Женщины. Лоскутки. 030. Зоя

Сергей Горцев
 


    … Я сижу за старым круглым столом со светлой скатертью с вышитыми на ней крупными цветами. В углу на тумбочке большой радиоприёмник «Балтика». Точно такой  часто слушал в детстве. Надо мной, почти касаясь головы, висит  большой красный абажур. В квартире тепло и уютно…. Хозяйка наливает мне в большую чашку чай с травами. Из чашки идёт пар, распространяя по комнате чудный запах… Рядом моё любимое  густое малиновое варенье и овсяное печенье.

С соседкой по лестничной площадке мы встречаемся не часто. Это пожилая, худощавая, энергичная женщина с чуть желтоватым лицом, внимательными и добрыми глазами. Гладкие седые волосы слегка подкрашены. Зовут её Зоя Дмитриевна. Сегодня она попросила  починить телевизор. Всё оказалось очень просто -  надо было просто заменить батарейки  в  пульте.

 Мы  чаёвничаем уже полчаса. При этом она неторопливо  рассказывает, я внимательно слушаю.

- … До войны мы работали учителями: я – географ, а мой муж Ваня преподавал  химию. Вы не поверите, Серёжа, учительствовать я начала  в четырнадцать  лет. Эта профессия была моей самой заветной мечтой. Еще учась в шестом классе, замещала учительницу третьеклашек. Позже участвовала в ликвидации безграмотности – собирались  взрослые  женщины, и я, девчушка, учила их…

-  А можете рассказать, как  познакомились с мужем ?  – спросил я,  поддерживая  разговор.

-  Конечно. Ивана Ивановича  прислали к нам в школу директором, хотя он ещё учился на пятом курсе института. Тогда это можно было. Я в него влюбилась с первого взгляда – умный, добрый, честный, трудолюбивый, красивый, высокий, галантный… Представляете, Серёжа, мы поженились после трех недель знакомства! Ваня пришел ко мне (я жила в маленькой комнатке - кровать, стол и стул, больше не было ничего) и говорит: «Зоя, все ведь видят, что мы с тобой встречаемся. Пойдем регистрироваться!»  А  мне тогда всего-то семнадцать  было. Ванюша меня оберегал, лелеял, ценил. Часто  говорил, что лучше меня нет никого на всем белом свете!  Вскоре родился сын... Потом война.  20 июня 1941 года в школе отзвенел последний звонок, муж запряг лошадь, и я отправилась за сынишкой, который до этого у моей матери был.

Зоя Дмитриевна осторожно отхлебнула из своей чашки и продолжила:

- … Уже возвращаемся, пять километров до дома не доехали…  Вижу – навстречу Ваня идет. Сердце внутри оборвалось: точно, думаю, что-нибудь со свекровью случилось!

 - Зоя, война началась! Немцы границу перешли, Киев бомбят! - впопыхах сообщает он мне.

Признаюсь, эта весть  поначалу меня  не тронула.  Думаю, - неужели наши войска немцев-то на границе не побьют? … А потом моего Ванюшу и еще нескольких учителей забрали на фронт. Мы плакали, провожая их, но верили, что все  вернутся живыми - здоровыми. Супруга отправили в Курскую область - там собирали химиков со всей страны.   Предполагали,  что вскоре начнется химическая война.  Последнее письмо пришло от него в начале октября сорок первого: « Я подал заявление и ухожу на передовую »  Что с ним стало, как он погиб, где похоронен – не знаю до сих пор.  Считается пропавшим без вести.  Не раз писала в архивное бюро, мне приходил ответ, дескать, сообщений из воинской части мужа  не поступало.

Женщина  стала  задумчиво мешать  ложкой чай. Выждав паузу, я спросил:

- Скажите, прошло уже столько лет…  Как Вы теперь относитесь  к  фашистам?  Время ничего не поменяло?

 - Знаете, Серёжа, до сих пор перед глазами, как немецкие танки раздавили бабушку с двумя малолетними внуками… Никогда не забуду дорогу от Вязьмы до Смоленска, по которой немцы гнали военнопленных в конце сорок первого. Наши ребята, голодные и в рваных одеждах, еле передвигали ноги, обессиленные падали, друг друга пытаясь поднять… А тех, кто встать не мог, гитлеровцы тут же расстреливали. Женщины по краям дороги умоляли пощадить их мужей: «Отдай, батька, не губи… Это мой!..» Но фашистам жалко никого не было. Так вот, вся эта дорога была устлана телами советских солдат. ..  Почему мне так врезалась в память эта дорога? Да мужа своего я там среди трупов искала…  И как после такого относиться к фашистам, как забыть? Мужу  и двадцати пяти не исполнилось, как он пропал. Вместе  прожили почти пять лет. Я осталась одна с маленьким сынишкой на руках… Давайте я  покажу Вам альбом – там есть его фотокарточка.

Хозяйка встала из-за  стола и неторопливо, чуть задыхаясь и шаркая тапочками, принесла мне большой старый альбом с коричневой обложкой. У моих родителей был точно такой же. Несколько минут мы рассматривали старые,  иногда  выцветшие,  фотографии…

-  Так вот, Серёжа, тридцать  лет я ждала Ванюшу, жила его любовью, верила, что он постучится в мою дверь. Надеялась, что попал в плен,  и удалось сбежать. За это время несколько раз предлагали замуж. Отказывала.  Только ближе к шестидесяти годам решилась выйти замуж второй раз. С  Николаем Семеновичем свел нас  общий знакомый. Встретился с нами и говорит: «Чего это вы двое ходите по одному, давайте-ка вместе!» И буквально через три или четыре дня Николай мне позвонил.  Мы встретились, поговорили и решили расписаться. До его смерти мы прожили вместе больше  двадцати   лет..  И всё это время я поддерживала связь с роднёй первого мужа.  Коля не был против, понимал, что в душе я еще жду Ваню… 

- Скажите,  наверное, Вы невольно сравнивали в мыслях своих мужей? – осторожно спросил я.

- Нет, что Вы!  Это два разных чувства… Потом, от Ванюши ведь родила сына… Совершенно   несравнимые   вещи…

Неожиданно раздался звонок в дверь. Хозяйка засуетилась и с улыбкой пояснила

- Извините, это ко мне. Балую себя -  два раза в месяц  ко мне приходят делать маникюр и укладку. Женщина всегда должна оставаться женщиной. В любой ситуации.  Правда,  ведь?

     Мы  попрощались.  Покидая квартиру, я нагнулся и поцеловал Зою Дмитриевну в щёку.

… Через неделю моей  соседке  исполнилось  девяносто три  года.

 



Слушать -



ноябрь 2013





пс Миниатюра написана на основе реальных фактов жизни Зои Дмитриевны Шведовой.
Кандидат педагогических наук, доцент. Депутат Верховного Совета РСФСР (1947—1955 гг.) двух созывов. Активная участница партизанского движения. За мужество и героизм, проявленные в боях с врагом, награждена орденами Ленина (1942 г.), Отечественной войны II степени (1985 г.), медалью «Партизану Отечественной войны» I степени. В 1949 г. окончила географический факультет МГПИ, в 1967 г.— аспирантуру НИИ педагогики АПН РСФСР. Избиралась в руководящие комсомольские органы района, области. Награждена орденом Трудового Красного Знамени, медалями.
Умерла 25.10.13 в возрасте 95 лет...




Предыдущий Лоскуток 029 - http://www.proza.ru/2013/10/18/873