Ох, уж этот морячок!

Просто Валерия
               Сейчас в школах есть предмет ИЗО, который с первого класса ведут специалисты. А раньше в начальной школе всё, включая рисование, преподавала одна учительница. Во втором классе она научила нас рисовать орнаменты, цветы, снежинки, звёзды, флаги и даже серп и молот – всё, что умела сама. Но чаще этот «второстепенный» урок заменялся арифметикой или чистописанием, а задание по рисованию давалось на дом. Обычно это были мини-плакаты к очередному празднику.

               На этот раз приближался День Советской армии и Военно-Морского флота. Дома было много открыток, и папа посоветовал срисовать изображение с какой-нибудь из них. Особенно мне понравилась одна: моряк, стоящий на фоне моря и неба, а над ним белый флаг с синей полосой, красной звездой и красным серпом и молотом. Учитывая своё неумение рисовать людей, я подумала сначала, что можно ограничиться только морем, небом, флагом и надписью «С праздником!» Но на рисунке явно чего-то (или кого-то) не хватало, и папа посоветовал всё-таки попробовать нарисовать моряка, что поначалу показалось мне невыполнимым. Допустить, чтобы папа провёл хоть одну линию в моём альбоме, было нельзя, тогда бы работа оказалась не самостоятельной, а это для отличницы недопустимо. Поэтому  поступили так: он рисовал поэтапно на другом листочке, а я срисовывала в альбом. Моряк получился  просто замечательный, и в школе это оценили. Учительница не только поставила меня в пример всему классу, но и отдала этот рисунок на школьную выставку.

               Не раз я потом пожалела о содеянном, но было уже поздно. Как только объявлялась школьная выставка к очередному празднику, меня обязывали отстаивать честь класса. А если я пыталась отказаться, напоминали, что однажды, ещё во втором  классе, я нарисовала моряка, значит, теперь, когда мне уже 10 (11, 12) лет, я  должна рисовать ещё лучше. Особенно запомнилась выставка, посвящённая неделе детской книги. Все отдыхали на весенних каникулах, а я, вот уже в который раз пыталась сделать иллюстрацию к «Повести о настоящем человеке», отрывок из которой мы проходили по чтению. Людей в вертикальном положении я к тому времени уже научилась рисовать, но Мересьев не мог стоять на ногах, он полз, а потому получался у меня плоским, как будто на него смотрят сверху. Пришлось опять просить о помощи папу. Тем же способом, что моряка, мы поэтапно рисовали  лётчика и раскрашивали акварельными красками. Каково же было мне узнать, что этот рисунок, направленный решением жюри на городскую выставку, утерян! Учительница сказала: «Надо восстанавливать!» Во второй раз рисовать было уже легче, я справилась почти самостоятельно.

                Так постепенно, от урока до урока, от выставки до выставки, я училась рисовать. В конце концов, мне захотелось привести в систему то, чему научилась. С согласия родителей, воспользовалась адресом «Книга-почтой» и заказала  две книги. Одна называлась "Юный художник", по ней я уже обстоятельно училась рисовать всё, в том числе, и людей. Другая  книга - "Юному художнику", о картинах и скульптурах, она до сих пор стоит на полке, удивляя крупной надписью на корешке: «Книга для чтения», как будто книга может быть предназначена для чего-то другого.

               Тот первый рисунок, к сожалению, не сохранился, открытка, с которой я его срисовывала, - тоже. Но нашла очень похожую. Только на моей морячок был в полный рост, и флаг – полностью, с серпом, молотом и красной звездой.