Друзья детства

Валентина Кочубей
               
Когда  ты  уже  на  пороге  глубокой  старости,  всплывают  в  памяти  некоторые  подробности  детства,  как  некий  родник  из  глубины  жизненной  реки  и  хочется   задержать  эти  воспоминания  в  своём  сознании,  насладиться  ещё  раз  тем  состоянием,  когда  ещё  всё  впереди,  когда  не  думаешь  о  том,  что  тебе  ещё  предстоит  в  этой  жизни  сделать,  пережить,  что  беззаботное  состояние  и  дух  свободы  ещё  кажется  осязаемым  и  ничто  тебе  не  мешает  думать,  что  ты  действительно  свободен.  Хотя,  о  какой  свободе  и  беззаботности  может  идти  речь  в  наше – то  время  в  40 –е  годы.  Даже  для  нас,  детей,  в  то  время  это  труд,  труд  и  ещё  раз  труд  и  обязанностей  под  завязку.  Но  тем  не  менее  мы  иногда,  несмотря  ни  на  что,  наслаждались  свободой  и  детскими  играми.  В  маленьком  провинциальном  городке  не  было  театров  и  концертных  залов,  поэтому  нас  воспитывали  немного  родители,  немного  улица  ,  друзья  и  наши  игры.  В  каждой  игре  у  нас  были  свои  правила,  что  можно,  а  чего  делать  не  следует.  Иначе  будет  штрафной  или  разборка,  то  есть  расправа  с  нарушителем.  Мы  играли  в  лапту,  в  чижика,  гоняли  мяч,  как  футболисты  или  в  кругу  играли  в  волейбол.  Если  кто – нибудь  нарушал  наши  неофициальные  правила,  то  начиналось  всё  со  спора  и  крика,  а  заканчивалось  дракой.  Летом,  позабыв  о  распрях,  мчались  все  вместе  на  речку,  на  горячий  песок  и  в  прохладу  нашей  любимой  Берди.  И  до  сих  пор  сохранилось  ощущение  счастья,  когда,  освободившись  от  домашних  дел,  прихватив  бельё  для  полоскания,  бежали  к  реке,  чтобы  окунуться  в  эту  прохладную  чистоту,  и  тогда  мир  казался  прекрасным,  а  жизнь  бесконечной. 
Ещё  во  время  войны,  когда  мне  было   лет  7 – 8  в  нашей  семье  появились  Днепровские:  Самсон  Алексеевич,  Галина  Львовна,  Володя  и  Леночка.  Они  были  эвакуированы  из  Москвы.    Самсон  Алексеевич  был  крупным  специалистом  в  самолётостроении  и  его  направили  на  работу  в  Новосибирск  на  завод  имени  В. Чкалова,  он  привёз  с  собой  семью.  Для  меня  до  сих  пор  остаётся  загадкой,  как  мы  с  ними  познакомились,  как  подружились  на  долгие  годы,  вплоть  до  90 – х,  но  всё  моё  детство  прошло  рядом  с  этими  замечательными  людьми.  Конечно,  это  круто  сказано,  потому  что  приезжали  они  к  нам  в  основном  летом  в  месяц  один  раз,  иногда  - два  раза.  Но  это  всегда  был  праздник,  потому  что  они  привозили  детские  книжки,  кое  что  из  своего  военного  пайка:  сахар,  манку,  печенье.  Всем,  кто  работал  на  оборонном  предприятии,  полагалось  выдавать  кое  что  из  продуктов.  Мы,  конечно,  не  оставались  в  долгу:  у  нас  был  неплохой  огород,  садик  с  кустами  чёрной  смородины  и  малины,  а  рядом  река,  лес,  полный  ягод  и  грибов  - всё  это  радовало  детей  и  взрослых  и  вносило  в  их  жизнь  увлекательное    разнообразие.   Но  дело  не  только  в  этом,  главное,  мы  подружились  с  замечательной  московской  семьёй,  которая  оказала  огромное  влияние  на  моё  воспитание,  на  мою  жизнь.  Я  не  могу  судить  о  том,  как  они  повлияли  на  моего  брата  и  сестру,  но  о  себе  могу  сказать,  что  эти  дети,  с  которыми  я  дружила,  открыли  передо  мной  неведомый  дотоле  мир,  который  я  могла  бы  никогда  не  узнать.  Это  было  настоящее  открытие.  Я  узнала  о  существовании  театров  драматических  и  оперных,  о  филармонии,  о  концертных  залах,  где  звучала  классическая  музыка.
Довольно  часто  я  бывала  в  Новосибирске.  У  Днепровских  перечитала  всю  детскую  библиотеку.  Иногда  я  оставалась  у  них  ночевать.  Как – то  утром  мы  собрались  с  Володей  на  какой – то  детский  фильм.  Пришли  к  кинотеатру  рановато:  в  зал  ещё  не  впускали.  Были  зимние  каникулы,  и  детей    у  кинотеатра  много.  Володю  окружили  соклассники,  они  что – то  рассказывали,  дружно  смеялись.  Мне  стало  скучно,  и  я  пошла  потихоньку  к  дому,  может  быть,  задело  самолюбие:  пришёл  в  кино  со  мной,  а  болтает  с  незнакомыми  мне  детьми.   Когда  стали  впускать  в  зал,  Володя  хватился,  что  меня  нет,  и  побежал  домой.  В  этот  момент  Галина  Львовна  меня  отчитывала:  «Валя,    у  Володи  больное  сердце,  а  он  вынужден  бежать,  чтобы  разыскать  тебя  и  сводить  в  кино»  Мне  было  очень  стыдно.  Я  только  представила,  что  мальчик  из – за  больного  сердца  может  умереть  в  любую  минуту,  а  я  заставила  из – за  своего  каприза  бежать  по  снегу.  Этот  случай  запомнился  мне  на  всю  жизнь,  и  научил  меня  думать  о  последствиях  моих  поступков.  Очень  хороший  урок!    Потом  семья  Днепровских  впервые  познакомила  меня  с  оперным  театром.  Первая  опера,  на  которую  мы  попали,  была  «Царская  невеста».  Я  почти  ничего  не  поняла  и  запомнила  только  то,  как  певица  в  слезах  бросилась  на  декорационную  стену,  и  стена  рухнула.  Дали  занавес.  Через  пару  минут  опера  продолжалась:  кто – то кого – то  ревновал  к  кому – то  -  это  было  выше  моего  понимания,  и  я  ничего  не  запомнила.  Но  когда  мы  посмотрели  балет  П. И.  Чайковского  «Лебединое  озеро»,  я  была  в  восторге  и  даже  запомнила  некоторые  музыкальные  фрагменты,  чем  удивила  старших  Днепровских.  Любовь  к  балету  у  меня  сохранилась  на  всю  жизнь.  Сильное  впечатление  произвела  на  меня  и  опера  М.И.  Глинки  «Руслан  и  Людмила».  Как  только  по  радио  начинала  звучать  увертюра,  я  прилипала  к  репродуктору.   И  ещё,  не  знаю  почему,  я  запомнила  имя  дирижёра  Факторович,  может  быть,  потому,  что  это  имя  было  в  программках?  Кто  знает!  Ну  вот  запомнила  и  всё  тут!  Он  был  эвакуирован  не  то  из  Москвы,  не  то  из  Ленинграда,  пожилой   обаятельный  человек  руководил  большим  оркестром,  и  это  подкупало.  Были  мы  и  на  спектакле  театра  кукол  Сергея  Образцова  смотрели  «Волшебную  лампу  Алладина».  Очень  хорошо  помню,  что  иногда  терялось  ощущение,  что  это  куклы,  казалось,  что  живые  люди.    Очень  хорошее  впечатление.  Так  что  мир  искусства  был  открыт  для  меня  Днепровскими.  И  я  им  за  это  очень  благодарна.  Володя  Днепровский  сейчас  профессор  МГУ (а  может  быть,  уже  и  академик)  Леночка  закончила  консерваторию  по  классу  фортепиано ,  где  работает,  не  знаю.  После  войны  у  Днепровских    родились  ещё  две  девочки:  Людмила,  она  закончила  консерваторию  и  химико – технологический  институт,  живёт  и  работает  на  Кипре.  Мариночка,  самая  младшая,  закончила  консерваторию  по  классу  скрипки,  работала  в  Большом  театре.  Вот  что  такое  Москва!  Галина  Львовна  очень  часто  повторяла: «Валечка,  запомни  жить  нужно  только  в  Москве!»  На  что  Самсон  Алексеевич  парировал: «Не  место  красит  человека,  а  человек  место».  И  тем  не  менее,  я  очень  благодарна  Днепровским  за  первое  приобщение  меня  к  прекрасному.  Потом  я  продолжила  своё  воспитание  в  этом  направлении  под  влиянием  моего  замечательного  мужа,  моего  великолепного  друга  Володи  Кочубея,  раннюю  смерть  которого  я  оплакиваю  своим  истосковавшимся  сердцем.