Элементарно

Лек Хельги
Сериал "Элементарно": первые выводы [рецензия-обзор]

Более подробный обзор-вариант моей рецензии на сериал с КиноПоиска: "Элегантно. Оригинально. Актуально. И это «Элементарно»".
Частично в ней проводится некоторый анализ оригинальности сериала в сравнении с "Шерлоком". Фанатам последнего скорее всего не понравится. ;-)

Детектив-драма

Обратил внимание на самый пока новый сериал про Шерлока Холмса случайно. И не пожалел. Теперь смотрю «Элементарно» по мере выхода серий. Рецензия во многом будет обращена к тем, кто относится к сериалу заведомо негативно на основе предубеждённого фанатизма от британского «Шерлока». Его я посмотрел, но он не вызвал у меня больших впечатлений. Его проблематика будет описана в соответствующем обзоре, а здесь речь пойдёт о совсем другом сериале.

Да, именно о ДРУГОМ. Многие в своих «аргументах» против «Элементарно» сводят их к тому, что, во-первых, данный сериал — клон «Шерлока», снятый американцами для сруба бабла на фоне популярности темы, и, во-вторых, он вторичен по отношению к «Шерлоку», содержит перековерканный сюжет, кучу заимствований и вообще, сэр Артур Конан Дойль наверняка перевернулся в гробу при выходе этого сериала. Я же скажу следующее — в таком контексте это всё не более чем предвзятые фанатские вопли по поводу того, что кто-то посмел снять что-то своё на фоне успеха их «святая святых».

Позвольте спросить — факт того что «Элементарно» был создан на фоне успеха новых экранизаций о знаменитом сыщике разве означает, что он заведомо плохой по содержанию? Любой, не обделённый логическим мышлением, ответит, что нет. Так может этот сериал задевает фанатов за живое потому, что он конкурент «Шерлоку»? Ведь ещё до выхода первых серий на «Элементарно» обрушился шквал фанатских негодований.

Но давайте отстранимся от ограниченных фанатских суждений и взглянем на историю. В пику фанатам замечу тот факт, что «Шерлок» совсем не первый сериал, в котором события о классическом детективе переносятся в «наше время». Более того, один из самых первых сериалов о Шерлоке Холмсе (среди которых не было британских), притом снятый американцами, был создан именно в таком ключе. Речь идёт о «Приключениях Шерлока Холмса» (1939-1946, 14 полнометражек), где в части эпизодов действие было перенесено в «настоящее время» (на период съёмок — 40-е года) и актуализировано под современную мировую проблематику (угроза нацизма и II м. в.). Также там часто происходило смещение отдельных историй А. К. Дойля. Были в истории предыдущего кино о Холмсе и другие примеры переноса событий в настоящее время и даже в будущее. Так что не следует давать «Шерлоку» незаслуженных лавров по поводу оригинального видения истории — всё вполне типично, характерно и прагматично.

Что касается «Элементарно», то желание продюсеров и сценаристов развернуть историю в современном Нью-Йорке (куда переезжает Холмс из Лондона) и приблизить к американским реалиям я считаю оправданным — сериал-то чей, к тому же про лондонского Шерлока Холмса в США и так уже немало снято. Снимать сериал лишь по мотивам историй Дойля, изменить видение персонажей, ввести новых и даже сменить пол Уотсону я тоже не считаю преступлением. Знаете, это даже чертовски актуально, ведь оригинальные истории о Холмсе писались более чем 100 лет назад и неоднократно экранизировались, так зачем же переснимать их в очередной раз, если можно рассказать новую историю с современным взглядом и почвой в произведениях Дойля. И с этим авторы сериала, на мой взгляд, хорошо справляются. Притом мотивы оригинальных историй по сериалу не были перечёркнуты, но они остались в чертах Лондона и прошлой жизни Холмса, о них лишь иногда упоминается, а иногда они напоминают о себе. Всё остальное — это новая жизнь Холмса. И не факт, что сам А. К. Дойль, любитель экспериментировать, и лично для которого Шерлок Холмс был далеко не основным в творчестве (вообще, во многом он писал истории о сыщике Холмсе из коммерческих интересов), негодовал бы по этому поводу. Основные свои творческие надежды Конан Дойль полагал на исторические произведения, которые классикой как раз не стали, в отличие от историй о всемирно известном детективе.

Из достоинств сериала — актёр Джонни Ли Миллер (англичанин, кстати) отлично вписался в свою роль, а сам персонаж получился очень колоритным. Помню актёра только по фильму "Охотники за разумом" (2004), но уже там его роль была запоминающейся. А способность Миллера играть социопатов сыграла на пользу, ведь, следует признать — Шерлок Холмс не совсем нормальный человек. И здесь персонаж вполне вписывается в свой оригинальный образ, но с некоторыми изменениями, дополнениями и переосмыслением. Здесь он не убеждённый наркоман, героинщик и курильщик, а уже бывший (пока воздерживается - большой вопрос сериала сорвётся Шерлок или нет...), который теперь восстанавливается, в чём ему профессионально, а затем и дружески, помогает Уотсон. И это более современный и здравый подход к теме наркомании, а в том же "Шерлоке" никотиновый пластырь смотрится просто нелепо, но об этом будет подробнее уже в теме самого сериала. Также арсенал способностей Холмса расширился и помимо дедуктивного метода он пользуется чтением «языка тела», активно применяет современные знания и технологии, притом не так навязчиво как в "Шерлоке". Его познания остались всё такими же глубокими в нужных областях, к неординарным экспериментам и проектам, смелым рискованным решениям и креативному подходу новый Шерлок также не стал чужд. Характер персонажа стал ещё более колким и асоциальным, но в то же время это не эгоист в отрицательном смысле, а проницательный гений и альтруист, реализующий свой потенциал. Но так как он заведомо не вписывается в стандартные социальные рамки, общественный критицизм и некоторое вызывающее поведение Шерлока не более чем способ самозащиты. И в этом плане новый Холмс вызывает куда большую симпатию чем британский моложавый выскочка Шерлок или брутальный доктор Хаус, вдохновлённый образом оригинального Шерлока Холмса. Также у нашего персонажа наличествует некоторая нервозность характера, но вполне допустимая и контролируемая (и которая, кстати, характерна для наркоманов, даже если бывших, так что всё логично).

Говоря вообще, нью-йоркский Шерлок Холмс стал более степенным и былому лондонскому азарту предпочитает стабильность, что и не мудрено - он уже знает куда может завести скользкая дорожка фанатизма, если ранее он уже стал героинщиком, принимая наркотик для стимуляции своей мозговой деятельности. Поэтому он как бы обновляется в новом городе и осторожно возвращается в русло своей деятельности. Но кто знает, что и как ещё способно раскачать нового Холмса в будущем, и чем или кем из-за этого ему прийдётся пожертвовать, снова...

Также следует заметить, что создатели образа современного Холмса в Нью-Йорке, как и в "Шерлоке", отказались от некоторых особенностей его стиля и поведения, которые были присущи оригинальному дойлевскому Шерлоку Холмсу или существенно их проапгрейдили. Полагаю, что по причинам как их анахроничности, так и неуместности для современного городского детектива и видения концепции сериала. Среди этого, не говоря уже о шляпе охотника за оленями и лупе, склонность Шерлока к маскировкам и переодеваниям (этой клоунады сериал лишён, вероятно даже к лучшему) и бойцовские качества (боксирование) - думаю было бы как минимум странно, если бы Холмс в таком большом городе, да ещё и сотрудничая с полицией, часто дрался, но в то же время ему не чуждо применять насилие когда требуется, и он даже обладает на то специальными навыками. Оружием, тем более огнестрельным (для бывшего наркомана, сотрудничающего с полицией, это было бы вообще неуместно), практически не пользуется (кроме некоторых исключений). Вообще оно и не мудрено, что это убрали - сериал-то про более цивилизованное время, и более приближен к реальным возможностям человека в современном мегаполисе. А вот умение играть на скрипке оставили, но скорее как хобби из прошлого, так как теперь Холмс почти не играет. Выглядит же он хоть и несколько неряшливо и небрежно (впрочем, для гения так и подобает), но элегантно.

Видеть же в роли Уотсона, а в данном случае Джоан Уотсон, женщину, а к тому же азиатскую актрису Люси Лью, непривычно, но не раздражает, и это куда более свежо и экзотично, чем очередная европеоидная брюнетка или блондинка. Так что к этому нужно только привыкнуть, как и к самому образу спокойной Уотсон — контрасту эксцентричному Холмсу. Остальные персонажи из основных довольно стандартны и нужны только в помощь двум ключевым, но так и должно быть. Мне, например, фабула сериала и видится как расследовательский пэйринг Холмса и Уотсон, а не как командный процедурал (по сути тут только на него намёки). О том, что это не непосредственно процедурал говорит хотя бы сосредоточенность на внештатных расследованиях, введение гозизонтальных сюжетных тем, сосредоточенность на активе двух основных персонажей. Иначе говоря, это не больший процедурал, чем «Секретные материалы», и куда меньший, чем «Кости». Так что каналу CBS, выпускающему "Элементарно", только плюс за новый подход к избитой теме конторных расследований. Отсылки же к британскому «Шерлоку» здесь заключаются только в отдельных элементах, в т. ч. стилистических (к примеру, шарф Холмса и заглавие сериала на фоне города), которые практически не влияют на сюжет и характеры персонажей. Во всём остальном сериал довольно самобытен. И снято всё стильно и элегантно, без брутальщины и кровавых подробностей. Получился настоящий современный детектив, построенный по мотивам историй о Шерлоке Холмсе (что придаёт сериалу исключительность).

Но по своему видению концепции, я выделяю у сериала и некоторые недостатки, которые, впрочем, вполне компенсируются всеми его достоинствами. Из таких могу назвать приземленность многих эпизодических расследований нового Холмса (но в то же время все они довольно легко смотрятся), малая их география — сосредоточенность в основном только на городских локациях, потеря приключенческого духа, что как раз роднит сериал с процедуралами, однако по авторской концепции видимо так и должно быть, к тому же приключенческая версия "Шерлока Холмса" выходит в США на больших экранах, однако я всё равно желаю сериалу расширения. Пока же всё отлично, но тесновато. Также считаю сомнительным тот факт, что новый Шерлок Холмс любит пользоваться услугами проституток (в этом он переплюнул даже агента Малдера с его порножурналами), конечно это ещё один новый взгляд сценаристов, но я бы предпочёл продолжать видеть персонажа асексуальным как предполагается, ну или чтобы сериал показывал постепенное перетекание идеалистической дружбы Холмса и Уотсон во что-то большее и платоническое, сублимирующее его половую энергию вместо "снятия напряжения" в нечто куда более созидательное, но такие взаимоотношения и развитие героев по сути и предполагаются, так что может Шерлок избавится по ходу сериала ещё и от этой зависимости.

В целом сериал имеет большой потенциал, просто нужно принять во внимание скептическим зрителям (хотя я уже вижу что сериал пользуется популярностью), что ему нужно дать возможность раскрутиться. Глобальный сюжет и концепция (на чём и держится основной интерес, вместе с главными персонажами) здесь строится по крупицам между отдельными историями, что делает сериал привычно американским, вертикально-горизонтальным, а там умеют снимать сериалы — это уж точно. Пока что сериал не подводит и всё идёт по нарастающей, оттого я желаю создателям реализовать потенциал их творения по-максимому и ставлю «Элементарно» на данный момент, а это 15 вышедших серий, 9 баллов из 10.

Февраль, 2013 г.