Стартрек - это не Звёздный путь, часть II

Лек Хельги
Часть II

Если учитывать содержание серии TOS'а "Космическое семя" и фильма "Гнев Хана", то для нового фильма по этой идее название "Star Trek Into Darkness" выбрано удачно. Я бы на русский язык его перевёл так: "Звёздный путь через тьму". Я не уверен подразумевали ли авторы именно такое значение (дословный перевод "Звёздный путь во тьму"), но в таком случае название говорит о концептуальном содержании: прежде чем достичь поцветания человечеству пришлось пройти период хаоса и разрушений. Но вернёмся к самому фильму.

Чтобы понять зачем сценаристам пришлось переиначивать историю про Хана, посмотрим на условия возникновения 12-го фильма по "Звёздному пути". Поскольку студией Paramount Pictures, владеющей правами на "Star Trek", было принято решение перезапустить/возродить франшизу - непосредственно продолжать любой из старых сериалов, тем более на большом экране, было коммерчески уже невыгодно, и т.к. первый фильм в перезапуске показал достаточную успешность, появление второго фильма стало предрешено. И тут уже, есть на то подходящие идеи или нет, новый фильм "Star Trek" должен быть.

А когда расчёт соприкасается с творчеством - сразу же теряется изрядная доля идейности. Идеи-то нет, её нужно придумывать под расчёт, а это ой как непросто. В итоге сценаристам ничего не осталось, кроме как обратиться к одному из самых известных мотивов в TOS'е (если под него был даже снят отдельный фильм - "Гнев Хана") и заняться его переиначиванием... Своих-то идей под "Star Trek" не оказалось... Таких, которые могли бы лечь в основу сюжета нового фильма и сделать его успешным. Всё бы ничего, но Стар Трек как идейная научная фантастика плохо подходит под пересьёмку сюжетов, это не кино-комикс где легко всё представить в новых ракурсах. Стар Трек можно переснять, но это уже будет не Стар Трек. И получилось у авторов что-то в духе прошлого фильма (одинокий варвар мстит за своих), и совсем не в духе оригинальной истории, несмотря на некоторые откровенные подражания.

В маркетинговом плане фильм получился чуть ли не идеальным. Но это-то как раз и доказывает вымученность и скудность проекта. Видимо, понимая сюжетную слабость и вторичность фильма, создатели решили укрепить фронты некоторыми хитрыми финтами.

Во-первых, попытались задобрить фанатов обращением и отсылками к классическому Стар Треку. Здесь мы видим как сам основной сюжет, основанный на оригинальной истории (в синтезе серии "Космическое семя" и фильма "Гнев Хана"), так и встречаемся с уже до боли знакомым и виденным ранее в этой вселенной, например с клингонами и клингонским, и оригинальный мистер Спок снова появляется в кадре, пусть и ненадолго и с переговорного экрана. За это и некоторое другое я благодарен авторам. Это даже приветствуется, и всё было бы отлично, если бы это оправдывалось какой-то сюжетной новизной, а вот её-то я как раз и не увидел - только переделка.

Надеюсь, авторы не считают себя особо оригинальными, если додумались сделать ремни безопасности на креслах Энтерпрайза, чем поставили под сомнение благоразумность его экипажа в оригинальных версиях... А персональное варп-устройство, позволяющее совершать межпланетные скачки для одного человека, показалось мне слишком фантастическим устройством даже для Стар Трека. Судя из показанного, по идее это даже не варп-технология, а устройство для открытия червоточин. Слишком уж передовая технология для землян 23 века по классическому Стар Треку...

Во-вторых, в этом фильме произошла судя по всему успешная попытка привлечь аудиторию присутствием актёра из другой успешной современной франшизы. Речь конечно же идёт про Беннедикта К... как-то там, известного по роли современного британского Шерлока Холмса в сериале "Шерлок". Здесь же он перед нами предстаёт в одной из основных ролей - он играет самого Хана.

Лично мне это противно, но вот так нынче приходится снимать Стар Трек! Видимо, судя из сборов прошлого фильма, который хотя и окупил свой бюджет, но кассы вовсе не взорвал, создатели посчитали необходимым привлечь часть аудитории из другой современной популярной франшизы. В итоге в новом фильме перед нами предстал не только исполнитель роли нового британского Шерлока Холмса, но и Лондон будущего, и Хан-Камбербэтч был там замечен даже на фоне лондонского колеса обозрения, транслируемого в заставке "Шерлока". В маркетинговом плане это фильму пошло конечно на пользу, но для Звёздного пути это очередной приговор, если для его успеха приходится использовать такие финты...

Тем не менее нужно сказать, что Камбербэтч в фильме смотрится достойно, и хотя с ролью Хана он у меня получает слабые ассоциации, но как персонаж вообще в структуру фильма он вполне гармонично вписуется и я бы даже сказал что во многом его вытягивает своей актёрской игрой.

Мне ещё с прошлого фильма стало ясно, что до харизмы актёров Оригинального Стар Трека новому актёрскому составу далеко, но этого пожалуй и не стоило ожидать, но удивительно что в "Star Trek Into Darkness" новенькие смотрятся более блекло даже чем некоторые второстепенные персонажи. Некоторые переигрывают, некоторые недоигрывают. Может это и провал сценаристов, но сплочённой команды в целом у них ещё не получилось, хотя вот уже снят второй фильм перезапуска. Однако учитывая что пятилетняя миссия Энтерпрайза началась только под его конец, командную разобщённость ещё можно списать на их недавнее знакомство. Вопрос ещё в том какие задачи ставили сценаристы, но команду в духе Оригинального сериала мы так и не получили. Возможно для этого нужен был не Абрамс, а Уидон. ;)

Из основного состава лучше всего справиться со своей ролью получилось пожалуй у Закари Куинто (Спок)... Остальные, как было замечено, уступают игрой даже отдельным второстепенным персонажам, таким как Камбербэтч, Питер Уэллер или Брюс Гринвуд (Пайк)... Возможно, авторы фильма сами понимали что основной каст не вытянет фильм, поэтому взяли на второстепенные роли более опытных актёров. Особенно хорошо в кадре смотрится Уэллер, пусть здесь он сыграл и отрицательного персонажа.

Что касается блондинки Элис Ив (Кэрол), то запомнилась она больше всего своим... присутствием. Я понимаю, что такой персонаж был необходим для большего контраста и гендерной гармонии, но ничего значительного в фильм она не привносит. И всё-таки красивые у них в будущем доктора наук, хотя по повадкам блондиночки я всё же склоняюсь что получить докторскую степень ей подсобил статус адмиральской дочки. Во всяком случае от неё несло больше феромонами, чем наукой. И времени зря на корабле с Кирком она не теряла... Так ли уж случайно прямо за спиной капитана она (доктор наук!) начала переодеваться - судите сами...

Отдельно следует сказать про видение вулканцев авторами нового Стар Трека. В принципе, оно недалеко от оригинальной концепции, но реализовано так, что я не уверен смогут ли зрители полноценно понять вулканцев без ознакомления с первоисточником. Ведь вулканская логика Спока здесь больше показана как прихоть, заморочка, а не естественная необходимость.

Нужно отметить, но вулканцы, даже чистокровные, эмоции испытывают, но с помощью специальных тренировок и духовных практик нейтрализуют их влияние и проявление. Вулканцы на это пошли, поскольку эмоции для их расы имели большое разрушительное влияние. В итоге оказалось надёжнее от них избавляться в целом, чем фильтровать по отдельности. Поскольку Спок в немалой степени всё-таки вулканец, разрушительное влияние вулканских эмоций при их несдерживании так или иначе должно проявляться. Попробую определить сумели ли это передать в фильме и пытались ли вообще это сделать.

Судя из того что Спок вступал в отношения с человеческой девушкой на корабле, Ухурой, а также по некоторым его реакциям в прошлом и этом фильме, можно сделать вывод что человеческая сторона у него в этом перезапуске преобладает куда больше, чем в оригинале. Это можно списать на молодость Спока, как очевидно и пытались сделать сценаристы, но видимо не обошлось и без веяний нового времени на изображение вулканской природы.

По Оригиналу вулканцы живут намного дольше людей, и Спок по идее должен быть существенно старше Кирка по человеческим меркам, но он выглядит как ровестник, и даже примерно одинаково они вступают на службу в Звёздный флот. Хотя здесь я могу ошибаться - нужно проверить точную хронологую, однако всё равно Спок к этим годам уже должен был состояться как личность, а значит и преобладание его эмоциональной природы в эти годы уже не соответствует оригинальной концепции. Кстати, детство Спока было немного показано в одной из серий TAS'а ("Star Trek: The Animated Series" 1x02 - "Yesteryear"), мультсериала по Оригинальным сериям.

В перезапуске мы же имеем Спока, который, несмотря на то, что период спаривания у вулканцев наступает через каждые 7 лет и споровождается ответственными ритуалами, имеет вполне современные человеческие отношения сУхурой, настолько человеческие, что они даже поссорились. То, что для вулканца вне Пон Фарра вступать в подобные отношения должно быть просто дико (если не безумно...), говорит о том, что новый Спок совсем уж слетел с катушек. Окончательно это становится ясно, когда он вне себя от горя от потери Кирка люто-бешено начинает гнаться за Ханом чтобы отомстить за смерть командира. С чего бы Споку проявлять такую нестабильность, если с Кирком он не так уж давно знаком, а тут как о родном плачет. Это не вулканское поведение... На Вулкане его давно бы уже отправили к психиатру... Если учесть вулканскую природу, то Спок так выраженно проявляет эмоции как раз в силу их вулканской гипертрофированности. Во время драки с Ханом он тоже это хорошо демонстрирует, готовый его чуть ли не в лепёшку превратить своими подачами. Так что мы получили, по сути, наглядную демонстрацию того, почему вулканцам необходимо искоренять эмоции. А новому Споку видимо ещё предстоит выбрать между двумя своими половинами (вулканский опыт показывает что ужиться тут с обеими не получится), причём человеческая явно его уводит в сторону эмоций.

По части спецэффектов и зрелищности у меня особых претензий к фильму нет - картинка соответствует своему бюджету. Из положительных моментов я бы отметил то, что наконец-то во вселенной Стар Трека показали действительно экзотическую планету с уникальной биосферой - в сериалах и прошлых фильмах такого уровня инопланетности, к сожалению, достигать не получалось и особого акцента на визуальной стороне инопланетной именно биосферы в целом не делалось.

Однако момент с красно-лиственной планетой был показан лишь в начале фильма как вступлление и в целом посещений других планет в этом фильме было даже меньше, чем в предыдущем. Но и на том спасибо, а также отдельная благодарность пусть и за примитивный, но намёк на палеоконтакт инопланетной древней цивилизации с Энтерпрайзом.

А в целом, как я уже замечал, фильм, как и предыдущий, не соответствует духу трека - вопросы социального развития, исследований других цивилизаций либо и вовсе остались за кадром, либо получили реализацию в качестве промежуточных моментов, в данном случае в виде вступления и окончания. Фильм максимально приспособлен под массового зрителя и современную эпоху - боевик, драма, упрощённая вторичная фантастика (научной уже сложно назвать...). Эпизод со смертью Кирка и реакцией Спока так вообще пародия на финал "Гнева Хана". Мне не кажется таким уж изобретательным повернуть всё с ног на голову. И куда делась утопия из XX века? По основному содержанию получили ещё одно Возмездие. Возмездие капитализма.

И напоследок... То, что Дж.Дж. Абрамс с компанией актёров в российской передаче "Вечерний Ургант" лицезрели лик Анатолия Кашпировского, известного психотерапевта-новатора (о чём они наверное и не догадывались), надеюсь хоть как-то повлияет и скорректирует их дальнейшее совместное творчество в сторону возвращения к изначальным традициям "Звёздного пути". И да будет это им сказано, не говоря, как любит говорить Анатолий Михайлович. Но лечить в этой передаче в первую очередь нужно самого ведущего.

Июнь, 2013 г.