Светлана

Валентина Кочубей
               
Мама  умерла,  когда  Светочке  было  всего  пять  лет.  Семья  ждала  малыша,  а  из  роддома  получили  два  трупа – мамы  и  новорождённого  малыша.  Все  были  потрясены:  как  это  могло  случиться?  Ведь  в  наше  время  смерть  от  родов – это  такая  редкость.  Мама  постоянно  находилась  под  наблюдением  врача.  Всё  было  хорошо  и  вдруг  такая  трагедия.  В  ночь,  когда  должен  был  появиться  малыш,  весь  персонал  ночной  смены  ушёл  на  день  рождения  главного  врача  Галины  Григорьевны.  Дежурить  остались  медсестра,  которая  отвечала  за  стерилизацию  бинтов  и  пелёнок,  и  уборщица  со  шваброй.  Крупный  доношенный  ребёнок  умер  от  асфиксии – удушья,  его  не  сумели  принять,  не  сумели  отшлёпать,  чтобы  он  вдохнул  воздух  полной  грудью,  а  мама  умерла  от  кровотечения.  Ни  медсестра,  ни  тем  более  уборщица  не  знали,  что  в  таком  случае  необходимо  сделать,  что  предпринять.  Трагедия  в  семье  Константиновых  была  такая,  что,  кажется,  солнце  померкло,  а  небо  чёрным  пологом  спустилось  на  семью.  Как  жить?  Что  делать?  Как  вырастить  доченьку?  Прибежала  главврач: «А  вы  будете  подавать  на  суд?»  «А  вы  кто,  простите?»  «Я  главврач».  «А  вы  вернёте  мне  жену  и  сына?»  «Н –н –е –е –т!»  «Тогда  иди  отсюда,  пока  я  ещё  в  сознании».
Мать  и  сына  похоронили  в  одной  могиле.  А  в  доме  такая  пустота  и  такое  чёрное  горе,  что  не  хотелось  жить,  даже  была  мысль  наложить  на  себя  руки.  Прибежала  доченька: «Папа,  а  где  мама,  почему  её  нет  так  долго?» Во  время  похорон   девочку  отправили  к  бабушке  .  А  вечером  она  спрашивала  папу  и  бабушку: «А  где  мама?  Почему  мы  сегодня  не  ходили  к  ней  в  больницу?»  Отец  отмалчивался,  грудь  распирала  нестерпимая  боль,  в  горле  стоял  ком,  хотелось  не  просто  рыдать,  а  реветь,  реветь  от  горя  так,  чтобы  слышал  весь  белый  свет.  После  поминок  соседи  стали  расходиться  и  каждый  спросил,  чем  можно  помочь.  Чем  тут  поможешь?  Остались  в  доме  одни  Сергей,  Светочка  и  бабушка.  «Иди  спать,  деточка» «Нет,  я  помогу  тебе,  бабушка,  а  ты  не  знаешь,  почему  так  долго  нет  мамы?»  «Немножко  подрастёшь,  я  тебе  всё  расскажу».  Сергей  лежал  на  диване,  скорчившись,  так  меньше  болело  сердце.  Потом  подошёл  к  окну,  закурил.  Он  не  брал  в  руки  папиросы  с  тех  пор,  как  жена  понесла  Светлану,  потом  должен  был  появиться  Славик.   Как  он  ждал  сына!
Утром  ушла  тёща:  надо  было  управиться  с  хозяйством.  Они  остались  одни.  Светочка  легла  рядом  с  папой.  «Нет  у  нас  больше  мамы,  она  умерла,  и  Славик  умер.  Светлана  оторопела:  «И  что  их  никогда  у  нас  не  будет?»  «Нет».  Как  плакала  доченька,  как  кричала.  Сергей  не  выдержал,  тоже  разрыдался.  «А  как  мы  теперь  будем  жить  без  мамы?»  «Я  не  знаю,  доченька,  не  знаю.  Бабушка  будет  помогать».

Бабушка  спозаранку  уводила  внучку  в  садик ,  вечером,  когда  Сергей  задерживался  на  работе,  забирала  девочку  домой,  кормила,  укладывала  спать.   Светлана  ещё  не  спала,  когда  отец  вернулся    с  работы.  Нырнула  к  нему  под  одеяло,  обняла,  сложила  на  него  ноги  и  уснула,  почувствовав    блаженство  от  прикосновения  к  родному  человеку.  Утром,  поцеловав  его  колючий  подбородок,  она  тихо  сказала: «Папа,  я  никогда  от  тебя  не  уйду».  «С  чего  это  ты  вдруг  завела  такие  разговоры?»  «А  тётя  Вера  сказала,  что  я  подрасту  и  тебя  брошу».  « А  ты  никого  не  слушай,  мы  будем  всегда  вместе.  Хорошо?»   «Да!»   И  побежала  счастливая.
Однажды  бабушка  приболела,  подозвала  к  себе  зятя: «Серёженька,  может  быть  тебе  жениться,  ведь  столько  лет  прошло.  Светочка  уже  шестой  класс  заканчивает,  можно  будет  её  в  продлёнку  определить,  тебе  не  откажут.  Женщина  будет  в  доме,  тебе  будет  легче».  «Нет,  мама,  пока  Светлана  не  вырастет,  ни  о  какой  женитьбе  не  может  быть  и  речи.  Вдруг  она  Светлане  не  понравится,  не  сойдутся  характерами,  я  измучаюсь.  Нет,  нет,  пока  дочь  не  вырастет,  я  не  хочу  даже  думать  об  этом»  «Самое  страшное – здоровье  моё  покачнулось,  боюсь ,  что  умру,  что  вы  тогда  будете  делать?»  Бабушка  подлечилась  и  снова  водила  Светочку  в  школу  и  забирала  после  уроков.  Вечером,  дождавшись  папу  с  работы,  они  вместе  смотрели  телевизор  или  читали,  читали  уже  совсем  взрослые  книги.  Им  очень  нравились  рассказы  Чехова.  А  потом,  обнявшись,  засыпали  рядышком.  И  вдруг  однажды  Сергей  почувствовал,  что  дочь  выросла,  он  резко  сел  на  краешек  кровати: «Светлана,  иди  в  свою  комнату».  Она  сквозь  сон: «Почему?  Я  не  хочу».  Сказал  громче  обычного:« Дочь,  иди  в  свою  комнату,  а  не  то  я  обижусь».   «Хорошо,  хорошо,  я  иду,  только  ты  не  обижайся».  Днём  спросила  бабушку,  почему  папа  запретил  ложиться  в  его  кровать.  «Доченька,  ты  уже  взрослая,  тебе  уже  шестнадцатый  год,  негоже  спать  рядом  с  мужчиной,  папа  прав,  а  я  всё  ждала,  когда  же  он  сам  скажет  тебе  об  этом?»  Светочка  всё  поняла  и  вопросов  больше  не  задавала.  Сергей  сел  на  кровати,  обхватив  колени  руками,  беззвучно  заплакал: «Наташенька,  Наташенька,  что  же  ты  наделала,  зачем  ты  так  рано  покинула  нас?»  Потом  немного  успокоившись,  укрылся  потеплее,  забылся  беспокойным  сном. 
Время  шло…Светлана  закончила   школу,  получила   хороший  аттестат  и  поступила  в  педучилище.  На  каникулах  навещала  бабушку,  помогала  ей  по  хозяйству.  Особенно  любила  работать  в  саду  и  на  огороде.  По  возможности  все  тяжести  брала  на  себя.  «Бабулечка,  иди  отдохни,  я  сама  управлюсь».  Надвигалась  грозовая  туча,  сверкала  молния,  загремел  гром,  по  траве  пробежал  тревожный  ветер.  «Светочка,  я  пойду  прилягу,  мне  что –то  худо».  Бабушка  немного  не  дошла  до  кровати,  упала.   Светлана  бросилась  к  телефону.  Скорая  приезжала  из  города,  в  посёлке  её  не  было.      Светлана  уложила  бабушку,  вышла  за  ворота   в  ожидании  машины.  Приехали  очень  быстро.   Из  кабины  вышел  парень  высокий,  стройный  в  белом  халате  и  шапочке.  Подал  руку: «Здравствуйте!»  Рука  мягкая,  тёплая.  «Где  больной?»  «Это  моя  бабушка.  Идём –те,  она  в  доме».Он  прошёл,  и  в  доме  как – то  сразу  стало  светлее,  и  гроза  вроде  прошла  стороной.  Крупные  капли  дождя  прибили  немного  пыль  на   дороге  и  листьях.
«Помоги  бабушке  снять  кофточку,  я  её  послушаю».  Он  как –то  сразу  перешёл  на «ты».  Светлана  будто  не  заметила  этого.  Он  долго  и  тщательно  прослушивал  бабушку,  потом  спросил: «Кто  останется  на  хозяйстве,  если  мы  заберём  её  в  больницу?»  «Я,  наверное».  «Хорошо,  у  бабушки  пока  микроинсульт,  в  больнице  мы  его  подлечим,  а  дома  ей  оставаться  нельзя».  Санитары  на  носилках  занесли  бабушку  в  машину.  А  доктор  снова  подал  руку  на  прощание: «Меня  зовут  Аркадий,  а  тебя?»  «Светлана,  а  как  вас  по  отчеству?»  «Не  надо  по  отчеству,   я  немногим  старше  тебя,  просто  Аркадий.  А  в  больнице  я  на  практике.  Ну,  до  встречи».
Часто  приезжал  папа,  чтобы  помочь  Светлане  по  хозяйству.  Вместе  ходили  к  бабушке  в  больницу.  Аркадия  за  месяц  она  видела  раза  два   мельком.  Он  издалека  махал  ей  рукой,  но  что – то  тёплое  и  радостное   ощущалось  в  груди  от  этих  нечаянных  встреч.  И  она  поняла,  что  это  судьба.  Когда – то  она  сказала  своему  отцу: «Папа,  я  буду  всегда  только  с  тобой».  Он,  поразмыслив,  ответил: «Не  зарекайся,  дочь,  закончишь  образование,  влюбишься  и  бросишь  меня».  «Что  ты,  никогда!»  «НУ,  ладно,  поживём,  увидим».  А  сейчас  она  не  знала,  как  сказать  папе,  что  она  влюбилась,  что  жить  без  Аркадия  она  уже  не  сможет,  несмотря  на  то,  что  у  них  ещё  не  было  ни  одной  встречи,  не  то,  что  разговора  об  этом  и  виделись  они  очень  редко,  случайно.  А  в  больнице  так  много  хорошеньких  медсестёр  и  врачей,  что  она,  может  быть,  напрасно  надеется.  Тем  более,  что  она  не  считала  себя  красавицей  и  даже  на  определение  «хорошенькая»  тоже  не  тянула.  Но  что – то  говорило  ей,  что  Аркадий  обязательно  сделает  ей  предложение,  ведь  она  так  любила  его,  что  не  может  его  сердце  не  откликнуться  на    её  любовь.   Через  месяц  бабушку  выписали,  и  Светлана  решила  сказать  доктору   спасибо.  Долго  стояла  она  в  коридоре,  недалеко  от  двери  кабинета  скорой  помощи.  Дверь  почти  не  закрывалась.  Бесконечно  входили  и  выходили  люди.  Она  видела,  что  Аркадий  здесь,  но  войти  не  хватало  смелости.  Когда  поток  людей  иссяк,  она  подошла  к  двери  и  тихонько  постучала.  «Да,  да,  входите».  «Я  пришла  сказать  вам  большое  спасибо  за  бабушку».  «Это  надо  сказать  лечащему  врачу,  я  же  только  привёз  её  и  передал  тому,  кто  лечит  таких  больных».  «Ну,  всё  равно.  Спасибо  вам».   Он  встал  из – за  стола,  подошёл  близко: «Светочка,  а  можно  я  приду  как – нибудь  к  вам  без  вызова?  Просто  так,  в  мой  выходной.  Где – нибудь  погуляем,  у  вас  там  в  посёлке   такие  места  красивые».  «Ой,  конечно,  приходите,  я  буду  очень  рада».  «Правда?  А  я  всё 


стеснялся  спросить  у  вас  разрешения».  «Конечно,  приходите.  Я  буду  ждать»  и  выскочила  из  кабинета,  окрылённая.  «Господи,  неужели  правда?  Неужели  я  не  сплю,  неужели  придёт?  Господи,  какое  счастье!  Как  хорошо!»  И  солнце,  казалось.  засветило  ярче.  «Господи,  как  хорошо,  какое  счастье!  Но  что  я  скажу  папе?  Ведь  я  обещала  быть  с  ним  всю  жизнь  рядом  и  не  оставлять  его.  Я  думаю,  он  меня  поймёт».
«Папа,  ты  не  будешь  меня  ругать?»  «За  что?»  «Ты  знаешь,  мне  кажется  я  влюбилась.»  «Ну  и  прекрасно!  Это  естественно,  тебе  скоро 19.  Этого  нужно  было  ожидать».  Папа,  а  ты  не  будешь  обижаться,  если  я  вдруг  выйду  замуж?»  « Что  ты,  я  буду  только  рад,  главное,  чтобы  вы  любили  друг  друга».  «Папа,  я  ещё  ничего  не  знаю.  Мы  ни  разу  не  разговаривали  об  этом,  но  мне  кажется,  что  Аркадий  очень  хороший  человек».  «Дай  бог,  доченька,  чтобы  тебе  повезло».  Встречи  с  Аркадием  были  прекрасными,  выяснилось,  что  у  них  много  общего.  Они  оба  любили  Чехова,  любили  кино  и  живопись,  оперу  и  классическую  музыку.  Разговаривать  с  ним  было  очень  интересно,  расставаться  не  хотелось.
Через  неделю  отец  с  игривой  интонацией  в  голосе  спросил: «Светочка,  а  ты  не  будешь  обижаться,  если  я  вдруг  женюсь?»  «Ой,  папка,  конечно,  нет.  Бабушка  давно  уже  говорит  об  этом.  Главное,  чтобы  эта  женщина  любила  тебя.  Ведь  это  самое  главное».  Папин  взгляд  вдруг    померк: «Конечно,  она  никогда  не  заменит  мне  твоей  мамы,  моей  любимой  Наташеньки,  ведь  скоро15  лет,  как  её  нет  с  нами,  но  эта  женщина  славная,  очень  славная,  и  я  постараюсь,  чтобы  мы  все  были  счастливы».
Это  ещё  одна  история  из  цикла  «Что  запомнилось».
  «