Огонь в небе

Лек Хельги
Fire in the Sky, 1993

Странно, что я посмотрел этот фильм только сейчас, в 2012 году, так как в уфологическом смысле картину можно считать значительной и сейчас даже уже культовой. То ли телевидение ранее её упорно игнорировало, то ли я умудрялся обходить её стороной. Так или иначе, с помощью интернета всё упущенное может быть навёрстано. В общем смысле, данный фильм 1993 года представляет собой художественную экранизацию/интерпретацию книги «Опыт Уолтона» некоего реально существующего Трэвиса Уолтона, некогда прославившегося в США историей о своём похищении инопланетянами. В титрах к фильму так и говорится, что история основана на реальных событиях.

Поскольку на практике проверить достоверность такой уфологической истории проблематично, чтобы там не было написано в книге Уолтона, реальную подоплёку событий, изложенных в фильме, оставлю вопросом индивидуальной веры каждого зрителя, а в данном обзоре сосредоточусь на художественной составляющей фильма, которую и буду рассматривать в отрыве от потенциальной реальности этой истории, к тому же ничего особенного в уфологическом смысле она уже не несёт - я бы даже сказал что это типичный случай контакта третьего рода в стандартном уфологическом представлении.

Однако на время съёмок фильма тема похищений ещё не была так раскручена в массовой культуре, а визуально реализована и того меньше, поэтому тогда это должно было быть целым уфологическим прорывом на экраны и даже сейчас остаётся одной из немногих визуализаций похищения "серыми" пришельцами. Конечно, в то время уже вышло несколько фильмов подобной тематики (например, "Контакт" 1989 г. или "Близкие контакты третьей степени" 1977 г.), и в тот же год был запущен сериал "Секретные материалы" (X-Files), однако данный фильм имеет ряд особенностей чтобы считать его довольно значительным в жанре. Также следует уточнить о каком жанре идёт речь.

Если существует традиционная научная фантастика, где инопланетные цивилизации представлены преимущественно открыто, как, например, в "Звёздном пути" (Star Trek), который выходит на экраны ещё с 1966 года, то здесь мы имеем фантастику мистической направленности, сосредоточенную вокруг тайного визита на Землю устрашающих своим видом инопланетян, вмешивающихся в жизнь земных обитателей и похищающих их со скрытыми намерениями. В отличие от традиционной фантастики, эту можно назвать уфологической. С чем связано её появление достоверно ответить сложно, но после развала Советского Союза данная тема в целом в США подобрала эстафету потенциально-гипотетической угрозы со стороны СССР и заменила её угрозой инопланетного вторжения. Насколько этот процесс культурно объективен, а не сфабрикован правительством, пусть каждый решает сам. Также стоит заметить, что и в период Холодной войны на экраны США выходили фильмы о инопланетных вторжениях, ну а бум уфологии конечно пришёлся на конец 80-х - начало 90-х. Что это? Попытка общества создать себе нового потенциального врага, отражение реально увеличившейся фиксации контактов с НЛО вследствии доступности портативных камер, или новое средство держать население в страхе, а значит направлять в нужное русло? Пусть каждый решает сам. А здесь художественное кино.

Фильм "Огонь в небе" снял режиссёр Роберт Либерман, который позже выпустил ещё несколько фантастических картин, но выходящих уже на видео или ТВ. Также режиссёр отмечается работой в сериалах, среди которых "Мёртвая зона", "Декстер", "Читающий мысли", "Хейвен" и др.

Одну из главных ролей в фильме сыграл Роберт Патрик ("Терминатор 2"), сейчас его роль в таком кино кажется вполне уместной, ведь он в будущем появится в основном актёрском составе последних двух сезонов "Секретных материалов" (агент Джон Доггет). Если брать актёрскую игру всех других персонажей, то Роберт Патрик тут тянет на себе всю социальную часть фильма, и вполне успешно справляется, хотя образ провинциального лесоруба для него поначалу кажется довольно непривычным, но потом видишь что он вполне подходит на эту роль своим американским типажом. А актёр Крэйг Шэффер очень похож на молодого Дэвида Бореаназа ("Баффи", "Ангел", "Кости")...

Что касается "Огня в небе", то по построению фильм относится к такому типу, где события в целом развиваются постепенно и неторопливо, но потом это с лихвой компенсируется ярким и динамичным финалом. Собственно, мне такие фильмы импонируют даже больше типичных и предсказуемых фантастических боевиков, разбавленных чередованием экшена и диалогов. Потому что, как мне кажется, впечатление сильнее получается, когда всё происходит в фильме внезапно и быстро после медленного, а не когда экшен приедливо заполоняет половину картины, ну да это дело предпочтений, а так как я привык к сериальной форме повествования, меня неторопливая часть картины не так уж и утомляла, как некоторых зрителей, самым затянутым показалось разве что вступление фильма, но я уже тогда предвкушал что надо дать фильму набрать обороты.

Многие упрекают фильм в том, что все события можно было уместить в короткометражный формат, но так как снималось полнометражное кино, сценаристу пришлось раздувать сюжет, в результате чего большую часть фильма составляют диалоги и попытки лесорубов доказать населению и полиции городка, что они не убивали пропавшего Трэвиса. Я с таким мнением не согласен, так как история самого похищени - это только одна сторона задума фильма, которая реализована динамично и эффектно, однако "неторопливая" часть не является лишней, даже если её вводили и надуманно, а наоборот она дополняет первую сторону социальным аспектом, что в итоге и составляет всю фабулу фильма, которая без этого лишилась бы значительной части содержания фильма.

Ведь это история не только о похищении подростка инопланетянами в лесу, когда он вышел из машины бригады лесорубов и пошёл на свет, а те оставили его там одного, в результате чего тот пропал на несколько дней. Нет, эта история ещё и о том, что произошло в эти несколько дней отсутствия Трэвиса в городке и как это отразилось на жизни его жителей.

Фильм прекрасно демонстрирует, как столкнувшись с необъяснимым явлением, жители городка начинают делать всё возможное, лишь бы дать объяснение происшедшему, даже если это означает обвинить "потерявшую" парня бригаду лесорубов в сговоре и его убийстве, даже несмотря на то, что её бригадир был его лучшим другом. Конечно, некоторые подозрения вполне обоснованы, а история о огнях в небе действительно кажется фантастической, но фильм и показывает всю уязвимость социума перед столкновением с такой неизвестностью, когда население готово скорее параноидально поверить в убийство, чем в ТАКУЮ историю. И массовое сознание здесь, подкреплённое быстрым распространением слухов в провинциальном городке и действием СМИ, в лице обычного населения, полиции и даже специально приехавшего следователя из ЦРУ, начинает не просто скептично относиться, но и готово фанатично распять лесорубов, если история не получит логичного объяснения и их невиновность не будет доказана. Последним только и остаётся что защищаться, и неизвестно чем бы закончились их оправдания, если бы через 5 дней Трэвис Уолтон не был найден голым на одной из заправок... И тут уже начинает прослеживаться другая проблематика в виде охоты на находящегося в шоке от похищения парня уфологов и СМИ с целью получить из него сенсацию. И им это вполне удалось. Фильм довольно непринуждённо показывает эти события (но это не значит что эмоционально нейтрально), скорее как неизбежное следствие психологии современного менталитета, а значит достаточно будет это демонстрировать без явной сатиры, однако и это заставляет задуматься о свойствах современного социума. Ввиду всего этого фильм является прекрасным пособием по изобличению ажиотажной и коммерческой стороны интереса социума к случаям похищений, когда сенсация ставится выше индивидуальных ощущений похищенного. Позитивным является то, что в итоге всё произошедшее не смогло окончательно посеять и разорвать дружбу между двумя главными героями, да и вообще в фильме прекрасно продемонстрировано как люди объединяются под действием внешнего давления и как это отражается на их отношениях, а также семейной жизни. Так что не считаю эту часть фильма лишней. В этом плане фильм даже позитивен и несёт определённую мораль.

Что касается самого похищения, то оно реализовано в фильме пусть не на высочайшейм уровне, но довольно реалистично и атмосферно. Спецэффекты в фильме присутствуют всего в нескольких эпизодах, но там где они есть - смотрятся эффектно. Летающая тарелка, показанная в первой части фильма выглядит самобытно и оригинально, а когда Трэвис попадает на её борт - становится понятно что авторы нашли свой стиль в изображении инопланетной цивилизации. Но он немного совпадает с инопланетным зловещим стилем в уфологическом сериале "Тёмные небеса" (Dark Skies, 1996-1997), также летающая тарелка в "Огне в небе" внутри похожа на улей, вполне возможно что данный фильм нашёл своё отражение в этом сериале.

Итак, технологии пришельцев здесь носят наполовину биологический характер. Когда Трэвис Олтон приходит в себя на борту космической тарелки - он обнаруживает себя помещённым в какой-то кокон, из которого затем выбирается и проваливается во внутреннее пространство корабля, где начинает парить в воздухе из-за отсутствия гравитации. Эти сцены смотрятся качественно (создатели эффектов вообще в этом фильме постарались - даже создаётся некоторый эффект присутствия), но говорят о том, что у пришельцев отсутствует технология искусственной гравитации или используется только локально. Если б она была везде активирована, её наверное надо было бы сочетать с земными условиями и условиями родной планеты пришельцев. Вообще странно, что у пришельцев, могущих преодолевать такие космические расстояния, такие топорные на вид технологии. Но в рамках уфологического фильма это естественно, так как тут цель не продемонстрировать их технологичность (а потому придираться в этом плане к фильму можно считать неуместным), а скорее устрашить, и биология вперемешку с некоторыми специфическими приспособлениями тут куда действеннее.

Когда Трэвис выбрался из своего кокона, он видит, что вокруг находится можество таких же коконов-сот, куда очевидно инопланетяне помещают своих похищенных подопытных. Всё внутреннее пространство тарелки напоминает большое чрево-улей или даже матку, это иллюстрирует ещё тот момент, что, вывалившись из своего кокона (который также похож на плаценту), Трэвис начинает болтаться посередине этой "матки", держась за какую-то длинную трубку-шланг, что может символизировать пуповину. Сориентировавшись, Трэвис начинает пробираться по кораблю, и там он встречает висящие в воздухе скафандры инопланетян, которые и придают им облик серых гуманоидов с большими чёрными глазами. Любопытно, что на корабле присутствует вполне земная атмосфера, в которой свободно дышит как Трэвис, так и сами гуманоиды. Учитывая это, скафанды им для высадки на Землю жизненно и не нужны, но они могут носить и какие-то другие функции, например защитные.

Долго исследовать корабль у Трэвиса не получилось, так как его споймали инопланетяне и поволокли проводить над ним свои жуткие эксперименты. Воспоминания о том как его волокут пришельцы возникали у Трэвиса по ассоциации с попаданием в больницу. Любопытно, что сначала Трэвис на корабле находится в некоем коконе-матке, а затем его насильно хватают и тащут в специально оборудованное под эксперименты место. И сами инструменты/технологии пришельцев напоминают врачебные, но в утрированной кошмарной форме. Такие технологии под стать какому-то нацистскому концлагерю середины XX века.

Аналогия с рождением из матки и попаданием в руки врачей напрашивается просто сама собой. Возможно, сцена была построена в таком режиме чтобы пробудить у зрителя подсознательные воспоминания о ужасе момента рождения (если не ужас, то почему тогда новорождённые орут?) и тем самым усилить впечатление от происходящего на экране. Кто-то может усмотреть в этом и фрейдистские веяния. Но в любом случае это довольно оригинально и действительно производит впечатление.

Сами гуманоиды в фильме для 93 года сделаны вполне качественно, особенно учитывая что это были куклы. Создателям спецэффектов удалось воссоздать довольно реалистичную аниматронику поведения инопланетян. Сами они без своих скафандров уже не казались такими жуткими, но их эксперименты над Трэвисом показывали всю их холодную натуру, но зачем им понадобилось такое вытворять - на это фильм ответов не даёт. Главное здесь - шокировать, это ведь не научная фантастика.

Итак, мы имеем фильм, основанный якобы на реальных событиях и пропитанный духом 90-х, в уфологическом смысле заслуживающий статуса культового. История состоит из двух частей - социальной о поиске пропавшего Трэвиса Уолтона (большая часть фильма) и уфологической ужастиковой про непосредственно само похищение (небольшая часть). Любителям уфологии смотреть обязательно (и желательно не только ради сцен с похищением). Не любители могут смотреть фильм как психологическую драму с элементами уфологического ужастика. Не шедевр, но массовому зрителю посмотреть вполне можно при выносимости размеренного повествования и уфологических сцен, и это из тех фильмов которые если смотреть, то полностью (и сцена с похищением тогда произведёт куда большее впечатление.

Ноябрь, 2012 г.