Пятигорск в письмах

Ирина Ионова
10. Жена не бывает без мужа…
 А потому пришло время рассказать о Викторе Александровиче - муже Клары Аполлоновны.
Интересная судьба у Виктора Александровича Кобрина. Он родился 23 мая 1926 года. Его мать Дарья Ильинична Кобрина (в девичестве Русанова), учительница с дореволюционным стажем. Отец, Кобрин Александр Павлович, по профессии агроном. Оба родителя продолжительное время работали в детских учреждениях. Это были школы, колонии, детские распределители и детские дома. Всё это отложило отпечаток на дальнейшую судьбу их сына Виктора, который в 1950 году поступил в Пятигорский педагогический институт.
 
Но вначале была школа и Великая Отечественная война, которая не оставила равнодушными ни одного человека из нашей большой страны. Из воспоминаний Виктора Александровича: «… Учеба в школе не шла, хотелось принять участие в конкретном деле, и такой случай подвернулся. Пятигорский ипподром набирал команду ответственных за эвакуацию высококровных лошадей Ростовского конного завода из Пятигорска в Тбилиси (ноябрь-декабрь 1941 года). Требовались и кон мальчики-ездоки. В эту группу был зачислен и я. Скажу прямо, путь следования был сложнейшим. Зима 41-го была лютой. Наш маршрут проходил через Кабардино-Балкарию, Осетию, Чечню, где уже тогда было неспокойно. Сложным был переход и по Военной – Грузинской дороге с северной стороны Кавказских гор от Владикавказа до Крестового перевала. Достаточно сказать, что высота снежных стен, обрамлявших дорогу, достигала в отдельных местах 5-6 метров. И вот по этой прорезанной заключенными дороге, проходил табун конематок, сопровождавшийся обозом и группой (по тройкам) племенных жеребцов, которыми управляли 15-16-летние парнишки, сидевших на полюбившихся им лошадях на простых  подстилках, без сёдел, которых, к сожалению, просто не было. Эвакуируемая колонна сопровождалась группой охраны»…

Передвижение такой колонны длилось около месяца. «…Весь путь мы прошли без особых происшествий, кроме одного под городом Тбилиси. Прошедший дождь превратил асфальтовое покрытие дороги в скользкую поверхность, и это сыграло пагубную роль». Нарушилось спокойствие в движении табуна,  вызвавшее падение нескольких конематок с тяжелыми последствиями. Пришлось трудно, но к чести табунщиков, ездоков, возникшая ситуация и расстройство в движении колонны были погашены».
Виктор Александрович возвратился домой в Пятигорск 31 декабря 1941 года и сразу же окунулся в учебу, надо было заканчивать школу. Окончив в 1943 году школу, он пошел в армию: «… Можно было пойти в институт»… но я выбрал  именно второй путь.
«… К тому времени многие уже получили похоронки. Без вести пропал отец, погибли дядя Семён Пилюгин, супруг старшей сестры отца Варвары Павловны, двоюродные братья: Борис Русанов (москвич) и Михаил Сундиев из станице Александровской. Из четырнадцати ребят – пятигорчан, которых мы вместе с Олегом Пенкиным проводили в январе 43 года, к осени того же года осталось три человека, в том числе, мой брат Владимир. Все одиннадцать 17-18-летних парней в большей части погибли в тяжелых боях под станицей Крымской при освобождении Северного Кавказа. В составе группы были и мои близкие друзья: Коля Линченко и Витя Перерва. Их имена высечены на памятнике в Новопятигорской средней школе № 3, среди 56 имён учителей и бывших учеников этой школы, погибших в годы Великой Отечественной войны. Это и были реалии войны, одна из жестоких её страниц. А по сему институты были отложены на другие времена».

В январе 1943 года Виктор Кобрин был призван в армию. Службу  он проходил на Дальнем Востоке в Приморском крае.
В 1945 году участвовал в войне с Японией, в освобождении Северной Кореи, «её важнейших морских портов и городов на восточном побережье полуострова: Юкки, Расин, Сейсин, Канко, Гензан (корейские названия: Унги, Начжан, Чжан-чжин, Хын-нам, Вонсан)»…

После армии, закончив с отличием в 1954 году филологический факультет Пятигорского педагогического института, Виктор Александрович был направлен в Новоалександровский район, где проработал в течение шести лет завучем Красно-Червленной семилетней школы; далее – инспектором РОНО и одновременно преподавал в вечерней школе. Избирался депутатом Красно-Червонного сельсовета.
«… До 2001 года работал в системе народного образования, в том числе заведующим Ново-Александровского Рай ОНО и Пятигорского Гор ОНО более 20 лет. В городе Пятигорске проработал 41 год. Заслуженный учитель школы РСФСР, персональный пенсионер Республиканского значения (1987 -1991 гг.)».
«… Участник ряда краевых, Всероссийских, Всесоюзных съездов, многих конференций по проблемам обучения и воспитания молодежи».
«…Депутат Пятигорского городского совета народных депутатов (1969 -1993г.г.). Более 30 лет и до настоящего времени (2007г.) член городского Совета РОСТО –ДОСААФ. Входит в состав Координационного Совета по военно-патриотическому воспитанию молодёжи города и идеологической комиссии Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов (комиссия содействия ОВК)».
Куда бы его не посылала Советская власть, Виктор Александрович справлялся с любой работой. За свою отличную трудовую деятельность он награжден восемнадцатью правительственными наградами.
От себя скажу, что этот человек из той породы, которая не может сидеть на месте без дела. В свои восемьдесят семь он по-прежнему в кругу друзей и единомышленников.
В последние годы он написал следующие книги:
1. «Этих дней не смолкнет слава», 147с. с илл.; Пятигорск, 2006г.
2. «Пятигорск: школы, годы, люди» А.Б. Абгдасарян, В.А. Кобрин, О.Н. Неженцева, В.А. Хачиков; 362 с. с илл.; Ростов – на-Дону; Фолиант; 2006
3. «Дорогой жизни, поиска, труда» (Автобиографическая повесть) кн. 1; 121 с. с илл. Пятигорск, 2008;
4. «Дорогой жизни, поиска, труда» (Автобиографическая повесть) кн. 2; 216 с. с илл. Пятигорск, 2008;
5. «Они были первыми»; 164 с. с илл. Пятигорск, 2010.
6. «Родословная ветвь нашей семьи» (XIX – XXI века); 198 с. с илл.; Пятигорск, 2011;

В данное время Виктор Александрович трудится над ещё одной книгой, посвященной ветеранам войны 1941- 45 гг. города Пятигорска
 «Жизнь пролетела как один день», говоря словами Виктора Александровича, я отмечу, что и сейчас он полон сил и пишет очередную книгу о тех, кто защищал в войну родной город Пятигорск.
Моя дружба с этим замечательным человеком сложилась не сразу. Но с каждой новой поездкой в Пятигорск я с нетерпением жду новой встречи с Виктором Александровичем. Мы подолгу с ним беседуем, спорим, но в итоге приходим к общему мнению.


11.  Мы с Володей пробыли в Пятигорске десять дней. Десять дней полных прогулок по достопримечательностям Пятигорска, Кисловодска, Железноводска и Ессентуков. Нас многое удивляло, нравилось и казалось, что мы будем приезжать сюда ещё не раз. В тот год мы отмечали двадцати-пятилетие  совместной жизни и мечтали, что следующие года будут намного счастливей, чем прошлые.
Семья тётушки устроила нам большой праздник и одарила нас замечательными подарками.
На прощание я подарила ей стихотворение, написанное здесь же, у накрытого стола:
Я вернусь сюда, однажды,
Вновь войду я в этот дом.
Встречу тетушку родную
С взглядом добрых, карих глаз.
Сяду рядом близко-близко,
Посмотрю я ей в глаза,
И от счастья встречи нашей
Закружится голова.

Я вернусь сюда однажды,
Вновь дойду до Машука,
Выпью голубой водицы,
И воспряну на века.
Посмотрю на город древний
Со скалы, что у Орла,
Вспомню маму, что когда-то
Привела меня сюда…

Я вернусь сюда,
Вы верьте!
Вновь накроем длинный стол,
Выпьем «Вермут»,
Вспоминая
тех,
Кто жизнь нам эту дал...
               

12. 
Наташа, Наталья Викторовна Кобрина родилась 5 июня 1956 года. А стали мы подругами, когда мне подходило к шестнадцати.
Какой она была в детстве? Любила пасмурными вечерами сидеть где-нибудь в тишине большой квартиры читать или выводить шариковой ручкой обаятельные женские головки и девичьи фигурки в старинных платьях с шлейфом, молодых людей во фраках . Но что странно!  В каждом рисунке можно было заметить свои характерные черты портретного сходства с тем или иным персонажем произведения, которое она в тот момент читала.
Позже, Наташа вспоминая своё детство, рассказывала мне:
«Мы с подругами устраивали театральные представления и концерты на улице, перед своими родителями и соседями. Для этого мы рисовали для них бесплатные входные билеты, строча швейной машинкой, сбоку, «контроль».
Три палки, легкое одеяло на них и мы за ним. Помню, как перед спектаклем «Золушка» я стащила у мамы на кухне алюминиевую кастрюлю, в которую, не помню кто, бил 12 раз, а я - золушка - убегала с бала. Потом мне было жалко смотреть на маму и на неровное дно кастрюли со следами "набата дворцовых часов", которые так и остались надолго на дне кастрюли.
Мы любили фильмы, музыку - мы жили этим. Писали песенники, вклеивали туда фото из журналов. Отсюда и это хобби - альбомы с фото актеров. Кино, театр - это мечта, которая так и осталась в том далеком детстве. Мы часами слушали заезженную пластинку Робертино Лоретти и были влюблены в этого мальчика. Обожали Мерей Матью, Сальваторе Адамо (кстати, спустя много лет моя школьная подруга Таня принимала участие в концерте, где он пел  и сфотографировала его, а потом прислала мне его фотографию).

  …А еще, мне припоминается большая коллекция фотоснимков советских актеров кино, которая была в то время у Наташаи. В те давние годы очень многие девочки  увлекались сбором таких  фотографий. Правда, меня этот вид коллекционирования не коснулся.
После окончания школы Наташа поступила в Ставропольский технологический институт по специальности технолог общественного питания и окончив его, она проработала в этой сфере без малого двадцать лет.
Наташа – добрый и отзывчивый человек, любит опекать родственников и подруг и часто, вспоминая бабушку Валентину Ивановну, повторяет: «Мне это передалось от бабы Вали».
Мать Тереза – так в шутку называют её в семье.
 В данное время Наташа находится на пенсии, но у неё растёт сын Олег  – ещё один продолжатель рода Кобриных. И дай Бог, ему достичь всего того, о чем он мечтает!
 


13.
Саша.  Александр Кобрин – младший брат Наташи.
Его большие серые глаза всегда смотрели  так внимательно, словно он пытался распознать тебя с одного взгляда, определить, кем ты будешь для него: друг или враг?
 Непоседа, почемучка и большой выдумщик, - таким он был в детстве. Он был долгожданным сыном и потому его любили, баловали и гордились им.
Он никогда не давал нам с Наташей спокойно поговорить. Как  только мы пытались уединиться, он тут же оказывался возле нас: с громким криком он сваливался на нас откуда-то сверху или наоборот, вылезал из-под стола с диким криком индейца. Саша не мог ни одной минуты провести в одиночестве, если рядом оказывались мы с сестрой. По всей видимости, мы были для него «игрушками». А наш визг, смех и смешливая борьба с ним, Сашу только забавляла и давала ему повод вновь прицепиться к нам.
Сейчас Александр Викторович довольно серьёзный человек. Прежде всего, отец двух детей: Насти, которой исполнилось в этом году – 13 лет, и Никитка – её младший брат, такой же любознательный и непоседа как его отец в детстве.
В профессиональном значении можно сказать, что он продолжил стезю родителей. «… Александр, инженер по эксплуатации транспорта, преподаватель городского колледжа, позже межшкольного учебного комбината (МУК)… Его жена Кобрина Наталия Викторовна (круглая тёзка сестры Александра), учительница начальных классов средней школы...».
Кем будут их дети, покажет жизнь.
(продолжение следует)