Идентификация Камбалыка

Хотислав Мелник
ИДЕНТИФИКАЦИЯ КАМБАЛЫКА
ИЛИ КУДА ХОДИЛ МАНАС В ВЕЛИКИЙ ПОХОД

Домашняя диссертация любознательного обывателя

Идель-батыр, Яик-батыр
Здесь пребывали – родина их;
Дети, родившиеся от них,
Роды здесь имели – родина их;
Кыпсак, Катай, Тамьян,
Юрматы и другие роды –
Семь всего их – родина их!
(Башкирский эпос «Идукай»)
               
         Предисловие

   Загадочную Шамбалу многие из нас воспринимают как место потустороннего мира, куда попадают некие «просветленные». Может быть, это и так. Но созвучие слов «Шамбала» и «Камбалык» навели меня на мысль о возможной связи этих слов. Никто до настоящего времени не указал ни реального места Шамбалы, ни реального места Камбалыка. Официальная наука история ставит под сомнение рассказ Марко Поло о его путешествии в Камбалык, поскольку многие из описанных им государств и городов не поддаются идентификации. Некоторые ученые полагают, что город, куда совершил путешествие Марко Поло и прожил там при дворе хана Хубилая 17 лет – это современный Пекин/Бейджин, при этом утверждают, что он указывал неправильные названия мест вследствие ошибки или забывчивости.  Историки нас убеждают, что «царство попа Ивана» - это красивая сказка, придуманная Марко Поло.
       При изучении материала, на основании которого была написана первая домашняя диссертация «Латырь-Камень Бел-Горюч…сказка…?» меня заинтересовало несколько тем, в том числе тема Камбалыка – исчезнувшего города. Я не мог оставить эту тему в стороне – слишком часто этот город упоминался в сказаниях народов Средней Азии, Сибири, Дальнего Востока. Сноски переводчиков текстов указывали, что это мифический город или местность.
        Сомневаясь в том, что мифический город будет так часто упоминаться в сказаниях различных народов, я стал изучать древние карты, пытаясь найти похожие названия. Мой поиск увенчался успехом – Камбалык на картах был! На многих картах 15-17 веков Камбалык располагался не на территории современного Китая, а гораздо севернее, на территории Сибири или в Забайкалье!
          Я стал выяснять, когда же он исчез и почему. Осталось ли что-нибудь от него – руины, город или деревня с похожим названием? Если он существовал и был настолько значимым, что воспет в сказаниях, то бесследно исчез вряд ли.
       Собрав приличное количество копий карт, на которых был обозначен Камбалык/Камбалу/Канбалу/Камбалут/Ханбалык, карт более позднего времени, где он уже не был обозначен, я стал изучать древние документы, в том числе сказания, где упоминается этот исчезнувший город.
     Кроме того, я решил проследить путь Марко Поло в Камбалык, описанный им в «Книге о разнообразии мира», по древним картам. Идентифицировать его, если получится, по современным картам. Выяснить, существовали ли в действительности те города и места, которые описывал знаменитый путешественник. Если выяснится, что существовали, то Марко Поло должен привести меня в настоящий Камбалык!
    Но не один Марко Поло привел меня в Камбалык. Труд Никиты Яковлевича Бичурина (отца Иакинфа) «История первых четырех ханов из дома Чингисова» оказался «билингвой», благодаря которой удалось идентифицировать так называемые «китайские» названия городов и местностей, имена героев эпосов.
    Сказания о Чингисхане, его внуке Хубилае, Тамерлане, знаменитый героический эпос киргизского народа «Манас», бурятские, башкирские, таджикские, туркменские сказания и героические эпосы, история монголов, китайские сказания, записи путешественников по землям Сибири, Дальнего Востока, Чина/Китая и Манги/Манчжурии/Монголии пролили свет на причины и время исчезновения этого огромного города, на причины и время его создания. Оказалось, что последний Камбалык был как минимум третьим! И он бесследно не исчез!
    Кому интересно найти последний Камбалык, приглашаю к очередному домашнему исследованию – сказочному путешествию. Сказочному, потому что сказка – это все-таки повествование, не претендующее на научное изложение материала, либо «исправление» исторических фактов. Сказка может лишь заставить читателя задуматься над прочитанным, насладиться работой сознания, если конечно заинтересует….

      Глава 1
     Что же означает слово «Камбалык»

   Поскольку слово Камбалык явно восточного происхождения, я решил выяснить его значение по древним языкам народов, проживавших на территориях Средней Азии, Сибири, Дальнего Востока, Монголии, Японии, Китая.
     В этом слове прослеживаются две составные части: кам-балык. «Кам» созвучно «шам» (шаман что делает? – «камлает» - следовательно, корень «кам» явно связан со словом «шаман»).
   Известно также, что слово «Кама» — бог любви или одна из целей человеческой жизни (пурушартх) в индуизме.
   На всякий случай я проверил словари современных языков народов интересующей меня территории. Увы, ничего от слова «камбалык», кроме рыбы-камбалы найдено не было. Если корень «кам» в некоторых источниках указывал на древнее утраченное значение чего-то тайного/потаенного/скрытого/сакрального, но без достоверного перевода, то слово «балык» переводилось лишь как «рыба», «свинина». В современном киргизском языке слово «камбыл» переводится как «ловкий, расторопный».
    По моему мнению, не мог такой город называться рыбой, куском мяса, расторопным и т.п.
   Тогда я обратился к материалам исследований древних языков интересующих меня территорий.
     Среди слов древнетюркского языка орхонских надписей я обнаружил слова: «будун» - народ, «ыдук» - священный, «балык» - город, «балбал» - каменная баба…
   Меня удовлетворило значение слова «камуй» в интерпретации А.Ю. Акулова, в его статье «Рамат и камуй – основные понятия религии айну» (по материалам анализа фольклорных текстов хоккайдоских айну, собранных Н.А.Невским), которую я нашел в сети интернет. А.Ю.Акулов пришел к выводу, что понятие камуй совершенно не тождественно и не эквивалентно понятию «бог» / «божество» монотеистических религий. Камуй не является трансцендентной сущностью, он не противопоставлен миру людей, а существует рядом с людьми, мир камуев - это не запредельная реальность, а всего лишь соседний остров, соседнее поселение.
     Я полагаю, что слово «Камбалык» можно перевести как «Камгород». Город настолько древний, что народы успели забыть, что обозначало его название, и где он находился.

Глава 2
Сведения о Камбалыке

      В этой главе мы изложим некоторые сведения о Камбалыке, найденные в письменных источниках, чтобы представить себе масштабы, структуру и культуру города, который будем искать.
       Из киргизского героического эпоса «Манас» (записанного от разных сказителей / «манасчи») мне стало известно: в Камбыле ель растет; в Камбыле есть хребет Кунар; находится Камбыл «от кытаев на восток», за Алтаем. Манас кроме прочих подвигов прославился великим походом на большой Бейджин – главный город кытаев, который также находится за Алтайскими горами. От места, где родился Манас до Бейджина пятимесячный путь. В эпосе указывается, что эта местность захвачена кытаями, следовательно, ранее кытаям она не принадлежала. Там протекает река Оркун, есть озеро Кеке-Наар, пустыня Губу-Шаму, озеро Тенгис-Наар, города: Бакбурчун, Каканчин, Чин-Мачин, где живут «неверные». Есть плохой город Кентуи. Есть город Тангшут, где всего полно. Есть черная гора по названию Каспан.
      Родным городом сподвижника Манаса Алмамбета был город Чет-Бейджин. Его захватил Эсенхан. Младший сын Эсенхана – Конурбай правил землями за Бейджином.
        В словаре издания Манас. Киргизский героический эпос. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1984. Книга 1, стр. 527 дается пояснение топониму Бейджин - «название многолюдного города или страны, где обитают эпические враги киргизов. В тексте встречается несколько названий Бейджина: туп Бээжин – главный Бейджин; чон Бээжин – большой, или главный Бейджин; кичи Бээжин – малый Бэйджин; чет Бээжин – окраинный Бэйджин. Исследователи возводят это название к географической реалии – Бейтину (впоследствии Бешбалыку), древней столице Уйгурии, находившейся к западу от Гучэна. Существует также предположение, что эпический Бэйджин созвучен с Бэ-цзин – одним из главных городов при цинской династии».
     Этот же словарь про топоним Камбыл (стр. 530) поясняет: «эпический топоним; название местности или горы».
        Из героического эпоса таджикского народа «Гуругли» можно узнать, что город Гамбул строился в месте, где «сорок гремучих ручьев». Дома возводили там из больших валунов. Возвели огромный, покрытый резьбою дворец, высотою в двенадцать аршин. В этот город перекочевал народ Гуругли. Сын Гуругли – Аваз, главный воин Гамбула – Хасан.
      Из героического эпоса туркменского народа «Героглы» узнаем, что родной город Героглы – Гандыбиль. Там была гора светлая, высокая, называли ее Уч-Юалин. Сын Героглы – Овез, главный воин, предводитель сорока джигитов – Косе.
     Наиболее полное описание Камбалыка времен внука Чингисхана – хана Хубилая – сделал Марко Поло (Marco Polo, 15.09.1254, Венеция — 08.01. 1324, там же — итальянский купец и путешественник) в своем труде: «Книга о разнообразии мира»:
      Три зимних месяца: декабрь, январь и февраль великий хан живет в главном городе Катая Кабалут, там находится его большой дворец с квадратными стенами, «каждая сторона миля в длину, а в округе, значит четыре мили». Сам город обнесен двумя стенами. «Между первой и второй стеной – луга и прекрасные дерева, и всякого рода звери; есть тут и белые олени, и зверьки с мускусом, антилопы и лани и всякие другие красивые звери, и за стенами только по дорогам, где люди ходят, их нет, а в других местах и там много красивых зверей.
      В северо-западном углу большое озеро, и много там разных рыб…. Берет там начало и вытекает из озера, скажу вам, большая река, рыбе выход железными и стальными сетями загорожен.
    От дворца на север, скажу вам, на один выстрел из лука великий хан приказал устроить холм. Холм в вышину сто шагов, а в округе тысячу; весь он покрыт деревами; они всегда в зелени, никогда не бывают без листьев…  Холм этот великий хан приказал покрыть лазуриком зеленым; и дерева тут зеленые, и гора зеленая, и все зеленое, и зовется возвышенность Зеленым холмом. На вершине, посредине – дворец, большой, красивый и весь зеленый…».
      Далее Марко Поло рассказывает о великом граде Катая, где находились дворцы хана и его детей: «…тут стоял большой и знатный старый город; назывался он Ганбалу, а по-нашему – «царский город».
      Узнал великий хан через звездочетов, что поднимется этот город и станет бунтовать против него, и велел он выстроить поблизости к нему другой город; между двумя городами была только река; из старого города великий хан выселил жителей в новый и назвал его Тайду.
      А величиной этот город вот какой: он квадратный, в округе двадцать четыре мили; все четыре стороны равны; обнесен он земляным валом, в вышину шагов двадцать, а в толщину внизу шагов десять; наверху стена не так толста, как внизу; чем выше, тем тоньше, на самом верху шага три в ширину. Стена зубчатая, белая; в ней двенадцать ворот, и у каждых ворот по большому и красивому дворцу; на каждой стороне по трое ворот и по пяти дворцов, потому что тут в каждом углу еще по дворцу…».
     Великий хан «…приказал вырыть большие, широкие и глубокие каналы от одной реки к другой, от одного озера к другому, пустил в них воду, и вышла как бы одна большая река; большие суда плавают тут, из Манги можно так-то доехать до Канбалу...». Рядом с водным путем, пролегала по земле дорога.
     Марко Поло поясняет: «От Тайду на юг за 2 дня море-океан по пути Каччар-Модун. Из Канбалу на запад через 10 миль большая река Пулисангиз (течет в море-океан); на запад 30 миль город Жиги, через 1 милю две дороги: одна на запад, в Катай, южная в Манги. По западной до Катая 10 дней».
     Рашид ад-Дин Фазлуллах ибн Абу-ль-Хайр Али Хамадани (ок. 1247, Хамадан — 18.07.1318, Тебриз, персидский государственный деятель, врач и учёный-энциклопедист; министр государства Хулагуидов) в своем труде «Сборник летописей» пишет: «В Хан-Балыке – Дайду есть большая река, текущая с северной стороны, из пределов Чемчиала... Вода этой реки текла прежде по другому руслу и впадала в тот залив, который из океана доходит до Хан-Балыка. Так как около города залив был узок и суда не могли доходить до него... Каан приказал вырыть большой канал и впустить в него воды упомянутой реки и нескольких других речек, выходящих из Карамурэна и тихо текущих через города по области. Из Хан-Балыка идут суда до Хинксая и Зейтуна, гавани Хиндустана и столицы Мачина, до которых сорок дней пути».
   Здесь мы встречаем еще одно название Камбалыка, вероятно, чинское – Дайду (в версии Марко Поло – это Тайду).
   В труде Юрия Крижанича (около 1617—1683, хорватский богослов, философ, писатель, лингвист-полиглот, историк, этнограф, публицист и энциклопедист, священник-миссионер) «Политика. Раздел 33 «О гостогонстве» есть интересная информация: «8. В индийских землях есть королевство, столица коего называется Кинзай. По-испански эту страну называют «Чина», по-немецки — «Хина», а русские люди, кои возвращаются из Китая, называют ее по-китайски «Менджинской землей».  И по общему мнению, королевство это так велико, что ему нет равного на свете.
   Среди иных полезных для общего блага законов есть там и такой очень хороший закон, который запрещает чужеземцам и иностранцам приходить в это королевство без королевского разрешения и жить там дольше, чем им назначат.
     А китайские короли, кои сидят в Камбалыке, отгородили свое королевство стеной от монголов и от иных немирных народов. И эта преграда служит им не только для предотвращения набегов, но заодно и для того, чтобы знать, какие гости приходят в страну. И поэтому, когда придут бухарские, или русские, или иные торговцы, то, известив о себе, они всегда ждут за этой стеной, пока из Камбалыка придет указ пропустить их. И дают им жить до срока, а потом прогоняют их прочь.
     А у нас все еще нет таких предосторожностей, как в Китайском или в Чинском королевстве. Там гостей выгоняют, вопреки их желанию, а здесь мы принуждаем оставаться и тех, кто хочет уйти. Однако от этого нам нет никакой пользы, но напротив; нужно впускать в страну как можно меньше чужеземцев (и то лишь при крайней необходимости) и отправлять их прочь как можно скорее.
    Во-вторых, ни одно из этих королевств не имело никаких дел и сношений с теми королевствами и народами, кои не были им завоеваны или сами по своей воле не присоединились к нему. Например, Китайское, Чинское, Эфиопское, Скифское и это наше Русское, Польское и Литовское королевства никогда не попадали под власть римлян. И поэтому римские цари никогда не имели в этих королевствах никакой власти и прав, и преимуществ. И не могли отнимать у них и даровать им какие-либо отличия и привилегии».
     Обратим внимание, что в середине 17 века русские люди знали (Крижанич почти 17 лет прожил в России, из них 15 – в Сибири), что Китай и Чина – это разные земли и «королевства». Чина – это Менджинская земля. Камбалык же – это китайский город. Ю.Крижанич указывает, что Чина находится в индийских землях и упоминает Эфиопское королевство вслед за Чинским совсем не ошибочно – в те времена еще помнили, что Эфиопии было две (одна в Африке – полуострв Сомали, вторая – это Синайский полуостров), а Индии три (Великая – это Сибирь и Дальний Восток; средняя – это территория современных Передней Азии (без Синайского полуострова), Средней Азии, Монголии, Китая; малая – два полуострова: Индостан и Индокитай).
    Итак, Камбалык был великий город и по площади, и по количеству населения и по значимости. Только один новый – Тайду, выстроенный во времена хана Хубилая через реку от старого Камбалыка, был в округе 24 мили. Находился он в Китае, был столицей китайского царства, но это не была территория современного Китая - Чины.
     Миля (от лат. milia passuum — тысяча двойных римских шагов) -  путевая мера. Польская, 10 верст, немецкая или географическая, 7 верст (по 15 в градусе экватора); французская 4,17 верст (по 25 на градус); английская 1,5 версты (по 100 с дробью на градус), итальянская или морская 1,74 версты (по 4 на географическую или по 60 на земной градус) (Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866).
    Верста - русская мера длины, равная 500 саженям (1,0668 км). До 20 века существовала межевая верста (1000 саженей; 2,1336 км), употреблявшаяся для межевания и определения расстояний между населенными пунктами (Энциклопедический словарь. 2009).
    Поскольку Марко Поло отправлялся в путешествие из Италии, логично предположить, что расстояния он измерял в итальянских милях. Одна итальянская миля была равна 1,74 версты (скорее всего межевых) или 3,7 километров.
     Соответственно, 24 мили равны 24 х 3,7 = 88,8 км. Такова была длина стен города Тайду/Дайду. Одна наружная стена города составляла 22,2 км, в которой было трое ворот.
    Страна кытаев или Катай/Катайя/Китай и, соответственно, Камбалык находились за Алтайскими горами, там протекает река Орхон, которая впадает в реку Селенгу.
    А сейчас обратимся к старинным географическим картам, где обозначен Камбалык/Камбалу/Камбалут:
     На карте 1507, Martin Waldseem;ller, Катай расположен на севере, на юго-востоке находится Манди (Манги), южнее Индия верхняя (superior) или Чина, как ее стали называть позднее. На юге находится Тебет (Тибет).
    На карте Сильвануса 1511 г. Область Катаи находится на востоке, южнее и западнее Тангут, Сина находится далеко на юге.
    На карте Герарда Меркатора 1538 года (север внизу): Катайо, река Пулисанга, за ней справа Тангут, слева Океан Индикус (Индийский). Сина далеко на юге (юг вверху).
    На карте Восточной Азии Гастальди 1561 г. Камбалы обозначен на севере, у озера, на западе от Камбалу видим Каракорам, Тангут, Лоп, Чиарчиан, южнее Камул, Катайя, далеко на юге Чина, на востоке Манги. море на востоке также называется Манги.
    На картах 17 – 18 веков озеро Байкал с впадающей в него рекой Селенгой есть. У озера Байкал конфигурация не современная, но уже обозначен остров Ольхон. Катай и Чина разделены между собой искусственной стеной. Город Пекин к юго-востоку, за так называемой Великой Китайской стеной. Только в России эту стену называют китайской, как и чинцев называют китайцами. Этому есть объяснение, но не будем забегать вперед.
    На карте Arnoldi, 1602 г. можно прочесть: «город Камбалу – Метрополия Катайи, в окружности 28 миль».  Через реку от Камбалу – город Тайду, у впадения большой реки в озеро – город Ксанду. Справа вверху от Камбалыка можно прочитать название реки «Пулисанга». На юг от него область Катайо, озеро Данай, на северо-запад – горы Алтай.
     На многих картах 17 века очень хорошо различаются территории Катая и Чины. Камбалык обозначен как метрополия Катайи, который в окружности 28 миль. Находится он в месте слияния двух рек, одна из которых названа Пулисанга. Эта река впадает в большое озеро, возле которого обозначен город Ксанду. Южнее находятся города и местности: Ергимул, Тангут, Пеим, Чиарчиам, Котам, Кархам.
    Что мы с вами узнали о Камбалыке? Это был главный город/столица провинции/местности/территориального образования/царства под названием Катай/Катайя/Кытай/Китай. Кроме этого, главным городом кытаев была местность или совокупность городов под названием Бейджин (Бээжин). От Чинского государства (Чайны/Чины – современного Китая) эти города были далеко и, соответственно, современным Пекином/Бейджином они быть не могли. Окружен был город Камбалык стеной, длина которой составляла 28 миль или почти 104 километра! На территории царства кытаев протекает река Орхон, которая впадает в реку Селенгу. Селенга впадает в озеро Байкал. Есть на этой же территории река Пулисанга, которая впадает в большое озеро. Так, может быть, Селенга и Пулисанга это одна и та же река?!
    Как же нам идентифицировать Камбалык? Интересно узнать и про Бейджин, которого нет на картах, но известно, что он тоже находится в стране кытаев и за рекой Оркон/Орхон.
    Если Марко Поло действительно был в Камбалыке, то, проследив по старинным, а затем по современным картам его маршрут, мы должны «прийти» в Камбалык, как бы он сейчас ни назывался!
    Если Манас действительно ходил в великий поход на Бейджин, то описание его пути может совпасть с географическими реалиями на старинных и/или современных картах!

Глава 3
Путь Марко Поло

     Чтобы отправиться в путь вслед за Марко Поло, нужно этот путь сначала определить. Я решил выписать из его «Книги о разнообразии мира» конкретный маршрут, по которому он путешествовал:
    От Крермана 7 дней до города Кобинан — 8 дней едешь пустыней до города Тонокаин (здесь северная граница Персии) — Сухое дерево (где сражение Александра и Дария) — далее Милект (Мулект) — через 6 дней Сапурган — Балк (пределы Персии на восток и северо-восток) — 12 дней на северо-восток и восток замок Тайкан (большие залежи соли поваренной) — 3 дня   город Скасем (большая река протекает) и большая область Скасем — через 3 дня область Баласиан (большое царство) — на юг 10 дней Пасиай (черные люди) — Шесинмюр (Кесимюр) отсюда можно дойти до Индийского моря — к Балдашиану — 12 дней на восток и северо-восток по реке до области  Вахан — 3 дня на северо-восток (по горам, говорят, самое высокое место на свете) до равнины Памир — 40 дней на северо-восток и восток (через горы) по стране Болор — область Каскар (и город), страна тянется на северо-восток и восток на 5 дней пути — Самаркан   (Санмаркан) — Яркан (область)в длину 5 дней пути — Хотан (на восток и северо-восток тянется на 8 дней пути) область и город Хотан — Пеин (с востока на северо-восток на 5 дней пути) область и город Пеин (области Великой Турции от Кашгара досюда и еще далее) — Чиарчиан (область Великой Турции на северо-восток), пески между Хотаном и Пеином и от Пеина досюда также пески — из Черчиана песками 5 дней — город Лоб в начале пустыни  и пустыня Лоб (тянется на восток и северо-восток, великая — в целый год не пройти ее вдоль, да и там, где она уже, еле-еле пройти в 1 месяц — город Сасион, страна Тангут — на северо-восток, в конце степи Камул область и город (страна между двух степей в 3 дня пути) — на север и северо-восток Гингиталас) называется Тангут. Самый главный большой город в Тангуте — Капичион область Гингинталас (на краю пустыни) — на восток и северо-восток через 10 дней область Суктур и город Суктан (главная область, где эта да две других (Каму и (Канпичион) — на север через 11 дней город Езина (в начале песчаной степи, на севере, в Тангутской области) — 40 дней на север степью (люди живут там только летом) — город Каракорон (в округе 3 мили) — на север от Каракорона и от Алтая есть равнина Бангу (тянется на 40 дней) — за ней море-океан — возврат в область, которую уже описывали  - Канпитуи (Канчипу) — едешь 5 дней на восток царство  Ергинул (входит в Тангутскую большую область, где много царств) и  город Ергинул — от него на юго-восток дорога в Катай — на юго-восток город Фингуи (страна Тангутская и великого хана) — от Ергинула на восток через 8 дней область Егрегайа (и эта область Тангутская), главный город Калачиан — на восток, в Тендук  (или Сендук), в земли попа Ивана. Главный город Тендук (Георгий - шестой государь после попа Ивана). Место это то самое, что у нас зовется страною Гог и Магог — на восток отсюда, к Катаю, 7дней по городам и замкам (есть город Синдакуи, место Идифу) — через 3 дня город Чиаганнор (здесь много рек и озер, прекрасная равнина) — через 3 дня город Чианду (Ксанду), где страны Чиорчиа, Занли, Барском, Сишинтинги.
    Главный город Катая — Кабалут (Канбалык, Камбалу). Из Канбалу на запад через 10 миль большая река Пулисангиз (течет в море-океан) — на запад 30 миль город Жиги — через 1 милю две дороги: одна на запад, в Катай, южная в Манги. По западной до Катая 10 дней.
    От Гинги в 10 днях пути царство Таян-Фу и город Таян-Фу, область Катай — 7 дней на запад город Пиан-Фу — на запад через 2 дня крепость Качиан-Фу — на запад в 20 милях река Караморан (очень широкая и глубокая, и впадает в море-океан) — за рекой на запад в 2 днях пути город Качиан-Фу — на запад 8 дней город самый большой, главный в царстве Кенжиан-Фу (на равнине, где реки и озера) — на запад 3 дня пути по равнине горы области Кун-Кун — едешь 20 дней на запад в область Акбалек Манги (все на ровном месте). Гланый город Акмалик Манги (значит город, пограничный с Манги) — на запад через 20 дней равнина и пограничная с Манги область Сандин-Фу и город Сандин-Фу (посреди города большая река, течет до самого моря-океана дней на 80 или 100 и зовется Киан-Суй), люди из самого того Синда — через 5 дней область Тебет (граничит с Манги, восемь царств) — на запад область Гаинду (Каинду) — через 10 дней большая река Бриу (конец области Геинду), впадает в море-океан — за рекой обширная область Каражан (7 царств) лежит на запад — через 5 дней на запад город Жачи (Шиачи, Жачин) — на запад через 10 дней все еще область Караиан (Каражан, Караян) и город Караиан — через 5 дней на запад область Ардандан и город Ночиан — область Вочиан — спуск под гору через 2 с половиной дня область на юг у пределов Индии — Амян — через 15 дней город Мян — область Бангала на юг, область на границе Индии -  на восток 30 дней область Кангигу — на восток область Аму через 15 дней — на восток 8 дней пути область Толоман (люди черны) — на восток в 12 днях пути область Куигуи — через 12 дней по реке город Синугул — через 12 дней город Синдин-Фу (о котором уже говорилось) — 70 дней (по областям и землям, где уже были) приходишь в Гингуи — на юг через 4 дня город Качиан и область Катай — на юг через 3 дня город Чинанглу (область Катай), варят соль — на юг в 5 днях пути город Чиангли (область Катай) — на юг через 6 дней город Кондинфу — через 3 дня на юг город Сингуи мату (Сингуи), (река раздваивается: на восток — к Манги; на запад — в Катай) — через 8 дней на юг город Лигуи (и область), течет та же река с севера на юг — Лингуи — через 3 дня на юг город Пингуи (область Катай) на границе большой области Манги — на юг через 2 дня город Чингуи (Кунгуи) — на юг 3 дня едешь по прекрасной стране, а через 2 дня подходишь к большой реке Караморан (течет она из земли попа Ивана) — по обе стороны реки города Коигангуи и Каигуи, за рекой — область Манги. Главный город Коигангуи — на юг через 1 день город Пошин (Паншин) — на юг через 1 день город Каиу (Каю) — 1 день на юг до города Тигуи (налево отсюда, на восток через 3 дня пути море-океан, а от моря-океана досюда добывается соль. Есть тут большой город Чингуи, где вываривают соль — на юг через 1 день город Янгуи — на запад область Нангхин (область Манги) — город Сианфу (область Манги).
    Город Сингуи в 15 милях от Ангуи на реке Киан, величайшей в свете (более 16 областей обтекает) — Куки (Каиги) небольшой город на юг, на реке (отсюда везут хлеб и рис водою в великий город Камбалу (не по морю, а по реке и по озеру). Из Манги таким путем можно доехать до Канбалу (по земле также дорога. Посреди реки против города скалистый остров с монастырем — он главный над многими монастырями. - через реку город Чингианфу (в Манги) — 3 дня на юг город Чингинги — город Синги (Тинги). Суги — по-французски — земля, а поблизости город зовется Небо — город Вуги (Вугин) — город Чианган — Шесаи (столица царя Манги) — через 3 дня город Кинсаи (небесный город), к югу есть озеро 30 миль в округе. Самый главный в Манги — в 25 милях на северо-восток и восток море-океан, есть город Ганьфу.
    В Кинсаи по одну сторону озеро, по другую очень широкая река. От моря-океана вверх по реке из-за 25 миль привозят рыбу. От Кинсая на юг через 1 день город Танпиги — на юг через 3 дня город Вуги (Вуиги) — через 2 дня город Гхенги (Шенги) — через 4 дня город Чиангиан (Чиансан) — через 3 дня город Куги — царство Фуги — через 3 дня город Кенлифу — через 3 дня (или 15 миль) город Ункен -  через 15 миль город Фуги (главный в царстве Шонша — один из 9 уделов Манги), город недалеко от порта Кантона, что на море-океане — на юг, через реку, через 5 дней город Зайтем (Айтон). Есть город Тинуги (где делают фарфоровые чашки).
    Марко Поло сообщает, что Чином на Востоке зовется Манги. Чинское море — море-океан и Индийским зовут.
      Да, путь долгий и сложный. Будем находить топонимы и гидронимы наиболее созвучные с выписанными, которые соотносятся и с указанными местами расположения, и с указанными расстояниями. Нас же в данном исследовании интересует только его путь в Камбалык-Тайду.
    Мной изучены все старинные географические карты Азии и ее частей, размещенные на сайте Библиотеки Конгресса США, а также из коллекции Googl Earth, из собрания Лео Багрова, которые были опубликованы на момент написания настоящего исследования, кроме того были использованы другие источники, размещенные в свободном доступе интернет-сети.
    Обратим внимание на карту Ортелия 1570 года, где хорошо читаются названия: рядом с Камбалу отмечены города Тайду и Ксанду.  Ксанду обозначен очень близко у некоего большого озера при впадении в него большой реки. Озеро соединено с узким заливом, выходящим в Северный Ледовитый Океан.
    Вспомним Рашид-ад-Дина, который говорил о большой реке, текущей с северной стороны, которая текла прежде по другому руслу и впадала в тот залив, который из океана доходит до Хан-Балыка. То есть, в 13 и даже в 16 веке полагали, что в восточной Сибири имеется узкий залив, соединяющий некое озеро с Северным Ледовитым океаном.
     На этой карте бросается в глаза мост через реку «Pons marmoreus 300. pass» (в конце последнего слова лигатура, читаемая как ss), что в переводе с латинского – мост мраморный 300 шагов.  Вероятно, этот мост имел большую известность, был особенным, если его обозначили на карте.
   Марко Поло приводит описание моста через реку Пулисангинз: «…Прекрасный каменный мост через эту реку. В целом свете нет такого моста. Вот он какой: в длину триста шагов, а в ширину восемь; по нем рядом проедут десять верховых; стоит он на двадцати четырех сводах и на стольких же водяных мельницах; выстроен из серого прекрасного мрамора; сработан хорошо и прочно; по обе стороны моста стены из мраморных досок и столбы; расставлены они вот как: в начале моста мраморный столб, под ним мраморный лев, а другой на столбе; оба красивые, большие и сработаны хорошо. От этого столба через полтора шага другой совершенно такой же с двумя львами; между столбами доски из серого мрамора, чтобы люди не падали в воду, и так из конца в конец моста. Любо на это посмотреть».
     Как мы видим, Марко Поло описывал реальные топонимы и гидронимы, даже необычный мраморный мост длиной триста шагов.
     Камбалык на европейских старинных картах до 17 века был. Находился он у слияния двух рек, одна из которых Пулисанга/Пулисангиз, впадающая в большое озеро. Через реку справа от Камбалыка находился город Тайду, построенный ханом Хубилаем. У озера находился знаменитый город Ксанду/Ксанаду, который славился во времена хана Хубилая необыкновенным дворцом и фонтаном. Камбалык находился на северо-западе от озера Дангифу/Данай, выше пустыни Гоби. Видим на карте два Каракорана, пустыню Лоп, Ерзину, Тангут, реку Кампион, на юг от Камбалыка - Канги, Тендук, Сингуи, Камул, Ергимул, Каинду.
     Я нашел на современной карте названия некоторых топонимов, по написанию или произношению похожих на названия из труда Марко Поло. Учитывая старинные тракты можно проследить по современной карте его путь, начиная с Бухары, где Марко Поло был длительное время, до последнего найденного топонима.
     После Бухары был Самарканд, Балх, Пинган (Пингуи), Кашгар, Яркенд, Хотан (Синдзян), Чиарчиан, пустыня Лоп (Лобнор), Кумул озеро.
    От Кумула Марко Поло шел на север и северо-восток. Дошел до равнины Банга, за которой море-океан, река Караморан, впадающая в море-океан.
     В этих местах только одна большая равнина – Тункинская долина, по ней протекает река Хара-Мурин, впадающая в озеро Байкал.
     Хара-Мурин берёт начало под Патовым плато. Ее длина 86 км. Вдоль реки идёт тропа, которая местами теряется.
    Получается, что Марко Поло дошел до озера Байкал! Интересно, куда потом его путь лежал? Может, путь Манаса на Бэйджин подскажет?

Глава 4
Путь Манаса в Бейджин

     Проследим по записанным от разных «манасчи» вариантам героического эпоса киргизского народа «Манас» путь Манаса к Бейджину:
     Манас со своим многочисленным войском отправился с берегов Джадоо и Чу, из низины Короготу на поросший травой гребень Чемюч, затем берег реки Карасу – долина реки Кашык - верховье Чемюша, у Каша и Кара-Таша. Далее путь был избран на восток к берегам Кюбелюка, на солончаки Кюрпюльдека, где должны шесть месяцев прозимовать. По Кордою направились войска, к Кель-Камышу пролег путь, к Или, что по ту сторону. Откермелю и Даркан, Огюз-Кечю и Калкан уже миновали войска. В Джюгюрюке – Джюген-Таш, в Джююрме – Кара-Саз, узкий Сары-Кыя перевалив, миновали их. Вершину горы Тарбагатай перевалив, миновали, та сторона – Шарпылдак, в Аягузе – Чук-Терек, Эгиз-Кара и Былкылдак, в Эгизеке – Кара-Саз, огибая Алтайские горы, едут, минуя их. Боло-Кайынг, Чер и Доол – на пути через них прошли - Ач-Бель (перевал?) на Кумсара (горе?) – высокий хребет Шарап – долина Кобулдуу – река Табанды – далее река Оркон (Орхон), шестьдесят рек впадают в нее, перешли вброд в определенном месте, которое знал Алмамбет, далее направились к горе Джульгер вдоль берега реки Джюлюн. Здесь кончаются Алтайские горы. За перевалом – город Анджы. Через четыре дня в восточной стороне Чин-Мачин. Дорога Кек-Аргын, по которой поехали к месту зимовки – озеру Эриме. С северной стороны земля по названию Салангу. Через два дня и одну ночь огромная гора Саяс, высокий гребень. Здесь Манас приставил к глазам подзорную трубу и увидел «…то, что выдается во мгле углом, то, что мысом выступает во мгле, - это и есть древняя земля Бейджин…». Раньше гора Саяс называлась Бучала, на ней трава – кючала. Между Кентуном и Каканом, с этого места едва видны очертания их, а по эту сторону видны просторные степи Чынгшы. Отходящий от Бакбурчуна низкий горный выем – это седловина Большого Бейджина. По правую сторону выступают горбом копи золотой горы. С южной стороны исходит словно (блеск) зеркала, ослепляющий свет. Там-то главный город Бакбурчун. Город Какан, Чин-Мачин, Бурлящий Большой Бейджин. В стороне Большой Медведицы земля, называемая Джыянгча. Там города Тунгша и Будача. Огромная гора Каспанг – вот она, вход в (город) с воротами Бейджин – вот он. С этого места виден он. Вон там высокий перевал Катал....
    Между Ангиром и Ингиром есть хребет Ташталак. По дороге к Анджы и Тунгша спешно отправились в путь. Какан состоит из девяноста городов. Он также называется Каканчин. Самой большой горой считается гора Тунгша…
    Место стоянки Манаса: на восточной стороне огромная гора, на южной стороне глубокая ложбина, на западной стороне сходятся они углом. Пролегает застывшей грядой Кетелек (с седловиной) Сары-Бель. Это скрещение одиннадцати дорог, это развилка шести дорог. Если в ту сторону взглянуть, Кентуна (Кентуи) широкая степь… там пролегает торговцев путь…там была проезжая дорога. Далее идет описание необычного моста: «… увидели ров глубиной в аркан, края рва – высокие скалы. Переброшен мост через ров. Подпоры его отлиты из чугуна. Верхушки опор как тундук с огромный овечий загон, из железа сделаны его столбы. Оказывается, кытаи против врагов изготовили все это. Ведет к тому мосту мощеная, гладкая дорога… Искусно (мост) сооружен. Кытаи оберегали его для себя, многочисленные воины, которых больше, чем муравьев, - это всего лишь рисунки – уловка их... Ложные драконы, змеи стреляют со всех сторон, Кричащие молодые (воины), и тигры, и львы – все это колдовские образы, секрет всего этого заключен в мосту…». Там, в туманной дымке, Главный Бейджин, и Чылан, Дарбан, Чин-Мачин…
    Город Какана (Каканчина) - Тунгша (Тангшут), с месяц будет путь, если поедешь в объезд…
    В стороне Каспанга есть река Камбыл. В стороне города Тунгша есть равнина Ченгерлю. К берегам Ченгерлю, к долине в горах Чекме, один край табуна был у Большого Бейджина, к долине Чонг-Кучка пригнали множество лошадей и расположились там…
     Лев Сыргак и Алмамбет в Анджы, Манджы и Тунгша въехали…
    Река Карасу, что в Каспанге, в низине горы Базанг на берегу реки Маралду Богатырь Манас и храбрец Чубак у дороги в ожидании стояли. К Баяды-Су, к Джал-Камышу приехал богатырь Сыргак. На Улар-Таше – богатырь аба Бакай. Расстояние от Бейджина до Бакбурчуна - шесть дней пути.
    Это, по всей видимости, были последние стоянки перед осадой Большого Бейджина.
    Алмамбет в эпосе иногда называется Алма. Он раньше был падишахом страны Бейджин. В возрасте 19 лет против Какана он воевал.
    При описании земель кытаев упоминаются еще озеро Кеке-Наар/Кук-Ноор, озеро Тенгис-Наар, пустыня Губу-Шаму.
     Наар/Ноор/ нор означает «озеро». Следовательно, Тенгис-Наар это Тенгис-озеро (Тенгис – громовержец).
       В Центральном военно-морском музее Санкт-Петербурга есть копия удивительной старинной карты, где можно увидеть на месте современной Ферганской долины море Тенгис, в которое впадала река Амударья. Посреди этого моря большой остров.   
      Хухенуур обозначает Синее озеро, в монгольском языке это Хехнуур.  В киргизском языке кек – голубой, кеке- кёкё тенир (в эпосе, когда речь ведётся от лица калмыков) бог, кекек - (о воде) бурный. Сомнений нет, Кеке-Наар/Кук-Ноор – это Синее/Голубое озеро.
    Меня заинтересовал город Анджы. Известно, что «Анжи» - старинное название крепости в Махачкале, переводится как «жемчужина». На татарском языке жемуг – энже. Села Жемчуг и Малый Жемчуг сохранились в Иркутской области. Там есть и город Тунка (Тунгша?), и Тункинская долина (равнина Ченгерлю? Банги у Марко Поло?), за которой простирается славное море Байкал, есть поселок Монды (Манджи?).
    На некоторых картах 18 века город Чита называется «Тзетзен или Тчетчинга», которая находится южнее гор Кентау. На юго-западе от Читы находится «Калкахан или Туле или Каракором», на юго-западе от него находится «Кудак резиденция Кутухта-Ламы», южнее пустыня Гоби, которая иногда обозначается как «Гоби (Шамо)». Пустыня Губу-Шаму очень похожа на Гоби (Шамо)! Севернее Гоби-Шамо находится Кара-Корум, на северо-западе река Орхон, впадающая в Селенгу. Озеро Коко-Нор или Голубое озеро на картах тоже есть. Севернее него обозначается пустыня Гоби-Шамо, хорошо читается озеро Тцаган, Кара-корум.
    На картах 19 века на юго-запад от города Троицкосавска, в месте впадения реки Орхон в Селенгу обозначен город Манмачин или Маит-Маитчин. Может, это Чин-Мачин?  На севере от Троицкосавска находятся Кяхта, Усть-Кяхта.
    На современных картах нет ни Манмачина, ни Чин-Мачина. Некоторые исследователи полагают, что это старое название монгольского Алтан-Булака, который находится рядом с современным российским городом Кяхта. Однако, Манмачин переводится как торговое место, а Алтан-Булак - «золотой источник». Относительно Кяхты Алтан-Булак находится рядом, с южной стороны, а Манмачин находился на юго-западе, в месте слияния рек Орхона и Селенги - на месте современного города Сухэ-Батора - и это несомненно!
    А сейчас, руководствуясь старинными дорогами, проследим путь Манаса по современной карте.
    Вышло войско Манаса из места под названием Талас и направилось к реке Или, далее они шли по южной оконечности Алтайских гор.  От их пути на юг находилось озеро Коко-Нор, к которому они не подходили, но знали, что оно там есть. Далее путь лежал на северо-восток к реке Орхон, к горе Тарбагатай. Манас не переходил перевал, за которым находится город Анджы, но он знал и о перевале и о городе, так как впоследствии города Анджы, Манджы и Тунгша будут им покорены. Войско Манаса сначала отправилось в место зимовки, от горы Тарбагатай на юг вдоль реки Джюлюн (Джида) до озера Эриме. Перезимовав у озера Эриме, недалеко от Орхона, где к северу была земля Солангу (по-монгольски – Сэлэнгэ – Селенгинский аймак), войска Манаса двинулись на север и северо-восток покорять города кытаев.
    Обратим внимание, мы пришли по современной карте к необычно ярко выделяющейся местности. Ее границы - почти правильный восьмиугольник. Кроме того, это место как-будто выжжено – значительно темнее по сравнению с окружающей его территорией. Вокруг этого восьмиугольника имеются населенные пункты: Сухэ-Батор, Алтан-Булак, Кяхта, Усть-Кяхта, Хоронхой, Наушки, Цаган-Арал, Церегин Дуранг, а внутри темный лес. Да…восемь углов, восемь населенных пунктов…, внутренний лес… - это все напоминает изображение Шамбалы в буддийских храмах.
     Но не будем торопиться с выводами, продолжим исследование.
 
Глава 5
Завоевание Бэй-цзина и Бэйджина

    Из второй главы мы узнали, что есть научное мнение о том, что эпический Бэйджин созвучен с Бэ-цзин – одним из главных городов при цинской династии.
    По этой причине в этой главе мы проведем сравнительный анализ истории падения Северной столицы Дома Гинь – Бэй-цзина - по труду Никиты Яковлевича Бичурина (отца Иакинфа, 1777-1853г.г.) «История первых четырех ханов из дома Чингисова» и истории взятия Манасом города Бейджина по киргизскому героическому эпосу «Манас» (часть «Большой поход Манаса на Бейджин»).
     Сначала читаем у Никиты Яковлевича Бичурина: «Надобно знать, что в то время, когда в Северной Монголии начал усиливаться Чингисхан, Китай разделялся на три царства: Гинь, Сун и Ся, которые получили названия от владычествовавших у них тогда домов.
    Дом Гинь был из племени нынешних маньчжуров, которые в то время назывались Ньючжи и Ньючжень. Основатель рода князь Агуда объявил себя императором в 1115 г., чем положил конец дому Киданьскому (иначе Ляо), царствовавшему в Монголии. Преемник его покорил почти всю Монглию и Северный Китай до рек Хуай и Хань-цзян. Этот дом имел пять столиц. Первая называлась Восточной (по-китайски Дун-цзин) и была городом Ляо-ян, лежащий под 130 градусов долготы и 41 градус северной широты; вторая называлась Западной (по-китайски Си-цзин), и была городом Дашхун-фу в провинции Шаньси; третья считалась Средней (по-китайски Чжун-син) и была нынешним Пекином; четвертая называлась Южной (по-китайски Нан-цзин) и была городом Кайфын-фу; пятая называлась Северной (по-китайски Бэй-цзин) и была городом Дадин-фу, который лежал в Карциньском аймаке. Монголы положили конец сему царству в 1234 г…
    Столица дома Сун прежде находилась в Кайфын-фу, а потом в Ханчжоу, ныне главном городе в провинции Чжэцзян…
    Царство Ся, иначе Ся Го и Си Ся, было так называемо по-китайски, а у народов Северо-Западной Азии известно под названием Тангута. Оно находилось не в Тибете, как некоторые полагают, а на северо-западных пределах Китая. В древности тангуты обитали около Хухунора. В начале IV в., когда страну покорили восточные монголы, основавшие здесь королевство Тоган, побежденные тангуты удалились на южный берег Желтой реки (Хатунь-гола), за хребет Аме-малцзинь-мусунь-ола, и жили здесь под китайским названием Дансян до половины VII в. В это время усилившийся Тибет начал теснить дансянов, почему они просили китайский двор перевести их во внутренние области Китая, и в 650-х гг. поселены были частью на северных пределах провинции Шэньси, частью в Ордосе…. Царствовавший в Тангуте дом имел два прозвания: монгольское Тоба и китайское Ли. Чингисхан положил конец тому королевству в 1227 году.
    Нынешняя Халха до времен чингисхановых называлась Татань, словом маньчжурским, означающим шалаш, становище. Она разделялась на множество аймаков и состояла под зависимостью Нючжиского дома. Сильнейшие из татаньских аймаков были Монгол, Кэрэ, Тайчут и Татар… Хубилай, вступивший на китайский престол без выбора и согласия прочих князей, вместо наименования Татань принял своему дому название Юань и через то как бы отделил себя от общего состава Монгольской империи. С этого времени отдаленные ханы на западе один за другим объявили себя независимыми. Хубилай, наконец, остался только повелителем Китая и Монголии… (из предисловия к «Истории первых четырех ханов из дома Чингисова»).
    Колено Хэрэ, иначе Кэрэ, у Абулгази названо Караито.  Урочище Харакцинь-шату – Карциньский аймак.
    Царство Гинь по-маньчжурски называлось Айжинь-гурунь, т.е. Золотое царство; золото по-китайски – «гин», по-монгольски «алтан». Потому-то историк Абулгази называл нючженьского государя Алтань-ханом, что значит золотой царь.
    Итак, пятая столица, город Дадин-фу по-китайски (а в действительности, «по-чински») называлась Бэй-цзин, в смысле – северная столица. Это была столица Алтан-хана, в Карциньском аймаке. Город Пекин – это средняя столица на 1234 год, а у восточной столицы прямо указаны координаты, которые можно проверить. По современной градусной сетке указанные Бичуриным координаты попадают в море, ближайшее к координатам поселение – это город Нактонг-донг.
    1234 год – это после смерти Чингисхана. В Сокровенном сказании – тайной истории монголов читаем: «§ 272. Сам же Огодай-хан, в год Зайца (1231), выступил в поход на Китай, Чжебе был отправлен передовым. Огодай-хан сразу же разгромил Китадскую рать и, ломая ее как сухие сучья, перешел через Чабчияльский перевал и разослал в разные стороны отряды для осады различных Китадских городов.
    § 273. Вскоре же после того Огодай-хан ниспроверг Алтан-хана и дал ему новую кличку - Сяосы, т. е. половой, прислужник. Набрав золота, серебра, златотканных узорчатых штофов, тканей и товаров, коней и прислуги, поставив всюду разведчиков - алгинчинов и воевод - баскаков-танмачинов, а в столичных городах, Наньгин и Чжунду, поставив даругачинов, Огодай-хан благополучно возвратился на родину и поселился в Хара-хоруме…».
   Следовательно, великий поход на Бэй-цзин был во времена Огодай/Угэдэй-хана. Кто непосредственно покорил Бэй-цзин? Какой воин Угэдэй-хана?
    Прочтем у Бичурина, кто совершил поход на северную столицу в 1234 году и завоевал ее.
    «…Монгольский государь, вступив в Чжен-чжоу, послал Субута осаждать город Бянь (по Бичурину Бэй-цзин назывался также Бянь или Бянь-цзин).
    В это время число войск, находившихся в столице, простиралось не выше 40 тысяч, а городская стена имела 120 ли окружности, трудно было защищать ее во всех точках…».
    Ли - китайская мера длины, равная 576 м. (Большой словарь иностранных слов. - Издательство «ИДДК», 2007).
    Следовательно, длина стены города Бяня/Бэй-цзина составляла 69,12 км!
    «…Как скоро взят был Бянь-цзин, то Субут отправил к монгольскому государю нарочного со следующим представлением: «Этот город долго сопротивлялся; многие офицеры и солдаты изранены; прошу дозволения вырубить город». Услышав об этом, старик-мудрец Елюй-чуцай пришел к монгольскому государю и сказал: «Различные художники и мастера, чиновники и народ, знаменитые и богатые фамилии, все собраны в городе. Если умертвить их, то ничего невозможно будет получить, и так мы по- пустому предпринимали труды». После просьбы Елюй-чуцая монгольский государь простил жителей города за исключением фамилии Ваньянь.
   Генерал Мын-гун шел с огромным войском на нючженей.
    «…Мын-гун послал войска на Ли-цзинь-чжай, где, напав внезапно, почти всех побили. В тот же вечер еще приказал сильным солдатам ударить на Ван-цзы-шань-чжай, где убили начальствующего и вышли. После взяли Ма-дын-чжай. Отселе, возвращаясь, пошли на Ша-во-чжай, по западную сторону которого встретились с нючженьскими войсками и одержали победу. Вскорости Дын-шунь еще взял Мо-хэу-ли-чжай. Таким образом, из девяти укрепленных мест генерала Вушань в продолжение 6 дней взято семь. Мын-гун, призвав Лю-и, сказал ему: «После потери этих укреплений Бань-цяо-чжай и Ши-сюе-шань непременно поражены страхом, не можещь ли склонить их к сдаче?» ... При закате солнца Мын-гун двинулся с войском и пришел к реке Сяо-туй-хэ. Лю-и сказал: «Вушань намеревается идти в Шан-чжоу и там занять крепкое местоположение, но ни старые, ни молодые солдаты не хотят идти на север», - «Теперь, - сказал Мын-гун, - не должно медлить походом» … Несколько отдохнув и подкрепившись пищею, отправились в поход и на заре пришли к Ши-сюе… Мын-гун, ударив лошадь, прямо поскакал к Ши-сюе и напал на это место с разных сторон. Дрались с третьего часа до девятого пополуночи наконец овладели сим местом. Вушань ушел; за ним гнались до Нань-юй-чжай. Вушань, приметив погоню, переоделся и уклонился, но при горе Ин-хулу-шань снова вступил в сражение и еще был разбит. Наконец с пятью или шестью конными бежал и скрылся от погони. 70 тысяч войска его покорились; и Мын-гун возвратился в Сян-ян…».
    Далее Мын-гун взял еще ряд укрепленных мест нючженей, затем, соединившись с армией монгольской, осадил Западный город и овладел им. Нючженьский государь повесился. Таким образом дом Гинь погиб.
    Конечно, идентифицировать китайские названия мест очень сложно. Но мы можем запомнить, что началось завоевание царства Алтын-хана или дома Гинь с взятия Субутом города Бянь/ Бэй-цзина, а закончилось взятием Мын-гуном Западного города, где находился сам правитель дома Гинь. Именно Мын-гун уничтожил дом Гинь в 1234 году, и соответственно, Бэй-цзин.
    А сейчас соберем сведения о взятии Манасом Бейджина из различных вариантов эпоса о большом походе Манаса на Бейджин.
    Перед осадой Бейджина Манас расположил свои войска у черной горы Каспанг, у речки Карасу. С горы был виден огромный Бейджин.
    Еще до осады Бейджина пришел к его правителю – Эсенхану старец  Ыранг Кееденг. Этот старец предложил собрать дань с аилов, взять шестьдесят тысяч девушек, выбрать искусниц, богатых умом, посадить их в золототканых халатах на светло-серых иноходцев и встретить с подношением врага, попросить битву не начинать, сохранить свой народ.
    Не все кытаи послушали старца. Манас со своими соратниками семь городов Какана с семьюдесятью воротами, разрушив, покорил. После этого, кытаи принесли Манасу свои богатства.
     Манас наложил на Бейджин тяжелую дань. Тем временем Конурбай спасся бегством в самый дальний Бейджин к Кара-хану и рассказал о разгроме, который нанес им Манас. Кара-хан ему ответил: «Верно ты из сорока ворот Бейджина не видел одних ворот, на которых есть надпись: «Китайцев Бейджина никто в мире не сможет победить. Только бурут Манас возьмет Бейджин и будет властвовать там шесть месяцев».
    Конурбаю удалось ранить Манаса, но Алмамбек знал искусство врачевания и вылечил его. После этого Манас решил вернуться на родину – в Талас. 
    После отъезда Манаса, ханом в бейджинском дворце подняли Чубака, и все продолжали там жить по-прежнему.
    А Конурбай прибыл к Кара-хану и стал хвастаться перед всеми китайцами, что убил Манаса.
    Тогда бесчисленное войско китайцев напало на киргизов, и начался второй великий поход. В некоторых вариантах эпоса – это малый поход Манаса на Бейджин, некоторые варианты заканчиваются дружбой кытаев и киргизов после покорения Бейджина и подношения кытаями даров Манасу.
    Несмотря на различие имен и названий городов сюжетные линии взятия Бяня Мын-гуном и взятия Бэйджина Манасом имеют явное сходство.
    Бэй-цзин и Бэйджин были покорены посредством осады, то есть со всех сторон окружены войсками.
    И в труде Бичурина, и в эпосе упоминается некий старец-мудрец, который спасает жителей города, уговаривая правителя преподнести богатые дары захватчикам.
    В обоих произведениях описываются жестокие кровопролитные бои Мын-гуна и Манаса и покорение городов нючженей и кытаев, после чего их царство прекращает свое существование.
    Главным сподвижником Мын-гуна был Субут, а Манаса – Чубак.
    Главным воином нючженей был Вушань, а кытаев – Конурбай. Описание сражений Мын-гуна с Вушанем и Манаса с Конурбаем имеют явное сходство.
    Думаю, что эпос «Манас» сообщает нам достоверную историю о покорении богатырем Манасом кытайского (не чинского) Бэйджина/Бэй-цзина/Северной столицы Золотого царства.
    Да, уважаемые читатели, великий Манас был реальной личностью несомненно! Именно он с шестью сподвижниками помог своему другу – наследнику Золотого царства, сыну золотого царя (Алтын-хана) Алмамбеку изгнать кытаев из Бэйджина-Камбалыка и шесть месяцев удерживать этот город, вернее города, от врагов.
      Грандиозный Камбалык был построен по образу и подобию Шамбалы: в правильном восьмиугольнике восемь селений, внутри лес, а в середине леса огромный храмовый комплекс. Что от него осталось?
    Это была грандиозная культура с незапамятных времен. Золотое царство не знало войн до времен так называемого попа Ивана (или пресвитера Иоанна), которому вздумалось развлечься завоевательными походами в другие земли и нанять для этого Темучина.
    Частично камбалыкские знания унесли с собой бежавшие в горы монахи. Благодаря им до наших дней сохранено множество знаний, в том числе Цигун, которые сейчас открыты всему миру.
    Не могу не сделать отступление от темы.
    В 1836 году в селе Туровском Галичского района Костромской области, недалеко у реки был найден клад, который сейчас называется «галичским». Современная датировка относит его ко второму – первому тысячелетию до нашей эры. В этом кладе находились две уникальные металлические фигурки так называемых «идолов». Один из этих идолов хранится в Историческом музее в Москве, другой в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Если внимательно рассмотреть идолов, можно увидеть, что это фигурки мужчин с явно выраженными мышцами на руках и ногах. У них своеобразная поза: полуприсед с параллельно стоящими ногами, прямой спиной, руками, вытянутыми вперед параллельно земле и слегка согнутыми в локтях и кистях: как-бы держащими невидимый шар.
    Я увидел в Историческом музее в Москве фигурку этого идола после того, как стал изучать Цигун. Идеальная стойка «дерево», в которой был запечатлен «идол» меня потрясла. Я проверил и эрмитажного идола – сомнений нет: те, кто создали эти фигурки, явно владели знанием Цигун. Понятно, что называлось тогда это знание не по-китайски.
    Теперь представьте себе, какой круговорот прошло только одно знание Цигун! Китайские учителя Цигун не скрывают, что его принесли к ним мудрецы с севера в 12-13 веках нашей эры. Это общемировая культура и я очень благодарен тем, кто ее сохранил, и кто открыл всему миру.
     На некоторых картах из картографической мастерской Герхарда Меркатора Камбалык изображался на реке Оби, вытекающей из Китайского (современного Телецкого) озера. Поскольку в древности Обь не становилась Бией в месте слияния ее с Катунью, а Катунь берет свое начало от священной горы Белухи - Уч-Сумер («райская» гора Су-Меру/Сюмер-Улом/Меру), то нетрудно предположить, где был второй после рая-шамбалы Камбалык.
     Всех чингизидов в том числе самого хана Чингиза хоронили у горы Алтай. С юго-восточной стороны от Белухи находится знаменитое плато Укок с многочисленными захоронениями. Не дай нам Бог потревожить захоронение Великого Хана!
   Теперь, когда стало понятно, что кытаи это не чинцы, объясню происхождение этого названия. Мной не случайно эпиграфом к данному исследованию взяты строки из башкирского эпоса «Идукай».  Катаем звали одного из семи первых эпических ханов. Соответственно территория, которой он владел, называлась по его имени: Катай. Это название часто встречается на картах до 18 века и обозначает территорию от Оби до Енисея и на юг до южной оконечности Алтая.
    Чина на картах в эти времена находилась всегда за своей Великой стеной (вовсе не Китайской), и с южной ее стороны.
    Кто теперь помнит хана Катая…? А зря!

Глава 6
Что сохранилось на современных картах?

     Поскольку с китайскими названиями мне разобраться трудно, попробуем разыскать упоминаемые названия и описания мест в эпосе «Манас».
    На правом берегу реки Селенги в 5 км на северо-запад от села Усть-Кяхта есть Гора Черная или Хонгидай – горный массив (891 м). Ее огибает река Селенга. Не она ли черная гора Каспан, с вершины которой виден весь Бэйджин/Камбалык? Отсюда шел Манас на Чон-Бээжин или Западный город. На северо-западе о Хоронхоя есть река Харасун – Карасу(?!).
    Село Усть-Кяхта находится на правом берегу реки Савы. Не оно ли является остатками города Тайду/Дайду, построенному по указанию хана Хубилая?
    На противоположном берегу реки напротив Усть-Кяхты пустынное место/лес, далее город Хоронхой. Этот город расположен в бывшем русле Селенги, окружен холмами, поросшими лесами с одной стороны, и степями с другой. Не это ли русло прокопали в Камбалыке для прохода к нему судов по Селенге? Возможно, здесь и был Главный/Большой Бейджин/Канбалу, жителей которого хан Хубилай переселил в новый построенный им через реку Тайду/Дайду?
    Недалеко от Усть-Кяхты по дороге на Читу находится село Субуктуй. Слово Субуктуй состоит явно из двух слов: Субук и туй. Туй или той обозначает пиршество, гулянье, празднование какого-то события. Не здесь ли собирал той/туй Чубак/Субут/Субук? Ведь его войска шли из города Чжен-чжоу/Тзентзен/Тчетчинга/Чита на город Бянь/Бэй-цзин/Бэйджин/Камбалык.
    Там, где на старых картах обозначен город Манмачин/Манмачень в настоящее время находится монгольский город Сухэ-Батор.
    Думаю, что Сухэ-Батор (Манмачин/Чин-Мачин), Алтан-Булак, Кяхта, Усть-Кяхта (Тайду/Дайду), Хоронхой, Наушки, Цаган-Арал, Церегин Дуранг – это все, что осталось от великого Камбалыка, созданного по образу и подобию рая-шамбалы в незапамятные времена.
   Посмотрите на карту этой местности в программе Google Earth.
   Марко Поло описывал в Камбалыке «внутренний лес», в котором охотился только хан Хубилай и где водились или специально разводились диковинные животные.
    А теперь вспомним изображение Шамбалы у буддистов и сравним его со снимком этой местности в программе Google Earth. Остатки всех восьми селений налицо. Дело за археологами.
    В пользу этого места говорит и описание столиц Бичуриным. Восточной столице Ляю-ян он дает точные координаты. В настоящее время по этим координатам с поправкой на один градус (129 градус долготы и 40 градусов северной широты) находится город Килху (территория современной КНДР). Город Пекин расположен далеко на юго-западе от этого города. Северной столицей Пекин стал в более поздние времена, когда исчезло Золотое царство и его пять столиц.
    На старинных картах севернее Камбалыка, у самого моря находится город Ксанду/Ксанаду. То есть недалеко от Байкала, на северо-западе от Усть-Кяхты должен находиться Ксанаду! Мной исследована эта местность по географической карте программы Google Earth. Наиболее подходящее место и по описанию Марко Поло и «на местности» - это территория, где расположен Иволгинский дацан. Древнейшее культурное место. В противоположной стороне, на Шаманских горах стоянка эпического героя Гэсэра.
    Для все еще сомневающихся предлагаю взглянуть на герб города Кяхты: на голубом поле в четырех углах по золотому слитку, а посредине большая золотая голова дракона. Хоть и связывают название Кяхта с некоейтравой здесь растущей, я полагаю, что оно образовалось от Кутухты – так называли монгольских религиозных правителей. Объяснения символики этого герба даются самые разные. Но, у Кяхты-то голова золотого дракона! Вспомните пять столиц, покоренных чингизидами. Последняя северная столица была самой главной – головой! И не чинцы ею правили! Это герб не маленькой скромной Кяхты, но явно того грандиозного города, города-государства, который был когда-то до нее!               
***