О Жаке Фреско и его проекте Венера

Андрей Якуп
  Разделяя взгляды Жака Престо - 94-хленего американца, на настоящее и желательное будущее человечества, я хочу познакомить Вас (тех,  кто не знаком)  с ними, и дать свои замечания по тем вопросам, в которых мы с Ж.Престо расходимся. Ниже я буду давать цитаты из его работ прописным шрифтом и мои комментарии к ним – строчным.

  Жак Фреско - создатель неполитического общественного движения  "Дух времени" (The Zeitgeist Movement) и директор вытекающего из него проекта «Венера»,  считает, что
«НЕОБХОДИМО КОРЕННЫМ ОБРАЗОМ ПЕРЕСТРОИТЬ НАШУ КУЛЬТУРУ, НАШИ ЦЕННОСТИ И ИЗМЕНИТЬ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЧТОБЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ИЗМЕНИЛОСЬ В ЛУЧШУЮ СТОРОНУ … ПОЛНОСТЬЮ УСТРАНИВ ДЕФИЦИТ, ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ НАЧНЁТ СУЩЕСТВЕННО МЕНЯТЬСЯ, Т. К. БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ НЕОБХОДИМОСТИ В КОНКУРЕНЦИИ, ДОМИНИРОВАНИИ И АГРЕССИИ.
Необходимости не будет, но останется выработанный за миллионы лет инстинкт – стремление к доминантности, закодированный в структуре клеток и застрахованная от случайностей повторением в каждой из них.

 … ТЕИСТИЧЕСКИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ УЧЕНИЯ, ССЫЛАЮТСЯ НА ТО, ЧТО ЛЮДИ УСТРОЕНЫ "ОПРЕДЕЛЁННЫМ" ОБРАЗОМ. НАПРИМЕР, КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ УТВЕРЖДАЕТ, ЧТО ВСЕ ЛЮДИ РОЖДЕНЫ "ГРЕШНЫМИ И ПОРОЧНЫМИ". ТАКИЕ ЗАЯВЛЕНИЯ АБСУРДНЫ, ЛИШЕНЫ СМЫСЛА И ОСНОВАНЫ ЛИШЬ НА ПРИМИТИВНОМ ПОНИМАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ. ИЗНАЧАЛЬНО НЕ СУЩЕСТВУЕТ НИКАКОЙ РАЗНИЦЫ МЕЖДУ НОВОРОЖДЕННЫМИ ГАНДИ И ГИТЛЕРОМ...
Разница, конечно, есть, но распространяется она на область тела, а не души.
ПОТОМУ ЧТО ИМЕННО УСЛОВИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ И ВОСПИТАНИЕ ВПОСЛЕДСТВИИ ФОРМИРУЮТ ЛИЧНОСТЬ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.»
Полностью согласен с этим положением Ф.Престо: социальные установки (социальные подпрограммы) передаются по наследству путём непосредственного общения поколений.

  «ДВИЖЕНИЕ "ДУХ ВРЕМЕНИ" (THE ZEITGEIST MOVEMENT) - ЭТО НЕПОЛИТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ. МЫ НЕ ПРИЗНАЁМ НАЦИОНАЛЬНОСТИ, ГОСУДАРСТВА, РАСЫ, РЕЛИГИИ, СТАТУС И КЛАССЫ. МЫ СЧИТАЕМ, ЧТО ЭТИ И ЛЮБЫЕ ДРУГИЕ КРИТЕРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ НЕДОПУСТИМЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. …
«Не признавать» и «считать», конечно, хорошо, но это только декларация …

ЭТИ ДАВНО НЕНУЖНЫЕ ПОНЯТИЯ БАЗИРУЮТСЯ НА ПОДЧИНЕНИИ ЛЮДЕЙ И КОНТРОЛЕ, А НЕ НА РАВЕНСТВЕ И ЕДИНСТВЕ - КОТОРЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ НАШИМИ ЦЕЛЯМИ.
Здесь мои и Ж.Престо взгляды расходятся. Неравенство людей изначально заложено в их природе. Индивидуум, повторяя в миниатюре, весь путь, пройденный Жизнью, последовательно выступает роли  растения, рыбы, земноводного, простейшего животного (в период внутриутробного развития), затем появляется на свет божий как примитивное беспомощное животное, преобразующееся в половозрелое животное, в животное вида гомо сапиенс, в социальное животное вида гомо сапиенс, наконец, в человека-эколога. На каждом этапе этого пути у индивидуума своя цель и свой смысл жизни (смысл жизни этого этапа). Поскольку даже один и тот же индивидуум в процессе своего развития меняется, ни о каком равенстве между людьми не может быть и речи. Необходим контроль за состоянием человека и его подчинение обществу. Для этого разделения людей на классы не только допустимо, но должно быть более подробно разработано и юридически оформлено. Разумеется, речь идёт не о разделении людей по биологическим признакам, а об их классификации по «душевным» качествам. Попросту говоря, о соотношении их подпрограмм-социумных и подпрограмм-эго. Пример такого деления: люди экологи, люди-социумные, законопослушные граждане-эго, мелкое жульё, жулики «в особо крупных размерах», «честные» воры, бандиты, сексуальные насильники, отморозки-беспредельщики. Каждому из этих классов должны быть гарантированы определённые права, в том числе, перевод в вышестоящий класс по объективным показателям, и обеспечена защита от них общества определёнными ограничениями прав нижних классов.


Движение "Дух времени", по мнению Ж.Фреско должно привести к идеальному будущему. Его он видит, в частности:
«В ПРИЗНАНИИ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ЗЕМЛИ ДОСТОЯНИЕМ ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
.В ОТМЕНЕ ГРАНИЦ, РАЗДЕЛЯЮЩИХ ЛЮДЕЙ.
В ПЕРЕХОДЕ ОТ ДЕНЕЖНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИК ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН К ВСЕМИРНОЙ РЕСУРСО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКЕ.
В СТАБИЛИЗАЦИИ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ МИРА ЧЕРЕЗ ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ДОБРОВОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ  ЗА РОЖДАЕМОСТЬЮ.
Ограничить рождаемость населения на добровольных началах невозможно. Половосозревший человек (16-18 лет) находится ещё во власти инстинктов, в том числе, инстинкта продолжения рода, настолько сильного, что никакими уговорами молодого человека не остановишь. Порядок в этом вопросе можно навести только разумным насилием - административно-законодательным путём.
В ВОССТАНОВЛЕНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
В ИЗБАВЛЕНИИ ОТ ПЕРЕЖИТКОВ ПРОШЛОГО (НАЦИОНАЛИЗМ, ФАНАТИЗМ) И ПРЕДРАССУДКОВ ПУТЕМ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ЗЕМЛИ.
Точнее, путём воспитания терпимости к инакомыслящим.
В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ЛЮДЕЙ  К  ПРЕДСТОЯЩИМ  ИЗМЕНЕНИЯМ.
Будучи согласен с этими положениями в принципе, позволю себе сделать некоторые критические замечания по частностям.
Первое. «Равенство и единство» людей не может быть целью какого-либо движения, поскольку индивидуум в своей жизни-развитии проходит, аналогично Жизни, несколько этапов, заканчивающихся достижением цели именно этого этапа. Например, на первом этапе – стать взрослым, на втором – стать дипломированным специалистом, на третьем – продолжить свой род и обустроиться в существующем обществе. И лишь на четвёртом этапе целью индивидуума и смыслом его жизни становится забота о собственном социуме. Многие ли доживают до 4-го этапа, при том, что средняя продолжительность жизни человека в современном обществе – 60 лет, а естественная – 100-120? И при том, что чтобы стать человеком-разумным мало прожить отведенные индивидууму природой 100 лет, нужно чтобы его окружала среда, в которой социумные наработки достигли максимума.
Второе. При таких «текущих» индивидуальных условиях не приходится говорить о критической массе человечества, у которой социумная подпрограмма станет приоритетной, по сравнению с подпрограммой-эго, естественным путём (сама собой). При этом не следует забывать, что господин Естественный Отбор действует методом уничтожения неудачных вариантов (в данном случае – неудачных вариантов организации социумов), а капитализм в его последней модификации – демократическом либерализме, и является таким неудачником, которого ожидает термоядерный конфликт. Религии идеологически обосновывают конец света, с нарастающей частотой назначая его дату. Впрочем, это уже больше напоминает рекламу товаров кратковременного использования и призывы передавать своё имущество какой-нибудь секте.

Слабую сторону проекта «Венера» я вижу в том, что он не предлагает путей достижения цели. Не скажу, что увидел их я. Но рискну предложить для обсуждения вариант выхода из кризиса.
В моём представлении, предотвратить гибель человечества можно, постепенно повышая продолжительность жизни индивидуумов и их уровень развития. Продлить среднестатистическую жизнь индивидуума можно, создав условия для занятий физкультурой (не спортом!), пропагандой здорового образа жизни и передав в руки государства (под его контроль) медицину и производство лекарственных препаратов. Сделав медицину частной, мы создали условия, под давлением которых олигархи-медвладельцы объективно заинтересованы в больном обществе как рынке сбыта своих услуг. Учитывая то обстоятельство, что власть в России принадлежит олигархам (по крайней мере, дело к тому идёт), медицинскую мафию необходимо от неё (от власти) отлучить. Что касается фармацевтики, то от неё до наркотиков всегда было полшага, не говоря о том, что самые безопасные лекарства снижают естественный иммунитет человека.
   Что касается «подготовки людей к предстоящим изменениям», то здесь дело обстоит несколько сложнее, чем это представляет себе Жак Фреско.
Человечество находится на 4-м и 5-м уровнях пространственно-временного континуума (Рис. «Пространственно-временной континуум») и психологически переходит из состояния «человек-эго» в состояние «человек-социумный». Переходит далеко не повсюду в пространстве и не поголовно, стало быть, незначительным меньшинством. Как это принято у нас на Пирамиде Мироздания, наверх уходят только «избранные», остальные продолжают существовать и размножаться в прежнем качестве – людей-эго. Поэтому рассматривать человека «вообще», как обладателя среднестатистических свойств, так же бессмысленно, как говорить о средней температуре больных по больнице.

Согласно другой схеме – развития социума,

(Сервер ПРОЗА.РУ, автор Андрей Якуп,
сборник «Материалистическая концепция Мироздания»,
6. 1. Рис. Схема развития социума.

мы находимся на развилке между религиозным и светским направлениями. По светскому направлению пойдут только люди, у которых социумная подпрограмма превалирует над подпрограммой-эго. Очень важно, чтобы в «мячиковый», младенческий, наиболее чуткий к постороннему влиянию период развития ребёнка, священнослужители не увели за собою по  религиозному пути потенциальных «избранных». Уведут, и останемся мы в будущем на мели – некому будет организовывать социум людей-разумных. (И организовывать социум людей-эго, и беречь растения и животных, и природу, понимая, что всё это - единое целое).