Здравствуй, Мастер!

Светлана Лучинина
ЗДРАВСТВУЙ, МАСТЕР! или СУМАСШЕДШИМ БЫТЬ ЛЕГКО

Однажды мир приходит в движение. Все твои представления о жизни встают с ног на голову. И даже твой мозг и твое тело начинают преподносить тебе сюрпризы. Сначала это чудесно и забавно, но чем дальше, тем больше сюрпризов. Чем дальше, тем страшнее. И кажется, что мир смеется над тобой. И кажется, что Вселенная с тобой играет, но ты не знаешь правил игры. И тебе все страшнее и страшнее.

Я завидую своей коллеге, которая, испугавшись странных вещей, происходивших с ней в связи с диссертацией по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», сменила тему, и жестокие чудеса прекратились. Мне смена темы не поможет. Хотя и чудеса у меня чудесатые. Странные, забавные, приятные и не очень. Такие, благодаря которым я однажды поняла, что сошла с ума. Трезвый, циничный, рациональный ум с чудесами не справляется. Не справляется так, что ты уже готов обратиться к психиатру.

Мне повезло. Я встретила человека, у которого такое же сумасшествие. В парном безумии жить страшно, но уже любопытно. Потому что это что-то большее, чем сумасшествие. Или что-то кардинально иное.

За последнее время я научилась жить со своим мозгом. Он считает, что любая информация, которая мне попадает, предназначена именно мне. Даже если это проезжающий мимо автомобиль. Если это рекламное объявление. Даже если это бегущая строка. А уж тем более письмо редактора, попавшее в твой почтовый ящик. Булгаков. «Театральный роман». «Белая гвардия». «Мастер и Маргарита».

Любопытно. Булгаков присутствовал в моей жизни. Шел параллельным путем. Но мы никак не пересекались. Те немногие произведения, что я прочла двадцать лет назад, я больше не перечитывала никогда. Он никогда не был моим любимым писателем. Более того, я не поняла, почему другие его считали гениальным. И роман «Мастер и Маргарита» меня в свое время не поразил, не взбудоражил мое сознание, и я его совсем забыла. Так, остались в памяти Аннушка, разлившая масло, голова Берлиоза, Маргарита с желтыми цветами и на метле. Даже память о Иешуа и Понтии Пилате стерлась. Даже о Воланде. А мастера я забыла совсем. Не впечатлил.

Роман мне показался скучным тогда, двадцать лет назад. Мне, прочитавшей огромные философские трактаты Толстого, Канта и других. Мне, искавшей Бога. Сейчас другое дело. Сейчас мне и трактаты показались бы скучными. Я их двадцать лет не читаю без жизненно важной надобности. И если читаю, скриплю зубами. Надо, милая, надо. Издержки профессии. Художественную литературу читаю лишь для удовольствия. Теперь все реже. И вдруг мне подкинули Булгакова. Зачем?

Я решила перечитать роман. В конце концов, я внучка Маргариты и дочка Близнеца-Дракона. Да-да. Бабушку мою зовут Маргарита. Ту, что еще жива. Ту, что в восемьдесят два года купила себе ноутбук и общается с родными по скайпу. Так что я внучка Маргариты. И у меня в жизни был свой Мастер. Мастера уже нет. Но Маргарита жива.

Я прочла. Скучала. Я опять заставляла себя читать этот роман. Нет, Булгаков не стал моим любимым писателем и теперь. Иешуа и Понтий Пилат не впечатлили. Не удивили и Воланд с его камарильей. Но… Я поняла, почему Михаил Булгаков всегда был рядом со мной. Любимый писатель многих моих коллег–преподавателей русского языка. Любимый писатель моей Солнечной Девочки и, как оказалось, моей Эльфийки. Я все поняла. Я думаю, мы с Михаилом Афанасьевичем оказались бы в соседних палатах, если бы нас взялись лечить психиатры. Ну, по крайней мере, диагноз у нас стоял бы один. Ой, сейчас меня обвинят в том, что я не настолько гениальна, как великий писатель. Талантом не вышла. И уровнем.

Успокойтесь. Я не претендую на гениальность, и даже на талант. Я претендую на сумасшествие. Надеюсь, в этом у меня конкурентов нет? О моих талантах знают только Хрен и Крайон. Я сама судить не берусь. А что с ума сошла, так сошла – не поспоришь. Но, и Михаил Афанасьевич, очевидно, был немного ку-ку.

Здравствуй, Мастер. Я ведь тебя совсем забыла. Автор писал о тебе с маленькой буквы. А Маргарита, наверное, называла с большой. Мастеру было тридцать восемь лет. Он работал в музее и переводчиком, владел несколькими иностранными языками, вел спокойную жизнь, когда вдруг выиграл большие деньги, купил свой дом у застройщика и занялся тем, чем хотел заниматься всю жизнь – написал свой роман. А  еще он случайно встретил женщину своей Судьбы. Да только написанный роман счастья ему не принес. Не ко времени и не к месту было его создание. И маститые критики открыли на него охоту. Затравили. Мастер сошел с ума и сам сдал себя в психиатрическую клинику.

Эй, Михаил Афанасьевич, Вы часом про меня ничего не знали? Нет? Кто я такая! Человек без имени. Человек ниоткуда. Как Вы обо мне могли знать! Может, правда, с Крайоном за завесой вместе гулеванили. А иначе, что ж это я, как сорока, в свои сказки-рассказки да записки натащила знаков, которыми так полон Ваш роман. Ладно, летала как ведьма-Маргарита, ладно, у меня двое рыжих: парень и девушка, ладно, цирк с его иллюзионами и аттракционами мне покоя не давал. Но я ведь даже иногда Вас цитировала, Михаил Афанасьевич! И соловьи, поющие о любви и свободе, и чемоданы, и подкова, и алкоголь, лягушки, черные кошки и котята, звон разбитого стекла, ключи, даже обувь и босоногость героев. А уж жизнью своей как я с мастером породнилась!

Мне тридцать восемь. Иностранные языки. Переводчица. Сошла с ума в день своего рождения с помощью сожжённого желания полюбить. А после решила закончить свою сказку о ведьме Ксении. Только ведьма оказалась Чужой. Инопланетянка, вот ведь, черт побери! Но что интересно: от Иных смылась, да не одна, а с любимым мужчиной, и первым делом куда их занесло? В храм. Ангел их хранил.

А еще я наконец-то дождалась свой дом от застройщика, и застройщик мне денежки за три квадратных метра простил. Долго строил, гад. Сумма неустойки немаленькая набежала. Вот мы и договорились по Закону. Ни ты мне, ни я тебе. Ноль: ноль. С тем и разошлись. Но у меня три квадратных метра в загашнике остались! И на квартирный вопрос я нашла свой ответ. Причем уже дважды в своей жизни. Никому ничего не должна. Счастливая.

Эй, Михаил Афанасьевич! Чем там мастер в своей квартирке гордился? Раковиной? И я горжусь! На лишних образовавшихся от застройщика сантиметрах я в туалете раковину установила по европейскому образцу. Пусть маленькая и почти игрушечная, но раковина! И сантехники мою находку по микрорайону понесли. Идея им понравилась. Так что видно, я тоже пусть не Мастер, но Мастерица точно.

Мастер, ты писал о пророке, ты стремился к Богу, ты говорил, что смерти нет. Чего же ты испугался, Мастер? Почему стал так скучен и потерял смысл своего бытия? Откуда твой страх? От того, что кто-то ночью ломится в твой дом? В мой дом ломились днем. И грозили его отнять. И один дом мы все-таки потеряли. Но это было не страшно. Страшно, когда ломятся в твое сознание. Это страшно. И ты не пьян. И не под действием наркотиков. И всему есть одно объяснение: ты сошел с ума. И твои сказки-рассказки понесли тебя туда, куда ты совсем не ожидала. И что-то было в этой твоей трепотне, потому что на тебя решили напасть.

Кстати, Мастер, а может это и есть проверка на вшивость? Ты был счастливее меня в тот момент, когда начали проверять тебя. Ты уже встретил Маргариту, женщину своей Судьбы. У меня никого не было. Я была одна.

Знаешь, Мастер, как страшно в серый промозглый дождливый апрельский день сесть в полную маршрутку и оказаться лицом к лицу с человеком в черных очках. Я была очень счастлива в тот день. Я поняла, что окончательно растаяла. В мою душу вернулась Весна. И вдруг этот человек. Он сидит перед тобою. Ты не видишь его глаз. Но в твою душу проникает ужас. И холодный воздух становится нестерпимо горячим. И пахнет трупным ядом. И люди вокруг тебя засыпают. И ты не можешь сдвинуться ни вправо, ни влево. И ты чувствуешь, как из тебя вытаскивают, вытягивают всю твою энергию. Ты задыхаешься. Ты хватаешь воздух ртом. И ты думаешь, что сейчас ты умрешь. Что ты можешь сделать? Растолкать сидящих рядом пассажиров? Закричать, что на тебя напали? Потребовать, чтобы Этот перестал на тебя смотреть? А он и не смотрит. Он там, за черным стеклом. За черными очками. И вроде бы, ничего не происходит. Только ты погибаешь.

Я собрала все молитвы, какие знала, хотя мне давно известно, что это не помогает. Не обманывайте себя. Нательный крест тоже не спасет. Я не могла ничего сделать, чтобы остановить перекачку энергии. Этакий Гарри Поттер перед дементорами. Вы хотите себе такую реальность? Я никогда не хотела. Мой мозг не принимал происходящего. Так не бывает! Я хваталась за любые образы. Я думала, что уже теряю сознание, когда вспомнила ангела. Того, мраморного. К которому прижималась Ксения. И вдруг сидящий рядом пассажир резко проснулся и попросился на выход. А вместо него сел огромный детина с татуировкой «ВДВ» на руке. И горячий воздух стал снова холодным. Я смогла дышать полной грудью. Человек в черных очках стал возиться и елозить на месте, а потом резко остановил маршрутку и вышел. Детина ехал со мной до конечной остановки. Он даже прошел за мной до дома и пошел дальше. А я еле добрела. Меня шатало как с дикого похмелья. И сушняк был неведомый. И потом я никак не могла напиться. Литра три воды, наверное, выпила, не меньше. И упала дома на кровать, и уснула без снов. Только разбудила меня фраза: «Чего ты хочешь, Иная?»

Нет, в комнате никого не было. Я не вижу призраков и фантомы. И голоса мои только из снов. Но я повторила Небу все мои желания. В конце концов, они не изменились с Дня моего рождения. И не исполнились. Ты был счастливее меня, мастер! С тобою рядом шла Маргарита.

Еще месяц меня не оставляли машины с надписью «Дозор» и аварийные Ирктскэнерго. Не знаю, чья фантазия создала для меня такую реальность. Гарантирую, что не моя. А потом появился Крайон, Иных сменили Чужие, и дозоры исчезли с глаз моих. Теперь я вижу тигров, львов, волков, медведей или драконов. Словом, зоопарк на капотах автомобилей. И какое-то время вертелись рядом странные люди в темных очках и мужчина с татуировкой инь-янь на правой руке. Невзрачный и шустрый. Мелкий. Никак не могу вспомнить его лица. Но я переступила через страх, и все эти люди исчезли.

Фантазерка? Может быть. Сумасшедшая? Не спорю. У каждого свой страх, не так ли, мастер? А ты ведь не переступил через свой. Тебя спасла Маргарита. Поэтому у автора ты с маленькой буквы. Не так ли, Михаил Афанасьевич? Поэтому ты заслужил лишь покой, но не заслужил Свет. Покой и тот благодаря любящей женщине, ставшей от горя Ведьмой.

Психика у женщин сильнее, чем у мужчин. Разум Маргариты не помутился даже после бала у Воланда. Она пришла туда с Любовью и ушла с Любовью и Милосердием. Она заслужила покой. Однако Вам не хватило фантазии, Михаил Афанасьевич. Вы дали им покой через смерть. Они утратили смысл жизни и желание оставаться на Земле.

Вот здесь мы с тобой, мастер, и расходимся. Может, я еще не встретила своего Медведя, и поэтому так радуюсь жизни на Земле. Я не ищу покоя. Я ищу Любовь. Покой и Любовь очень разные вещи, Михаил Афанасьевич. Мне жить не скучно. Мне скучно читать. Поэтому и пишу, наверное. У каждого свое безумие.

А ты ведь трус, мастер. Твой Иешуа сказал, что главный порок – это трусость? Он прав. Ты трус. Знаешь, в чем настоящая отвага? Продолжать жить в реальной жизни, продолжать радоваться тогда, когда самое плохое с тобой уже случилось, ибо что может быть хуже осознания своего безумия. Но именно тогда, когда ты все осознал и понял, становится действительно легко. И в твоей душе просыпается ребенок, наивный и смешной. И в тебе оживает дар смеяться и удивляться мелочам. Ну, скажи, мастер, кто как ни я среди тридцати с лишним газелей, едущих в один день на мыс Хобой на Ольхоне, могла оказаться в той единственной, на борту которой нарисован белый волк? За рулем белого волка оказался водитель Сергей. Это отцовский ангел карму отрабатывает. Мы с ним подружились. С Ангелом. Кто, как ни я, в одной газели могла собрать двух человек из Ангарска, невесту Викторию с мамой из Челябинска и жениха из Питера, французскую семейную пару из Квебека, Канада, странницу Марию с Аляски и монашку из Германии? Ну, и свою маму с собой в придачу прихватила. А вернулись мы с мыса на кораблике «Надежда». Не такая уж плохая реальность получается, если ты хочешь жить. И как я могла не смеяться, мастер?

Ты скажешь, что я ведьма? May be. Кем еще может быть внучка Маргариты и Агнии? Через огонь и воду, видно, не раз проходила. А медные трубы? Не знаю. Что в них такого интересного? Ведь я не ищу Славы и признания,  мастер. Я ищу радость. А это ведь совсем другая карта в колоде.

Ты струсил, мастер. Жизнь только начала игру с тобою, а ты сдался без боя. Ты не захотел даже разобраться в правилах игры. Ты даже не попытался применить свою творческую силу, магию творящего слова, данную тебе от рождения. Мою Весту обвинили в пассивности. А как пассивен ты, мастер! Твоя женщина сделала за тебя все, что могла, и даже больше.
В отличие от моей Женьки я свои стихи не жгла. Я отдала их на отзыв другому поэту после конкурса, но он их не вернул и отзыв не прислал. Он, наверное, просто забыл о неуклюжих стихах наивной девочки.  У меня была тогда эпоха забвения. Обо мне все забывали. Поэтому я не писатель, не поэт, а вольный человек Слова.

А ты хотел быть писателем, мастер? Я тоже захотела, когда написала Женьку. Но ее раздербанили на кусочки после очередного конкурса в моей жизни. В моей Весте кто-то искал плагиат. Знаешь, как больно, мастер, когда ты видишь фрагменты своей повести в чужом произведении? Если я вспоминаю чьи-то истории, я хотя бы отсылаю к автору. Или очень хочу его найти, если это не я. Но когда твою героиню после вальса убивают, это неожиданно. Видимо, сцена танца цепляет за живое.

Михаил Афанасьевич, Вы ведь тоже не равнодушны к вальсам, как, впрочем, Воланд и Маргарита? Я даже знаю, почему. А ты, мастер, знаешь? Теперь, наверное, да. Ведь ты уже за завесой. Танец, вальс, кружение – это мощнейший и древний способ разогнать свою энергию правильно, по часовой стрелке. Разогнать так, что можно пройти за завесу. Можно даже вознестись. Но я не спешу. Мне и здесь интересно. Я даже играю во власть. И знаешь, мастер, это счастье, когда во власть ты играешь, а не живешь ей. Какое счастье – просто играть. Ты ведь этого так и не понял. Ты, наверное, плохо читал свои произведения. А я сейчас очень внимательно читаю свои. Сумасшедшая!

Но мне нравится то, что я однажды прочитала. Я волшебница, как ни крути. Я писала, что своим ученикам я не меняю ни мораль, ни жизнь, не оцениваю их ум и талант. Я только исправляю окончания. Мастер, ты не знаешь, какая это сила – исправлять окончания! Я не стала писателем из-за Женьки. Женька – такая же сказка, как и все. Сказка о любви. Забавная и красивая, очень похожая на правду. Но я нарушила законы жанра. Сказки плохо не заканчиваются, а моя Женька осталась одна. Я исправляюсь, мастер.

Пусть простят меня Динка и Константин, Одинокий Волк и Тигр, но Ксения и Николай уже оказались вместе. А в «Слиянии двух лун» было целых пять счастливых пар: семья Селии и Донатоса, Весен и Юритас, Илиа и Тор, Игорь и Мэй, Весен и Ласло. Мне кажется, я верно исправила окончания и провела работу над ошибками. Я даже начало исправила. Моя самая первая сказка, написанная задолго до Женьки, с правильным концом и выдержанная в законах жанра, напечатана в альманахе «Край городов». Льдинка, которая растаяла в ладони. Я все сделала правильно, мастер. И я счастлива. Хоть я и в крайне пограничном состоянии. Сумасшедшим быть легко.

Ах, да, сегодня я встретила новое такси. «Талисман». Забавно! Рассказы оживают слишком быстро. Вас это тоже удивляло, Михаил Афанасьевич? Вы мне расскажите, когда встретимся за завесой? Нет, я не спешу. Надеюсь, не скоро. Меня еще где-то здесь Медведь ждет или Мой Мужчина. Чем я хуже Вашего мастера? Вы же дали ему Маргариту!