О семье и браке и не только

Веруня
    
Посвящаю всем, кто учился в моей школе: до меня, со мной, после - всем...

   О СЕМЬЕ И БРАКЕ И НЕ ТОЛЬКО


1968год.  Сто седьмая школа родного города Харькова.  Начало марта. Я в выпускном классе. Еще несколько месяцев и закроются за нами двери любимой школы, а пока что на повестке дня прилежная  учёба и борьба с кражами в раздевалке.
 
     В  нашем трёхэтажном здании  раздевалка находилась в бомбоубежище. В те далёкие теперь годы я не задумывалась над тем, кто  выстроил   подземный бункер с  тяжеленными дверьми.  Если бы их закрыли  наглухо, задраили,  то помещение напомнило бы подводную лодку. Конечно, о подводниках   я  знала из   фильмов.   

    Бомбоубежище было разделено на несколько  частей. Каждый класс знал своё место.  Имелась и отдельная  раздевалка для  учителей.

    Существовало два основных выхода: одним пользовались, чтоб  скоро попасть в классы, другим - в школьный двор.

    В зимнее время после окончания занятий  нас часто  поджидали  там мальчишки со снежками. Их неожиданные атаки всегда  оказывались  болезненно-неприятными. 

   В нашей будущей раздевалке  сначала располагался немецкий штаб,а потом, после второго освобождения города, 23 августа 1943года, советский.

   Я родилась   22июня,   к  счастью,   через десять лет после начала войны.   Но рассказы соседей, переживших оккупацию -  наш  двор плавно  переходил в школьный -  засели в голове и порой проявлялись  в тревожных   снах. А снилось почти всегда одно и то же: я видела, как на нашей веранде из  маленькой кладовой   появлялись, один за другим, фашисты в касках, в чёрных кожаных куртках, мотоциклетных очках и при оружии. И их было настолько много, и все они  до такой степени выглядели устрашающе, что  я всегда  просыпалась с бьющимся сердцем. Придя в себя, радовалась: это всего лишь сон!
С некоторых пор в раздевалках  начались  кражи: мелкие и крупные, вплоть до воровства оставленной зимней  обуви и верхней одежды.
 
      Старшеклассников обязали по двое дежурить с утра и до вечера. Подошла и моя очередь в марте. Моей напарницей стала одноклассница Ирина, худенькая черноволосая девушка.
 
    Задолго до этого дня мы с Иринкой обговаривали меню обеда: решили принести  из дома всё самое вкусное, в чём и преуспели. Помнятся и апельсины, и конфеты, и ранние помидоры, и солёная рыбка, и любимая мной  колбаса "Сервилат". Мама покупала  её на Дмитриевской в мясном магазине. В те годы, по желанию покупателя, колбасу ещё и тонко нарезали.

    В общем-то  поставленную перед собой задачу мы выполнили  - праздничный набор продуктов  себе обеспечили.

    С утра  честно выполняли свой долг.  Обошлось без происшествий.  Дома не позавтракали  - предвкушали обед. Мы не были любительницами поесть, но от "вкусненького" не отказывались. К весёлой  трапезе предполагалось приступить после того, как   первая смена отучится,  а  вторая приступит  к учёбе.
   
   Но жизнь -  коварная штука, она часто   вносит свои поправки  в   даже самые продуманные планы. В тот день учитель истории Всеволод Яковлевич, он же и заведующий по воспитательной части, задумал прочесть в нашем классе свою коронную лекцию под названием" О семье и браке". Он считал её чрезвычайно полезной для наших пустых голов. 

   Я же - абсолютно бесполезной: в моём дворе, где я была младшей,  его лекцию слышали все, ранее закончившие учёбу. Я знала её наизусть: обычные слова без всяких примеров.   
    
   Всеволоду Яковлевичу нужно было сто процентное присутствие, и он заставил нас оставить  свои вещи и покинуть боевой пост. Ключи мы передали  учительнице первоклашек.

   Промаявшись несколько часов, мы вернулись ... к пепелищу. Нас ограбили! Унесли не только будущий обед, но и те небольшие деньги, которыми мы владели.

   Эта история произошла  давно. Так давно, что иной раз я сомневаюсь, было ли! Но память периодически возвращает меня в тот  день, когда  огорчение наше не имело пределов.

   На протяжении всей моей последующей жизни словосочетание "Семья и брак", вызывая широкую улыбку,   всегда ассоциируется с  неудачным дежурством, учителем, урчанием в голодных животах, незаслуженной обидой...

   06.11.13