Меир Даган десятый директор Моссада

Лев Израилевич
               
В октябре 2002 года директор «Моссада» генерал Эфраим Халеви ушёл в отставку. На должность руководителя внешней разведки Израиля был назначен генерал-майор Меир Даган. Вот его краткая биография.
               
Меир Даган (Губерман) родился в 1945 году в СССР в городе Новосибирске. Его родители, польские евреи, после того как Сталин с Гитлером в 1939 году поделили Польшу, были высланы в Сибирь. В 1946 году семья вернулась в Польшу, а в 1950 году репатриировала в Израиль. Даганы поселилась в городке Бат-Ям, недалеко от Тель-Авива.

В 1963 году Меира Дагана призвали на службу в армию. Семь лет он служил в парашютно-десантных войсках. За это время принял участие во многих военных операциях. В Шестидневную войну участвовал в боях на Синайском полуострове и Голанских высотах.

В 1982 году уже в качестве командира бронетанковой бригады Даган участвовал в операции «Мир Галилее», которую чаще называют Первой ливанской войной. При активном участии Дагана была сформирована Армия Южного Ливана (АЮЛ).

Майор Хаддад и 400 его единоверцев солдат-христиан составили костяк этой армии. Она находилась на полным содержании Израиля и под его контролем. Наряду с христианами в армию входили два батальона мусульман-шиитов и батальон друзов. После гибели Хаддада в 1984 году АЮЛ возглавил генерал ливанской армии христианин Антуан Лахад. Он командовал ею вплоть до 2000 года. До того момента, когда Израиль вывел свои воинские формирования из южного Ливана.
 
Даган был инициатором и активным участником создания элитного антитеррористического подразделения «Sayeret Rimon». Оно появилось в конце 1987 года. Практически одновременно с началом первой арабской интифады (народного восстания) Подразделение предназначалось для борьбы с террористами Иудеи и Самарии.

Поначалу оно состояло всего из одного отряда под кодовым названием «Дувдеван» (Вишня). Отряд был укомплектован бойцами из элитных подразделений спецназа Генштаба: «Sayeret Matkal», «Shayetet-13»(боевые пловцы), «Komando Yami» (морские коммандос») и группы коммандос, аналогичной подразделению «зеленых беретов» армии США. А вскоре в секторе Газа начал действовать ещё один такой же отряд под названием "Шимшон" (Самсон).

 Бойцы спецназа очень эффективно применяют так называемую систему «мистаравим». На русский это названия можно перевести как "перевоплощение в араба". Отряды «Дувдеван» и "Шимшон" комплектуется в основном из израильтян, выходцев из арабских стран. Но там служат и европейские евреи.

 Все они, разумеется, в совершенстве владеют не только арабским языком и его диалектами, но хорошо знают тонкости мусульманской культуры, религии и арабского быта. Бойцам постоянно приходится маскироваться под местных жителей-арабов. Причем маскировать нужно буквально все: оружие, автомашины, средства наблюдения и связи.

«Мистаравим» передвигаются по арабским районам Иудеи, Самарии и сектора Газа на таких же с виду старых, проржавевших автомобилях с палестинскими номерами, что и местные жители. На самом же деле эти машины имеют форсированные двигатели с турбонаддувом, пуленепробиваемые стекла, усиленные бамперы для тарана, тайники для оружия и боеприпасов.

 «Мистаравим» доказали свою высокую эффективность в борьбе с террором. С момента создания этого спецподразделения его бойцы арестовали и уничтожили несколько сотен опаснейших террористов. Провели не меньше захватов и ликвидаций бандитов прямо в арабских деревнях, на улицах, шоссе и в жилых домах, где раньше террористы чувствовали себя в полной безопасности.

Операции «мистаравим» оказывают огромное психологическое воздействие на террористов. Они теряют спокойствие и уверенность. Не чувствуют себя в безопасности даже в своих домах и родных деревнях. Постоянно находятся в напряжении. Ведь любой похожий на односельчанина человек может неожиданно оказаться бойцом израильского спецназа.

 Такая ситуация порождает нервозность во вражеских рядах, сеет зёрна страха, недоверия и подозрительности. В итоге снижает мотивацию арабского террора. СМИ Израиля сознательно популяризируют успехи «мистаравим». Дабы нагнать побольше страха на арабских боевиков иногда даже несколько приукрашивая действительность.

Как-то по ТV показали фрагмент операции по захвату террориста.  Разумеется, снят он был скрытой камерой. Но суть не в этом. Захват был произведён при свете дня в родной деревне бандита рядом с его родительским домом.

Спецназовцы ведут разведку, выслеживают боевиков террористических формирований, мастерские, где готовятся взрывчатку, склады и арсеналы. Иногда им приходится производить арест или ликвидировать террористов. Бойцы спецподразделения уничтожают объекты террористической инфраструктуры, добывают разведданные для командования армии и т.д.

Свою первую операцию бойцы спецотряда провели в начале 1988 года в Хевроне. На окраине города они устроили засаду с целью захвата в плен лидера «Фатха» в Хевроне Махмуда Фаруко. С ним в машине находились два его телохранителя. Пленить террористов не получилось. Арабы оказали вооружённое сопротивление, и были уничтожены.

После заключения Норвежских соглашений, отряд "Шимшон" был расформирован. А вот спецотряд "Дувдеван" продолжает действовать И успехи впечатляют. Его бойцам удалось обезвредить более 600 активных террористов. Большинство из них были уничтожены, так как оказывали сопротивление. Примерно такое же количество было уничтожено с помощью вертолетов или самолетов, наведенных бойцами спецподразделения.

Они же корректировали ракеты, наводя их точно на цель. Помимо фактического сокращения бандитов эта деятельность оказывала немалое психологическое воздействие на действующих и потенциальных террористов. Теперь уже они не чувствовали себя в безопасности даже дома. Выражаясь фигурально, родные стены помогать перестали.

В 1991 году Дагана назначают на должность начальника спецотдела военной разведки. Здесь он занимался внедрением агентуры в арабские страны. Затем его переводят в Генштаб Армии Обороны Израиля на должность начальника оперативного отдела. В 1995 году Меир Даган вышел в отставку.

К этому времени в Израиле он считался самым авторитетным экспертом в области борьбы с терроризмом. По этой причине занимал должность советника премьер-министра по борьбе с террором в двух правительствах: Биньямина Нетаньяху и Эхуда Барака, а 2 октября 2002 года премьер-министр Ариель Шарон назначил Меира Дагана на пост директора "Моссада".

Своё кредо по части террора шеф внешней разведки изложил задолго до того, как приступил к исполнению своих обязанностей.  Как-то в одном из редких интервью Даган заявил: «Каждый, кто вступает на путь терроризма, должен чётко понимать, что тем самым он подписывает себе смертный приговор»

А на церемонии вступления в должность новый директор "Моссада" выразил надежду, что деятельность вверенной ему службы больше не будет предметом различных кривотолков, слухов и измышлений журналистов и прочих людей, обладающих буйной фантазией.

  Уже через два месяца после вступления в должность Дагану пришлось срочно заняться расследованием серьёзного теракта. Случился он, правда, в Африке. Но теракт, как говорится, он и в Африке теракт. 28 ноября 2002 года в кенийском городе Момбасе боевики террористической организации «Аль-Каида» взорвали гостиницу "Paradise".

Трое террористов-смертников подъехали к отелю на джипе. После того как охрана не пропустила машину на территорию гостиницы, один из террористов выбежал из автомобиля и взорвал себя в холе гостиницы. Двое других подорвали автомобиль рядом со зданием.
 
 Погибли 13 человек. Среди них 7 кенийцев, 3 израильтян (один взрослый и двое детей) и 3 террориста. 80 человек получили ранения разной степени тяжести, в том числе семеро детей.

Вскоре «Моссад» выяснил, что организатором теракта был 28-летний уроженец Кении Салех Али Салех Набхан. Он был причастен также к нападениям на американские посольства в Кении и Танзании в 1998 году. Один из погибших террористов имел египетское гражданство. Двое других оказались гражданами Кении.

Примерно в это же время из аэропорта города Момбаса взлетел «Боинг-757» израильской авиакомпании «Аркия». Он направлялся в Израиль. Через полторы минуты после взлёта по самолёту с земли были выпущены две ракеты. На борту находилось 261 пассажир и 10 членов экипажа.

Командир экипажа сообщил о взрывах с одной стороны от лайнера. Несколько осколков попали в корпус. Однако никто из людей не пострадал. Поскольку все системы самолёта работали нормально, капитан принял решение продолжить полёт в Израиль. Вскоре кенийская полиция обнаружила недалеко от аэродрома Момбаса два использованных переносных зенитных ракетных комплекса российского производства «Стрела-2М»
 
Уже через несколько часов после теракта в Кению вылетел самолет с сотрудниками «Моссада». Даган отбирал их лично. Агенты владели арабским, суахили или хинди и вполне могли сойти за арабских или индийских торговцев.

Они не намеревались заниматься сбором улик или вещественных доказательств. Ребятам предстояло просто найти и уничтожить всех, кто принимал участие в теракте. И свою задачу они, похоже, выполнили неплохо. По крайней мере, по информации зарубежных СМИ. "Моссад" о подобных успехах публику не информирует.

Спустя семь лет, в сентябре 2009 года, с главным убийцей израильтян расквитался американский спецназ. На юге Сомали он ликвидировал Салеха Набхана ракетой, запущенной по его автомобилю с вертолета. После атаки вертолеты приземлились. Американцы захватили двух выживших террористов, и подняли на борт два трупа, которые доставили на один корабль в Индийском океане. 

Под руководством Дагана продолжились ликвидации лидеров "Хамаса", «Хизболлы» и «Исламского джихада». В марте 2004 года был уничтожен основатель, духовный лидер и главный идеолог исламского терроризма шейх Ахмед Ясин. Шейх был бескомпромиссным, непримиримым врагом не только Израиля, но и всего мирового еврейства. Созданная им организация "Хамас", в настоящее время является одной из радикальнейших исламских террористических организаций на Ближнем Востоке.

Ахмед Ясин родился в 1936 году в деревне аль-Джура, недалеко от Ашкелона. Как известно после образования Израиля арабские политические и религиозные лидеры призвали своих сородичей в Палестине покинуть родные дома. Всего-то, как они полагали, недельки на две-три. За это время армии семи соседних арабских стран должны были управится с задачей по уничтожению только что родившегося еврейского государства.

Родители Ахмеда, как и большинство арабов, населявших территорию Эрец-Исраэль, поддалась на призывы своих лидеров и покинули родную деревню. Семья Ясина перебралась в соседнюю египетскую Газу. Действительно, на пару недель не было смысла бежать дальше. Там они поселились в лагере беженцев «Шати»
               
Ахмед учился в школе, посещал молодежный клуб и гимнастическую секцию. Однажды он неудачно выполнил сальто, и сильно повредил позвоночник. После операции Ахмеду пришлось пересесть в инвалидную коляску, в которой он  провёл всю оставшуюся жизнь.

Тем не менее парень оказался на редкость волевым и целеустремлённым. Он продолжил учиться. Окончил школу. Поступил в Каирский университет «Айн-Шамс», где изучал исламское богословие и английскую литературу. Однако из-за финансовых затруднений после первого курса ему пришлось перевестись на заочный факультет.

Несколько лет Ахмед учился. Одновременно работал учителем в одной из каирских школ. Окончив университет, Ясин вернулся в Газу. В Египте он стал не только знатоком ислама, но и активным членом исламской организации «Мусульманские братья» (МБ)

В Газе Ахмед Ясин продолжил работу в религиозной школе. Но вскоре полностью переключился на общественную деятельность. Ему удалось собрать средства для открытия небольшой мечети. Спустя короткое время при ней стали действовать школьные вечерние классы, молодёжные спортивные и музыкальные клубы.

Ясин придумал весьма эффективный способ привлечения в ряды МБ новых членов. Он стал успешно продвигать различные социальные проекты. Добывал средства для их реализации. Причём вкладывал их не только в строительство мечетей, но и в здравоохранение, разного рода просветительные и культурно-спортивные заведения.

Такой способ увеличения своих сторонников вскоре стал фирменным стилем политической деятельности Ахмеда Ясина. Активной благотворительностью деятельностью он быстро снискал уважение соплеменников. Настолько большое, что его стали величать «шейхом». В буквальном переводе это слово означает «предводитель рода», очень уважаемый человек.

Однако такое звание в мусульманском мире, как правило, присваивается только умудрённым старцам. А инвалиду Ясину, передвигавшемуся посредством инвалидной коляски, было в ту пору всего-то не более тридцати.

После Шестидневной войны сектор Газа получил статус контролируемых Израилем территорий. Как известно Организация освобождения Палестины (ООП) под предводительством Арафата активно продолжила террор против еврейского государства.

А вот МБ после войны, в отличие от ООП, продолжили продвигать свою благотворительность. На контролируемых территориях под их покровительством интенсивно создавалась альтернативная социальная инфраструктура. Открывались школы, больницы, спортивные секции для молодёжи. Различные благотворительные фонды и организации помощи малоимущему населению.

Тем самым движение, возглавленное шейхом-инвалидом, приобретало все большую популярность не только среди жителей Газы, но и палестинских арабов, проживавших в Самарии и Иудеи. Поначалу активную деятельность МБ в сфере благотворительности властные структуры Израиля, в том числе и «Моссад», восприняли индифферентно. Никто, не видел в ней угрозы для безопасности страны. Скорее наоборот.
Окончание http://www.proza.ru/2013/11/04/2051