Концерт Милен Фармер в Минск-Арене, Timeless 2013г

Мария Сергина
   27 октября 2013г. Милен Фармер впервые посетила с концертом Беларусь. Концерт проходил в Минск-Арене и, нужно отметить, прошел чрезвычайно успешно.
   О том, что Милен даст концерт в Минске, не было известно до последнего. До тех пор, пока менеджер Милен Терри Сьюк  3 декабря 2012г. не выложил на своем официальном сайте список городов и дат грядущего турне певицы. Конечно для меня, моих друзей и всех белорусских поклонников Милен узнать, что она приедет с концертом в Минск, было просто шоком. Приятным шоком. Вначале я, конечно, не поверила в это, пока не увидела даты турне собственными глазами.
   В 2009г. Милен не могла бы приехать в Минск в любом случае, даже если бы и захотела. Просто для ее маштабного шоу не было подходящего зала по величине. Да и мировые звезды стали активно ездить с концертами не так то и давно в целом. 
   Естественно в эпоху развития Интернет, звукозаписывающие компании переживают в Европе и Америке не самые лучшие времена, хотя некоторые довольно успешно подстраиваются под современные реалии.
   После того как в белорусской столице построили Минск-Арену ( открытие комплекса состоялось 30 января 2010г. ) зарубежные гости зачастили к нам с концертами, что очень приятно. Например, в Минск-Арене проходил детский конкурс Евровидения 2010г., выступали Scorpions, Sting, Roxette, Lana Del Rey (кстати, на ее концерт в парижский Bercy ходила сама Милен), Depeche Mode,  Cirque du Soleil. 12 июня 2011г. в Минск-Арене дал концерт Моби. Когда я узнала о его концерте у нас, я, кстати, очень надеялась, что это может быть и своего рода разведка. Что может он расскажет Милен, как здесь было здорово, и она тоже когда-нибудь захватит Минск в своем турне. Но я и предполагать не могла, что мои довольно смелые ожидания оправдаются!
   Хочется, конечно, сказать большое спасибо Милен за то, что она приехала в этот новый для нее город, страну. И нужно сказать, что наша публика это очень оценила и отплатила ей взаимной любовью. Также стоит сказать спасибо и организатору концертов Андрею Агапову, благодаря которому состоялись концерты Милен в Москве и Петербурге – в 2000, 2009 и 2013гг. И теперь вот еще и в Беларуси! Можно конечно бесконечно искать отличия французского и белорусского, российского шоу (хотя их особо и нет, только незначительные мелочи), в организации. Но думаю, для многих самое главное было увидеть Милен, услышать любимый голос, песни. Почувствовать ту неземную, нереальную, наполненную чувствами и глубиной атмосферу ее концертов. И конечно увидеть само незабываемое шоу. Свет, декорации, костюмы, хореография не могли никого оставить равнодушным.
    Билет на концерт я купила еще где-то за пол года, в мае, что естественно для шоу такого размаха и редкости проведения. (И конечно степени моей любви к Милен.) 
   Билеты можно было купить как в Минск-Арене, так и на сайте kvitki.by. Последнее было очень удобно, особенно для поклонников певицы из других городов Беларуси (многие естественно приехали в столицу, кто откуда), и для поклонников из соседних стран (Польша, Прибалтика, Россия). В 2009г. с покупкой билета было довольно сложно. Мне пришлось просить купить билет давнюю знакомую, проживающую в Москве. Благо человек часто ездил к родным в Беларусь и привез мне его. Один мой знакомый поклонник просил купить билет человека с работы, который ехал в Москву в командировку. Другие и вовсе не поехали, потому что не получалось никак. И конечно известная история о том, как сайт концерт.ру продавал два месяца поддельные билеты и потом не вернул за них деньги. Я еще удивляюсь, что столько людей, тем не менее, тогда посетило концерт. Мне лично пришлось купить второй билет, так как первый оказался недействительным, хотя многие на это не пошли и не могли, к сожалению. Надо отдать должное Терри Cьюку, который как узнал об этих махинациях, сразу же вмешался и эти билеты перестали продавать.
   То, что в этот раз с покупкой билета все прошло легко и гладко не могло ни радовать. Хотя у меня и было подсознательное желание все-таки купить билет конкретно в Минск-Арене (липовые билеты, купленные в Олимпийском успешно обменяли на новые, действующие.) Но просто я поняла, что все на самом деле официально, все подтверждено и беспокоится не о чем.
   С билетом на руках можно было спокойно ждать концерта. Некоторые конечно удивлялись, зачем покупать билет за пол года до концерта. Вдруг я на Северный полюс решу уехать по вынужденным причинам. Но я то лучше знала свои планы…
   Хочется отдать должное белорусским каналам и радио. Не ожидала такой хорошей промоуции. Еще в августе я лично видела по ТВ трансляцию клипов Милен в утренней программе. Показали  “Lonely Lisa”, “Du temps” и “Qui mais… non.” По радио часто слышала ее песни, ближе к концерту активную рекламу.
   По центральному белорусскому каналу ОНТ показали два концерта Милен “Avant que l’ombre” и “Stade de France.” Постоянно крутили их рекламу и рекламу грядущего концерта. Это возымело большое действие даже в популяризации творчества Милен. Я то, понятное дело уже много раз посмотрела эти концерты, они есть у меня на DVD. Но отдельные люди даже не знали кто это. После показа концертов многие мне говорили, что шоу потрясающее, и что песни очень понравились. В общем можно уже было не рассказывать подробно, на какой концерт я собралась идти.
   Кроме того в новостях по ОНТ были показаны репортажи о грядущих концертах Милен. Также во всех крупных газетах постоянно видела рекламу концерта.
   Минск-Арена на концерте была заполнена хорошо. А для первого приезда, особенно. (В Москву и Петербург Милен приезжала уже в третий раз, и то был определенный процент свободных мест во все ее приезды, как и везде и на всех концертах. Залы все-таки не маленькие.) Все самые дорогие билеты были куплены, трибуны полные. Были свободные места там, где я бы и бесплатно билеты не взяла (все-таки, это очень знаковый для меня концерт.) Например, места на самых крайних трибунах возле сцены. Однако от этого ни поддержка зала, ни окупаемость шоу хуже не стала. Результат я считаю отличный, учитывая то, что во-первых Россия по площади гораздо больше Беларуси (а на концерт естественно идут люди не только из столицы). Во-вторых, в той же Москве плотность населения гораздо больше, чем в Минске. Тем не менее, в Беларуси проживает очень много русских и не только. И нужно отметить живут все очень дружно. Лично я приехала в Беларусь, когда она еще была в составе СССР.
   Я до последнего не могла поверить, что Милен будет с концертом в Минске. (Боялась сильно радоваться на всякий случай.) Но когда уже осталось несколько дней до концерта, я поняла, что это таки реальность. От одной мысли, что Милен увидит Минск, походит по нашим улицам, посмотрит природу, у меня появлялись слезы умиления. Накануне концерта я конечно уже стала постепенно готовиться к столь значимому для меня событию и периодически у меня просто слезы наворачивались на глаза от счастья. Конечно, если бы концерты были только в России, я бы поехала туда. Но понятное дело, что это требует хотя бы небольшого отпуска. И мысль о том, что мне не надо трястись в поезде, брать не сильно мнущиеся вещи и т. п., конечно не могла не радовать. Хотя ради Милен и если нужно, можно пережить любые лишения. Да и конечно наездилась я за свою жизнь немало. Но на концерт любимой певицы конечно приятнее идти более отдохнувшей. В общем, все эти свалившиеся на меня привилегии не могли не радовать и не создавать ощущение легкого блаженства.
   В Минске я, конечно, пошла на концерт в компании своих хороших друзей. Они очень большие и давние поклонники Милен Фармер. Познакомились мы еще в 1999г., и уже тогда делились записями редких песен Милен на кассетах, распечатанными фото из Интернет, с трудом найденными статьями в газетах, которые естественно покупались не в одном экземпляре. Именно благодаря им я посмотрела еще в 2000г. фильм "Джорджино" с Милен, многие ее выступления на французском ТВ. Причем все это было совершенно безвозмездно, хотя и я, конечно, делилась различными найденными материалами о ней. И для меня какие-то там мелочи, другой стафф, в принципе, не так уж и важны. Ведь когда-то все, что происходило в Минске, а до этого в Москве четыре года назад, было просто запредельным. Концерт Милен – это была самая большая мечта, и казалось довольно нереальная, не говоря уже о майке с Милен хоть какой-нибудь. Тогда даже постер был практически нереален. В прессе их не печатали особо, а в Интернете еще не было фотографий большого разрешения. Я, конечно, понимаю, что сейчас другие времена, но для меня все равно самое главное то, что я увидела Милен и услышала песни, которые столько лет со мной. Все остальное это дополнение к празднику и, в принципе, довольно неплохое.

   До концерта в Минск-Арене.
   Подъехали мы к Минск-Арене где-то в 17.30. Я еще не успела побывать в этом комплексе на каком-либо концерте, поэтому для меня там все было новым. Но мои друзья уже были на некоторых других концертах и потому были для меня очень хорошими помощниками и проводниками.
   Людей было еще не особо много (они появятся позже), и мы спокойно прогулялись возле Арены, подошли к нашему входу. Там была уже небольшая очередь. Вскоре контролеры вежливо сказали, что также можно зайти и через другие входы, чтобы не толпиться. (Хотя не сказать, что там толпа уже была.) Мы прошли через турникеты, через металлоискатель. Все очень быстро. И вот мы в фойе. Мне на всякий случай предложили подкрепиться крендельком, но я как-то не проголодалась, и вообще меня конечно как всегда больше всего интересовал столик со стаффом. До такой степени, что куртку я сняла и положила в заранее приготовленный пакет только после того, как его нашла и купила. Дело в том, что в Беларуси с Милен вообще нет никакой атрибутики. Только если самому сделать. Конечно, и майку и кружку можно сделать самим. Но все же то, что куплено на концерте, более качественное, так как не в маленьком фотоателье делалось и естественно это память о непосредственно концерте.
   Первым делом, как зашла в фойе Арены, я увидела акцию известной белорусской радиостанции Unistar. Предлагалось послушать три песни, из которых нужно было узнать ту, где поет Милен. (Это было конечно проще некуда, но, во всяком случае, показало, что люди хорошо знали, куда пришли.) В подарок давался диск с компиляцией разных известных песен, разбитых в папки по стилям и наклейка с фото Милен. Я вначале сомневалась, участвовать ли мне. Но потом решила что нужно, так сказать в тестовом плане. Да и диск оказался неплохим. Каждого участника, как выяснилось, фотографировали, причем на какой-то огромный фотоаппарат. Правда, фотографии в итоге были на сайте радиостанции меньшего разрешения, чем у меня на iphone. Но, тем не менее, конечно нужно сказать спасибо за запечатление исторических моментов.
   После я немного прошлась по фойе первого этажа, но столика со стаффом так и не обнаружила. Я поднялась на второй этаж, та же история. В этот момент мне позвонили друзья, которые оставили меня один на один с акцией Unistar, и сказали что столик со стаффом на первом этаже. Я понеслась вниз. Потом пошла по коридору направо, прошла несколько гардеробов, и наконец-то нашла этот столик. Я, конечно, ожидала увидеть то, что было во Франции, но на мой вопрос об этом продавец справедливо ответил, что он продает, то что им дали. Белые майки очень быстро разошлись. Также хорошо покупали плакаты и кружки. И на остальной стафф покупатели конечно тоже находились. Хотя конечно я за французский стафф, пускай и неполный. Но в целом покупками я довольна. Лучше, чем ничего. Тем более я как раз хотела майку и кружку.
   Вскоре я зашла в зал и стала искать свое место. С этим возникли некоторые сложности. Девушка, помогающая мне, как-то тоже запуталась. Тут подбежала еще одна и наконец, провела меня прямо до него. Присев и осмотревшись, я поняла, что место просто отличное. Я еще по фото поняла, что зал Арены хоть и большой, но довольно компактный и места на трибунах расположены не особо далеко от сцены. Например, касательно зоны Gold, что за фан-зоной: если купить билет на трибуну рядом не очень высоко, будет почти тоже самое, только что стоять в тесноте не нужно и обзор лучше. Можно сказать, что это vip трибуны, но доступные по цене для рядового поклонника. Поэтому когда некоторые охали от цен на билеты, я радовалась. Потому что думала, хорошие места будут гораздо дороже, а на места подальше уже каждый бы мог при желании найти денег.
    Вначале я даже думала о бинокле. Но он, как оказалось, особо бы не понадобился. Видно было просто шикарно. Мало того что саму Милен, все ее движения и костюмы, всех танцоров, музыкантов, но и прекрасно само шоу и конечно слушать пение тоже никто не мешал. Для меня это важно. Важно и чтобы подпевали, когда нужно. Но когда я смотрю любительские видеозаписи и там слышно не Милен, а только чье-то фальшивое пение, пускай и из лучших побуждений, смотреть не очень хочется дальше. Но как говорится для пения и танцев в любое время или постоянно существуют и специальные места в зале.
    В зале до концерта играли различные, и довольно неплохие ремиксы. Особенно порадовал ремикс на песню Мадонны “Girl Gone Wild”, сразу вспомнился клип и концертный номер. В том числе звучал и ремикс на песню самой Милен “A l’ombre” (Guena LG Remix.) Даже записала на диктофон. Приятно, приехав домой, переслушать и будто снова оказаться на концерте. (С этой целью, конечно, записала и ряд номеров Милен, и записалось гораздо лучше 2009г. Естественно Apple пишет лучше, чем Sony Ericsson – время и техника не стоит на месте. Хотя те аудиозаписи и даже видео 2009г. до сих пор хранятся на том моем телефоне…)
Во время звучания ремикса на “A l’ombre” в зале поднялся восторженный гул. А ближе к 19.00 зрители стал периодически скандировать “Ми-лен, Ми-лен” и дружно аплодировать.
   Вскоре я заметила, что возле пультов стоит Гэри Джулс (который поет на концерте с Милен дуэтом) и внимательно рассматривает мою и соседнюю трибуны, возможно степень заполненности. Я его сфотографировала, но правда с трибуны мне его было видно гораздо лучше. Он, вроде как заметил, что я на него внимательно смотрю, подошел ближе к трибуне, руки на груди сложил, попозировал (может еще кто фотографировал), немного повертелся живописно и пошел.
   Концерт начался где-то в 20.00, как и в Олимпийском в 2009г. Просто люди везде как обычно не спешат. А можно ведь быть более пунктуальными и потом не жаловаться, что концерт задержали. Было бы очень интересно, если бы Милен стала выступать, а люди бы все шли на свои места толпами. Так что начало концерта Милен зависит только от нас самих. Впрочем, я и не заметила, как пролетел этот час. Что такое час по сравнению с надеждой и ожиданием в четыре года.
   До концерта я немного волновалась, чтобы все прошло хорошо, волнительной была и встреча Милен. Но я подумала, что у нее гораздо больше поводов волноваться, все-таки на трибуне сидеть и смотреть концерт, не на сцене трудиться…
   Но публика мне очень понравилась и приятно удивила. Такого радушного приема, сплоченности, воспитанности я еще не видела. Даже в театре пьяные бывают (обычно отдельные старшеклассники приехавшие со школьным классом.) Не говоря уже о том какую неприятную для ушей ахинею могут нести сидящие неподалеку. Но зал был молодцом. В моем секторе все хлопали и на песнях и после песен, напротив трибуна вообще ходуном ходила.


   Концерт.
   Конечно, я предварительно посмотрела записи шоу во Франции, чтобы два часа хоть не так быстро пролетели. Но смотреть на экране и вживую – это конечно большая разница. Эта атмосфера, создаваемая светом, который видеосъемка нередко обедняет, эти потрясающие костюмы, которые переливаются, искрятся, ее движения, живой звук… Часто у меня возникало ощущение, что я попала в другой мир, и который мне очень нравится. Настолько захватывала неземная музыка, потрясающие эффекты и ее чарующий голос. Подобное состояние блаженства и полнейшего растворения в музыке сложно еще где-то получить и для этого конечно нужно очень любить ее музыку и голос.
   Когда начался концерт, я сразу почувствовала себя можно сказать, что дома, в очень уютной обстановке, потому что ее музыка много лет со мной. С каждым альбомом у меня связаны какие-то периоды в моей жизни, каждая песня навевает различные воспоминания. Просто машина времени. А точнее действительно “Безвременье.” На два часа можно было забыть обо всем и почувствовать что-то неизменное, трогательное, впечатляющее и красивое.
   Intro концерта… Я конечно знала, что оно будет незабываемо. Но вживую это был просто потрясающий и очень интересный аттракцион. Мне очень понравился стиль концерта - научная фантастика. Космос, роботы, необычные костюмы, загадочные полеты в коридорах-тоннелях. Мне вообще с детства нравится научная фантастика – немало прочла книг и журналов специальных, и фильмы тоже люблю. В общем, звезды и полет по туннелям мне очень понравились.

   A Force De… Когда открылся люк и Милен стала появляться… Это не передать словами, что чувствуешь, когда видишь ее, понимаешь что она здесь, рядом, перед тобой. А не где-то далеко во Франции, или просто на фото, видео. Как мне потом сказали, многие были настолько поражены, что первые песни просто в ступоре сидели. ( У меня был уже второй концерт, так что было немного полегче, но я это тоже проходила.) Тем не менее, Милен встретили, конечно, овациями. И к песне третьей большинство уже стало немного приходить в себя.
   И конечно концерт настолько насыщенный, настолько дух от всего захватывало, что я даже удивляюсь, как зал настолько мощно и дружно на все реагировал. На сцене создали просто мини-галактику. Такого шоу белорусы еще точно не видели. Не нужно быть большим фанатом, чтобы такая постановка впечатлила.
   Меня очень радовало, что Милен часто ходила к левой трибуне, где я сидела и в самом начале сразу пошла. Хотя я ее и так хорошо видела, но в такие моменты она стояла почти напротив. Конечно и другие трибуны, и фан-зону не обделила вниманием: забрала все игрушки и цветы. Во Франции с этим немного сложнее.
Мне было очень приятно, что именно песня “A force de…” открывала концерт. Так как она у меня самая любимая с альбома “Monkey Me.” И эти замечательные слова:
“Сила течения,
Разрывающихся ветров
Даёт мне желание жить,
Дарить желание жить.

Это пламя.
Жизнь прекрасна,
Когда любишь.”
   Конечно, появление Милен как и всегда, прекрасно: эта развивающаяся накидка, и будто разряды молнии на ее костюме.
   Да, Милен очень много дает и дарит. В тот момент я точно была самым счастливым человеком на земле: видеть Милен и слышать любимые песни – очень большое счастье.
   Она совсем не волновалась, была такая спокойная, в очень хорошем расположении духа. Мне показалось, что она почувствовала теплый прием и надеюсь, могла чувствовать себя почти как дома. Много с нами говорила. Не было такого чувства, что Милен сильно напряжена, беспокоится, старается, как говорится хорошо отработать концерт. Она всегда полностью выкладывается на концертах, но в этот раз она вложила очень много чувств. Такая она была открытая, чувствовала, что это очень принимают и понимают. Поэтому конечно спасибо залу за такой прием. Если уж я была в шоке, что можно говорить о Милен, которая впервые в Беларуси.

   На Comme j’ai mal зал приходит постепенно в себя и еще более активно хлопает и подпевает. Определенно многие знают эту песню. Самая бурная реакция была почему-то именно на песни из альбома “Anamorphosee” 1995г. и песни из нового альбома. Во всяком случае, в моем секторе. “Anamorphosee” - это тоже довольно неплохо. Хотя лично у меня, кроме новых песен, как правило, еще бурная реакция на песни из первых трех альбомов, я по-особенному люблю тот период.

   С’est une belle journee. Сразу почему-то вспомнилось ее выступление с этой песней на французском ТВ. Такое чувство, как будто в монитор попал или наоброт. Когда нереальная, далекая Милен становится реальной. И эта стройная, красивая фигурка, которая не меняется с 80-ых гг. Это нужно видеть… Просто модель, что еще сказать. (Собственно она ею когда-то и подрабатывала, пока не познакомилась с Лораном Бутонна.)
   Мне очень нравится стиль танцев Милен на всех ее концертах, он очень хорошо подходит под ее музыку. Летящие, плавные движения, много красивых движений руками. Та легкость, с которой она исполняет это довольно большое количество различных движений в номере и далеко не самых простых, не могут не впечатлять. У Милен свой собственный, непохожий ни на кого стиль хореографии. И самое главное, что это выглядит очень красиво и зрелищно.
   Понравилась идея танца с роботами. Начало номера вообще здорово придумали. На любительском видео роботы производят не такое сильное впечатление, как на самом концерте. Потому что теряются и световые эффекты самих роботов, и эффекты от света прожекторов.
   А отдельный номер с роботами был просто на высоте. Вроде и проходной (для смены костюма) номер, но он оказался очень ярким и запоминающимся. Настолько это было эффектно: таинственный свет, сильная музыка, меняющие в темноте цвет сами роботы, прожектора… Это был один из тех моментов, когда просто “сносило” от мощности и красоты зрелища на сцене. Притом то, что ты находишься на трибуне в такие моменты, забывалось напрочь. Тебя просто втягивает в общую атмосферу происходящего и впечатления очень сильные.

   Monkey Me. Приятно было услышать эту песню, так как весьма нравится: очень интересная музыка и спето все красиво и по звучанию конечно необычно. Милен пела конечно потрясающе. Странно слышать, когда говорят, что она там баллады поет каким-то чуть ли не стеснительным голосом. В общем как говорится, сколько людей, столько и ощущений. У меня почему-то никогда такого ощущения от ее пения не возникает. Я слышу приятный голос и чувственное пение, и очень хорошее. Высокие ноты брать тоже не каждый сможет. Даже те, которые в принципе довольно низкие для Милен. Такое впечатление говорит о том, что человек просто не слышит музыку Милен, она не его, если он вообще конечно часто музыку слушает.
   Кстати, меня приятно удивили впечатления белорусов после концерта, с которыми я немного ознакомилась. Давно я не читала таких искренних, и довольно неплохо написанных отзывов. Мне давно хотелось прочесть такие слова о Милен: собственные, искренние и довольно правильные по ощущениям. А не какое-то самолюбование, раскопки “недостатков шоу” или других.
   По поводу состава зрителей. Было конечно много молодежи, пар, но и где-то 40 процентов людей уже взрослых, лет 40-а, а то и 50-и. Люди приходили семьями и даже с подросшими детьми. Все были нарядные, красивые, что мне тоже понравилось. Сразу видно люди готовились, старались. До начала концерта многие фотографировались в зале, на своих местах. Было видно, что люди в хорошем, приподнятом настроении, что очень ждали концерт.

   Slipping away. Отличный дуэт, который я не ожидала услышать на концерте изначально. Но его появление конечно связано и с тем, что Милен исполняет на “Timeless” еще одну песню Моби “Bleu Noir.” После выхода этого альбома Милен, Моби также выпустит свой вариант этой мелодии, с другой аранжировкой и текстом. Это песня “The Day” из его нового альбома. Некоторым показалось сие странным, а мне еще показалось, что это своего рода рекламный ход, по инициативе самого Моби. Как похожие брючные костюмы с белой рубашкой и галстуком Милен и Мадонны, сделанные Жан-Полем Готье для их новых концертов. (Естественно рекламный ход не столько для певиц, сколько лишняя доля внимания для Готье.)
   В тоже время песню “Slipping away” Моби изначально также пел один, и в ней была немного другая аранжировка. Спел он ее с Милен для своей новой официальной компиляции хитов. В общем, история запутанна.
Милен в отличных отношениях с Моби, они когда-то познакомились в его ресторане в Америке. С тех пор поддерживают дружеские отношения. По словам Милен, иногда общаются по e-mail.
   Моби написал часть песен для альбома Милен “Bleu Noir” (2010г.) Первый и пока единственный альбом-эксперимент, выпущенный певицей без музыки Лорана Бутонна (в “Monkey Me” музыка снова его.)
   На концерте Милен в Минске песня “Bleu Noir” отсутствовала, так как эта песня, в принципе, не широко известна в СНГ + платформа-кран, на которой она стоит во время этой песни, больше подходит для больших залов.
   Милен заменила ее на “L’amour n’est rien” из альбома 2005г. “Avant que l’ombre,” предварительно сказав: “Вы знаете эту песню.” Публика с восторгом приняла ее, раздались восторженные возгласы. Мне тоже было приятно ее услышать. Будто на мгновение перенеслась на концерт 2009г., где она ее тоже исполняла специально для России. (У этой песни были очень большие ротации у нас на радио, например.)

   Qui mais… non. Зал снова довольно бурно встретил эту песню. Она из альбома “Bleu Noir” и авторства Red One (еще “Lonely Lisa” его рук дело.) Если честно, я не сильно тяготела к этой песне. Мне нравилась мелодия и как Милен пела, но звук ударных, думаю, подобран не для голоса Милен. Это явно делал человек, который не много работал с ее голосом на записи, как Лоран. У Милен голос красив именно в оттенках, когда она тянет. Такой жесткий ритм и звук для более ритмичного, динамичного пения. Он забивает всю красоту ее голоса, а не подчеркивает его.
   Идея клипа интересная, но опять же снять можно было и получше. Костюм Милен красив, что видно на ТВ выступлении, но в клипе съемка того полностью не передала. Хотя идея клипа довольно неплоха, особенно вторая часть хорошо смотрится и мне нравится.
   После выступления Милен на NRJ мое мнение об этой песне в корне изменилось, а после концерта я ее и вовсе полюбила. И все потому что банально поменяли звук ритма и она стала звучать, как и задумывалась – этакий речетатив в духе “Je t’aime melancolie.”
“Все молчат, все говорят,
Весь мир
Зависит от нас.
Хрупкие судьбы,
Враждебный мир,
Мы сходим с ума...

Все молчат, все говорят,
Но жизнь меня пугает,
У нее хорошее прикрытие.
Видеть лишь тебя
Всего раз -
И все становится прекрасней.

Скажи мне "да",
Но нет,
Больше никогда не говори "нет"!
Мое сердце не анонимно.”

   Костюм на Милен на этой песне и других номерах мне очень нравится. У нее красивая фигура и такие облегающие костюмы выгодно ее подчеркивают. И он прямо будто светился. Похож на какой-то плавательный костюм из чешуи или скафандр. Очень красиво смотрелось. Эти костюмы напоминали мне не только о космосе, но и о каком-то подводном фантастическом мире, человеке-амфибии. Даже накидка-юбка в конце на каркасе чем-то напоминает по рисунку плавник. Все это только подчеркивало фантастическую атмосферу концерта.

   Mad World. Очень мне понравились дуэты на концерте. Голоса Милен и Гэри хорошо гармонируют. И одного Гэри можно было послушать c удовольствием.
Вначале по голосу чувствовалось, что он немного волновался, но публика его всячески поддержала, встретила овациями, в паузах аплодировал громко весь зал. В общем, зал меня, конечно, приятно удивил этим умением поддержать человека, выразить свое восхищение, и при этом не мешать красивой балладе.
   Песня “Mad World” - это кавер на одноименную песню “Tears for Fears.” До концертов с Милен Гэри пел ее один. Это был еще 2002г., когда вышел кавер в его исполнении на саундтреке к фильму “Донни Дарко”. Позже он вышел и отдельным синглом, заняв первые строчки хит-парада в Великобритании. Версия отличалась более спокойной, меланхоличной и размеренной аранжировкой: фортепьяно, виолончель, мягкий вокал. Этот кавер позднее не раз использовался в различных ТВ-сериалах.
   Сам Гэри проживает в США. Долго жил в Лос-Анжелесе, но потом переехал в Северную Каролину.  Он выступает время от времени в клубах, на радио и ТВ-программах. Очень хорошо владеет акустической гитарой и обладает сильным, высоким и чувственным голосом.
   Интересно, почему Милен решила сотрудничать в этот раз именно с Гэри Джулсом, как они познакомились? Но раз она объявляла его на концерте как хорошего друга, возможно они познакомились в Лос-Анджелесе еще во время записи ее альбома “Anamorphosee” или во время подготовки к концертному туру 2000г. “Mylenium Tour.”
  Текст песни “Mad world” довольно неплохой:
“Вокруг меня лишь знакомые лица,
Надоевшие места, надоевшие лица.
С утра пораньше они начинают свои ежедневные состязания,
Которые ведут в никуда, ведут в никуда.
И слезы текут у них из-под очков,
Нет выражений на их лицах, нет выражений.
Спрятавшись, я хочу заглушить свою печаль,
Завтрашний день не наступит, не наступит…
...
Дети ждут радостного дня,
С днем рождения, с днем рождения.
В этот праздник каждый ребенок должен
Сесть и слушать, сесть и слушать.
Идя в школу, я очень нервничал,
Никто меня не знал, никто меня не знал.
 "Здравствуйте, учитель. Какой у меня урок?"
Но тот смотрит сквозь меня, смотрит сквозь меня…”
   
   Мне, кстати, очень нравится песня “Shout” группы “Tears for fears”. В свое время она была большим хитом.
   Красное платье Милен в темноте смотрелось очень красиво – переливалось, блестело…   
   Лицо Милен и Гэри стали транслировать на большой экран по центру. Мне кажется, не было большой необходимости в экранах постоянно, было очень хорошо видно, потому что все места были расположены компактно и недалеко, по сути, от сцены. Надеюсь, что было видно хорошо всем. В любом случае звук был потрясающий.
   После этой песни Милен на английском представила Гэри. Она сказала: "Это мой очень хороший друг. Я его люблю. Спасибо ему.”

   Les Mots Милен также исполнила с Гэри. В оригинале, на записи, Милен исполняла эту песню с Силом.
   Также Милен пела эту песню на концертах в 2006г. в Bercy. За Сила тогда пел барабанщик Абрахам и довольно неплохо. (Понятное дело, что Моби и Сил звезды такого маштаба, что не могут много месяцев колесить по турне, чтобы исполнить только одну песню на концерте.)
  Очень мне понравилось это новое исполнение. Милен так вообще очень хорошо спела эту песню, я просто заслушалась. Она всегда хорошо поет на концертах, и живьем, но здесь была просто соловей. И конечно было приятно услышать саму песню. Я будто сразу перенеслась в 2001г., когда впервые услышала "Les mots".
  Под конец песни зал стал ритмично аплодировать в такт музыки. Было видно, что и Милен и Гэри было приятно, что так принимают. Когда Милен повернулась на мгновение, обходя Гэри, она еле сдерживала улыбку. Такая была счастливая.

   Je te dis tout. Уже вначале песни зал очень бурно реагировал. Удивило, что многие ее знали. Пускай она и из нового альбома и клип был снят, но она не была, к сожалению, в широкой ротации у нас. Вот здесь видно положительное влияние Интернета. Потому что песня очень красивая, и клип конечно тоже. Меланхолично, но очень чувственно.
“Любовь моя,
Я расскажу тебе обо всём,
Ты мою жизнь населяешь
Нескончаемо.

Если я случайно
Землю оставлю,
Ты – моя кровь,
Моя нежная копия,
Моя ДНК.

На твоём свитере
Я бы вышила букву М,
Чтобы наша кровь
Смешалась с ветром,
Моя ДНК.”

   Милен всплакнула на этой песне. В этот момент в зале можно было услышать, как муха летит. Просто мне самой вроде и хотелось ее поддержать аплодисментами и в то же время не хотелось нарушать песню и эту проникновенность. Поэтому под конец песни конечно уже все аплодировали. Милен сказала на английском: “Это такой шанс, привилегия делиться с вами. Cпасибо большое. “ (Скорее для нас этот концерт, встреча, большая привилегия и подарок...)
   Затем был немного забавный момент. Милен из рояля у Кассара достала бутылку с водой попить, и показали это на большой экран. Там такая пробочка желтая была, она ее любовно закрутила. На самом деле просто повеселило по-хорошему, мило так выглядело. Многие шутили, что белорусский напиток пьет.

   Et pourtant. Не ожидала вообще услышать эту песню в турне. Она из альбома “Avant que l’ombre” и завершает его, а точнее идет последней перед скрытым треком. Но она очень гармонирует с предыдущей песней по своей мелодии. Рояль у Кассара, конечно очень красиво светился в темноте. (Также красиво светились и гитары у музыкантов на некоторых номерах.)
Потом Милен красиво, а своем струящемся платье, поднялась по ступенькам сбоку, ведущих за сцену.

   Desenchantee. Зал и танцпол зажги очень хорошо. Явно знали, что обычно на этой песне нужно наиболее бурно реагировать. Откуда, даже не знаю. То ли многие на DVD посмотрели, то ли по ТВ. (Понятное дело, что зал состоял не только из фанатов, знающих все эти тонкости.) Но такие познания не могли не радовать. Дружно пели. У меня в секторе правда то ли стеснялись, то ли слов хорошо не знали. Но в данном случае главное добавить звука в общий хор, не на сцене же поешь. Но в целом много кого пело, и слышно было неплохо. Плюс ко всему восторженный гул периодически, и аплодисменты не только в начале и конце песни, но и в паузах.
   Когда Милен забрала игрушки из фан-зоны через охранника, кому-то наверное надоело ждать своей очереди и человек плюхнул прямо на сцену большое плюшевое сердечко. Под конец песни Милен взяла его, прижала к себе и постояла немного, улыбаясь. Было видно, что ей понравилось.
   Еще она любила взять цветы и помахивая букетом, походить с ними, вдоль сцены. Конечно, иногда подарки мешают номеру, и Милен находит моменты, чтобы их принять. Поэтому она один букет интересно так “уронила” на сцену в районе музыкантов. Обычно раньше брала их на медленных песнях и клала куда-нибудь.
   Костюм мне этот тоже очень понравился, совершенно в стиле Милен и смотрелся просто восхитительно.


   Elle a dit. Тоже очень приятно было услышать эту песню с нового альбома. Очень она задорная, позитивная. Если альбом “Bleu Noir” более меланхоличный, будто настраивающий на размышления долгими зимними вечерами у камина, то в “Monkey Me” большинство более ритмичных песен, менее расплывчато-электронных по структуре, но достаточно оригинальных по своей мелодии и запоминающихся. Хотя нашлось место и традиционным чувственным, неземным балладам и психоделике ( Например, “Nuit D’hiver”, новый и очень интересный вариант песни “Chloe” из дебютного альбома Милен.)
   Только что не хватило мне еще исполнения с нового альбома любимой песни “Tu ne le dis pas” и конечно “Quand.” Но может еще когда-нибудь их и услышим. Видимо не очень они вписались в плейлист концерта. Как говорится, песен хороших много, но все их в концерт не вставишь, приходится выбирать.

   Diabolique mon ange. Песня из альбома “Bleu Noir.” Авторства Archive. Не скажу, что она была моей самой любимой песней на этом альбоме. Но на концерте она стала более динамичной, при этом сохранив неземную, завораживающую атмосферу. В итоге выступление очень сильно впечатлило. Хотя это даже слабо сказано… На этом номере просто совершенно “сносило.” Такой мощный красивый звук, свет; фантастическая, завораживающая музыка и голос. Это было просто потрясающе. Пробирало полностью.
   Из альбома “Bleu Noir” конечно было бы неплохо когда-нибудь услышать песни “Leila” (очень красиво Милен поет ее, особенно в конце в “иранском” стиле), “Light me up”. Авторы последней песни также Archive. И она, кстати, мне чем-то напоминает стиль песен Мадонны из альбома “Erotica.” Мадонна и Милен конечно музыкально совершенно разные, только что обе много лет популярны и обе талантливы. Но просто мне нравится музыкально, еще с 90-ых, этот альбом Мадонны (слышала как-то на кассете.) Поэтому было приятно услышать от Милен вдруг что-то похожее, но с присущим ей шармом, глубиной оттенков ее голоса, когда она поет на низких нотах. Плюс конечно то, что песня на английском также порождает некоторые ассоциации...
   Как говорила и сама Милен, в каждом человеке много граней: грусть и радость, смелость и стеснение, чувствительность и сила. И нет смысла это анализировать, потому что многое составляет личность человека. Каждый индивидуален и может быть в разном настроении. Другое дело то, что с тобой чаще много лет… Движение есть во всем. И в творческом пути Милен и в нас самих.

   Sans Contrefacon. Одна из моих самых любимых песен уже много лет. Номер был потрясающим. Очень красивый костюм и танцоры с этими шестами… Я еле усидела на месте.
   В этот момент я вспомнила как мне в 1999г. впервые прислали видеокассету с клипами и концертом Милен. Я часто слушала Милен, к этому моменту были все ее альбомы на кассетах, но вот ее фото особо много видеть не довелось. (В прессе было не так и много статей о Милен, до Mylenium Tour в России.) И когда мне прислали первую в/к, просто не передать словами, с каким чувством я ее тогда вместе с мамой смотрела. Начиналась она с клипа Sans Contrefacon и в нем Милен появляется только в конце. Когда она, наконец, появилась, мама сказала: “Так вот она какая.” (Естественно, так как я часто слушала альбомы Милен, их приходилось слушать не только мне.) Когда я слушала в зале эту песню, смотрела номер, я вспомнила этот момент и как я впервые ее увидела в клипе. И подумала: “Когда-то было счастье увидеть Милен на видео, а теперь вот вживую…”
   Впервые я услышала Милен в 1991г. на самодельной кассете-компиляции популярных песен того времени, которую записали с видеокассеты у моей двоюродной сестры в России и привезли. Записан был дуэт “Regrets”. Дома готовили к какому-то празднику (я помогала) и стоял магнитофон с этой кассетой. И я просто влюбилась в ее голос с первых звуков. Просидела в каком-то оцепенении всю песню. Так меня еще ничто не впечатляло. Стала расспрашивать, что за песня, что там за клип был. Но толком особо ничего не выяснилось.
   Чуть позже еще отец из Москвы привез кассету-компиляцию с балладами – мировыми хитами. И там снова была эта песня в хорошем качестве. Я ее заслушала до дыр. Потом посчастливилось найти альбом Милен “L’autre.” Очень мне понравился. Затем в 97г. я настолько “достала” свою школьную подругу тем, что она как не придет, я вечно “Regrets” слушаю, что она где-то выкопала альбом “Anamorphosee” и подарила мне. Ближе к 1999г. у меня уже появились все альбомы Милен, а немного позже и много редкостей.

   На Je t’aime melancolie я вообще еле усидела. Также очень сильно люблю эту песню и много лет. Как я уже однажды писала, она почти была моим гимном. В середине 90-ых я любила слушать эту песню, например по выходным. Просыпалась и рука сразу тянулась к магнитофону. Когда я позже прочитала перевод этой песни, меня очень повеселило, насколько она соответствовала тем условиям, и настроению. У меня нередко такое бывает, а в плане Милен довольно часто, что не зная перевода песни, будто чувствуешь ее смысл. Это понимаешь, читая позже перевод. Не то что бы слово в слово отгадываешь, просто правильно представляешь тему, настроение.

   XXL. Зал бурно отреагировал на нее. Также люблю эту песню, а клип особенно. ( Это уже второй мой гимн, но несколько другого настроения. )
Очень понравилось, как Милен ее исполнила, сам номер. Красивые вспышки прожекторов на платформе-круге за ней – выглядело потрясающе. Милен давала и залу попеть.
   Очень понравился ее костюм в этом номере: рубашка, галстук, брюки, корсет. Очень стильно и красиво. Готье старался, хотя он и любитель намеренно провести параллели в своих работах. Тем самым показывая, что любит всех артистов, с которыми работает. Создает для каждого что-то особенное, но немного приколоться тоже не мешает. Как я уже упоминала ранее, он похож на костюм Мадонны из последнего тура MDNA, например, в номере “Vogue.” И если Мадонна работает сейчас с разными модельерами, то Милен со своим однофамильцем и на сегодняшний день очень дружны (она до карьеры певицы тоже фамилию Готье носила).
   Почти на всех знаковых мероприятиях и фотосессиях чаще всего Милен одевает наряды от Готье. И даже выступила в качестве модели на одном из его показов в готическом свадебном платье. Как потом позже она пошутит, что они с Готье поженились. А платье было шикарное, как и сама Милен. К предыдущему турне костюмы делал тоже он. Видимо понравилось и Милен и ему. Надо сказать это получается у него отлично.

   A l’ombre. Очень хорошая песня, мелодия отличная. Одна из песен, которую я очень ждала, чтобы услышать вживую.
“Волна так безмятежна...
Предзнаменование
Осени...
И вдруг страх появляется
На моём лице,
Дрожит сомнение.

Создана ли я для грёз?
Слабым голосом
Скажи мне
Больше не прятаться

В тени,
Рискнуть стать кем-то.
Мы прячемся и наталкиваемся на себя
В тени.
Мы отделяемся от самих себя
И тем самым отрываемся от неба,
В тени...

Чувствовать, что мы себя отпускаем,
Что ничто и никто не узнает.
Когда опускается ночь,
Устав от этой слишком короткой жизни,
Мы становимся тенями самих себя.”

   Реакция зала снова была довольно бурной. После окончания этого номера Милен сказала что, это “The End” и помахала рукой. Верхние ряды трибун встали, и двинулись, наверное, быстрее в гардероб, но услышав начавшиеся овации, остановились. И тут началось что-то невообразимое. Зал просто взревел. Все абсолютное большинство зала хлопало, орало, то синхронно, то вперемешку. Вскоре добавился еще топот ног. Вообще у меня было чувство, что Минск-Арена сейчас развалится.

   И вот вскоре  Милен появляется снова, чтобы исполнить последние две песни… “Inseparables” и “Rever.” Я то знала, что должны были быть еще две песни, но махание рукой и меня немного озадачило. Думаю, может и правду решили из-за задержки концерта раньше закончить.
   Уходить я по любому бы не стала, но встала и одела куртку, которая лежала в пакете. Потому что надо было успеть на электричку до центра, но мы все равно в итоге не успели на нее. (Но без проблем добрались до метро на автобусе.) Когда я услышала начало “Inseparables”, я решила таки уже не садиться. Это даже было красивее, что люди встали на последних песнях, но не просто стояли, а хлопали всю песню и светили в темноте телефонами, как фонариками. Да, времена меняются - прогресс. Раньше зажигалками в темноте на концертах светили, а теперь телефонами…
   Очень было приятно услышать “Inseparables” на английском. Все же английский знает большее количество людей, чем французский. И в контексте концерта песня о встрече с давним другом, пускай и недолгой, приобретала новый смысл. Автор музыки этой песни тоже Моби (есть также вариант этой песни с текстом на французском языке.)
   Когда песня закончилась, оказалось, что я кому-то мешаю позади. Я села на пустой ряд (многие в моем секторе уже стояли вверху между трибун), но ненадолго. Просто не усидела, все-таки была уже последняя песня - “Rever”. Я встала и пошла к проходу между трибунами, поближе к Милен. Ее было настолько хорошо видно, что казалось, она совсем рядом.
   Под конец песни все стали дружно петь и хлопать. У меня потише было в секторе. Но со мной пели припев еще несколько человек. Старались, как могли. Но аплодисменты по всему залу в такт я очень хорошо слышала. Я еще крикнула “Милен” и меня кто-то поддержал с Gold в тот момент. В общем, в проходе можно было хорошо гудеть время от времени и не боятся никому мешать песни слушать.

“В твоих руках ее душа,
Тобою скомкана она.
Ты подписал давно свой приговор,
Мы больше не идем вдвоем.

Лишилась жизнь ее крыла.
Там где он – смерть и холода.
Пляшет огонь и поднята рука.
Не изменить небес,
Но снятся сны мне…

Я вижу сны лишь о любви,
О ветре вольном.
И воспарит моя душа над мертвой плотью…

Я вижу сны лишь о любви,
Я буду жить, чтобы любить…”

   Вначале песни, когда зал скандировал “Спасибо”, Милен очень растрогалась. Она заплакала и сказала на английcком: “Вы заставляете меня плакать. Плакать все время. Это потому что вы такая публика для меня, спасибо вам большое. Боюсь, вам придется немного подождать, прежде чем я начну.”  Не сложно было понять после этих слов, что Милен было очень приятно, что ее так встретили, что так любят ее, принимают песни. Я сама в тот момент чуть не плакала. Мне самой было очень приятно, что такая публика собралась в Минск-Арене. Я конечно надеялась что все будут стараться, но такого даже не ожидала.
   Некоторые говорят, что вот Милен на разных концертах плачет на одних и тех же песнях. Но не на “Elle a dit” же ей плакать. Ее чувства совершенно искренни… Когда-то она может расчувствоваться больше, когда-то меньше – это все-таки концерт и не один. Но факт то, что плакать со слезами на глазах в любой момент, когда пожелаешь, сможет далеко не каждый. Думаю, это сможет только очень чувствительная натура и от того, что реально ее затрагивает. Поэтому когда кто-то не верит этим слезам, возможно, он и не верит тем слезам, которые отображены в текстах ее песен. А она все тексты пишет сама.
   Очень не хотелось прощаться с Милен. И ей, думаю, тоже понравилось, хотя она конечно и устала. Но понятное дело, что это приятная усталость. Думаю, она вернулась в свой отель очень счастливая. И это не могло ни радовать.

   После концерта.
   Я вышла из Минск-Арены очень счастливая. Как и в 2009г. из Олимпийского. Просто выросли крылья, и светилась от счастья. Все были довольны и впечатлены. Было видно, что люди в полном восторге выходят. Мои друзья, конечно, тоже были под сильным впечатлением. Даже говорить толком не могли, слегка были в шоке. Татьяна только сказала: она так плакала, реально плакала.
   Потом мы отправились на остановку и случайно встретили еще моих знакомых по клубу журналистики, который мне довелось посещать в 1999г. Помнится, когда дали задание каждому придумать новостную заметку, я тогда написала, что в марте 2000г. в Москве и Петербурге выступит с концертом “Mylenium Tour” Милен Фармер. Я это прочитала тогда в одной газете белорусской. К сожалению, эта новость появилась незадолго до концерта. Интернет тогда только начал развиваться. Поехать у меня не получалось и я очень расстроенная ходила несколько недель, мои друзья-поклонники Милен тоже. Хотя мы и скупали всю потом появившуюся прессу со статьями о Милен, следили за показом новых клипов по ТВ.
   Милен очень много людей осчастливила своим приездом в Беларусь. Так что это, безусловно, для нас была большая привилегия и радость.
   Но вернемся к старым  и случайно встретившимся знакомым. Конечно, люди тоже были в восторге от концерта. Были и те, которые пошли на концерт просто за компанию, не фанаты и не знатоки творчества Милен. Но были также под большим впечатлением. Очень всем начало понравилось, мол, “представляем, как там, в фан-зоне, перед самой сценой на аттракционе летели.”Конечно, роботы очень понравились. Все еще вспоминали момент с бутылкой с желтой пробочкой. Говорили, что концерт настолько впечатлил и сама Милен, что многие просто боялись пошевелиться, особенно вначале. В общем, меня порадовало, что концерт всем понравился.
   Касательно меня, то мне впечатлений и счастья хватит еще на много месяцев. И конечно радовало то, что Милен еще предстояло выступить в Москве и Петербурге. Пускай и не получалось поехать на эти концерты (хотя бы с радостью еще на один концерт Милен сходила, конечно), радовало, что она еще не во Франции. Что будет новое видео, фото, материалы. Приятно было, что купила стафф на память о концерте. К тому же я конечно коллекционер всего с Милен и давно. Сколько бы и чего не было в электронном виде, все же радость более доставляют осязаемые вещи. Только что по Интернет информация оперативней доходит и объемы хранения больше.   
   Очень приятно пить чай из кружки с Милен, смотреть на ее плакат, летом красивую майку обновить. Так что я всем довольна.
   Одним словом концерт Милен в Минск-Арене удался! И это не может ни радовать… Надеюсь, конечно, что будут еще эти незабываемые встречи.
   Мне правда жаль, что Лоран Бутонна не приехал с Милен ни в Беларусь, ни в Россию. Для меня он в творчестве Милен также важен. Но если он сильно занят новым фильмом, то эта тоже конечно важная и хорошая занятость. Я, безусловно, не пропущу такой релиз.
   В любом случае и Милен и Лоран очень много сделали вместе. В этом отпечаток жизни, времени, событий, чувств. Не только Милен и Лорана, но и всех поклонников, которые любят их песни и чувствуют с ними единство. И они продолжают радовать нас новыми уникальными работами, меняться, при этом оставаясь верными себе. Это самое главное.

В статье использованы фото, сделанные мною лично, моими друзьями Татьяной и Максимом на концерте, а также пользователем Verkeus. Всем большое спасибо.
© Мария Сергина "Милен Фармер и Лоран Бутонна-Фея и Сказочник." / Maria Sergina "Mylene Farmer et Laurent Boutonnat-la Fee et le Conteur". Chapitre: "Mylene Farmer, Minsk-Arena, Timeless 2013"
Все права защищены. Использование всей книги или ее фрагментов невозможно без письменного разрешения автора. Интерпретация текста и авторских идей Марии Сергиной запрещены.
http://proza.ru/avtor/mariasergina
http://sergina.wordpress.com
E-mail:allan9@bk.ru