Ангелика Кауфман - муза галантного века. трилогия

Елена Грислис
Часть 1.

                АНГЕЛИКА КАУФМАН. УЧЕНИЧЕСТВО.

               
                Портрет…  как зеркало парит
                Над пестротой людских желаний,
                А кроткий  и  спокойный  вид
                Не  выдаёт души терзаний.
                Е.Грислис.

 ПРЕДИСЛОВИЕ

           АНГЕЛИКА  КАУФМАН...  С автопортрета на зрителя смотрит  одухотворённое и скромное лицо женщины, тронутое едва заметной  улыбкой. Запечатленная на картине молодая элегантная дама в декольтированном платье, в шляпе с шелковым бантом по моде того времени, с легко рассыпавшимися по плечам кудрями - женщина незаурядной судьбы.  Казалось, её имя было забыто, и я,  ещё несколько дней назад  почти ничего не знала о ней.  Но как-то мне понадобилась художественная иллюстрация к моему поэтическому произведению «Суд Париса» и я начала подыскивать. Ага, вот титанически роскошный Рубенс... Нет, не то! Душа ждала какого–то умиротворения красотой и помимо моей воли искала  в мировой сети только то, что ей было в тот момент необходимо.
 
           Та картина, которая мне понравилась, так и называлась "Суд Париса" и  принадлежала она художнице с такой родной для меня фамилией - Кауфман.  И  произошло сие ровно в день рождения оной, то есть 30 октября с.г.  Дело в том, что я сама по линии матери своего отца из одноимённого рода. Моя бабушка Шарлотта Амалия Кауфман прямой отпрыск старинного немецкого рода, который когда-то приехал в рыцарскую резиденцию  г. Бауска (Латвия), кажется, из Ганновера.  Конечно, я понимала, что эта фамилия очень распространённая,  особенно в Европе, но тем не менее  это обстоятельство меня крайне обрадовало, согрев душу.
 
          Я начала разбираться и выяснила, что в прошлые времена Западная Европа и Россия  были определённо неравнодушны к  творчеству  Ангелики Кауфман. Репродукции  её  картин  встречались гораздо реже наверно потому,  что её имя никогда не ставилось в один ряд с великими художниками. Но как  оказалось, оно вовсе не утеряно  во времени!  Ведь из числа автопортретов знаменитых художников, хранящихся во всемирной галерее Уффицы, был и есть только один  женский и  принадлежал он именно ей,  Ангелике Кауфман — знаменитой немецкой художнице и графику,  члену Академии  Св. Луки в Риме (1765 г.), Французской Королевской академии (1768 г.), Английской академии художеств (1768 г.), Венецианской академии. Картины же Ангелики  Кауфман, выполненные  в стиле классицизма, благодаря интернету, можно было теперь подробно и  разглядывать, и анализировать.

                Ангелика Кауфман жила, творила и умерла в Галантном  веке. «Галантный век» (фр. Fites galantes) — условное обозначение периода Ancien Rigime, который пришёл на смену «великому веку» Людовика XIV. Охватывает временной отрезок с 1715 по 1770-е годы, т.е. всё время правления Людовика XV. Некоторые авторы продлевают его до самого начала Великой Французской революции (1789). Легкая, грациозная и утончённая галантность стала основной эстетической составляющей этого времени, перейдя из пышных и строгих зал Людовика XIV  в маленькие салоны и будуары. Образцом для подражания выступал правитель — король, курфюрст, герцог. Под галантностью подразумевалась поклонение женской красоте, своеобразное «служение» даме, исполнение всех её желаний и капризов. Считалось хорошим тоном содержать фаворитку, давать в её честь балы, концерты и маскарады. «Галантный кавалер» и «галантная дама» продумывали каждый свой жест, взгляд, слово до мелочей. Это особенно ярко проявилось в эпоху рококо (20-е годы XVIII в.). Стиль рококо своей вычурностью напоминал  барокко, но отличается от него легкостью, изящностью, асимметричностью, изысканностью тонов и полутонов.  В  быстротечности бытия ценились различные оттенки: недомолвки и иносказания и, одновременно, неожиданная "вспышка" счастливого мгновения.

         "Галантность" охватила все сферы культуры: литературу, искусство и быт. Она присутствовала не только в прекрасных стихах, изящной словесности и в красивых выражениях, то есть в произведениях чистого духа, её искали в оружии и в мебели, в упражнениях и играх, в удовольствиях и наслаждениях. Она стала стилем и образом жизни.   На подмостках ставились «галантные" спектакли и балеты. Играла она и живописью, подчинив её  любви и наслаждениям: возник целый жанр — «галантная сцена».  В быту вместе с кофе и чаем пришли с Востока глубокие диваны и мягкие, располагающие к лени подушки, а также удобные кресла и занавесы,  затеняющие  свет и создающие полумрак в  золотистых   будуарах. Впоследствии этот стиль жизни послужил основой для дендизма.


         Ангелику Кауфман называли музой поэтов и художников галантного века. Ведь её талант был божественным. Но принадлежала ли она сама к разряду "галантных дам"? Скажем так, ничто человеческое ей было не чуждо, но она всегда остро ощущала своё основное призвание, ни разу не изменив намеченному  пути. Она была, прежде всего, неистовой труженницей.  Это  о ней  великий немецкий поэт И.-В.Гете сказал: «Её глаза так умны, её знание механизма искусства так велико, её чувство прекрасного столь глубоко, а она остается так непостижимо скромна...»   У меня же, глядя на неё, полились строки…
                Почему  же она так грустна?
                Чем печальный сей взгляд  очарован?
                Или путь её столь околдован,
                Что не знала  ни ночи, ни сна.

      Об этой и других тайнах подробно расскажут намного позже.  Почти через 30 лет после её смерти Леоном де Вайи  будет написана и издана в Париже и Брюсселе на французском языке книга под названием  «Ангелика Кауфман».  Один  из самых трагических моментов её биографии лёг в основу драмы В. Гюго «Рюи Блаз». Причина кроется в её женской судьбе,  похожей на  печальную повесть, над которой  можно лить и лить слёзы.         
             Чем же судьба  одной из самых знаменитый женщин своего времени была так примечательна и трагична?  Обнаруживалось ли это с самых ранних лет?


1) РАННИЙ  ВЫБОР

          Начнём с того, что Ангелика родилась  30 октября 1741г. в маленьком швейцарском городке Кур (Хур) в семье небогатого немецкого художника  Иоганна Иосифа  Кауфман.  Сейчас её , немку по национальности, называют то французской, то швейцарской, то австро-венгерской(или австрийской), иногда итальянской или даже английской художницей. Дело в том , что её биография пролегала через ряд европейских стран, ибо отец был склонен к перемене мест.

         Уже через 11 месяцев  после рождения  её семья перебралась в Италию, где Иоганн Кауфман,  переезжая из города в гoрод, расписывал небольшие церкви и делал заказные портреты. Отец  и станет для маленькой Ангелики   первым и единственным  учителем рисования.  С шести лет Ангелика прилежно училась, причём не только живописи, но и преуспевала знании языков, в музыке и поэзии.  Постепенно девочка   в поездках с отцом по Италии увлеклась живописью и  в девять лет уже пробовала писать маслом, а в одиннадцать — исполнила в технике пастели первый заказной портрет епископа Наврони.

         Пастель – одна из самых красивых, но и самая хрупкая из графических и живописных техник. Пастель была изобретена во Франции  в XV веке  путем добавления к мелу пигментов и жиров. Она была очень уязвима при хранении: чувствительна к неосторожным прикосновениям и легко стиралась. Исполненные в этой технике произведения столь нежны и сыпучи, что не допускают частого экспонирования, связанного с перевозками. И поэтому портреты, как правило, изготавливались художниками тут же - на месте. Нужно отметить, что истоки пастельного портрета — во Франции, в XVIII веке и даже ранее. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона читаем: «Кому принадлежит изобретение этого рода живописи — неизвестно, но в Луврской галерее хранится пастель, портрет старушки монахини, рисованный Дюмутье (отцом) в 1615 г.»

         Так вот маленькая Ангелика Кауфман рисовала мелками, то есть пастелью.  Часто с папкой рисунков она появлялась у ворот богатых особняков, чтобы продать свои работы и помочь деньгами семье.
                Не могла ни мечтать, ни дремать,
                Всё рисуя портреты вельмож.
                Получая опять и опять
                Небольшой, но спасительный грош.

  Путешествия с отцом  по Австро-Венгерской империи стали  привычными для Ангелики с раннего детства. И  вот уже В 1754г. Кауфманы переезжают  в Милан, и вскоре дворцовая знать выстраивается в очередь, чтобы заказать у юной художницы свои портреты. 

           Что же она рисовала в свой ранний творческий период? То, что считалось модным в галантном веке, в котором она жила. А именно,  на своих картинах она изображала  кукольных красавиц, которые  в виде пастушек располагались на лоне природы или в уютных золотых будуарах.  В технике «сухой» пастели широко использовался приём «растушёвки», что придавало эффект мягких переходов и нежности цвета. Ранняя слава и востребованность шли рука об руку с поистине каторжной работой.


2)ПЕРВАЯ  ЛЮБОВЬ

          Но как и многие, Ангелика Кауфман с юности не раз стояла перед жизненным выбором.  Да, читатель, ты угадал. Это была любовь. Странствуя по свету, но ведя замкнутый образ жизни из за запретов отца, Ангелика всё таки умудрилась познакомиться с молодым музыкантом, которого полюбила душой.
                Ангелика  взрослела в трудах.
                Но любовь  вдруг явилась, как  смех,
                Осветив  лик, витавший в мечтах,
                Душу, чуждую праздных  утех.


Но юноша начал склонять её, обладавшую редким по красоте голосом к певческой карьере.
Таким образом, Ангелика  оказалась между двух муз — Музыкой  и Живописью. Но парень просил её еще об одном...  тогда невозможном.  Он настаивал на том, чтобы она рассталась со своим деспотом отцом и разделила свою судьбу с ним. Ангелика вынуждена была обратиться к духовнику. По его совету она  пошла по изначальному пути и продолжала жить под родительским кровом.
                Бедный юноша, право, не знал,
                Как  берёг её  Бог...  и сполна:
                Сам Орфей предложил ей  вокал...
                Но не стала певицей она!
               

         От дней же её первой влюблённости  осталась картина, на которой изображён Орфей, пытающийся увести Эвридику из Ада. Черты навсегда покинутого любимого она придала своему живописному герою.
                Ей отпущен другой был удел.
                Ждал Миланский дворец   и успех.
                А Орфей – тот безусый пострел -
                На холсте лишь замаливал "грех"!


Есть и ещё одно полотно: сама Ангелика между двух муз — Музыки и Живописи, обе зовут её, но она склоняется ко второй.
               
                Так не сложится жизни союз,
                Хоть любила душою певца.
                На картине  ж царит между  Муз,
                Не предав свою кисть до конца.
               
               

             Вскоре слава молодой художницы долетела до Миланского дворца, куда она и была приглашена. Двор был пленён мастерством Ангелики, желающие занимали очередь, чтобы заказать у неё портрет. В одном из путеводителей отмечалось: « Девушка, упоённая поклонением и славой, с успехом воспроизводила поверхностный и модный в то время стиль блестящего французского двора, работая с пастелью. Пастушье платье — писк сезона, атласные туфельки, шляпа с лентами на напудренном парике, куколка, окружённая массой поклонников — вот портрет Анжелики того времени».

                Вот она – эта куколка грёз.
                Паричком белокурым трясёт.
                Век галантный - ЕЁ... и всерьёз:
                Дева в шляпе, как клумба, цветёт!

                О настоящем признании её таланта   можно судить по тому, что юной Кауфман, единственной из женщин, разрешили копировать произведения великих мастеров в Миланской галерее.


                3) УРОКИ ВИНКЕЛЬМАНА: АНТИЧНОСТЬ И КЛАССИЦИЗМ

       В 1757г. умерла мать  Ангелики и  отец увёз дочь к себе на родину в Шванценберг (территория нынешней Австрии). Но здесь никто не интересовался галантными картинами, и Ангелика исполнила фрески для приходской церкви. Затем она работала при дворе графа Монфорта, и работа эта была отдохновенной и весёлой.  А  в 1763г. вместе с отцом переехала в Рим, где попала в художественную среду, увлеченную античностью. Именно с этого времени Ангелика начинает идти по пути классицизма в живописи.

           Известно, что Классицизм – художественный стиль в западноевропейском искусстве XVII - нач. XIX века и в русском XVIII - нач. XIX, обращавшийся к античному наследию как к идеалу для подражания. Он проявился в архитектуре, скульптуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве. Художники-классицисты считали античность высшим достижением и сделали ее своим эталоном в искусстве, которому стремились подражать. Со временем переродился в академизм. 
               
         На  формирование дарования Ангелики в этом направлении огромное влияние  оказал известный немецкий ученый-археолог и историк искусства И. И. Винкельман,  научный авторитет которого в Европе  в то время был очень высок. Его находки при раскопках в Помпеях и Геркулануме открыли перед восхищенной девушкой античное искусство и и данное совершило переворот в её художественном  мировоззрении в сторону классицизма.
               
                Из Милана приехала в Рим .
                Так хотелось  признанья  и благ!
                Её встретил  причудливый ним,
                С древним  свитком в  учёных руках.
               
                Это был  Иоганн  Винкельман  -
                Археолог,  культур полиглот.
                Ангелика,  пройдя  много стран,
                Классицизма прияла полёт.

        Пик её творчества  приходится на 1763-64 годы, когда из под её кисти выходят такие  масштабные и восхитительные полотна на античные и религиозные сюжеты, как «Дионис и Ариадна, покинутая Тесеем на острове Наксос», «Волумния и Ветурия перед Кориоланом», «Обручение святой Екатерины». За таким началом последует и грандиозное продолжение, растянувшееся на годы.

                И могучей античной рекой
                Полились откровенья на холст:
                Афродита,  Парис молодой
                И... Елены краса в полный рост!

              Благодарная Ангелика выполнила несколько портретов   Винкельмана, из которых более тонким и психологичным является  Парадный портрет  (1764 г.).  Сам же он  так напишет в воспоминаниях об этом периоде: «Мой портрет для одного друга сделан исключительной личностью, одной немецкой художницей. Она очень сильна в портретах. Девушку привез её отец, тоже художник, еще очень юной в Италию, отчего она говорит по-итальянски так же хорошо, как по-немецки, хотя на последнем языке она говорит так, как если бы родилась в Саксонии. Она говорит также хорошо по-французски и по-английски, благодаря чему пишет всех англичан, приезжающих в Рим. Её можно назвать красивой, и она поет, как наши лучшие виртуозы.   Ее  имя — Анжелика  Кауфман».

                Из Рима Ангелика едет в Болонью и Венецию. Это последняя фаза ее ученичества, за которой начинается уже вполне  самостоятельная  творческая  работа. Ангелика Кауфманн одна из немногих женщин, которая обрела славу художника рано и навсегда. В 21 год она уже была членом флорентийской Академии Художеств. Полное профессиональное признание Кауфман получила в 1765г., когда в 24 года была принята в члены Академии Св. Луки в Риме, а спустя три года — Французской Королевской академии.
Таковы были первые шаги в искусстве Ангелики Кауфман. Как в сказке!

(Продолжение следует)http://www.proza.ru/2013/11/06/400


____________________________________

На иллюстрации (монтаж) представлены портреты художницы (слева направо):
Ангелика Кауфман "Автопортрет" Между 1780 - 1785 ,холст, масло. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Портрет женщины в костюме вестфалки. 1785, холст, масло. Дрезденская картинная галлерея
Портрет Антонио Дзукки. 1781, холст, масло. Портрет находится в частном собрании. Это муж художницы - веницианский художник и гравёр.

А также, читатель может посмотреть  на страницах с моим стихотворением "Суд Париса" великолепные репродукции картин  художницы Ангелики Кауфман   http://www.stihi.ru/2011/06/21/5634
 http://www.proza.ru/2013/10/30/2072

*
Имя Ангелика в воспоминаниях и некоторых источниках произносится -АнЖелика. Так что я прошу уважаемых читателей узнать, что это не описка. - прим. автора.

Весталка - жрица храма Весты (греч. - Гестии), римской богини огня, который горит в очаге. Одной из обязанностей весталки было хранить алтарный огонь в храме и следить, чтобы он никогда не гас. Они присягали блюсти строжайший обет целомудрия; нарушение обета каралось погребением заживо. - прим. автора.