Издержки псевдогуманизма

Валентина Кочубей
 
Мы  часто  рассуждаем  о  гуманизме,  человеколюбии,  всепрощении  в  надежде  на  то,  что    человек  одумается,  исправится  и  под  влиянием  нашей  доброты   станет  лучше,  в  нём  пробудится  совесть,  самокритичность.  Он  будет  способен  подумать  о  других,  постарается  не  делать  им  пакости, а   в  результате  он  возвысится  в  собственных  глазах и  в  глазах  окружающих.  «Ах,  как  хорошо  повлиял  на  него  коллектив!»  Но  за  мою  долгую  жизнь  такие  случаи    были  крайне  редки.  Чаще  было  другое.  Человек  завистник  и  дрянь  по  природе  своей  и  до  такой  степени  закоренелый  негодяй,  что   его  уже  ничто  не  способно  исправить.  Как  в  интермедии  Аркадия  Райкина  «есть  люди,  которые  чувствуют  себя  очень  плохо,  когда  другому  хорошо».  И  за  свою  жизнь  мы  встретили  столько  негодяев,  что  хочется  вывести  их  на  чистую  воду.  Конечно,  хороших  людей  больше,  но  «много  ещё  разных  мерзавцев  ходит  по  нашей  земле  и  вокруг»,  КАК  ГОВАРИВАЛ  ВЕЛИКИЙ  МАЯКОВСКИЙ.
 Я  уже  как – то  рассказывала  о  том,  что  в  60-е  годы  20  века  в  Молдавии  вспыхивал  костёр  национализма.  Зачинщиками  были  тогда  преподаватели  физмата  пединститута.    Этот  костёр  тогда  удалось  погасить  почти  безболезненно.  Но  я  столкнулась  с  неприятием  русских  тогда,  когда  работала  каждую  осень  вместе  со  студентами  на  консервных  заводах  нашего  небольшого  городка.  Причём  начиналось  всё  с  мелких  пакостей,  недостойных  вообще  человека.   Была  на  нашей  кафедре  некая  мадам  Злобинская.  Внешность  её,  как  нельзя  точно  соответствовала    фамилии:  злые  глаза,  взгляд  исподлобья,  непереносимость  и  откровенная  зависть  по  отношению  ко  всем  окружающим.  Несмотря  на  то,  что  она  гораздо  моложе  меня,  её  никогда  не  отправляли  на  осенние  работы  со  студентами.  Она  по  непонятным  причинам  всегда  оставалась  дома не  у  дел  на  целых  полтора  месяца ,  конечно,  при  сохранении  зарплаты.      Однажды  заболел   преподаватель – руководитель   студенческого  отряда  и  вынуждены  были  поручить  ей  руководство  этим  отрядом   буквально  на  один  день.  Попали  мы  с  ней  в  одну  смену  с  8-ми  утра.  Закатывали  томатный  сок.  Смена  прошла  без  особенных  ЧП.  Выходим  с  завода  через  проходную,  и  вдруг  меня  останавливает   охранник  и  просит  открыть  сумку.  Я  работала  на  заводе  уже  месяц , и  ничего  подобного  не  было.  Студенты  замерли  и  окружили  меня.  Что  случилось?  Все  в  недоумении.  «Откройте  термос».  Открываю,  там,  кроме  чайной  заварки,  ничего  нет.  «Извините,  просто  нам  поступил  сигнал,  что  у  вас  в  термосе  подсолнечное  масло».  Мы,  конечно,  сразу  поняли,  откуда  этот  сигнал.  От  кого  сигнал?  « А  вот  от  этой  вашей  второй  учительницы,  которая  первый  день  работает.»           Студенты  негодовали,  требовали,  чтобы  я  поставила  вопрос  на  кафедре  или  сразу  подала  в  суд  за  клевету.  Свидетелей  больше,  чем  достаточно.  Охранник  поддержал  студентов  и  вызвался  быть  главным  свидетелем.  Но  я  сказала: «Нет,  не  будем  размениваться  на  мелкие  пакости».  Может  быть,  зря?  Потому  что  пока  она  работала  на  нашей  кафедре,  гадких  скандалов  и  скандальчиков  было  множество,  но  я  просто  не  обращала  на  них  внимания.  Благо,  что  у  нас  был  мудрый  ректор.  И  когда  мадам  Злобинская засобиралась  в  Израиль,  он   подписал  ей  заявление  об  уходе  незамедлительно.   
 С  мелкими  пакостями  мне  приходилось  встречаться  довольно  часто.  Городок  наш  небольшой,  но  в  нём   есть  прекрасное  учебное  заведение  пединститут.  В  него  приезжали  учиться  выпускники  школ  со  всей  Молдавии.  И  тогда  население  городка  почти  на  30%  становилось  молдавским.  Не  знаю,  под  чьим  влиянием,  но  эти  ребята  ненавидели  русских,  считали  их  оккупантами  и  пытались  тоже  пакостить,  где  только  возможно.  Осенью  мы  полтора – два  месяца  работали  или  в  садах  или  на  консервных  заводах.  На  Парканском     комбинате  закатывали  яблочный  сок.  На планёрке   студентов  предупредили,  что  продукция  пойдёт  на  север  России,  в  Мурманск.  А  когда банки  паковали  в  коробки,   обнаружили  в  томатном  соке  упаковочную  стружку.  Пришлось  забраковать  работу  целой  смены.  Баллоны  тщательно  промывались  в  трёх  водах,  потом  проходили  прожарку  вверх  дном  на  транспортёре  при  температуре  не  ниже   95  градусов.  Стружка  никак  не  могла  попасть  в  баллон  случайно.  Мы  опять  столкнулись  с  мелкой  пакостью.  Последствия  были,  конечно,  плачевные:  начальника  смены  уволили  с  работы,  всю  продукцию  забраковали.  Сок  вылили  в  канализацию.  А  скольких  тысяч  рублей  это  стоило  заводу,  подсчитать  эти  убытки  легко,  но  восполнить  трудно.  Студенты  за  эту  смену  не  получили  ни  гроша. 
Составляю  расписание  занятий,  со  всеми  согласовала,  выяснила  занятость  на  других  факультетах,  познакомила  с  черновиком:  всё  хорошо,  все  согласны.  Отдаю  в  печать.  Звонок: «А  у  меня  в  четверг  сауна.  Я  не  могу  придти  на  пару».  Почему  не  предупредили.?  «Нет,  я  говорила,  вы,  наверное,  забыли».  Я  не  могла  забыть,   у  меня  записана  вся  ваша  занятость.  «Я  не  знаю,  но  сауну  я  не  могу  пропустить».  А  занятия  можно. Тогда  увольняйтесь.  Мы  найдём    замену.  «Ну,  ладно,  я  приду, не  ищите».  Опять  звонок. «Мне  поставили  пару  не  другом  факультете».  «Кто  составил  расписание  раньше?»  « По – моему,  вы»  Так  в  чём  же  дело?  И  так  целый  день,  а  то  и  несколько  дней  подряд.  Кажется,  ничего  страшного - обыкновенная  работа.  Но  чуть  позже  я  узнаю,  что  это  делалось  по  заданию  заведующей  кафедрой  нашей  статс - дамы  Киреевой,  чтобы  дискредитировать  меня  как  заместителя  декана.  Что  это  как  не  мелкие  пакости? 
Объявляет  заседание  кафедры.  Повестка  дня:  моё  персональное  дело,  оказывается  я  пропустила  очередное  заседание.  Собрала  всех,  даже  тех,  у  кого  не  было  сегодня  занятий,  вытащила  всех  из  библиотек  и  кабинетов.  Первый  вопрос: «Где  в  это  время  была    Валентина  Ивановна?»  «Пусть  она  сама  расскажет».  «У  меня  в  это  время  была  открытая  пара  на  подготовительном  отделении.  Присутствовал  сам  заведующий.  Он  может  подтвердить».  Так  зачем  мы  тогда  собрались?  Заняться  что  ли  больше  нечем?  Собрание  дружно  встало.  Все  мигом  разошлись.»Куда  же  вы?»  Но  её  уже  никто  не  слушал. 
Вечером  после  работы  берем  газеты  и  журналы  из  почтового  ящика.  Письмо.  Срочно  распечатываем.
Многоуважаемая  Валентина  Ивановна,  пишет  вам  доброжелательница.  Ваш  муж  вам  изменяет,  он  ходит  к  Раиске  Бубновой.  Она  обожает  директоров.  То  гонялась  за  директором  6 –й  школы,  а  теперь  переключилась  на  вашего.  Мы  живём  с  ней  на  одной  площадке.  Вот  только  сейчас  он  зашёл  к  ней.  Так  что  не  теряйте  времени,  идите,  вы  его  ещё  там  застанете.  Сообщаю  адрес:  Трудовая,  дом 6,  квартир  25.  Не  теряйте  времени.  Не  подписываюсь.  Познакомимся,  когда  придёте .
Письмо  я  прочитала  вслух.  Володя  сидел  напротив,  перебирал  почту.  Ну,  что  ты  скажешь  на  это?  «Не  обращай  внимания,  Порви  и  выбрось.  Какая – то  интриганка.  Наверное,  одинокая.  Скучно  ей  стало  сидеть  без  дела,  вот 
она  и  решила  устроить  бурю  в  стакане  воды».      Володя  работал  тогда  директором  огромной  школы,  а  я  там  же  преподавала  литературу  в  старших  классах.  Школа  была  не  из  лёгких.  Новостройка  в  4  этажа.  Всё  что – то  в  ней  не  ладилось:  то  отопление  выйдет  из  строя,  то  вода  не  поступает  в  краны,  то  подвал  затопит  ,  то  канализация  не  работает.  Целый  день  Володя  крутился,  как  белка  в  колесе,  пока  не  принял  на  работу  майора  в  отставке – замечательного  хозяйственника.   У директора  появилась  возможность  заняться  учебным  процессом.  Он  ещё  преподавал  историю  в  старших  классах.  Сидим  вечером,  проверяем  тетради  и  вдруг  звонок: «Здравствуйте,  так  почему  вы  не  идёте  проследить  за  вашим  мужем.  Ведь  он  опять  только  что  пришёл  к  Бубновой».  Голубушка,  вы  кто?  «Это  неважно.  Я учительница».  Вам  что  заняться  нечем,  госпожа  учительница?  «А  в  чём  дело?»  А  дело  в  том,  чтобы  вы  больше  не  смели  мне  надоедать.  У  меня  очень  много  работы,  а  вы  мне  мешаете.  «Так  что  вам  неинтересно,  с  кем ваш  муж  вам  изменяет?»  Представьте  себе  неинтересно,  тем  более,  что  он  сейчас  сидит  напротив  меня  и  проверяет  тетради.  «Да?»   Да,  представьте  себе.  И  если  вы  ещё  хоть  раз  позвоните  мне,  я  заявлю  в  милицию  и  вас  обвинят  в  шантаже  и  вы  заплатите  приличный  штраф.  Тем  более,  определить  номер  вашего  телефона – пара  пустяков    «А  я  звоню  из  автомата».  «А  это  ещё  проще»  Она  звонила  ещё  несколько  раз.  Но  угрозы  свои  я  так  и  не  осуществила.  Мне  не  хотелось  терять  времени  на  такие  пустяки.  А,  может  быть,  зря,  ведь  зло  должно  быть  наказано.
Как – то  разговорились  с Володей  о  том  дворе  в  Тирасполе,  в  котором  мы  прожили  28  лет.  Двор – колодец,  с  двумя  выходами:  один  под  арку  на  улицу,  другой – через  помойку  в  самый  центр  города  на  площадь  Конституции,  сейчас  это  площадь  имени  А.В.Суворова.  Наш  двор – это  пекло:  три  цыганских  семьи.  Для  них  не  существовало  ни  законов,  ни  правил  общежития,  ни  трудовой  деятельности.  Живут,  как  бог  на  душу  положил,  не  обременяя  себя  ни  работой,  ни  заботой,  ни  уважительным  отношением  к  людям.   Они  могли  пить  и  орать  песни  всю  ночь,  более  того,  могли  включить  музыку  на  всю  катушку  и  устроить  драку  с  криками  и  матом.  И  так  почти  до  рассвета  и  им  плевать  на  то,  что  соседям  с  утра  на  работу.  Они  днём  отсыпаются.  А  когда  соседи  вызывали  милицию,  весь  табор  утверждал,  что  в  их  доме  абсолютная  тишина,  а  шум  устроили  в  соседней  квартире,  при  этом  они  совали  в  карман  правозащитника  доллар – два,  и  тот  уходил  умиротворённый.   Никогда  и  ни  за  что  они  не  платили.  Жили  совершенно  бесплатно:  квартира,  газ,  электричество,  очистка,  радио,  кабельное  телевидение  -  всё  это  для  них  было  абсолютно  бесплатно .  Но  зато  законопослушные    жильцы  платили  за  них  исправно.  У  нас  ежемесячно  повышались  все  платежи,  оказывается,  чтобы  ЖЭКи  прилично  выглядели  перед  министерством,  с  нас  брали  за  всех,  кто  не  платил.  И  общая  картина  выглядела  пристойно.  Мало  того,  что  соседи  невыспавшиеся    из –за  их  ночных  оргий  шли  утром  на  работу,  так  ещё  оплачивали  своим  трудовыми  их  паразитирующее  проживание.  Сколько  раз  мы  требовали  их  выселения  на  окраину  города,  там  было  много  пустующих  казарм,  брошенных  российской  армией,  но  всё  это  оставалось  без  ответа.  Наверняка,  и  там  не  обходилось  без  взяток.  И  только  пойманная  с  поличным  за  продажу  наркотиков,  одна  из  них  понесла  наказание – 10  лет  лишения  свободы.  Но  и  здесь,  я  думаю,  восторжествует  взятка,  а  не  закон.
Всё,  о  чём  здесь  рассказано,  это  только  малая  толика  проступков,  которые  должны  были  быть  наказаны,  но  никто  из  этих  действующих  персон  не  был  наказан  и  не  пострадал.  А  страдали  те,  кто  трудился,  кто  жил  с ними  рядом ,  кто  оплачивал,  по  воле  чиновников,  их  проживание,  кто  терпеливо  сносил  их  пакости.  А  если  зло  не  наказано,  оно  распространяется  с  быстротой  геометрической  прогрессии,  и  сегодня  мы  имеем  в  нашей  замечательной  стране  то,  что  имеем.  Я  не  стану  перечислять  те  страшные   негативные,  преступные  эпизоды,  которые  породил  наш  псевдогуманизм,  достаточно  включить  телевизор  или  интернет,  чтобы  убедиться  в  этом.