Через тернии к звёздам - 1-я часть обзора

Лек Хельги
Через тернии к звёздам: послание в настоящее ради будущего.
Обзорные впечатления по фильму.

Часть 1.

Введение

Изучение советской кинофантастики после просмотра фильма «Туманность Андромеды», который я разбирал вот в этом обзоре: ссылка, я продолжил просмотром фильма «Через тернии к звёздам».

Если к просмотру «Туманности Андромеды» меня подтолкнуло то, что это была экранизация романа И. Ефремова, о котором я до этого был наслышан, то о фильме «Через тернии к звёздам» я до просмотра вообще ни слухом, ни духом, и на фильм вышел непосредственно перед просмотром, найдя о нём информацию в интернете и затем сразу же скачав его через городскую локальную сеть.

В отличие от «Туманности Андромеды», данный фильм был снят значительно позже – в 1980-м году. К слову, я не стал руководствоваться хронологическими критериями для выбора фильмов на просмотр, а исходил из интереса к конкретному фильму, его доступности, содержанию, тематики и вообще желания посмотреть; поэтому после «Туманности Андромеды» 1967 года посмотрел «Через тернии к звёздам» 1980-го. Данный фильм заинтересовал прежде всего своим описанием, с которым я имел возможность ознакомиться через Википедию. Там же я узнал, что у фильма есть новая обновлённая (отредактированная, сокращённая, отреставрированная, отмузицированная и отспецэффектенная) версия, вышедшая в 2001 году. Её я, собственно говоря, и выбрал для первоначального ознакомления с фильмом, скачал из локальной сети и посмотрел за один вечер. Позже просмотрел две части оригинального фильма. Теперь вкратце о истории создания фильма, его создателях и формате.

История создания фильма и его создатели

Снят фильм был режиссёром Ричардом Викторовым, как было уже сказано ранее, в 1980-м году. Сценарий к фильму ему помогал писать небезизвестный советский фантаст Кир Булычёв (широко известный в фантастике, прежде всего, как создатель Алисы Селезнёвой из светлого советского будущего). Если с Киром Булычёвым всё достаточно ясно, так как фантаст он довольно популярный, то Ричард Викторов личность менее известная, особенно в мировой фантастике и особенно мне. Ведь если Кир Булычёв в первую очередь был фантастом-писателем (это помимо его основной деятельности – научной) и кинематографом занимался дополнительно, и то только в качестве сценариста, то Ричард Викторов – это, в первую очередь, советский режиссёр. И об этом советском режиссёре я до фильма «Через тернии к звёздам» вообще ничего не слышал. И оказалось, что напрасно, так как этот человек приложил руку к созданию таких советских фантастических фильмов, как «Отроки во Вселенной» (1974) и «Москва-Кассиопея» (1973), а также ряда фильмов другой, не фантастической тематики (например, военной). Так что, учитывая скупость советской кинофантастики, можно с уверенностью констатировать, что Ричард Викторов – один из ведущих кинематографистов советской кинофантастики.

Новой обновлённой версией фильма 2001 года занимался уже его сын, Николай Викторов, который также является по своей профессии режиссёром, но кроме приспособления «Через тернии к звёздам» для нашего времени и съёмках ещё подростком в фильме отца «Москва-Кассиопея» (1973), космической фантастикой Н. Викторов более не занимался. Про отличия новой версии фильма от старой можно подробно прочитать в Википедии, поэтому я на этом останавливаться не буду.

Изначальная версия фильма состояла из двух частей «Нийа – искусственный человек» и «Ангелы космоса», которые в совокупности длились 140 мин. (2:20:08 часа исходя из длительности файлов, находящихся в моём распоряжении). Новая версия фильма приспособлена под современный формат кино – не разделяется на две части, а представляет из себя единый непрерывный фильм длительностью 116 минут (1:56:32 часа). Несложно подсчитать, что в новой версии фильм сокращён на 24 минуты.

Кратко о сюжетных частях фильма

Но даже когда «Новые тернии» экранно не разделены на части, всё равно в данном фильме можно усмотреть условное деление на несколько сюжетных частей, а именно – первую часть фильма, где сюжет повествует о нахождении в космосе земными астронавтами со звездолёта «Пушкин» неизвестного корабля с мёртвыми гуманоидами-клонами. Среди этих клонов один оказывается жив и оказывается потерявшей память девушкой Нийей, которую забирают на Землю, и там она проходит период адаптации и социализации в семье учёных и их сына – космического курсанта Степана, имя которого, между прочим, по своей экзотичности так и просится в космос. Вот во Вселенной «Туманности Андромеды» в далёком будущем земные имена претерпели существенные изменения, сами посудите – Эрг Ноор, Ингрид Дитра и т.д., а вот в «Терниях…» а XXIII веке космос вовсю заполняют Степаны и прочие обыденности – с одной стороны это хорошо, так как выражает перенос настоящего в будущее, отображая построение мира будущего на устойчивости прошлого, но с другой стороны – такой подход не отдаёт футуристичностью, которую мы все так ценим в фантастике, превращая фильм наполовину в настоящее.

Что касается инопланетянки Нийи, то по ходу своей жизни среди землян она постепенно раскрывает свои сверхвозможности (телепортация, телекинез – в общем, весь набор возможностей сверхчеловека) и подчинённость внешнему управлению через «центр послушания» в своём мозгу. Заканчивается её адаптация тем, что Нийя вспоминает с помощью древнего зомбоящика XXI века свою родную планету Дессу и решает на неё тихонько удрать, проникнув на звездолёт «Астра», направляющийся туда для помощи вступившим в контакт с землянами дессианцам, практически погубившим биосферу своей планеты и просящим о помощи. Эти события условно заканчивают первую сюжетную часть фильма.

Вторая часть сюжета повествует о полёте «Астры» к Дессе, попутно астронавты встречают корабль Нийи, наблюдают ядерную гибель планеты Селесты и посещают морскую планету, куда доставляют с Земли учёного осьминога Прулля.

Третья часть сюжетной линии проходит на планете Десса – мы узнаем подробнее о состоянии планеты, об образе жизни местных жителей, о коварном капиталисте Туранчоксе, держащим власть над ресурсами планеты, о земной технологии по восстановлению экологии на планете, о генетических экспериментах учёного-дессианца Глана по созданию клонов из биомассы для воссоздания жизни на планете, а также сможем затем понаблюдать, как эта биомасса вырвется на свободу и благодаря укротительным усилиям Нийи спасёт планету. В целом третья часть фильма несёт в себе гнетущую напряжённую атмосферу, но иначе было бы трудно преподнести задуманную идею, к тому же гнёт сопровождается проблесками света и созидательным финалом.

Кроме того, для компенсации общей серьёзной и мрачной направленности фильма в него специально введены такие забавные и комические элементы, как роботы, изображённые с юмористическим уклоном, и доставка Прулля на водную планету. Такие элементы существенно разряжают напряжённую обстановку фильма.

Более подробно и обстоятельно с сюжетом фильма можно ознакомиться в описании в Википедии, здесь же я кратко рассказал об основных сюжетных элементах с целью упрощения дальнейшего восприятия информации о фильме – как напоминание для смотревших фильм, а также, чтоб было понятно о чём пойдёт речь далее для тех, кто фильм ещё не смотрел, но собирается. Для несмотревших фильм спойлеров особой важности постараюсь не сообщать.

Экология планеты определяется общественным устройством

Как мы уже знаем, фильм «Через тернии к звёздам» снимался ещё в 80-х годах, и вот смотря его спустя 30 лет, поражаешься насколько пророческим и актуальным он оказывается для нашего времени, ведь проблемы, поднятые в «Терниях...», выходят далеко за рамки тех лет, когда он снимался. В фильме была показана гибель планеты Селесты (если я правильно разобрал название в фильме), на которой ядерные отходы в течении многих лет складывались в шахтах, и вот наступил критический момент, когда на складах ядерных отходов начала происходить цепная реакция. Получив сигнал бедствия с Селесты, земному звездолёту «Астра» оставалось только наблюдать как планета взрывается и погибает в огненной агонии.

И вот спустя 6 лет после съёмок этого эпизода, уже в реальности, происходит взрыв реактора на Чернобыльской АЭС, в результате которого в окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ. Не это ли был взгляд в будущее от создателей фильма, предостережение всему человечеству? Предостережение, которое осталось незамеченным. К несчастью, люди только через разрушительные последствия начинают осознавать свои ошибки, когда планете уже наносится ущерб. Но, теперь уже к счастью, земляне, в отличие от жителей Селесты, ещё не прошли точку невозвращения, и наша планета ещё может быть спасена.

Сейчас, когда я набираю эти строки, проблема ядерного загрязнения для нашей планеты наиболее актуальна, особенно в свете (или вернее во тьме) недавних событий, а именно японской катастрофы 2011-го года, когда 11 марта сильнейшее землетрясение вызвало на острове утечку радиации из АЭС «Фукусима I», в результате которой уровень радиации в окружающей среде был многократно превышен. И тут как нельзя кстати стоит вспомнить предостережение, данное людям в фильме «Через тернии к звёздам», в котором наглядно показали к чему может привести планету ненасытное использование опасных ядерных технологий. Японцы получили свой урок, построив АЭС в заведомо нестабильной среде. Планета красноречиво показала, что у неё есть средства защиты от угнетения её биосферы технологиями людей. Землянам после Чернобыля был дан второй урок, но осознают ли они свою ошибку, начнут ли сворачивать ядерную энергетику – вопрос пока что остаётся открытым, хотя ответ что следует делать, по моему скромному мнению, очевиден.

Нужно заметить, что тема экологии планомерно проходит через весь фильм. В первой сюжетной части фильма нам показывают цветущую и зелёную Землю, где люди будущего живут в экологичных домах среди богатств природы - растений, животных, воды. Неспроста нам показывают эти кадры с различными природными компонентами. Причём в фильме местами прибегают даже к макросъёмке природных составляющих, как на самой Земле, так и уже на восстановленной Дессе. Это всё должно было подчеркнуть ценность и прелесть природы. Очевидно, создатели фильма хотели показать, что жители Земли к XXIII веку нашли гармонический баланс между человеческой цивилизацией и биосферой планеты, и давление технологий на последнюю было сведено до минимума. Как антипод Земле XXIII века в «Терниях…» была показана планета Десса, которая была скорее намёком на возможное состояние нашей собственной Земли в ближайшем будущем, чем безудержной фантазией создателей фильма о далёких цивилизациях. Чтобы подчеркнуть это, создатели оригинальной версии даже хотели показать надпись после финальной сцены фильма, которая гласила бы: «Все кадры гибнущей планеты Десса сняты на территории СССР». Но тогда в 80-х цензура запретила использовать этот приём. Учитывая, что затем произошло в Чернобыле, становится понятно, что напрасно запретили. Я бы даже сказал, что наоборот – об этом слишком мало публично говорили и говорят. Фраза в конце фильма появилась только спустя 21 год в эпоху децензуризации, – в новой версии сын режиссёра поместил в конце фильма строку: «Все кадры гибнущей планеты Десса сняты на планете Земля».

Сама планета Десса представлена в фильме как пыльная обглоданная безжизненная местность с цветовой гаммой ржавчины. Многие жители планеты вынуждены жить в подземельях, а на поверхности можно находиться только в противогазе. Помимо прочего, для многих диссианцев вредные радиационно-химические условия жизни сказались на их внешнем виде, и они вынуждены постоянно носить маски, чтобы скрывать своё уродство. Более того, в заброшенных подземельях планеты обитают мутанты (которых нам, к сожалению, не показали, однако дали возможность послушать), нападающие на попадающих к ним людей.

К такому биосферному упадку планету привело ненасытное расхищение богатств природы, безмерное злоупотребление технологиями и несправедливое общественное устройство. На планете существует классовое разделение, когда одни люди живут в достатке, будучи защищёнными от вредного воздействия окружающей среды, а другие вынуждены батрачить в экологически небезопасных местах наподобие хим. заводов. Основной массе дессианцев, толпе рабочих скотов с точки зрения владык планеты, доступны свежий воздух, детские маски, противогазы только путём покупки их у особ наподобие Туранчокса – карликового капиталиста-предпринимателя, олигарха, который живёт в бывшем Институте Глана (в котором теперь размещена компания «Свежий воздух»), владеет заводами и ресурсами планеты, и предоставляет за оплату жителям Дессы необходимые продукты для выживания. В мире Дессы обострённо изображены проблемы развитого капитализма, когда правительство утрачивает контроль за ведущими монопольную деятельность организациями, и те становятся самостоятельными властными структурами в обществе, могущими диктовать ему свои условия. В таких условиях правительство уже не всесильно, о чём прямо и заявил землянам рабочий человек с Дессы.

В условиях современной нам глобализации, как процесса концентрации управления производительными силами человечества, а также развития мирового капитализма и всё растущего давления на биосферу Земли, поднятые темы в фильме являются для современности более актуальными, чем были в далёкий 1980-й год. С тех времён произошло целенаправленное разрушение советского коммунистического строя и на славянские земли вновь прошёл капитализм, который обостряет ситуацию в стране в пользу сценария, изображённого в фильме «Через тернии к звёздам» на примере планеты Десса. Тому есть много подтверждений, например, повальная коммерциализация организаций с существенным разграничением уровня доходов отдельных граждан, ухудшение экологической обстановки в регионах, ограничение отечественного производства в различных сферах, пагубное состояние сельского хозяйства, зависимость от импорта зарубежной продукции и т.д. Чтоб эти слова не выглядели голословными предлагаю ознакомиться со всего лишь некоторыми фактами статистических исследований о России настоящего (привожу факты именно о России, потому что это основное славянское государство):

«За годы реформ исчезла вся аграрная инфраструктура СССР, в том числе 27.000 колхозов и 23.000 совхозов, обеспеченных сельхозтехникой и квалифицированными кадрами.

Россия собрала в 2010 году около 60 миллионов тонн зерна, половину от «дореформенного» количества при обычной норме – тонна зерна на человека в год.

По сравнению с советским временем количество скота уменьшилось (в миллионах голов): овец и коз – с 67 до 9,7, свиней с 33,2 до 8,5, коров с 20,6 до 12.

За последние 10 лет с карты России исчезло 13.300 деревень и 298 городов, а на севере страны численность населения сократилась более чем на 40%.

Ежегодно Россия теряет по численности населения целую область примерно равную Псковской, республику типа Карелии или крупный город, такой как Краснодар.

За последние 10 лет на 40% сократилось население на Дальнем Востоке и на 60% на Крайнем Севере. В Сибири за последние годы исчезло 11.000 деревень и 290 городов.

Провести детальный анализ демографической ситуации в России и понять причины снижения рождаемости невозможно: с 1997 года по сей день не восстановлен сбор самых базовых статистических показателей. Перепись населения 2010 года проводилась чисто формально и не отражает реального положения.

По данным Минздравсоцразвития, каждый год 180.000 человек в России умирают "по причинам, связанным с воздействием вредных и опасных производственных факторов", более 200.000 человек получают травмы на производстве, регистрируется 10 тысяч случаев профессиональных заболеваний, более 14.000 человек становятся инвалидами. Потери от неблагоприятных условий труда ежегодно составляют 4% от ВВП.

Только 1% потребляемой россиянами воды соответствует мировым стандартам качества.

82% медикаментов, реализуемых через общедоступные аптеки, фальсифицированы или не соответствуют срокам годности.

В России с 15 февраля 2010 года отменена обязательная сертификация пищевой (включая алкоголь) и парфюмерно-косметической продукции, остались только санитарные нормы, а сертификат соответствия ГОСТу заменен добровольной декларацией производителя.

Более 40% продуктов, продаваемых в Москве, являются фальсификатом.

1,5% населения РФ владеют 50% национальных богатств.

92% крупной российской промышленности, банков и пр. – это иностранная собственность.

90,9% населения с переменным успехом балансирует на черте бедности.

Согласно данным Министерства промышленности и науки, в настоящее время доля России на мировых рынках высокотехнологичной продукции составляет 0,3% (это в 130 раз меньше, чем у США).

Россия занимает меньше 2% в мировом ВВП. Основными статьями экспорта (по данным ФТС) является газ и нефть (70%), первичные металлы (15%), круглый лес (10%), все остальное, включая оборудование, вооружение и технологии – менее 5%.

При сегодняшних темпах добычи, эксплуатируемые рентабельные запасы нефти, урана, меди, золота, иссякнут в 2015 году, газа через 20-25 лет, максимум. Останется, в основном, лес».

(Источник материала)

Все эти и другие факты, с которыми можно ознакомиться как в вышеуказанном источнике, так и проведя собственное расследование (для подтверждения объективности вышеприведенных фактических материалов) среди других источников, сводятся к тому, что всё менее жизненно необходимых благ в стране становятся бесплатными, всё большее число граждан зависит от покупаемых жизненных и неадекватных жизни ресурсов для выживания и продуктов, которые концентрируют вокруг себя растущие капиталистические конгломерации, пожирающие ресурсы планеты ради искусственно формируемых рынков сбыта. Всё хуже становится жизненно-общественная, хозяйственная, демографическая и экологическая обстановка в стране. И это вместо того, чтобы ресурсы планеты использовать для процветания человечества в естественной гармонии с биосферой планеты, сведя давление на неё до минимума, подобно тому как садовник выращивает сад не чтобы его обглодать, а чтобы поддерживать его в устойчивом развитии и пользоваться его дарами себе во благо.

Возвращаясь к «Терниям…»… Обстановка вокруг Туранчокса подчёркивает статус общественного устройства Дессы. В его кабинете на стене можно увидеть картину, изображение на которой примерно похоже на структурное устройство толпо-«элитарного» общества (см. изображение ниже), которое схематически представляет из себя пирамиду из нескольких слоёв – обычно в самом верху находится управляющая власть, под ней элитарный слой общества, необходимый для продвижения и информационного обеспечения власти (научного или религиозного), а в самом низу находится ничего не понимающая подневольная рабочая толпа. На картине в кабинете Туранчокса как раз представлены три таких слоя – от меньшего к большему показаны расположенные друг над другом противогазоподобные головы, самая большая из которых находится в единственственном числе вверху – это власть (может быть в форме правительства, монополии, жречества, в совокупности перечисленных форм…), под ней три меньшие головы – это элита, и пять в самом низу – толпа. Какой именно смысл вкладывали в это изображение создатели – остаётся невыясненным, но мне кажется не случайным такое совпадение с толпо-«элитарной» пирамидой, особенно учитывая общественный порядок на Дессе.

Кроме того, из уст Туранчокса вышла фраза «Власть не должна быть явной». Независимо от того, какой смысл в эту фразу вкладывали создатели фильма, а чётко определить это уже не представляется возможным, в этой фразе сам по себе заключён принцип управления толпо-«элитарным» обществом, поскольку для осуществления такого несправедливого управления необходимы механизмы, скрытые от общественности, и носителем которых является власть концептуальная, о которой наверняка знают знакомые с Концепцией Общественной Безопасности (КОБ) читатели. Концептуальная власть в моём представлении являет собой ключевой вид власти (1-я из 5-ти имеющихся, по крайней мере распознанных), определяющий (задающий) единую концепцию жизни общества (в толпо-«элитарном» обществе она несправедливая, неадекватная эволюционному промыслу для человечества) и представляющий собой надобщественное информационно-алгоритмическое управленческое образование (подробнее с данным понятием можно ознакомиться в трудах Внутреннего Предиктора СССР – ВП СССР). Так вот, в толпо-«элитарном» обществе концептуальная власть должна быть скрыта от общественности, иначе в противном случае толпо-«элитарная» пирамида, основанная на концептуальной безвласности её участников не сможет функционировать, в результате чего такая несправедливая общественно-политическая система управляется из задающего центра безструктурными способами, и действительный объемлющий ход событий могут распознать только концептуально-властные индивиды. Я думаю, Туранчокс своей фразой выразил весь принцип функционирования толпо-«элитарного» общества, в котором действительная власть скрыта от общественности. Оно и понятно, ведь когда объект управления не распознаёт управляющего воздействия, то влиять на него гораздо проще и эффективней, особенно в силу того что у объекта управления существенно ограничены возможности осуществлять обратное управляющее воздействия (обратная связь) на субъект управления. Вот такая вот вековая истина прозвучала из уст главного злодея фильма, и это неспроста, этим он как бы буквально выдал себя перед зрителем, раскрывая действительные механизмы осуществления власти над обществом. Из той же оперы выражение о том, что за каждым троном скрывается нечто большее, чем просто король. И зритель должен понять, что такую власть сложно назвать справедливой и приемлемой, которая хочет управлять тайно. И здесь Туранчокс предстаёт перед нами не только как сподвижник концепции управления толпо-«элитарным» обществом, чьими действиями осуществляется воплощение этой несправедливой концепции в жизнь, здесь он говорит за саму Концепцию, являясь её проводником в материальный мир. И зритель должен быть благодарен создателям фильма за то, что они, пусть и не обладая тогда всей открытой сейчас информацией о управлении и сделавшие это, может быть, интуитивно или неосознанно, или выкладывая в данные слова более простое значение, но тем не менее сумевшие объективно (относясь к прозвучавшим словам многогранно) приоткрыть занавес над тайнами управления обществом.

А сам Туранчокс так вообще изображён в фильме карикатурно – маленький коротышка с большой властью. Карликовость Туранкокса в моём понимании подчёркивает его ничтожность, ничтожность такой власти, когда один человек владеет ресурсами для жизни общества. Такая власть не имеет управляющей обратной связи, общество оказывается подневольными рабами Туранчокса, власть которого держится только на том, что в мире Дессы нет народа, а зато есть толпа, безмозглое стадо, которое не обладает достаточной соборностью и коллективностью чтобы противостоять такому общественному порядку, который устроил такой ничтожный человечишка как Туранчокс. Каждый боится за себя, и власть умело этим пользуется, один человек с немногочисленным штатом помощников держит в страхе и повиновении целое общество.

Отдельную благодарность хотелось бы выразить актёру и учёному Владимиру Фёдорову, воплотившему образ коварного Туранчокса на экране. Так убедительно сыграть персонажа, выражающего собой не только подчиняющую диктаторскую власть, но и ледяной интеллект, актёру скорее всего помогли не только актёрские профессиональные навыки, но и научная деятельность. Читателю наверняка будет интересно узнать, что В. А. Фёдоров, по данным Википедии, автор «более 50 научных трудов и изобретений» в области ядерной физики.

Помимо отображения несправедливого разделения труда на Дессе, в «Терниях…» была показана противоположная жизнеутверждающая деятельность землян, которые не являются заложниками своей Системы, а по-истине наслаждаются своей работой, которая для них вовсе не рабство, а повод для радости. Это уже не работа в понимании РАБоты, когда человек вынужденно должен выполнять не приносящую ему удовлетворение деятельность ради средств к существованию, а тут это созидательный труд на благо себе и обществу, который не может не приносить радость. Такая работа – дар, пусть даже курсант Степан и отнёсся поначалу к миссии «Астры» скептически, но это только пока не испытал на себе всю созидательную мощь подобной деятельности. Эту мощь красноречиво подчёркивает эпизод, когда земляне, выполнившие часть своей работы по восстановлению биосферы планеты, счастливо радуются успешно выполненному на Дессе процессу осенизации, их выполненный благородный труд приносит им неподдельное счастье. Жители Земли к XXIII веку не только превратили свою планету в цветущий благоухающий сад, находящийся в гармонии с человеческой цивилизацией, но и помогают жителям другим планет восстанавливать нанесённый их родному миру ущерб.

Кроме того, земляне развивают и успешно осваивают и свои внутренние силы. В фильме наглядно показывается, что в XXIII веке внутренняя сила землян будет позволять им немного владеть телекинезом (который в итоге в совокупности с возможностями Нийи и поможет окончательно спасти Дессу). А то, каких возможностей может достигать развитое человеческое существо, в фильме показано через наглядную демонстрацию всесторонних паравозможностей Нийи. Пусть она и является инопланетным клоном, и своими возможностями она обязана стараниям учёного-дессианца Глана, но её способности для человечества – это маяк, к которому люди обязательно прийдут, если будут продолжать идти по пути совершенствования вида и нахождения гармонического баланса с биосферой планеты.

Персонажи фильма

Нийа – загадочная инопланетянка из будущего

Сама по себе как персонаж, а не только обладатель паранормальных способностей, Нийа довольно интересна. Безусловно, это наиболее выделяющийся персонаж картины, в том плане, что Нийа заметно контрастирует с остальными героями фильма. Она напрочь лишена обыденности и несёт в себе ту скрытую загадочность, которая для советского кино тех времён была очень непривычна. Можно даже сказать, что этот персонаж значительно опередил своё время, так как подобные типажи станут массово популярными только через лет 20, вспомним хотя бы Лилу из «Пятого элемента» – тождественность между нею и Нийей очевидна, хотя это и персонаж более позднего времени.

Обладая неординарной подчёркнуто гуманоидной внешностью и отличающимся социальным поведением с замкнуто-интровертным уклоном, Нийа создаёт именно тот образ, который вызывает у меня принятие и понимание. Адаптация к социальному окружению, поиски смысла существования – всё это делает персонаж близким и заманчивым.

Внешность Нийи заметно подчёркивает её инородность, инопланетность – это и специфические черты лица, и короткий покров белесых волос, и выделяющаяся бледность лица, белесость кожи, а также сам стиль одежды. Впечатление усиливает поведение персонажа – мимика, манера говорить. Наверняка, актриса Елена Метёлкина вкупе с гримёрами изрядно поработала над собой, формируя и вживаясь в образ.

Другие персонажи фильма

Касательно других персонажей фильма, то среди них встречаются как земляне, так и представители других, внеземных цивилизаций.

Говоря о землянах, то из тех, с кем нам удосуживается больше всего познакомиться – это семья Лебедевых, а именно Сергей – учёный-контактёр, его сын Степан – космический курсант, а также бабушка Марина Павловна – профессор медицины, акушер, и дедушка Пётр Петрович – океанолог. Кроме того, одним из главных персонажей фильма является Надежда Ивановна – учёный-исследователь, экзогенетик, профессор. Также из числа землян мы познакомимся с командиром звездолёта «Астра» – Олегом Дрейером, его помощниками Виктором Климовым и штурманом Эдиком (Эдуард Колотун), который также будет выполнять роль руководителя Степана при прохождении им практики на «Дессе». Остальные из числа встречаемых нами землян в фильме выполняют те или иные эпизодические роли.

Прежде чем перейти к выявлению инопланетных персонажей фильма, остановимся на более подробном рассмотрении некоторых земных персонажей, а также всей той декоративно-фоновой обстановки, которая характерно содействует их изображению в фильме.

Сергей Лебедев по фильму учёный-гуманист, защитник прав клонов, играет ключевую роль в завязке фильма, так как именно по его инициативе Нийа переселяется жить в дом Лебедевых для своего очеловечивания.

Степан Лебедев является молодым космическим курсантом (мечта всех пионеров). Самодостаточен. Склонен к комическим инсценировкам, иногда словесно отжигает (остёр на язык). Умудрился опоздать на начало практики, в результате был переведен на «Астру» с последующими доброключениями. По ходу фильма влюбляется в Нийу, хотя и не сразу признаётся и демонстрирует это, скрывает чувства неадекватным поведением (что фактически его выдаёт), под конец она предпочтёт ему целую планету.

Марина Павловна Лебедева – бабушка, учёная пенсионерка, которая не ограничивается функциями хранительницы домашнего очага. Пётр Петрович Лебедев – спортивный и активный дед-океанолог. Про них дальше ещё пойдёт речь.

Надежда Ивановна – типичный учёный с циничным взглядом на мир, символизирует вероятней всего бездуховность науки со склонностью всё себе подчинять, её антагонистом выступает Сергей. Бездетна. Инициативная. С огоньком в глазах. По ходу фильма осознаёт свои злодейские ошибки. В последних кадрах фильма создатели делают ей трагический конец, что, возможно, символизирует ответственность науки за подчинительное вредительство и гарантирует исход такого отношения к исследуемому при становлении Разума (а он немыслим без объективной нравственности, без неё человечество всегда будет оставаться псевдоразумным видом, пока само себя не погубит) над наукой (а не наоборот).

Олег Дрейер – невозмутимый серьёзный капитан звездолёта «Астра», капитанское кресло и чашка чая в наличии.

Виктор Климов – член экипажа «Астры», учёный-экзобиолог, который выделился своими рассуждениями о превосходстве разума, демонстрацией телекинеза через притягивание к себе авторучки, а также безпредельной радости по поводу выполнения своей миссии на Дессе. А так, в общем-то, персонаж более антуражного плана, чем психологического, что в целом характерно для жанра фантастики.

Эдуард Колотун – молодой штурман звездолёта «Астра». Хоть и молодой, но своё дело знает, осторожный, хитроумный, предприимчивый, за словом в карман не лезет, на рожон тоже не лезет.

В первой части фильма эпизодически появляется некая Селена, знакомая Степана, которая доставала Нийу своим неадекватным отношением вплоть до того, что та даже разозлилась и захотела сбросить её со скалы с помощью телекинеза. Вот всегда находятся такие стереотипные зазнающиеся люди, которые видя отличие других от них или большинства, начинают считать их в чём-то хуже, а то и вовсе неполноценными, ярко демонстрируя это. Типичное столкновение сознаний экстраверта и интроверта, в котором экстраверты, число которых в мире преобладает, высказывают полное пренебрежение и непонимание к непохожему на них образу мышления и поведения интровертов. Симпатию у меня, как и у Нийи эта Селена не вызывает, чего только стоит её фраза в начале знакомства с Нийей, когда она говорит, что многим нравится, когда Нийа на неё внимательно смотрит. С самого начала просматривается экстровертная напыщенность этого персонажа и эгоцентричность. Далее следует утверждение, что в жизни нужно всё испытать и перечисление своих «достижений». Ещё утверждает с довольным видом, что на Степана даже внимания не обращала, что тоже характеризует её не лучшим образом, а как типичную стерву, которая к тому же раздражается, что Степан назвал её увлечением молодости и называет его бесспорным глупцом, хотя сама же перед этим сказала что внимания на него не обращала. Лицемерка к тому же. В общем, яркий пример подмены женственности на самковитость, столкновения двух начал в людях. А погоня за впечатлениями обычно требуется людям, живущим по меркам «хлеба и зрелищ». Ну а в дальнейшем так вообще начинается прямое унижение Нийи фразами про её примитивность, искусственность, пробирочность. Думаю, это некое проявление зависти, непонимания, защитной реакции от непринятия, а стереотипные люди всегда отвергают то, что не понимают. Нийа потом совершенно правильно спросила у Селены, обидела ли она её. Хоть Селена и не успела ответить (Нийа начала своё контрнаступление), но думаю ответа на этот вопрос у неё не было. Также представляет интерес то, что имя Селены созвучно с Селестой. Напомню, что Селестой по фильму была планета, уничтожившаяся из-за реакций в ядерных отходах. Это скорей всего совпадение, но люди, подобные Селене, склонны «перегорать» так же, как и эта планета, через свою активную приверженность получить от жизни всё.

Касательно неземлян, то помимо Нийи и дессиан, в фильме можно встретить и другие инопланетные формы жизни, например разумного осьминога Прулля, к тому же ещё и учёного. Но об этом далее.

Кроме описанного ранее Туранчокса, фильм предлагает познакомиться и с другими дессианами, главенствующие положения среди которых занимают заботящийся о Дессе Ракан, симпотизирующий и помогающий землянам, Торки – хитрый и подлый прихвостень Туранчокса, а также Глан – заботливый учёный-революционер, намерившийся спасти Дессу путём штампования клонов из биомассы… По его маниакальному виду можно сделать вывод, что Глан был готов пойти на всё ради миссии. Среди персонажей с Дессы ещё отметился охранник Туранчокса Тэр, в первую очередь своим скрытым пренебрежительным отношением к Туранчоксу, наблюдая с удовольствием как сражаются Ракан и Туранчокс. Но на подлую помощь Туранчоксу он всё же бросается, видимо осознавал свою никчёмность без владыки Туранчокса. Кроме того, запомнился персонаж Лий с Дессы, прежде всего своей манерой говорить про Туранчокса, с его уст прозвучали очень важные вещи про капиталистическую власть.

2011 г.