреджо".
Думаю, достаточно.

 
Итак, они подружились, нарисовали портреты друг друга. И вдруг, после того, как  первый английский художник  Рейнольдс  предложил  Ангелике разделить  судьбу,  она внезапно испугалась.

                Те туманы явилися вдруг,
                Когда Рейнолдс великий вошёл
                В её жизнь... поначалу, как  друг,
                Предложив  свою  нишу, как трон.

Прежде всего она испугалась печальной  участи  оказаться навечно в тени гения, ибо  понимала, что  должна будет принадлежать ему  всецело.  Жажда собсвенного  самоутверждения в ней оказалась намного выше. И она отказала столь именитому жениху.

               
                Но она испугалась того…
                Вольной птице свобода нужна!
                Он не стал выяснять ничего,
                Но туманная месть  так важна

                Стала  этому мужу искусств,
                Что в отвергнутом сердце укрыл:
                Вопреки  очевидности чувств,
                Рыл могилу  для той, кем не мил.


             Интрига крылась в следующем. Отвергнутый художник  воспользовался путаницей в документах  некого Фредерика Брандта, который представлялся внебрачным сыном графа Горна и скрывался под этой фамилией в высшем свете.  Именно Рейнолдс представил Ангелике этого сомнительного типа, как графа Горна – богатого наследника,щедрого мецената  и своего ближайшего друга.   

                Добродушия маску надев,
                Он  подвёл к деве счастья ловца.
                За которым велось  много дел…
                Но туман мести скрыл подлеца,

                Не имевшего даже имен,
                (Тот менял их по жизни не раз.)
                Только значился в свете как Горн,
                Не сводя  с дев сиятельных глаз.

   Есть предположения, выссказанные некоторыми исследователями жизни и творчества Ангелики Кауфман,  что это была именно тайная месть отвергнутого Рейнолдса.

 

2) ЛИЧНАЯ ДРАМА АНГЕЛИКИ КАУФМАН               
 
            И именно с момента знакомства с молодым, но опытным "жиголо" великосветских придворных салонов  события  личной жизни Ангелики Кауфман начинают развиваться по плачевному сценарию. Разворачивался буквально детективный роман, что впоследствии послужило сюжетом для драмы В. Гюго "Рюи Блаз". Прирождённый авантюрист,  называвший себя  графом  Горном  тратил большие суммы на покупку картин и считался одним из видных покровителей и знатоков искусства. Его посещение считалось честью для любого художника. Сам он был молод, красив и воспитан, а об уме свидетельствовало то удивительное красноречие, с каким он рассуждал и говорил комплименты. Лондонские красавицы буквально сходили с ума от его чувственной галантности.
                Покоряя кокеток сердца,
                «Граф» искал образ девы святой.
                И, скрывая подвох за спиной,
                Делал вид горемыки-истца.
               
               
             Слушая его в своей мастерской, Ангелика прониклась прекрасными  манерами и речами. Она почему-то представила, что  рядом с таким человеком  не потеряет индивидуальность, ибо тот, на словах принося к её ногам «свое огромное состояние, свой титул»,  намеревался жить только во имя её славы и творчества. Кроме того, она не на шутку влюбилась...
                Тот был так обаятелен, мил,
                Комплименты даря  и… моля,
                Что Ангелики девственный пыл
                Перерос в страсть, что было так зря!

    Стать невестой блестящего светского льва, под обаянием которого находился Лондон, было мечтой многих девушек. И в  данном случае молодые люди действительно полюбили друг друга.
                Сама чуткость ошиблась здесь в ней.
                Наказанье небес… или рок?!
                Трудно знать, когда тайный злодей
                Переступит  заветный порог.

           Как раз это ему оказалось  не впервые и  по силам  - "мистер-тролль" века галантного подобные пороги переступал запросто. Каналья, однако, прекрасно понимал, что при неприятии их отношений её отцом, она не поспешит идти с ним под венец. И тогда лондонский мошенник сделал ей предложение таким образом, что Ангелика просто  не смогла отказаться. Для этого "граф" тайно явился к ней и в отчаянии поведал, что его подозревают в серьезном политическом преступлении.
                Её сердцем он нагло играл,
                Что случалось с ним в жизни  уже.
                Вот и здесь об опасности врал,
                Находясь на крутом вираже.

         "Что же делать, как помочь дорогому и любимому человеку?" - с горечью размышляла Ангелика,ища выход из тяжелейшей ситуации.
И давая согласие на брак, она твердо была уверена, что мнение света смилуется над ним. Ведь  Ангелика входила в приближенный круг королевской семьи и венценосные супруги опекали её. "Это будет брак во спасение и Господь  оценит мою преданность, а быть может жертву",- думала она.               
Прозрение  же наступило не сразу. Девушка, не искушенная в интригах, не сталкивавшаяся с подлостью, полюбив графа поверила всему, что он наговорил ей. И они действительно обвенчались.
                Но готовил лишь  "брачный капкан" 
                Нечестивый коварный подлец.
                Вслед же Рейнольдс раскрыл весь обман,
                Обозначив сей драмы конец.
         

         Мстительный  Рейнолдс вскрыл обман.  Но была ли это мелкая месть? Думаю, что нет. Просто большой художник, наконец, понял, что дальше молчать нельзя. Все вокруг видели, что семейная жизнь всеми любимой Ангелики Кауфман терпит сокрушительное фиаско. "Граф" часто не ночевал дома, выезжал из города и отличался странным поведением. В конце концов молодая  женщина переехала к отцу.
               
          Вскоре Ф. Брандт был разоблачён и за присвоение чужого имени  был арестован. Ангелика узнала с достоверностью, что муж её –  тёмный авантюрист, живший под разными вымышленными именами, вроде Студерат, Розенкранц и  что последнюю свою фамилию Горн –  он взял после того, как некоторое время  просто служил у настоящего графа Горна в Германии. А роскошный образ жизни  он вёл, добывая средства подозрительными способами.
Ангелика не смогла простить обмана, она  послала мужу триста фунтов, которые он от нее требовал, и 10 февраля 1768 года развод их состоялся.
               
        Эта сенсация наделала много шума в Европе.В результате потрясения бедная женщина перенесла горячку и стала на время  нелюдимой. Она потеряла всякий интерес к высокому  светскому кругу, через который судьба её связала с самозванным  графом  Горном.  В её судьбе произошёл коренной перелом, но как оказалось не в дурную сторону, а совсем наоборот. Из Лондона Кауфман  не уехала, а активно работала там еще тринадцать лет, со всех сторон получая многочисленные заказы и знаки внимания. Уже через год после своего развода она создаст изумительное по красоте полотно на  античный сюжет «Прощание Гектора и Андромахи». Думаю, в  Андромахе, растающейся с Гектором и  проливающей слёзы она видела  именно себя, прощающуюся  навсегда со своей любовью.


Ты женский замок из мечты
Однажды возвела до Неба.
Но голос внеземного Феба
Сказал, как заблуждалась Ты!

Прекрасной сказкой мир представив,
И  неподспудна  языкам,
Ты та, кем Бог великий правил,
Даруя людям свет в веках!



(Продолжение следует)   http://www.proza.ru/2013/11/15/438



____________________________________

Иллюстрация(из интернета): Ангелика Кауфман(1741-1807). Прощание Гектора и Андромахи. 1769г, холст, масло, 1162 x 1162 см. Тейт Галерея, Лондон, Англия.