Кто в лесу самый

Борис Бычков
Сказка


     Страшный буреломный ураган пронесся  по нашему лесу. С высоты холма  на котором  живу  видел я, как словно спички с треском ломались корабельные сосны. Многие беды обрушились на добрый мирный лес. Тысячи зверей и птиц пострадали. Сотни гнезд и нор были разорены,  разрушены.
     Но вот трехсотлетний могучий дуб , под которым и живет моя грибница устоял и меня защитил. Однако я с испугом  увидел , как, под  ударами ветра, закачалась и упала  кряжистая береза .Большое горе – сразу прикинул я. И точно – ветвистая сучковатая середина дерева неудачно свалилась на бобровую дамбу  разрушив ее; пострадали и два беличьих дупла  с бельчатами и припасами , а корни вывернулись так неудачно, что разворотили и присыпали заячью нору со всем  многочисленным семейством. Кто-то теперь им поможет ?
     -Надо будет приз учредить за помощь,  награду какаю - никакую  - вслух стал размышлять я. Не успел мысль закончить,  а уж над лесом  понеслось:
     Дед гриб-Боровик решил призы учредить. Будет зверей  ценными подарками награждать. Как на соревнованиях. За красоту наверное,  за ловкость,  скорость –неслось глупое стрекотание над зеленым  морем. Это  болтливая сорока  не разобравшись,  не дослушав  пустословила. А я-то решил наградить  лишь самого  доброго, щедрого.
     Новости на сорочьем хвосте  быстро разносятся И вот  уж вскоре, через несколько дней после урагана,  ко мне на  поляну  под сень раскидистого дуба  собралось множество зверушек. Видно  действительно придется решать кто есть кто  у нас в лесу ?Кто самый-самый.
     Вышел вперед волк и от имени всех ко мне обратился:  Давай  дедушка Боровик  скажи кто из нас  чего достоин  да и награди по заслугам  как сорока обещала. Решай – видишь: все звери твоего приговора ждут.
     -Ну коли так  -  отвечал я  -  надо каждому характеристику дать. Хотел только самого щедрого отметить , да раз все вы здесь собрались - слушайте.
     С высоты холма   на котором живу  давно за всеми наблюдаю. Видел, как и кто себя вел во время великого ненастья. И твердо теперь заявляю,  что,  например,   Михаил Потапыч  – самый сильный,  как легко и ловко он сломанную березу с бобровой дамбы убрал .И сердце у него  золотое ,сострадательное, жалостливое – он не дожидаясь просьб,  первым на помощь бобровому семейству пришел. Чем его наградить? Известное дело медведь – лакомка .Забирай   Миша колоду с  диким медом и не бойся – никто не ужалит,  с осами я договорился.
     Бобры у нас самые трудолюбивые и лучшие строители. Замечательную дамбу соорудили. И после того,  как  ураган ее разрушил – хвосты и лапы не опустили,  а быстро за дело взялись - ни часу не поленились,  и вот уж плотина новая стоит,  всех радует,  а в искусственном водоеме  рыба плещется. За ваше трудолюбие  ребята  в  подарок – чертежи домов  да набор инструментов – пилы , топоры,  рубанки,  долота и стамески -  стройте всем на радость: благородное это дело.
     А вот белка самой бережливой и запасливой оказалась И ведь умница какая -  не только в дупло поваленной березы припасы складывала  но и в дупла других деревьев – так что  бельчата точно голодать не будут. Уверен , из нее замечательный министр лесного  продовольствия и запасов получится. Держи от меня самая  бережливая - мешок отборных орехов.
     Зайца должно называть самым лучшим папой. Шутка ли  - четырнадцать зайчат. И с  каждым надо понянчиться,  поиграть,  сказку рассказать ,помочь зайчихе их всех спать уложить на всю семью запасы на зиму сделать .Видел я,  как он летом и до глубокой осени, из года в год то лукошко грибов тащит ,то лещину собирает , травы целебные,  ягодки дикие – и все в нору.
     Самые верные и надежные друзья это – лось и кабан. Они быстрехонько своему товарищу косолапому на помощь пришли , хотя никто и не просил – просто из чувства долга и взаимовыручки. И ловко подсобили , чтобы остатки упавшей березы убрать, да бобрам помочь.
     Сегодня каждому подарок вручу. Тебе могучий кабанище от меня и дуба  любимое лакомство -  желуди. А тебе великан сохатый, бобровое семейство огромную кучу свежих  сочных растений с заливных лугов и с молодых кустарников запасло. Принимай с миром.
     Ну а ты Серый волк – зубами щелк  что приуныл? Скажи-ка зачем на полянке у края леса  три дня  да три ночи таился? Что выжидал – высматривал?
     -Да я как узнал , что нора заячья порушена ,  сам заяц за пропитанием поскакал , а зайчата одни,   без защиты -  решил покараулить – как бы бродячие собаки их не выследили,  на куски малышей пушистых не разорвали. Малы больно – убежать не смогли бы,  а из  зайчихи какой воин? Да  к тому же мы с зайцем большие приятели .С детских лет любили  наперегонки побегать .И сколько раз он меня выручал: то волчатам моим сказки  порассказывает  пока я на охоте,  истории из лесной жизни,  то к логову витаминов подбросит  - яблочков на сок, или морковку.
     - А если бы собак  было трое –четверо?
     -Ну так что ж? Зубы-то у меня острые – не струсил. Сколько раз заяц от меня погоню  уводил,  следы запутывал,  а там собак  целая свора была -  штук десять.
     -Коли так  - молодчина. При всех лесных жителях говорю ты  - удалец самый храбрый –вот какое звание у тебя. А в подарок  - великая благодарность от всего леса. А еще мы веревочку с колокольчиками натянули от дерева к дереву .Появятся незваные гости , заденут – пойдет  звон сигнальный.  Ты услышишь и поспешишь на выручку.
     - Дед-Боровик, а что здесь Патрикеевна забыла?
     - Говорят  красота спасет мир  .Недаром же она на всех конкурсах побеждает .Вон какой хвост пушистый и мех огненный. Короной
 мы ее венчали и перевязь вручили  Мисс Леса  Помните? К тому же видел я, как она разноцветные перышки зайчихе в подарок принесла,  а зайчатам игрушки из яичной скорлупы преподнесла. Значит  и у нее есть сердце. 
     Вот получай, Лиса-краса, гребешки костяные , узорчатые - чтоб хвост всегда пушистый был. И  зеркальце – за красотой следить. 
     - Спасибо тебе, дедушка. Всех приветил – заговорили зверушки.
     - Э-э –э постойте – постойте –вскричал я – вот голова мхом заросшая,   старая,  забывчивая. Как всегда самого главного  -  Ежика  -  упустили! А ведь именно благодря ему все мы здесь сегодня собрались .Вспомните, с чего все началось? С болтовни сорочьей , что дескать Дед –Боровик  всем  звания будет присваивать, да призы раздавать. А ведь я  даже мысль вслух не досказал – хотел прежде всего Ежа колючего за бескорыстную .помощь приветить. Он ведь тоже припас на зиму для семьи собирал: яблочко с дикой яблоньки , шишку семенную,  орешки,  грибочки.
     Ежик  первым  как только услыхал про заячью беду,  первым поспешил к его норе , продукты понес. Да по дороге , увидев, что  горе в лесу у многих , стал собранное всем лесовикам раздавать .Видел я, как он медведю да кабану по паре желудей сбросил с иголок; как белку с бельчатами  полновесной кедровой шишкой порадовал, а бобров яблоком угостил. Только и оставалось у ежика ,  что один – единственный грибок тугой, подосиновый – так  он  его зайцу и преподнес.
         - Бери  -  говорил -  косой , бери. У тебя же детишек – пушишек  мал-мала. А у меня же только два ежонка  подрастают.
     -Ну а как же ты шар колючий?  - спрашивал заяц. –Голодно же придется . Пропитание всем на зиму нужно. Неудобно мне , совестно.
     - Нет уж, друг,- не обижай, возьми , коли я тебе принес .Я же еще по лесу покатаюсь – заготовок сделаю. А ты, когда сможешь, мне подсобишь,  ладно?
     Так что ребятушки Ежик у нас «Самый бескорыстный и щедрый».Последнее ради друзей отдал. Только вот чем  наградить его-  не знаю  - огорченно воскликнул я  - Вас награждал и все  раздал!
     - У меня предложение есть  -  сказал Лось.  – Пусть белки у меня на рогах сплетут корзину и всякий зверь положит туда  не скупясь,  что не пожалеет,
  а я все добро доставлю Ежику к норе.
     Так и порешили Шустрые проворные белки  в два счета из гибких ивовых  прутьев  и  лыка соорудили просторную корзину, и деловито разместили ее среди широких  ветвистых  рогов нашего  великана .И вскоре  сохатый доставил ежиному семейству  дары леса на всю долгую зиму .Был там и туесок берестяной душистого меда,  и сушеные грибочки с вяленными ягодами, и орешки маслянистые  крупные,  отборные
     Очень я такой дружбе лесного братства рад.
     Ну а уж молву о том   что Дед Боровик «самым – самым» в лесу Ежика «назначил» конечно самая большая  болтушка – Сорока-стрекотунья  по всему лесу разнесла. Не поленилась и по другим лесам и болотам пролететь и всем  бескорыстно ежика расхвалить.



               

                Дед   Боровик


       Автор – Бычков Борис  Федорович