Неэлементарные частицы

Лек Хельги
«Не нужно понимать мир, нужно только найти своё место в нём.» (Альберт Эйнштейн)

Несколько дней назад посмотрел фильм «Элементарные частицы». Он произвёл на меня такое впечатление, что заслужил отдельного поста в моём Дневнике.

Наткнулся я на него случайно на местном развлекательном портале, но описание сразу произвело на меня впечатление, я понял – это моё и фильм нужно обязательно посмотреть. Меня даже не смутило то, что судя из описания в фильме присутствуют откровенные эротические сцены, а я фильмы с таким содержанием предпочитаю не смотреть, но в данном случае содержание оправдывало упаковку и я скачал фильм, о чём ни на секунду не пожалел после того, как закончил его просмотр.

Так о чём же этот фильм? Во-первых, это экранизация одноимённого романа Мишеля Уэльбека, который я ещё непременно прочитаю, так как, судя из отзывов, книга глубже и есть сюжетные различия с кинофильмом (что неудивительно). Во-вторых, в самом фильме сюжет построен на истории жизни двух братьев – Бруно и Михаэля, судьбы которых пошли по совершенно противоположным сценариям.

Михаэль всю жизнь избегал плотских утех, шумных компаний и веселящегося общества, с детства увлекался наукой и к 40 годам стал успешным микробиологом, разрабатывающим проект по бесполому размножению биологических видов. До 40 лет он не был ни с одной женщиной, а единственную, которая оказывала ему знаки внимания – это была его школьная подруга Аннабелль, он сам отталкивал от себя своей отчуждённостью, в результате чего ещё в юности их пути разошлись. Но спустя много лет он навещает её, что позволяет их судьбам принять новый поворот.

Что касается его брата Бруно, то он пошёл по пути плотских утех и частой смены сексуальных партнёров. Большое влияние на его «развитие» оказала его мать-хиппи. Радости подобный образ жизни ему не принёс, и, будучи уже мужчиной среднего возраста, он страдает от одиночества и неудовлетворённых желаний. В конце концов, Бруно встречает партнёршу, ведущую разгульный образ жизни и начинает строить с ней отношения, но исход их связи оказался трагическим для обоих.

Таким образом, судьбы братьев на первый взгляд представляют собой две крайности, но при более детальном рассмотрении образ жизни Михаэля в моём понимании является противопоставлением существующему в современном мире культу секса, и с помощью этого образа показывается совершенно свободный от социальной шелухи человек, имеющий цель в жизни и развивающий её. Но его герметизация от проявления чувств оказалась разрушительной для Аннабелль, которая любила его в молодости, но, столкнувшись с его замкнутостью, оставила попытки добиться от него взаимности и связала свою жизнь с не такими замкнутыми в сексуальном плане людьми, но, несмотря на множество сексуальных партнёров, в конце концов Аннабелль остаётся одна, а спустя некоторое время после встречи с Михаэлем она узнаёт от врача, что не сможет иметь детей.

По-сути, наблюдая за жизненными линиями персонажей, я прихожу к умозаключению, что в фильме не только противопоставляются два образа жизни – сексуально-деградационный и морально-нравственный, но и показывается как они переплетены, как влияют друг на друга. Бездействие Михаэля по отношению к Аннабелль, несмотря на всё целомудрие этого человека, вылилось в весьма печальный для неё финал, ведь проявив нужную инициативу, можно было бы повлиять на её будущее, и оно вполне могло сложиться не так безисходно. Поэтому появление Михаэля на пороге её дома спустя много лет могло означать исправление старых ошибок. Но вся соль в том, что многие вещи уже нельзя было изменить.

То, как разрушаются жизненные пути людей под влиянием низменных инстинктов и деградационно-паразитических потребностей красноречиво говорит в фильме об ущербности подобного пути, о его обречённости. Также просматривается как социальная неестественность заводит в тупик нравственных людей, вынужденных от неё в буквальном смысле этого слова прятаться, что сказывается на невозможности близким им людям пойти по генетически-обусловленному пути развития, Аннабелль служит тому примером.

Не случайно проект Михаэля по бесполому размножению оказывается рабочим и в будущем начнёт практиковаться человечеством, а сам Михаэль получит за него нобелевскую премию. Такой проект является жёсткой альтернативой морально-разложившемуся обществу, не способному выйти из-под гнёта сексуальной зависимости.

На протяжении всего фильма присутствует тема смерти в различных её интерпретациях, я думаю, что это является наставлением на то, что жизнь скоротечна, и важно не бездействовать, а менять её пока есть время.

Многие годы проект Михаэля оставался неизданным, а сам он долгое время работал руководителем института генных технологий, пока не понял, что зря теряет время и нужно заниматься именно тем, что интересует в жизни в первую очередь.

В фильме проиллюстрировано, как важно найти своё место в этом мире, иначе можно стать пленником собственной жизни, которая будет нестись в неопределённом направлении с неопределённым исходом. С помощью озабоченного расиста Бруно было показано, как человек может стать пленником иллюзий и к чему это может привести. Путь к пониманию своего места в жизни и освобождению от иллюзий лежит через познание, которое нужно начинать с истоков, именно поэтому фильм носит название «Элементарные частицы», потому что этими истоками являются самые примитивные человеческие эмоции, не обуздав которые можно разрушить всю свою жизнь, построить которую заново уже не получится, разве что родиться снова.

Резюмируя, скажу что подобное кино – редкость. Этот фильм оставил глубокий отпечаток в моей душе и пищу для размышлений. Всё показанное в кадре служит замыслам создателей, которые далеки от демонстрирования зрителям «хлеба и зрелищ». Всё показано совершенно естественно, все сексуальные сцены служат не для разогрева больных фантазий озабоченных извращенцев, а наоборот обличают этих самых извращенцев, демонстрируют их ущербность и отвратительность. Не случайно это германский фильм, а не голливудский. Получился очень реалистичный и жизненный фильм с определённой моралью для думающего зрителя.

Октябрь, 2010 г.