Улица имени бандита

Елена Косякина
Все послевоенные годы мы снимали на лето дачи в Кратово, последний раз в 1956 году. В Кратово я познакомилась с Сашей Косякиным. Через десять лет мы с Сашей, теперь уже супружеская пара, приехали в Кратово, чтобы попытаться купить небольшую старую дачу или ее часть для своей новой семьи с дочкой и сыном.

Оказалось,что купить дачу в 60-е годы - это еще более сложная операция, чем снять ее в 50-е. Несколько воскресных дней мая и июня мы потратили впустую. Тогда ведь не было возможности прочитать объявления в интернете. Приходилось ездить и спрашивать, не знает ли кто, где продается дом. Но даже узнав адрес, мы чаще всего понимали, что у нас таких денег нет и в ближайшее время не будет.

Однажды мы увидели довольно старый дом в глубине огромного участка, приблизительно тридцать соток. Пожилая женщина собирала с земли осыпавшиеся ветки и шишки, а седой немощный старик, чтобы не упасть, был прислонен к стене такого же старого дома, как и он сам, и оттуда пытался руководить своей женой.

Мы остановились у калитки. Хозяйка подошла к нам и спросила, не хотим ли мы у нее дачу снять. Мы ответили, что хотели бы ее купить, если она продается. Женщина задумалась, пригласила нас зайти на участок и сказала, что всю дачу она продавать не собирается, но половину продала бы. «Не знаю только, можно ли продать часть дома, ведь дачи в этом поселке не частные, это кооперативная собственность. Надо бы узнать в конторе кооператива, возможен ли такой вариант. Но мы уже стары и в Москву не поедем».

«А где расположена ваша контора, я могу поехать и все узнать» - предложил Саша. «В центре Москвы, - ответила хозяйка, - на улице... - и тут она задумалась, как же называется эта улица. - Не помню. Но вы наверно сейчас догадаетесь, улица этого бандита!»

Мы с мужем от удивления раскрыли рты. В центре Москвы улица имени бандита? Мы никогда не слышали о такой. «Лена, - спросил муж, - не догадываешься?» «Нет» - ответила я. «Господи, - удивилась старушка. - Ну как же вы не сообразите!» «Абрам, - закричала она прислоненному к стенке мужу, - ты не помнишь фамилию этого бандита, на улице которого стоит контора нашего кооператива?» «Конечно, помню! - прохрипел старик. - Улица Богдана Хмельницкого!»

Оказывается, осталась еще жива в народе память о еврейских погромах знаменитого гетмана!