Книга пророка Михи

Арье Ротман
1.
Слово Господне к Михе из Морешета
во дни царей иудейских Йотама, Ахаза, Йехизкии,
прозрение о Шомроне  и Иерусалиме.

Слушайте, народы и племена,
внимайте, полнящие земные просторы!
Из святого чертога грядет всевидящий Судия,
Господь, поправший стопою горы.
Вот Он спустился! Хребты истаяли перед Ним,
раскололось равнин пологое лоно,
как воск от огня, оплавилась твердь,
потоками истекла по склонам.
То Бог из вышней обители низошел,
Господь – свидетель ваш непреклонный.
Сие за беззаконие Якову,
Израилю к посрамлению и стыду.
Ибо кто вводит в грех его? Не Шомрон ли?
Не Иерусалим на высоты идольские зовет Иегуду?

За то в развалины обращу Шомрон,
в пустошь целинную под винограды,
камни руин его в овраги скачу,
обнажу исподы падшего града.
Идолы его размозжены,
попалены приношения блуду,
капища истуканов дотла разорю,
распутством собранные дары
платой гулящей будут!
Опла;чу в голос Шомрон и Иерусалим,
бос и наг побреду, кручиною угнетенный,
воем шакальим зайдусь в безысходной тоске,
заухаю филином скорби бессонной.

Ибо неисцелимы кровоточащие раны твои,
погибель лютая пришла в Иегуду!
О народ мой! – недруг достиг сокровенных врат,
накликала дочь Иерусалима беду.
Не говорите в Гате, не ужасайте сердца,
утишьте рыдания страха!
В доме персти и тлена сдавите плач,
дочь поруганная, катайся во прахе!
Беги, спасайся от срама, Шафир!
Нет, не вырвалась дочь Цанана!
В Бейт-Эцеле великая скорбь,
захватчик в ней утвердился станом.

Уповала на благо горькая дочь Марот,
но припало лихо к иерусалимским вратам,
зло от Господа – к преддверью столицы.
Все нечестье Израиля собрала Лахиш,
ибо начало греха дщерей сионских там,
у запрягающей скакунов в колесницы.
Потому откупайте дарами Морешет-Гат,
давильню сусла,
царей Израиля обманули Ахзива шатры,
не дало влаги пересохшее русло.
Еще в наследье врагу, Мареша, тебя отдам,
Адуллам!
В пещерах твоих Израиль знатных запрячет.
Космы горести рви по сластолюбцам-сынам,
как стервятница, выскобли долыса плешь,
ибо в изгнанье идут – оплачь их.

2.
О замышляющие злодейства,
лелеющие на ложе видения скверны!
В свете утра задуманное совершат,
сколь сил достанет – исполнят наверно.
Прельстятся полем чужим – отнимут,
домом ли – отберут жилище,
изгонят из наследственного удела,
крова лишат бедняка и пищи.
Потому говорит Господь:
замыслил и Я дурное о сем семействе.
Не сбросить ярмо им, прямя горделиво выю,
ибо время расплаты настало ныне –
злом злодею воздать за злодействo.

В тот день горькую притчу о вас сложу,
скорбную песнь прорыдаю по осиротелой.
Возопишь: обездолены мы, лишены имений,
соседи делят родовые уделы!
Жребий тебе не бросать о наследии отчем,
вервием в обществе Божьем не мерить деляны.
«Что проповедуешь? – ропщете на божьих провидцев, –
Молчите – и не понесете позора, смутьяны!» –
Дом Якова! Изменю ль Я обычай Свой ныне?
Нетерпелив ли, скор на кары Превечный?
Отменю приговор, если пути исправишь,
благо дарую сынам чистосердечным.

Для чего же враждуешь с пророками, Мой народ?
Как с плененных в битве, рвете с них платье,
ризы – с путников безмятежных.
От услад материнства берете силой замужних,
красу Мою вырываете из объятий,
на веки вечные – от младенцев нежных!
Вставайте же и сами ступайте в изгнанье,
и да не знать вам в пути покоя!
Осквернили страну свою – очистит пыткой чужбина,
место мук родовых извергнет изгоя.
Пустобрех ли найдется, гоняющийся за ветром,
«Пей и забудься, – скажет тебе, – распутствуй».
Его и возьмешь в пророки себе, народ Мой,
по слову лжеца направишь к погибели путь свой.

Но соберу тебя заново, Яков-Израиль, утешу,
соединю остаток разрозненный,
словно в овчарне стадо.
в кошаре Моей вновь возрастешь безмятежно,
гомоном многолюдья
наполнишь веси и грады.
Врата теснины сорвешь и на волю выйдешь,
вырвешься, как из загона гурты овечьи.
Паству свою царь поведет на просторы,
с ним во главе народа пойдет Превечный.

3.
Внемлите же, главы Якова!
Вожди Израиля! Вам ли закон неведом?
Презрели праведность, возлюбили зло,
семь шкур спускаете с бедных!
Пожрали, пожрали народ мой,
ближних разорили дотла,
ободрали до ребер, мослы изгрызли,
разделали как варево для котла!
Близится срок – к Господу возопите,
но не откликнется, не услышит,
ибо сокроет тогда Свой лик,
злодеям по злу их воздаст Всевышний.

О лжепророках сказал Господь:
народ Мой сбивают с пути, морочат,
в дары вцепились, вонзили зубы,
за подношения благоденствие прочат,
а тем, кто кус не сует им в пасть,
войну сулят и гибель пророчат.
За то помрачится в очах их ночь:
прозренья угасит, лишит видений,
закатится солнце для них навек,
при ясном свете померкнет день их.
Тогда покроет кудесников срам,
побледнеют провидцы, опустят взоры,
ибо нет на устах их Господня слова –
по усы завернутся, стыдясь позора.

Я же Божьего духа исполнен, отважных сил,
закон Его нелицеприятный за мною, дерзким.
Якову преступление его возвещу,
обличу Израиль в прегрешении мерзком.
Слушайте же, главы Якова,
вожди Израиля – внимайте Господню слову!
Опорочили правду, суды извратили,
искривили все, не осталось прямого!
Зиждущие на неправедности Иерусалим,
Сион – на кровавой тризне,
священники, закон толкующие за мзду,
лихоимцы-судьи,
волхвы, прорицающие корыстно!
Вам – уповать на Господа, говоря:
«Бог зла не попустит, наш Он воистину»?
Из-за вас перепахан будет Сион,
руинами станет Иерусалим,
взгорье Храма – урочищами лесистыми.

4.
Но придут времена – упрочится Господня гора,
над вершинами вознесется, возглавит горы,
в Храм Господень реками притекут племена,
народы великие устремят взоры.
Скажут: к выси Господней направим путь,
К дому Бога Якова взошли мы!
Укажите нам стези Его – в праведности ступать,
ибо из Сиона исходит Закон,
слово Божье – из Иерусалима.

Распри дальних народов будет судить Господь,
вразумлять упреком племена великие,
и мечи свои на орала перекуют,
на орудие виноградаря – пики.
Племя на племя не занесет меча,
брани воинской перестанут учиться,
Под лозою своею мир обретут,
каждый – в тени своей смоковницы.
Тогда Господь уста растворит,
повелит: вкушай покой бестревожно.
Ибо все народы за кумирами шли,
мы же от века – с Именем Божьим.

В тот день – говорит Господь – охромевших овец соберу,
стадо Свое заблудшее, что покарал Я, скличу,
народ могучий от немощного произведу,
потомство изнемогшего возвеличу.
В тот день навек утвердит Господь
престол на горе Сион,
Воссядет царить отныне и до конца времен.

Иерусалим раздвинет высокие стены свои,
до Мигдаль а-Эдер – могучие башни,
Дщерь Сиона былое царствие возвратит,
поднимет венец упавший.
Что же ныне горестно вопиешь?
Царь и советники не с тобой ли в столице?
Смертный ужас мятущуюся объял,
дрожь сотрясла роженицу.
Корчись и тужься, дочь Сиона, рожай.
Град покинешь, скиталицей станешь в поле.
В Бавель погонит враг, но уцелеешь там,
избавит тебя Всевышний от рабской доли.

Многие ополчились на тебя племена,
молвят Сиону: узрим кару повинной!
Но замысел Божий от них сокрыт:
как снопы собрал их Господь
молотить на гумна-овины.
Как бык на току еще истопчешь врагов,
рога железные дам тебе, медные копыта.
Истолчешь народы могучие в дерть ,
Господу всей земли
посвятишь поживу избитых.
Ныне же собирайся с полками, Ашшур,
осадою стесни наши стены –
судей Израиля на позор обречь,
заушать батогами почтенных.

5.
От тебя же, младшая ветвь Иегуды,
Бейт Лехем хлебный, Эфрат нагорный,
владыку Израилю произведу,
рода древнего, старинного корня.
Роды трудные ко времени разрешу,
и вернутся в отчизну братья из плена;
в силе и славе Господней царь их станет пасти,
безмятежно умножатся, страну населят колена.

Мир – имя владыке сему.
Но если дерзнет Ашшур нашу землю топтать,
явится покорить твердыни –
семь пастырей поднимутся на него,
восемь вождей всевоинство двинут.
Посохами мечей станут пасти Ашшур,
при всех вратах его – царство Нимрода.
О милости не придется молить,
возлагать упования на народы.
Защитят страну, если придут попрать
пределы наши Ашшуровы воеводы.
И заблистает Яков как Господня роса,
как капли дождя на орошенных травах.
Благословятся им многие племена,
уцелевшими в бедах – державы.

Льву в чаще звериной, скимену средь отар,
уподобится во языцех потомство Якова.
Выйдет на ловлю – ото льва кто защитит?
Втопчет любого в прах, истерзает всякого.
Длань ли на недругов занесешь –
полчище вражеское истребится.
В тот день, возгласит Господь, скакунов твоих изведу,
разобью праздные колесницы,
городские стены за ненадобностью снесу,
с землей сравняю твердыни.
Колдовство из среды твоей истреблю,
прорицатель волхвующий сгинет,
Творениям рук своих не поклонишься впредь,
сокрушу истуканов, разрушу кумирни.
Искореню обоженные дерева,
рощи священные вырву.
В гневе восстану, яростью попалю,
нечестию обрублю корни,
над народами не смиренными кару свершу –
отмщение племенам непокорным.

6.
Слушайте, что молвит Господь:
– Встань, огласи вершины, холмы и горы,
скалы могучие и столпы земные –
да внемлет вселенная раскатам Господней ссоры,
ибо распря у Бога с народом Его,
с Израилем перекоры:

«Чем досадил Я тебе, народ Мой?
Ответь, чем утомил?
Из Египта вывел тебя, выкупил из неволи,
послал пред тобою Моше – тем ли не мил?
Мирьям с Аароном –
тем ли ты недоволен?
Вспомни, народ Мой, что замышлял о тебе Балак ,
царь Моава – проклятие и позор.
И чем ответил ему Бильам?
Благословил тебя бен-Беор.
Не забывай же,
сколько великих благ меж Шиттим и Гилгал ,
в поучение праведности Своей
Господь тебе дал».

Чем же почту Бога Всевышнего,
чем лик Его в трепете предварю?
Тельцами ли годовалыми, агнцами жертвенными,
Господа Всесильного одарю?
Умилостивлю тьмами тельцов,
потоками елея возлиянного?
Первенца своего отдам за грех,
плод чрева – в искупление покаянное?
Сказано тебе, человек, в чем благо твое,
чего ждет от тебя Превечный:
в любви и милосердии по закону живи,
служи Господу смирением сердечным.

Глас Господень ко граду воззвал,
Шомрону предрек побои.
Мудрец за бедствием имя Твое узрит.
Посоху внемли – кто занес его над тобою?
В доме злодея есть ли еще добыча?
Проклята доля притеснителей сильных,
ибо как оправдаюсь за весы неверные,
лживые гири в сумах носильных?
Богатеи твои добычею запаслись,
каморы ломятся нечестивой поживою.
На всех устах злословие и обман,
языки ядовитые, речи лживые.

Так и Я умножу побои твои да немощи,
разор запустения отмерю греху под стать.
Трапезничать станешь – вовек не насытишься,
чрево набьешь – и не опростать.
Дитя понесешь, но разродиться не сможешь,
а и родишь – мечу на забаву лишь.
Засеешь поле, но жать не будешь,
надавишь сусла – вина не пригубишь,
масла – елеем не умастишь.
По советам злодейским ходил ты, Шомрон,
за нечестием дома Ахава,
по обычаям Омри  нечистым.
Хулу племен, обобранный, понесешь,
народ Мой, провожаемый свистом.

7.
О скорбь и мука моя!
Уподобился я плодам перезрелым,
лозе отвергнутой, паданцам сада.
Смоквой желанной не насытить души,
не утолить свежестью винограда.
Верностью оскудела страна,
истребился преданный,
прямодушного не увижу.
Затаились, подстерегают, ждут:
захлестнуть силок,
обагрить кровью ближних.
Рукава засучили на зло:
вымогают начальствующие,
подкуплены судьи,
власть имущие извращают закон,
прячут алчность за словоблудьем.
Честнейший из них – жало колючее,
живой изгороди острие.
Но недруг, свой час поджидавший, призван:
явится – заметается в страхе ворье.

Доверия нет сородичу, не положиться на друга,
от засыпающей на груди твоей уста береги,
ибо сын сквернословит отца,
дочь на мать восстает, на свекровь невестка,
все домашние стали друг другу враги.
А я на Господа уповаю, от Него спасения жду.
Услышит меня Бог мой, услышит!
Не ликуй, врагиня моя, что пала я низко ,
что во мраке я – ибо свет мой Всевышний.
Гнев Господень вынесу, согрешившая тяжко,
пока не вступится Он за меня,
не отомстит за обиды.
Выведет к свету, оправдает меня,
праведность Господа даст увидеть.

Узрит врагиня моя – закутается от позора.
Где Бог твой? – глумливая, вопрошает.
Очи мои увидят, как в прах ее втопчут,
с уличной грязью смешают.
Злорадствовала: «Не скоро стены свои восставишь».
Скоро-не скоро, а день придет.
Вернутся изгнанники от Ашшура,
с берегов Нила возвратится народ.
Расселится от Египта и до Евфрата,
от моря до моря, от гор до гор.
А земли покинутые опустеют,
за грехи поразит их жителей мор.

Паству Свою посохом Божьим направь,
вечный удел Свой, Израиля стадо,
особицей насади, как средь пустошей бор,
как в дни былые в Башане паси,
на лугах Гильада.
Вновь увижу, как при исходе Твоем
из земли Египетской – Господни знамения.
Узрят народы – слетит с них спесь,
племена могучие явят смирение.
Зажмут ладонями в страхе уста,
ужасом замуруют уши,
на брюхе как змеи в прах уползут
пресмыкающиеся души.
Бессильные, зашипят из щелей,
злобные, затаятся в яруге.
Господа, Бога нашего убоятся,
затрепещут пред Ним в испуге.

Кто подобен тебе, Господи!
Долготерпеливый к ослушникам,
снисходящий к каждому.
На остаток народа Своего не продлит гнева,
милосердия, милосердия жаждет Он.
Помилует, возвратит с любовью,
все грехи прошлые – с глаз долой,
в пучину канут они.
Господи!
Яви же верность Якову, милосердие – Аврааму,
как праотцам обетовал ты в минувшие дни.