Вопрос ветерану - 2

Василий Чечель
 Часто слышу вопрос: Почему многие ветераны не любят рассказывать о войне? Один ученик 11-го класса на уроке «патриотического воспитания» такой вопрос сформулировал так: Мой дедушка три года был на войне, дважды ранен,
дошёл до Праги, но на мои вопросы о войне отвечал: «Читай мемуары генералов, смотри фильмы, а больше знать
о ней не обязательно».

 Таких «жалоб» на ветеранов войны я слышал и читал не мало. Я полностью согласен с беспокойством того ученика 11-го класса. Внуку интересно услышать рассказ СВОЕГО дедушки о той войне, по которой он САМ прошёл. Внук хочет гордиться своим дедушкой и рассказывать о нём своим друзьям не фразами с литературы, а говорить: «А мой дедушка при форсировании Днепра ...». Но почему его дедушка, такой весёлый и отзывчивый на любые вопросы внука, отмахивался от вопроса о войне?

 Конечно, отвечая на вопрос внука ветерана войны, я старался оправдать его дедушку. Говорил, что война была довольно тяжёлая, что она оставила в памяти солдата не только радости побед, не только героизм своих товарищей в бою, но и ужасы кровавых сражений, и почти ежедневную потерю друзей. А вспоминать об этом, это значит - испортить себе настроение,
да это ещё и отражается на здоровье пожилого, израненного в молодости человека.

 А что я ещё мог говорить на школьном уроке, на котором принято рассказывать о патриотизме наших солдат, который и обеспечил нашу победу в той войне. Не мог же я говорить о том, что на войне, да ещё на такой кровавой и продолжительной, солдату пришлось видеть много «грязных» поступков ожесточённых войной людей. А такое бывало, как со стороны наступающих, так и со стороны обороняющихся. Да и не только непосредственно в самих сражениях между врагами.

 О чём это я? А вот о чём. Сегодня в теленовостях рассказали о мужике, который при парковке автомобиля так ударил женщину кулаком по лицу, что та упала с потерей сознания и госпитализирована. Видели? А теперь представьте такого мужика на войне с оружием в руках. Представили? А там ведь перед ним не всегда были враги с оружием, а и совсем беззащитные мирные люди, и не всегда он мог быть под контролем командира. А если такой мужик, да ещё и до командира дорос?

 Я думаю, достаточно этого одного примера. И не зря, когда мы перешли границу Германии, нам зачитали приказ Маршала Жукова. В приказе говорилось, что за обиду мирного населения Германии виновные будут строго наказываться вплоть до предания Трибуналу. Да так и было, работы у нашего Трибунала было там достаточно, об этом нас всегда информировало наше командование. Но следует учитывать и то, что нас там было так много, что такие случаи выглядели достаточно редкими.

 Конечно, разговор на эту тему относится к разряду «в узком кругу», но «Проза.ру», я думаю, и является именно таким «кругом». Вот прочитают это десяток моих читателей, а может и меньше, и всё, настоящий «узкий круг».

     Ноябрь 2013