Афанасий - принц из ЗНО

Ольга Дороженко
   «Карина! Думай и анализируй. Смотри в тест, а не в потолок. Там ответы не написаны. ЗНО на носу. Даже не на носу, а на кончике твоего носика… Завтра! Я уже неделю не сплю, переживаю за тебя. А ты опять не повторила даты правления князей Киевской Руси. И в голове твоей забродивший кишмиш.  И кто придумал это ЗНО?  Названия приличного для экзамена не подобрали. Звучит,  как БТР. Лучше бы НЛО или "Галопом по Европам". Как можно сдавать ИСТОРИЮ своего ОТЕЧЕСТВА,  ставя галочки, как на выборах. А, Б, В, Г. А объем? От "архантропа  до Януковича". История -  это ведь не просто наука, это еще и искусство. Чтобы было интересно, присутствие музы  Клио обязательно!  Историю нужно сдавать только устно. Когда абитуриент отвечает, он должен отвечать сердцем!» 
   Карина, не сводя глаз с потолка, облегченно вздохнула, радуясь, что репетитор метала громы и молнии не в нее, а в Министерство образования и науки.
   "История - это не склочная, закостенелая старуха, история -это правда, это будущее! Вот, что ты скажешь о княгине Ольге? Вспомни летописи". 
   "Знаю, знаю, - переводя взгляд  с потолка на зеленый каштан за окном, оживилась ученица. - Настоящее имя Ольги - ПРЕКРАСА.  А может Хельга. Мне нравится Прекраса. Прекраса - это голубые  ясные  глаза.  Прекраса - это лебединая шея. Прекраса - это нежный яблочный румянец. Только в Прекрасу мог влюбиться князь Игорь. А Хельга?  Хельга - это сожженные древляне.  Хельга - это плачущая  пленница Малуша, у которой Хельга-Ольга отобрала сына Владимира. Вы правы, Елена Алексеевна.  Если бы  историю сдавали устно, можно было бы  озвучить разные версии, найти истину".
   «Если бы да кабы, во рту бы выросли грибы. Такой красавице, как ты, на устном экзамене и слишком умной не нужно было быть. Обвела бы своми черными жгучими очами вступительную комиссию и влюбились бы в тебя все,  как Игорь в Прекрасу. Но... На ЗНО  твои чары не пригодятся. Сиди и  повторяй годы правления князей и княгини, а не мечтай о влюбленном князе… До ЗНО всех мальчиков из головы выкинь…».
   «А где Афанасий?» - тихо спросила, новоиспеченная Прекраса.
   "Какой такой Афанасий? Из какой темы? Я что-то такой исторической личности не припомню. Ты о ком?"
   «Это я так паучка вашего назвала».
   "Какого еще паучка?».
    "Вон в том углу, чуть выше обоев, он всегда сидит на шелковой паутине».
   "Карина! Не говори глупостей. Мой муж терпеть не  может пауков и каждую субботу все углы и потолок в квартире  веником обметает. Не заговаривай мне зубы. Сколько раз я тебе говорила: "Повторение - мать ученья", а ты и к последнему занятию ничего не повторила. Моя бабушка в таких случаях говорила:  "Лень вперед тебя на три дня родилась".
   «Ага, Елена Алексеевна, Вы тоже не учили уроки? Вот ОН.  Вот ОН. Смотрите, Елена Алексеевна, вон  Афанасий. Появился».
   "Где? Я его не вижу", - что ты придумываешь, фантазерка!"
   "Так наденьте очки.  Я ведь вижу. Полюбуйтесь,  какое у него красивое брюшко, блестящее. Когда я  говорю, он двигает мохнатыми ножками, как бы дирижирует.  А когда вы меня ругаете, он весь сжимается  и  закрывает лапками голову.  Еленочка  Алексеевна, а вдруг мой  Афанасий... - заколдованный  принц? Если я его поцелую, то...".
   «Ласточка  моя, ты завтра завалишь историю, у тебя в голове завелись  насекомые". 
   "Афанасий не насекомое. Он  - ПРИНЦ-ПАУК!".   
   "Скажи мне, моя дорогая Арахна. Ты хочешь стать знаменитой ткачихой? Изучай тогда арахнологию и будешь знать все про своего Афанасия и его сородичей пауков".
    "А почему ткачихой? Почему Арахна?".
    "Что? Не слышала про Арахну?  Вы же учите зарубежную литературу. Поэму Овидия "Метаморфозы" читала?".
   Карина, потупив взор, отрицательно закачала головой. Афанасий при этом скукожился  в незаметную точку.
    "Вот поцелуешь своего принца восьминогого и сама станешь восьминожкой с мохнатыми лапками, как трудолюбивая Арахна. Жила такая красотка в древности, то ли в Вавилоне, то ли в Лидии. Мастерица из мастериц. Что не соткет, сразу - шедевр. Загордилась. Решила покровительницу свою и учительницу богиню Афину за пояс заткнуть. И вызвала ее на  соревнование, кто лучше полотно соткет. И выткала на своем материале  захватывающий сюжет из жизни самого Зевса, все его любовные похождения. Оскорбилась Богиня  Афина. Отец все-таки. Зачем смертная все грехи Бога на показ выткала. И превратила  Арахну в Паучиху. Еще и напутствие дала: "Живи, непокорная, но ты будешь вечно висеть и вечно ткать,  и будет это наказание и в твоем потомстве".
   "Нет, - улыбнулась абитуриентка, - я не хочу быть ткачихой,  хочу свою турфирму иметь, по миру путешествовать".   
   «Не хочешь, сиди и делай тесты. Через час проверю», - учительница, вздохнув, удалилась в другую комнату...
   "Мама, Карина  назвала меня Афанасием! У меня теперь есть имя! Мама, я могу стать человеком!" - Молодой статный паук обнял свою мать всеми ножками и нежно смотрел ей в  глаза .
   «Сын! У пауков не бывает имен».
   «Но ОНА  назвала меня Афанасием. Я - Афанасий!».
   «Что за глупости, сын! Ты - ПАУК! Это лучше, чем человек!».
   «Мама! Она назвала меня Принцем. Я люблю Карину - Прекрасу. Она! Она! Она
самая умная на свете! В ней все прекрасно, мама! Но ты же НЕ ЧЕЛОВЕК! Мама, если она поцелует меня,  я стану человеком. Я люблю ее, мама!».
   «Сын! Любовь - это очень опасно. За любовь люди отдают свою единственную жизнь!".
   "Мама! Я готов отдать жизнь за Карину!".
   "Мой дорогой, ты еще такой глупенький. Завтра твоя Карина сдаст экзамен по истории, и ты больше никогда, не услышишь, никогда не увидишь ее в этом доме. Ты - не Принц, ты - не Афанасий. ТЫ - ПАУК!". 
   Елена Алексеевна, провожая Карину, подбадривала  свою фантазерку песенкой: "Нам не страшен  ЗНО, ЗНО, ЗНО! Не боимся мы ЕГО, мы ЕГО, мы ЕГО!"…   
   «Тестовую тетрадь завтра не забудь... Проверим,  какие ошибки будут. Ну  все!! Моя дорогая девочка!  Ни пуха, ни пера!  Вернее: "Ни даты, ни события".  Будь внимательна. Не вздумай списывать. А то выгонят из аудитории. Там все строго. Это Вам не школа!».
   "Елена Алексеевна,- надевая рюкзак на спину попросила
   Карина,не говорите своему мужу про Афанасия, пожалуйста, я не хочу, чтобы он погиб под ударом веника, я за целый год так к нему привыкла." "Опять, Карина, ты за свое? Думай об экзамене, а не о каком-то пауке. Посмотри.  Его уже нет. Убежал куда-то. "СЫНОЧКА!!! Вернись. Зачем ты забрался в рюкзак?» - кричала мать-паучиха, заламывая все лапы..
   В день экзамена  Елена Алексеевна прочитала все известные ей молитвы в помощь Карине. Еле дождалась и с порога стала проверять тестовую тетрадь. Ее удивлению  не было предела. Все ответы были правильными, кроме последних двух!
   «Карина -ты гений!!! Это чудо! У тебя будет точно из 200 баллов 199! Ты что,  списывала? -   Карина, загадочно улыбнулась. - Елена Алексеевна, мне кто-то поставил малюсенькие точки возле правильных ответов. Я их, правда, еле разглядела, пришлось  низко наклоняться над тетрадью. Инструктор, бешеная, -  подскочила ко мне, забрала тетрадь, думала, что у меня шпаргалки, все страницы пересмотрела, но ничего не нашла. И даже
не извинилась, мымра. А в двух последних заданиях никаких точек не было».
   "А что это за пятно черное на последней странице?".
   «Так эта злючка-инструкторша  какую-то мошку прихлопнула своей ручищей, я даже вздрогнула от страха!".
    "Умница, моя золотая ПРЕКРАСА. Ну,  порадовала! Горжусь тобой!».
   «А где мой Афанасий?", -взглянув на потолок влажными глазами,  тихо прошептала Карина......Принца! Веником...?


    
     Примечание:   ЗНО – аббревиатура: ЗОВНІШНЕ  НЕЗАЛЕЖНЕ  ОЦІНЮВАННЯ (укр).  Внешнее независимое оценивание (русск).