Через тернии к звёздам - 2-я часть обзора

Лек Хельги
«Через тернии к звёздам»: послание в настоящее ради будущего
(обзорные впечатления по фильму)

Часть II

Черты коммунистических людей будущего на примере семьи Лебедевых

Если говорить о семье Лебедевых в целом, то я полагаю, что нам неспроста изрядную часть фильма показывали бытовые особенности жизни этой образцово-показательной семьи из XXIII века, воспользовавшись для этого предпосылкой в виде желания учёного Сергея Лебедева забрать к себе домой найденную клонированную инопланетянку для её же блага. Желание это само по себе выявилось логичным и эффективным, так как жизнь в уютном домике с доброжелательными людьми и природной обстановкой вокруг содействовала скорейшим восстановлению и адаптации Нийи и интеграции её в человеческий социум. Однако, как я полагаю, целью подобного эпизода в фильме было не только проиллюстрировать восстановительный этап жизни Нийи, а также показать зрителю семейно-бытовую жизнь советских людей в будущем.

Поначалу лично меня такая «бытовуха» в самом начале фильма поставила в некоторое недоумение, ведь фильм так энергично и событийно-насыщенно начался (между прочим, это проверенный голливудский штамп, когда кино должно начинаться с действия – используется для захвата зрительской аудитории), а потом вдруг образовался такой сюжетный застой, причём растянувшийся на чуть более чем 30 минут фильма в оригинальной версии картины (примерно половина 1-й части). Однако, чем дальше я смотрел, тем всё больше сходило на нет начавшееся было развиваться разочарование, поскольку сознание, привыкшее к современному динамизму в кино, не сразу могло свыкнуться с размеренным и последовательным изложением событий, присущими советскому кинематографу. А дальнейшие события в фильме вообще с лихвой компенсировали этот изначальный скептицизм. Более того – начала осознаваться природа показанных в начале фильма сцен жизни Нийи в среде семьи Лебедевых.

Как было указано выше, по моему мнению – это было целенаправленной демонстрацией зрителю представлений создателей фильма о достоинствах жизни советских людей в будущем. Но за этими простыми словами скрывается гораздо больше смысловых демонстративных пластов. Во-первых, обратите внимание на то, какого рода деятельностью занимаются члены семьи Лебедевых. Все из них имеют ярко выраженный социальный статус, причём связанный либо с научной деятельностью, либо с выполнением иных общественно-инициативных обязанностей. Так, Сергей Лебедев – учёный, член совета по контактам. Его сын Степан – курсант школы космонавтики. Бабушка Степана и, следовательно, мать Сергея, текущая хранительница домашнего очага, мало того, что в прошлом была учёным (по её собственным словам касательно текущего статуса: «Нет, сейчас я не учёный») – профессором медицины, то и до сих пор продолжает выполнять акушерские функции, разъезжая (или летая) по разным уголкам страны (или что там у них будет в будущем?), как, например, на указанный в фильме приём патологических родов на плато Южный Крест. Дедушка Степана судя по всему является действующим океанологом. Ко всему прочему, а это, во-вторых, члены семьи, судя из показанных сцен, ведут здоровый активный образ жизни со спортивным уклоном (в теннис играют, по матам прыгают…).

Сам дом семейства Лебедевых представляет из себя часть настоящего эко-поселения, настолько природна обстановка вокруг него, а также сама конструкция дома и внешнее убранство свидетельствуют про его экологическое построение. Несмотря на некоторую внешнюю дизайнерскую футуристичность, в целом и особенно внутри здание похоже более на старое традиционное русское дворянское поместье, что говорит о склонении в видении авторов фильма людей будущего в сторону биологической цивилизации, от технократизма в направлении экологической технологичности, хотя и до полной биоцивилизации этим людям ещё очень далеко, и Нийа единственный персонаж фильма, способный на такой прорыв, но судя из показанного – люди будущего движутся в том же направлении.

Внутреннее убранство дома Лебедевых говорит о том, что эти люди живут в достатке, но в то же время и без особого шика, иначе говоря – у них есть всё необходимое для качественной жизни, а большее им и не нужно – идеальное изображение жизни людей будущей коммунистической эпохи, особенно если это касается жизни всех людей, и будем надеяться, по фильму в таком качестве живёт не только семья Лебедевых. Про интеллектуально-творческий потенциал, присущий людям будущего свидетельствуют такие некоторые объекты, находящиеся в доме Лебедевых, как, например, шахматы (жаль, не трёхмерные, то есть подобные тем, которые использовались людьми будущего из вселенной «Звёздного Пути») и большой музыкальный инструмент – арфа.

А ещё обильное наличие явно артефактных вещей в быте людей XXIII века говорит про повальные ностальгические тенденции в их жизнедеятельности, ну а может просто про ограниченную или не имеющую средств к полной своей реализации фантазию создателей фильма. В любом случае, подобный фантастический консерватизм, даже несмотря на являемые местами откровенные анахронизмы, в целом выглядит не хуже, чем полупустые помещения в том же «Звёздном Пути» (как «Оригинальном», так и «Новом Поколении» – ТНГ (от англ. «The Next Generation»), причём ТНГ куда ближе по дате начала съёмки к фильму «Через тернии к звёздам»), сравнения с которым автор изначально хотел избежать ввиду разницы форматов, но всё же пришлось это сделать, особенно по причинам того, что «Звёздный Путь» не ограничивается только сериалами, и если вспомнить первый фильм по ТОСу (от англ. «The Original Series») – «Звёздный Путь: Фильм» (от англ. «Star Trek: The Motion Picture»), то здесь мы увидим даже некоторую синхронность с «Терниями…». Это выражается, прежде всего, в датах съёмок фильмов – 1979 и 1980 года, то есть «Звёздный Путь: Фильм» можно считать зарубежным (западным) эквивалентом наших «Через тернии к звёздам», к тому же есть некоторые сходства в облике таких героинь фильмов как Айлия (англ. Ilia, дельтонианка лейтенант-навигатор на Энтерпрайзе) и Нийа, достаточно просто сравнить их изображения, а также созвучны их имена. Прошу также обратить внимание, что первоначально в «Терниях…» планировалось сделать Нийу лысой, однако партийная цензура посчитала это нарушением моральных норм (а кое-что другое, между прочим, не посчитала, но это об этом ещё пойдёт речь далее). А в «Звёздном Пути I» лысость Айлии очевидно такой цензуре не была подвергнута (демократические свободы, всё-таки).

Ну а ко всему прочему, проявляются некоторые сходства из сюжетно-эпизодических (в основном изобразительных, например, есть похожие эпизоды как исследуют Нийу и Айлию) моментов двух этих фильмов, хотя и направленность фильмов в общем-то разная, но я и не утверждал что они в целом подобны, скорее некоторые отдельные детали. Что это – просто совпадения или проявление некой закономерности в развитии советской и американской цивилизаций, когда они развиваются по некоторой исторически-событийной симметрии? Ну, или может это просто кто-то целенаправленно осуществил, будучи под впечатлением другой картины (а кто – становится понятным по датам выхода фильмов)? Кто знает, как было на самом деле, сейчас это выявить практически невозможно и остаётся только предполагать, но я склоняюсь к варианту с так называемыми «прошитыми датами» («совпадениями» в исторических событиях). А что лежит за этими совпадениями – сложно сказать, видимо по каким-то причинам было необходимо (кому или чему – большой вопрос) в матрицах стран, находящихся по разные стороны земного шара, безструктурным способом создать похожие мыслеформы в данном отрезке времени, т.е. это осуществил целенаправленно не кто-то из создателей картин, хотя вероятность их причастности также остаётся.

Однако, возвратимся от теории заговора в кино всё же к семье Лебедевых в частности и землянам будущего в общем. Ввиду того, что изображением подобной семьи делается очевидный перенос её качеств на подавляющее большинство советского населения будущего, то становится очевидно почему были так важны подобные подробные сцены жизнеописания семейства будущего. Ими осуществлялось создание образа людей будущего и условий их жизни. Получилось показательно, но в то же время, даже несмотря на некоторые морально-этические противоречия среди землян будущего, слишком по-советски утопично вышло, хотя и закономерно для настроений периода, когда землянам пророчилось светлое будущее в технологической завершённости, а антиутопии происходили где-то на Луне или внутри неё (да-да, я про «Незнайку на Луне» Н. Носова). Картины будущего вообще во многих известных советских фантастических фильмах показаны примерно одинаково (причём, если говорить про фантастическую эпоху XX века, то это наблюдалось не только в СССР, хотя попадались произведения и совсем иного духа), достаточно сравнить их общие черты – высокоморальность землян, активная общественно-социальная позиция, жизнь в гармонии с природой, технологичность.

Должен заметить, сейчас ситуация сложилась прямо противоположная – вместо светлого будущего землянам подсовывают концы света, апокалипсисы, пришествия разрушителей, матрицы, инопланетные вторжения, восстания машин и прочие всевозможные бяки. Это выглядит или как результат моральной (и не только) деградации землян или как потеря оптимизма в результате тернистого пути по освоению собственной разумной жизни. Ускользающее светлое будущее даёт знать, что путь землян является не таким простым, как рисовалось раньше.

Фильм «Тернии…» полностью соответствует представлениям фантастов середины и второй половины XX века о будущем. Земляне в фильме предстают как создавшие рай на Земле и помогающие его созидать другим, менее развитым цивилизациям, таким как, например, капиталистическая Десса. Подобные параллели можно найти во многих других фантастических кинематографических и литературных произведениях вышеуказанного периода, а том числе и среди американских, хотя упор на зло капитализма естественно там в целом не присутствовал (скорее встречался иногда), хотя вселенная того же «Звёздного Пути» имеет выраженные черты светлого коммунистического будущего, но это скорее исключение из правил, чем наоборот.

Выявлением идеологических составляющих в американской фантастике я, пожалуй, займусь как-нибудь в другой раз, а что касается советской, то «Тернии…» полностью вписываются в привычную нам концепцию «добро(коммунизм)–зло(капитализм)». И это, должен заметить, по сюжету фильма небезосновательно, так как все экологические проблемы Дессы родились именно из-за потребительского (капиталистического) отношения к её ресурсам.

Напомню, что идеологами коммунизма последний считается более высокоразвитой социальной организацией, чем капитализм, и это всё, естественно, замыкается на отношение людей к планетарным ресурсам, технологиям. Исходя из этого и строится модель советского будущего как в фильме «Тернии…», так и во многих других советских фантастических произведениях (в «Часе Быка» И. Ефремова, к примеру). О том, верно ли это утверждение про соотношение коммунизма и капитализма, я, надеюсь, что покажет будущее (прошлое, увы, недопоказало), а в рамках фильма хотя и нету откровенного упоминания (пропаганды) коммунизма или капитализма (типичный приём, между прочим, пусть люди сравнивают по делам, а не по ярлыкам), но красноречиво показано столкновение этих двух идеологий, причём капитализм уверенно проигрывает (кто б сомневался), учитывая, что капиталистические дессиане обращаются за помощью к коммунистическим землянам как неким «Ангелам Космоса», которые на своих специальных звёздных кораблях помогают другим цивилизациям, попавшим в ловушки тупикового развития.

Спецэффекты, технологии, визуальная составляющая фильма

Если говорить про старую версию фильма, а как оригинал она меня интересует больше всего, что в силу неразвитости для 1980-го года компьютерных технологий в фильме «Тернии...» практически отсутствуют визуальные спецэффекты за редкими исключениями (свечение звездолёта, например), что можно воспринимать по-разному, так как для 80-х годов использование таких технологий в самой своей зачаточной стадии уже было доступно, преимущественно в американском кинематографе. Однако, фильм и без модных вспышек и рисовок на экране смотрится отлично, и современному зрителю будет на что посмотреть в фильме и без этого. Компенсирует отсутствие спецэффектов как таковых грамотное использование комбинированных съёмок (которые и послужили основой для создания спецэффектов фильма), реальных моделей и дизайнерско-стилистическая проработанность фильма, хотя и не везде доведенная до ума из-за бюджетных ограничений съёмок. Создатели фильма берут прежде всего реалистичностью и натурностью в «Терниях...». Да и сам фильм поднимает такие темы, что тут уже не до сказки становится, и фантастическая визуализация отходит на второй план. Однако, это не означает что визуализация в «Терниях...» никчёмная, просто она на достаточном для данного фильма уровне и не претендует на революционность в стиле «Звёздный войн». Причём даже удивительно как создатели для тех времён сняли такой разноплановый в фантастических элементах (и не только) фильм, обойдясь для этого ограниченными бюджетом и средствами, а также не имея под рукой мощных технологий по спецэффектам. Чего только стоит показанная биомасса в фильме, сама попытка визуализировать которую для того времени оценивается не иначе как на «5», а ведь получилось в общем-то на приличном уровне. Сейчас ясно, что в наше время её смоделировали бы на компьютере, а тогда обошлись вообще без спецэффектов, и биомасса при этом выглядит вполне зрелищно, динамично, даже зловеще, хотя и усматривается её ручное создание. Я вот уверен, что многие подобных примеров в кино и не встречали, когда визуализируется и действует кашеобразная субстанция из биомассы, в любом случае такие примеры редкость, хотя нужно признать для объективности что первенство в подобном биомассовом изображении «Терниям...» не принадлежит. В Америке ещё в 1958 году сняли фильм ужасов «Пузырь» (англ. «The Blob»), где действует агрессивная желеобразная субстанция, попавшая на Землю с метеорита из космоса. В 88-м году по фильму был сделан ремейк «Капля» (англ. название при этом такое же – «The Blob»). История здесь совершенно другая (как и её направленность), но объект похож.

Поскольку фильм о будущем, то многие из его фантастических элементов касаются изображения технологий XXIII века. Среди таких нам встречаются разные – звёздные корабли, их оборудование, в частности электронный атлас, телевизоры будущего, исследовательские лаборатории, часы со встроенным видеофоном, роботы, наручное взрывное устройство и т.д. Некоторые из этих технологий выглядят прилично, а некоторые достойны быть раскритикованными. Разберём некоторые из показанных в фильме технологий отдельно.

Показанные часы со строенным видеофоном не только имеют приличный вид и дизайн, а также служат отличным коммуникационным устройством (не уступающим подобным технологиям из других фантастических фильмов эпохи, например коммуникаторам из «Звёздного Пути»), позволяющим не только общаться с командой или просто другими людьми, а ещё и поддерживать с ними видеосвязь. К тому же, они удобны в плане того, что находятся на руке, т.е. их не нужно тягать с собой как рацию и они не занимают ладонь при использовании. К тому же, такая технология даже сейчас не вошла в массовый обиход, т.е. её необычность не была утеряна даже сейчас, хотя уже и не смотрится как диковинка из будущего.

Производит впечатление многоуровневая раскладная стыковочная платформа звездолёта, показанная в начале фильма, когда экипаж «Пушкина» исследовал неизвестный разбитый корабль. А далее последующие съёмки в самом звездолёте с Дессы, в невесомости с мёртвыми клонами, вообще выше всяких похвал, так как абсолютно незаметно, что снимали всё это в резервуаре с водой и производится впечатление настоящей невесомости. Модели клонов тоже выполнены на высоком уровне. Выглядит жутко и довольно реалистично. Подробнее о съёмках этого и других технологичных эпизодов «Терний…» можно прочитать на сайте фильма.

Однако, несмотря на такие вышеописанные безспецэффектные визуализаторские достоинства фильма, в нём имеется множество анахронизмов, связанных с показанными технологиями. Например, в начале фильма в сцене когда показывают собранный совет и камера обводит аудиторию залом, видно двух людей, фотографирующих собрание на оптические фотоаппараты старого советского образца. Кроме того, для XXIII века показанные в фильме телевизоры тоже явно устарели, особенно в плане размера экрана. Также в эпизоде приезда Надежды Ивановны к дому Лебедевых было показано, что она приехала на обычной машине, Степан ещё попросил у неё прокатиться. Возможно, для объяснения такого анахронизма, она просто является любительницей ретро-стиля, ведь для XIII века обычные машины явно выглядят устаревшими.

Ещё был момент в конце фильма, когда Торки, дессианец, стреляет из огнестрельного оружия, что, в общем-то, можно объяснить неравномерностью развития и использования технологий на Дессе под влиянием кризисной ситуация на планете. Если читатель смотрел и помнит, в фантастическом сериале «Светлячок» (англ. «Firefly») планеты в основном были также обезжизненны, а люди на них пользовались как современными технологиями, так и старыми, которые были более доступны.

Что касается повального кнопочного управления земными технологиями в фильме, то для фантастики 80-х годов было типично далеко не выходить за рамки существующих технологий, поэтому от фильма, изначально не претендующего на революционность в технологиях будущего, едва ли можно было ожидать большего. Однако, в целом кнопочным управлением создатели всё же не ограничились, поскольку в кабинете Туранчокса задняя стенка открывается с помощью сканирующего сенсорного безконтактного устройства, вмонтированного в его стол. Между прочим, в фильме «Звёздный Путь: Фильм» также ещё не перешли на сенсорное управление звездолётом, хотя и сравнение технологических аспектов этих двух фильмов не совсем уместно, поскольку полнометражки по «Звёздному Пути» всегда претендовали (пусть и не так успешно как «Звёздные войны») по голливудским стандартам на технологическую революционность и зрелищность, а в «Терниях…» акцент делался вовсе не на этом.

В начальной сцене при исследовании неизвестного звёздного корабля для его идентификации проводится поиск данной модели корабля в так называемом атласе Сомова. Поиск по этому выдуманному электронному атласу в фильме осуществлялся методом перебора, что непроизводительно с точки зрения эффективности поиска (наиболее эффективный был бы автоматический по заданным параметрам, а в XXIII веке такие параметры на основе сканирования звездолёта, думаю, можно будет задать), однако перебор этот осуществился всего в 9 позиций, после чего был сделан вывод, что в атласе Сомова данного корабля нету. Получается, то ли атлас содержит всего 9 позиций (тогда метод перебора не выглядит таким уж неэффективным), которые проводившие поиск члены экипажа «Пушкина» не в состоянии запомнить, то ли непонятно каким ещё образом может функционировать атлас, если показанное на экране говорит само за себя. Ещё одна деталь – скорее всего при изображении атласа использовалась проекция диаслайдов, само собой не по фильму, а при съёмках компьютерного экрана будущего. Далее по фильму был интересный эпизод, когда опять был встречен неидентифицированный ранее корабль дессиан, однако на этот раз его повстречала «Астра». Когда на «Астре» провели поиск модели корабля по атласу Сомова, то он уже содержал информацию о корабле с Дессы, полученную во время его предыдущего исследования (с того момента вроде бы прошло несколько месяцев), т.е. его БД была к тому моменту уже пополнена, что соответствует принципам функционирования удалённых БД в настоящем, когда для всех связанных в сеть удалённых терминалов действует единая БД, пополняемая со всех пунктов связи.

Отдельно следует упомянуть про показанных роботов. Идея про домашнего робота-слугу с искусственным интеллектом не нова и подобный элемент сам по себе является вполне футуристичным (особенно для времени съёмок фильма), и всё бы хорошо, если бы не сам показанный робот. Потому что надеть на человека коробку и выдавать за робота выглядит весьма-весьма халтурно. Особенно для 80-х годов, так как получился натуральный стереотипный штамп из эпохи 60-х. Я даже сделал скрин с фильма, чтоб ещё не смотревшие его смогли воочию заценить это безобразие. Поскольку создатели фильма наверняка и сами понимали, что робот получился халтурно (да сравните его хотя бы с роботом-исследователем из советского фильма «Планета Бурь» 1961-го года, ясно же что в 80-м могли и лучше сделать), то сделали из него комического персонажа, обозвав, к тому же, Глашей. Робот постоянно совершает нерациональные действия, имеет свой темперамент и подчёркнуто человеческие черты в плане поведения. Понятно, зачем это сделали. В то время роботы в фантастике зачастую наивно представлялись как очеловеченная эмоциональная разумная форма жизни, могущая заменить собой человека не только по труду, но и в плане человеческих отношений. О вписывании Глаши в такой подход говорит помимо прочего и то, что её преподнесли как робота женского рода. Если раньше концепция одухотворённых роботов была поводом для восторженного отношения к ней, то сейчас в фантастике преобладает опасение по поводу такой свободовольной развитости машин. В целом, как и человек, Глаша получилась противоречивой – неповоротливая коробка со скоростью черепахи, режимом забалтывания, встроенным пылесосом и умением играть в теннис двумя ракетками сразу (и это несмотря на неповоротливость). Кроме того, Глаша замечена в ношении выбивалки для ковров, что опять таки выглядит как анахронизм, однако смотрится забавно. Тем не менее, вписывается в фильм данное творение роботолюбителей будущего хорошо, так как помимо элемента футуристичности Глаша служит одним из критериев сравнения Нийи (а вместе с тем и людей) с машиной. Также в фильме делается акцент на возможности улучшать роботов, что соответствует современным принципам высокотехнологичной электроники.

Другой робот, показанный в фильме, тоже представляет из себя карикатуру, хотя бы потому что это надувной (!) робот-грузчик-ассенизатор 13-2-A (надеюсь, правильно написал), бывший разведчик. Выглядит он постильнее чем Глаша, да и зовут его посолидней – Бармалей, однако конструкция оставляет желать лучшего, потому что должна быть непроизводительная. Это ж ещё нужно было умудриться додуматься до надувного робота, лично я в первый раз подобное вижу. Но это ещё ничего, по сравнению с тем что могло бы быть вместо этого второго робота. Потому что по изначальной задумке режиссёра робот-помощник должен был быть сделан из металла, однако первую его версию забраковали, поскольку её умудрились сделать из сваренных ведёр (!), и у создателей фильма хватило ума отвергнуть такую конструкцию (лучше, наверное, и не знать как она выглядела), а на более лучшую металлическую видимо способностей и бюджета уже не хватило, вот и «родился» надутый Бармалей.

Показанные в фильме инопланетяне не отличаются особой оригинальностью.

Дессиане (или дессианцы) выглядят как обычные люди, различие же с землянами проявляется в своеобразной причёске со свисающей треугольной чёлкой (которая сама по себе может символизировать «пирамиду знаний», которая в толпо-«элитарном» обществе противоположна «пирамиде власти» – власть сосредоточена в руках меньшинства, но знаний у этого меньшинства больше, чем у толпы, однако я не думаю что создатели фильма вкладывали такой символизм или какой-то другой в причёски дессиан, но получилось подходяще, если пытаться усматривать во всём смысл), а также небольшой бородкой на левой стороне подбородка. По сравнению с западными образцами кинофантастики 80-х такой облик пришельцев безусловно является минимально упрощённым, так как физиологическая разница как таковая продемонстрировала не была, можно сказать обошлись лишь самыми примитивными способами по созданию отличий между землянами и дессианцами.

Демонстрация жителей Дессы была такой ограниченной наверняка не из-за скудной фантазии создателей фильма и отсутствия смелости, а из-за его бюджетных ограничений. Но отличия даже при помощи грима не были созданы, не говоря уже про маски. Это конечно минус в фильме, так как делает его сильно очеловеченным. К слову, на самой Дессе, как подметил в своей статье к литературной адаптации сценария фильма Кир Булычёв, её жители предстают перед нами в противогазах земного производства. Но нужно понимать и принимать условность фантастики, на чём также делает акцент Кир Булычёв, тем более когда механизм кинопроизводства ограничен бюджетными рамками. В фильме «Через тернии к звёздам» главное – идея, а всё остальное служит уже для её передачи. Хорошо, что хоть какое-то различие между землянами и пришельцами было продемонстрировано (в некоторых образцах кино и такое отсутствует), хотя особо экзотических нарядов не наблюдалось, а по сценарию предполагались именно такие. Хотя по сценарию много чего ещё предполагалось, что не было потом реализовано в фильме. Так что тут сыграло большую роль выделение средств на фильм. Как заметил Кир Булычёв в том же источнике: «…ни один зритель не мог и представить себе, сколько сил и времени было положено на то, чтобы в пределах скудной сметы, в пределах временных рамок, в пределах производственных возможностей студии создать сразу два фантастических мира - мир будущего Земли и мир погибающей планеты Десса. Ничего не было, кроме настойчивости Ричарда и талантливого упрямства Загорского.» (Константин Загорский – художник-постановщик фильма).

Что меня ещё смущает в том как типично изображают инопланетян как в нашем кинематографе, так и в зарубежном – это то, что многие из них имеют похожую внешность, т.е. если причёски, то у всех одинаковые, если одежда, то тоже одного образца, а ведь у людей не наблюдается такая похожесть во внешнем виде, за исключением ношения униформы, а пришельцы бывает выглядят одинаково все как на подбор, даже если не находятся на службе. Я думаю, что вряд ли бы у гипотетических инопланетных рас не проявлялось бы такое разнообразие во внешнем виде как у землян, видимо просто такая схожесть служит для подчёркивания их инородности и принадлежности к одному неземному виду, т.е. упрощение получается.

Ещё одну инопланетную форму жизни – коллегу Прулля, нам толком не показывают, а когда показывают, то можно разглядеть только общие черты инопланетного разумного осьминога. Видимо, на этого тоже бюджета не хватило, учитывая как старательно его от нас скрывали в резервуаре с водой. Зато озвучили его великолепно, а также большой плюс создателям фильма за само воплощение на экране идеи о нечеловеческих, негуманоидных формах жизни. Для советской кинофантастики это редкость. К тому же, Прулль вносит в фильм изрядную долю юмора и позитива, поэтому мини-арка с его отправлением на родину вполне вписывается в картину, так как, во-первых, компенсирует мрачные тоны картины, которых там предостаточно, а во-вторых, позволяет зрителю шире окунуться в другие формы жизни, а для советской кинофантастики это прогресс.

Водная планета, родина Прулля, куда залетела «Астра» по пути на Дессу, показана так, что более по-земному другую планету и не показать, потому что ограничились видом одной лишь поверхности воды в чисто земной атмосфере. Опускаемая с корабля грузовая платформа показана тоже на довольно низком уровне. Полностью в экране её так и не показали, видимо так и не сумели это осуществить, ведь опускали её скорее всего сверху с вертолёта. А по фильму она опускалась из парящего над водной поверхностью звездолёта, т.е. он залетел в атмосферу планеты, а потом отделил (спустил) из себя платформу. А вот отделил полностью или спустил – это выявить, к сожалению, невозможно, так как это осталось за кадром. Кстати, а то что звездолёт землян способен залетать в атмосферу планеты говорит о том, что у землян будущего по фильму вероятнее всего уже имеются антигравитационные технологии, а другие способы снования по космосу и вхождения/выхождения с атмосферы планет пока что и не представляются. Далее по тому, как корабль прилетит на Дессу мы увидим что, скорее всего, на антигравитации он и действует.

Касательно дизайна звездолёта «Астра», то корабль показан отлично, причём как внутренние помещения и устройство, так и внешний вид. Само то, что земная «Астра» имеет форму летающей тарелки говорит про смелость и неординарность создателей фильма, показавших, что мы не хуже каких-то инопланетян и тоже сможем освоить в будущем подобные технологии. Не часто земные технологии в кинофантастике имеют такой подчёркнуто неземной вид, и данный элемент можно считать успешным сломом стереотипов касательно земной космонавтики будущего. Внутри корабль выглядит стильно, и удивительно утончённо как для советских технологий. Капитанский мостик производит впечатление настоящего. Обязательные атрибуты мостика – капитанское кресло и смотровой монитор также в наличии, хотя минусом фильма можно считать слишком малые размеры показанных мониторов. В будущем они должны быть явно больше. Автоматические двери к кораблю также прилагаются.

Во время старта корабля он совершает какой-то гиперпространственный прыжок, или что-то подобное, поскольку капитаном даётся команда занять стартовые кресла, а значит в момент вхождения в зону основного полёта происходит какой-то прыжок. Это всего лишь предположение, так как в самом фильме принцип действия звездолёта разъяснён не был. На мостике кресла управляющих кораблём показаны с ремнями безопасности, которые надеваются во время старта. Судя по обращению капитана перед стартом, такие стартовые кресла с ремнями предполагаются для всего экипажа. Это как раз то, что отсутствует в «Звёздном Пути», в результате чего экипаж частенько прыгает и дёргается в креслах, держась за поручни.

Кроме всего вышеописанного, в «Терниях…» впечатлил один эпизод, о котором хочу рассказать далее. В фильме был эпизод, когда Нийи пришлось уклоняться от вражеских пуль на Дессе. Этот эпизод хоть и выполнен с помощью комбинированных съёмок, но его принцип схож с возможностью уклонения пуль в «Матрице» (речь идёт о самой возможности, а не эффекте летящей пули), за тем исключением, что тут всё происходило в физической реальности и создатели не обладали возможностями использования современных компьютерных технологий и моделирования на них сцен полета пуль. Схожесть же заключается в том, что как в «Терниях…», так и в «Матрице» были показаны возможности сверхчеловека в сражениях, и в этом эпизоде «Тернии…» буквально заглянули в перспективу использования подобных экранных элементов в будущем развитии кинематографа.

Другие особенности фильма

В фильме присутствует сцена раздевания Нийи (а значит и актриссы Елены Метёлкиной) догола на берегу моря, при чём эта сцена сопровождается диалогом про моральные нормы землян, что у нас так не принято. При этом сами же создатели фильма эти вышеназванные моральные нормы нарушили (да ещё в массовом масштабе, учитывая сколько людей просмотрело фильм), показав этот эпизод. Какова его цель – повышение рейтинга, привлечение массового зрителя, привнесение дополнительной натуралистичности, снятие запретов в кино – однозначно неизвестно. Однако в фантастике, да ещё и претендующей на высокие моральные наставления такая сцена явно лишняя. Для укрепления серьёзного отношения общества к жанру кинофантастики последняя должна иметь приличный вид, а это предполагает что женщина не должна использоваться в ней как завлекающий элемент эротического характера (в этом особенно преуспел западный кинематограф). Тем не менее, в «Терниях...» хотя и присутствовало обнажение, но фильм лишён пошлости и нарочито подчёркнутой сексуальности (едва ли к этому можно отнести облегающий костюм Нийи, это скорее атрибут фантастического антуража, чем намеренное подчёркивание красоты женского тела, хотя могут иметь место и оба варианта, в зависимости от конкретных случаев), что делает фильм в целом гуманным, но всё же такая натуралистичность в виде сцены оголения явно была излишней, особенно учитывая общественную направленность «Терний...». В новой версии фильма оголение было убрано, что говорит о том, что сейчас люди уже не так по-развлекательски наивно относятся к подобным сценам в массовом кино. Что интересно, от отсутствия сцены оголения смысловой контекст данного эпизода утерян не был (по крайней мере для меня), что говорит в пользу того, что можно было прекрасно обойтись и без этой сцены не совсем понятной направленности.

Озадачивает меня и сцена с париками, когда в доме Лебедевых Нийа их меряет один за другим. Во-первых, это является анахронизмом, так как в будущем потребность в париках несомненно отпадёт в силу развития технологий по наращиванию волос. Такие технологии уже сейчас имеются и действуют. А во-вторых, пристрастие к ношению и смене париков без веской на то причины, а исключительно из-за стиля мною рассматривается как форма подсознательного фетишизма, которая под конец XX века была особенно развита, это сейчас мода на парики отходит (но фетишизм в женской одежде, к сожалению, растёт и процветает), во многом из-за неудобств, связанных с их использованием, а также их дефицитом и высокой стоимостью. Но для Нийи это всё было в диковинку, она стремилась социализироваться, познать на себе человеческий быт, в одном эпизоде ей Селена заметила, что без парика она выглядит слишком примитивно, вот парик и послужил потом средством для прохождения фэйс-контроля в человеческом обществе. Кроме того, в сценах с париками раскрывается, что ничто из человеческого Нийи не чуждо, и замкнутость и отстранённость могут сменяться радостью и открытостью. Однако, мне кажется, что способ выражения Нийи создатели нашли сомнительный (хотя и не такой сомнительный как сцена раздевания), хотя и соответствующий представлениям эпохи о женской моде и пристрастиях, с ней связанных.

В самом начале фильма, когда показывали заседание совета по контактам, собравшегося решить что дальше делать с Нийей, то среди присутствующих было два негра, что свидетельствует в пользу того, что по видению создателей «Терний…» в будущем: 1. Либо межгосударственное сотрудничество примет настолько тесные формы, что будут приглашать иностранцев (послов?) для принятия участия в решении вопросов космической важности; 2. Либо популяция негров в процентном соотношении расширится настолько, что её представители займут изрядную долю в числе населения каждого государства; 3. Либо Советский Союз в будущем расширит настолько свои границы, что социалистическими станут и все остальные государства, и мир перейдёт в управление единым правительством, единой партией и деление на государства исчезнет как таковое; это и может объяснять то, почему представители других континентов принимают участие в подобных советах, ведь советы автоматически перестанут быть привязаны к одному континенту. В случае последнего варианта, то хоть осуществляющийся сейчас в мире процесс глобализации и концентрирует управление всеми государствами в едином задающем центре, но центр этот неявный и возможны разные исходы процесса глобализации (как положительные, так и отрицательные для общества и планеты в целом, в зависимости от того, какая именно концептуальная власть будет осуществляться в будущем), и создатели фильма едва ли усматривали по фильму формирование «нового мирового порядка» в будущем, речь скорее шла про расширение старого советского социалистического порядка на весь остальной мир, и лучше второе чем первое, хотя второе уже имеет меньшие шансы чем первое, но будем тогда надеяться на нечто третье, которое оставим в умолчаниях по причине обстоятельности темы. Какой же из перечисленных мною вариантов более подходит к показанному в фильме, пусть каждый решает сам, я же склоняюсь к последнему, а вы, может быть, не найдёте вообще в фильме отражения перечисленных мною вариантов, а увидите какой-то иной.

Интересен момент в фильме, когда глава правительства Дессы, после обращения к прибывшим на планету землянам, произностит: «И да поможет вам Разум». Здесь явно прослеживается аналогия с христианским выражением «Да поможет вам Бог», и это, я думаю, не спроста, ведь мировоззрение советской эпохи преподносило человеческий разум превыше всего, в то время как идея Бога считалась, по словам Ленина, следствием придавленности человека внешней природой и классовым гнётом (Философский словарь. – М.: Изд. полит. л-ры, 1980. – С. 37). Отсюда и замена Бога Разумом. Хотя лично я считаю, что одно другому ещё не противоречит, зависит ещё от того, какой смысл человек вкладывает в понятие «бог».

Кроме того, мне это выражение напомнило фразу из «Звёздных войн» «Да пребудет с вами сила» (в которой образцом для её создания, согласно источнику, стало христианское выражение «Да пребудет Господь с тобой и с твоей душой»). Если в одной из самых известных западных фантастических франшиз добру придаются качества силы, равно как и злу, то в советской фантастике в лице фильма «Через тернии к звёздам» направленность развития людей имеет несколько иной характер. И это характерно для фильма советской атеистической эпохи, в которой религиозные воззрения на природу добра и зла заменялись принципом обретения праведности через торжество разума. Если в «Звёздных войнах» сущность добра и зла определялась через религиозно-эзотерический подход, в котором энергия Вселенной имеет разнополярный континуум, в котором действуют противоположные силы, соответственно светлая и тёмная, то в «Терниях...» зло выступает как порождение мыслительной нечистоты, и победу над ним может одержать только торжество разума.

Это может показаться надуманным, однако, возможно, в «Терниях...» намеренно сделался такой акцент на преподнесении чистого разума в противовес светлой стороне силы из «Звёздных войн», отсюда и похожесть формулировок. Эпизод IV «Новая надежда» к тому времени уже вышел (1977 год), а в 1980-м году в год выхода «Терний…» вышел и Эпизод V «Империя наносит ответный удар». Режиссёр «Терний…» Ричард Викторов вполне мог быть знаком с этими фильмами, про это свидетельствует хотя бы запись Кира Булычёва в статье «От автора» к литературной адаптации сценария «Через тернии к звёздам», где он пишет: «В считанные дни Ричард просмотрел наши и зарубежные фантастические фильмы и раздобыл всю возможную литературу». Хотя это и относилось к предыдущему фильму Викторова «Москва–Кассиопея», но режиссёр мог ознакамливаться с западными образцами кинофантастики и в дальнейшем. Поэтому в том числе и отсюда могли появиться в «Терниях…» фразы про торжество разума в противовес западному превосходству силы. По-нашему, всё решает разум, а не сила. Не буду здесь подробно останавливаться на вопросе какая позиция более жизненна, так как про это понадобилось бы написать отдельную статью, но концепция Силы более объемлюща, менее научна и полна эзотеризма, что как раз соответствует западному мировоззрению, а концепция Разума более соотносится с научным мировоззрением, что характерно для советской эпохи материализма. О том, что важнее – сила или разум, можно сделать выводы подумав над тем, что есть разум без силы и сила без разума. Что в «Терниях…», что в «Звёздных войнах» светлый и чистый разум становится созидательной силой, поэтому качества человека зависят не просто от разума, а от того какой он, какой нравственностью обладает, и тогда он может использовать свою силу на благо, а не на разрушение. Т.е. полярность силы исходит от разума. В «Терниях…» хоть и не объяснено каким должен быть разум человека (делается акцент только на его торжество), однако направленность разумной деятельности в видении авторов чётко просматривается из показанного на экране, но буквально на словах остаётся в умолчаниях. Также, что в «Звёздных войнах», что в «Терниях…» идёт речь, помимо другого, про раскрытие потенциала сверхвозможностей человека.

Заключение

Таким образом, фильм «Через тернии к звёздам» однозначно является прекрасным и выдающимся образцом советской кинофантастики, одним из передовых среди всего числа отснятых фантастических лент, при этом исключительная особенность фильма заключается в многоплановости и вековой актуальности. Несмотря на скромные визуально-технические изобразительные качества фильма, он включает в себя множество самых различных фантастических элементов – и роботов, и звездолёты, и пришельцев, и другие планеты, и технологии будущего, и сверхвозможности, что говорит о его многоаспектности в плане использования фантастических атрибутов. Кроме того, фильм имеет достаточно разнообразный антураж, места действия фильма охватывают земной дом будущего и близлежащие природные окрестности, включая съёмки под водой, исследовательское плато Южный Крест, космопорт, космическое пространство, звездолёты, подземелья и поверхность планеты Десса и др. При этом, несмотря на такое фантастическое разнообразие, фильм является подчёркнуто натуралистичным и даже реалистичным в плане того, что основной акцент в фильме делается всё же не на фантастические элементы, которые несут в общем-то вполне адекватный действительности характер, а на происходящие события и персонажей, воплотить которых на экране помогает талант подобранных актёров. В этом фильме, идея которого воплощена в первую очередь через персонажей и события (причём второе раскрывает первое, которое раскрывает идею), в котором зритель проникается именно психологизмом фантастической направленности, в котором фантастика служит лишь оболочкой для воплощения идей на экране, а не фантастическим зрелищем ради зрелищ, актёрская игра имеет большое значение. Исключительно из-за этого фильм является таким притягательным в плане слежения за ходом развития событий, здесь сюжет не теряется в тонне безсмысленных спецэффектов, а всё показанное служит одной лишь цели – раскрыть зрителю общую канву повествования. Здесь не фантастика ради фантастики, а фантастика ради идеи, и персонажи как уникальные драматические личности при помощи фантастического окружения и элементов, через происходящие события, помогают воплотить её на экране.

Фильм не только интересен, он поучителен, причём он взывает ко всему человечеству, обращая внимание на многие общественно-философские проблемы человечества, связанные, в основном, с технократическим прогрессом (а вместе с тем общечеловеческим регрессом). Фильм затрагивает вопросы нравственности клонирования, управления живым мыслящим существом как роботом, иными словами – контроль разума, обращает внимание на потребительское отношение к планете – расход её ресурсов ради наживы, что неминуемо приводит к деградации биосферы и вырождению населения, кроме того фильм связывает это с общественным устройством, которое будучи капиталистичным не способно грамотно использовать ресурсы планеты. Фильм также предупреждает об опасности использования ядерной энергетики, способной в силу своей нестабильности разрушить планету из-за человеческого желания извлекать из всего выводу, даже если это чревато последствиями. Во многом идейному суду тут придаётся циничный научный подход, который зачастую не ограничивает себя в методах ради получения нужного результата. Разум должен преобладать над наукой, готовой ради открытия или получения контроля пренебречь чьим-то другим разумом. Наука не выражает объективность, потому что это всего лишь инструмент в субъективных руках. Фильм задаёт вопросы: насколько с помощью науки является правомерным управление человеком как роботом и насколько правомерно уничтожать собственную планету ради прогресса одних над другими? И ответ, который должен быть получен из фильма Человеком Разумным, очевиден. Иными словами – фильм пропитан заботой о планете, отношением к ней как к дому, а не как к сырьевой базе, и люди по отношению к этому дому должны быть созидателями, а не разрушителями. О том, насколько важно прислушаться к призыву фильма и насколько это актуально даже спустя 31 год после его съёмок, говорит катастрофическое и кризисное состояние нашей собственной планеты уже сегодня, и этим она сейчас гораздо ближе к Дессе, чем к Земле будущего, показанной в фильме.

P.S. На этот раз разбор фильма получился очень длиннющим, намного длиннее чем предыдущий про «Туманность Андромеды», и это притом, что наверняка не все мысли, возникающие по поводу фильма, были изложены в тексте. Надеюсь, такое развёрнутое исследование фильма найдёт своего читателя, но я понимаю что это нужно быть настоящим ценителем советской кинофантастики, чтоб всё это прочитать, ну или по крайней мере быть сильно заинтересованным в данной теме. Я в своих текстах не ориентируюсь на широкий круг читателей, однако также считаю, что эпоха советской кинофантастики не была достаточно услышана обществом, а она несомненно стоит памяти и почестей, а также создания на её основе новой эпохи русской кинофантастики. И я буду рад, если благодаря этому тексту кто-то откроет для себя нечто новое.

2011 г.