Ещё раз о телепрограмме Тем временем о Прозе. Ру

Владимир Гугель
    О своих впечатлениях  спонтанно, среди ночи, родившихся  после просмотра указанной в заголовке   телепрограммы,   я поделился с коллегами и сторонними читателями   в небольшом очерке от 08.10 2013г.,  Публикуя его,  предполагал, что  у пишущего на «Прозе»  народа, занятого сочинением и публикацией собственных произведений,  рецензированием  творений собратьев по перу, перепиской с ними  и другими творческими хлопотами, да при этом ещё и сильно вовлечённого в Интернет во всех его формах, просто не остаётся времени на просмотр поздних телевизионных программ. По крайней мере, для подавляющего большинства.. Поэтому  информация об этой  любопытной передаче – решил я – может быть  интересной и полезной.

    И оказался прав: публикацию прочитали сотни читателей, а некоторые высказали своё мнение по поднятым в ней  проблемам  и робким рассуждениям автора  по теме  в принятой на "Прозе.Ру"  форме – рецензиях.

 Вот я и посчитал не лишним  развить эту  тему и высказаться по некоторым вопросам жизни на  нашей «Прозе» .

    Главное, что у меня не вызывает никакого сомнения:  «Проза.Ру» -  блестящий проект. Он  приобщил  великое множество людей к литературному творчеству и дал возможность  в меру таланта каждого желающего высказаться в  форме различных  литературных жанров  перед многомиллионной русскоязычной аудиторией граждан, проживающих не только в России, но и во многих других странах.

    Лично для меня это великое благо.  Благодаря   регулярным  публикациям на «Прозе»,  я стал печататься в различных изданиях и в России, и в русскоязычной  периодической прессе Израиля. Издал большую книгу своих произведений и готовлю к изданию другую.  Познакомился и регулярно читаю  произведения пишущих на «Прозе» авторов. Некоторых из них считаю талантливыми писателями.   По уровню таланта, по моему глубокому убеждению,  они  далеко превосходят  многих  «продвинутых» писателей, имеющих миллионные тиражи.
Большой жизненной удачей считаю  и сложившиеся  у меня  личные связи, порой, дружба с некоторыми  авторами «Прозы».  Кое с кем   отношения  вышли  за рамки этого замечательного сайта. А  с кем-то  довелось познакомиться лично,  принимать у себя дома в качестве дорогих гостей.
 
    Отдельного разговора заслуживает  такая своеобразная форма  творчества на «Прозе», как  обмен  рецензиями с иногда следующей за ним перепиской  между авторами.  Эта форма  в определённой степени  восполняет дефицит, чтобы не сказать, полное исчезновение,  эпистолярного жанра  как разновидности  литературного творчества!

   Но  у этой  темы - «обмен рецензиями»  между авторами – характеристики далеко не только со знаком "плюс".  Ниже продолжу  её.
 
   Администрация «Прозы» задалась целью  каким-то образом упорядочить творческий процесс, найти  некие параметры  определения творческого уровня  публикуемых произведений. В первую очередь этому служит система оценки показателей  в виде баллов  за прочтение  опубликованных на сайте произведений  читателями – авторами «Прозы» и  сторонними, так называемыми,  "неизвестными читателями".
   Баллы начисляются также  и за  рецензии, полученные  автором от коллег – писателей «Прозы». Их суммированное количество  даёт возможность рекламировать свои произведения в авторских анонсах различного уровня.   Существует ещё и рейтинг  как форма оценки популярности (видимо, и качества) произведений конкретных авторов.  Похоже, что он зависит от числа рецензий на  такие  произведения и определяется,  какой-то загадочной комиссией, состав и функции которой есть тайна за семью  печатями.  По крайней мере,  для меня,  как,   думаю, и для большинства членов «Прозы».
 
  Мне представляется, что зависеть  от мнения друг о друге писателям-читателям  как-то  не очень уютно. Всё-таки, конкуренты! Да и вообще  этот симбиоз  «читатель-писатель»    (не по смыслу, а по функции  в обсуждаемом вопросе)  какой-то противоестественный. Помнится, на одном их съездов Союза советских писателей один из представителей малых народов  на вопрос о том, что он читал,  с гордостью ответил:  «я не читатель, я писатель», чем пополнил серию знаменитых анекдотов.

    Сама проблема оценки достоинств литературного творчества во всех его  формах  существовала, существует и, уверен, будет существовать пока человек не разучился писать, будь то школьное сочинение,  «разборки» в интернете,  или серьёзный критический разбор в среде  профессиональных писателей и высокоумными (без кавычек!)   литературных критиков.
Нелишне, кстати, определиться  и в  том, что такое рецензия. По-существу, это краткий (или детальный) анализ конкретного произведения (или совокупности произведений) и их оценка. В переводе с латыни это «просмотр». В этот же ряд можно поставить такое понятие как «отзыв», прежде всего, критический, или «обзор»,  «рассмотрение». Такие расшифровки этого понятия легко можно найти  в Google.

  Как и любой анализ и оценка, исходящие от живых людей, всегда субъективны.  Успешной, популярной (не обязательно в положительном смысле, зачастую, и  в отрицательном, порой, даже  в скандальном смысле)  является книга (статья,  пьеса и т.п.) когда она активно читается,  быстро расходится  на литературном рынке, то есть,  когда читатель голосует за неё, как говорят, своим   кошельком, своим  карманом. Но и в этом случае однозначно  судить  о художественной ценности, о литературных достоинствах такого произведения не приходится. Рынок есть рынок: там  «втулить» могут всё!
    Кстати и об этом  шла речь  всё в той же  телевизионной передаче «Тем временем» о  «Прозе.Ру».
 Я  сознательно, умышленно не анализирую и не оцениваю нашу,  «прозовскую» систему  подсчёта  количества баллов, где результат нехитрый: чем больше баллов, тем лучше. Что-что, а уж находить, вставлять, куда надо,  нужную цифирь при советской власти все мы поднаторели…  Эта , проклятая  ЦИФРА была – не больше - не меньше!- одной из причин  мирового глобального  итога – падения СССР.

     Однако, с «анализом» пора закругляться. Попробую что-то предложить.

  Честно говоря, желание что-то предложить, то есть –по-существу – стремление быть первым в решении какой-то проблемы очень характерно  для людей творческих. Об этом  наглядно свидетельствуют баталии  на «Прозе» за звание «Народный писатель». Поначалу за него боролись наши именитые, по-настоящему талантливые авторы. И это нормально. Все мы люди, и желание быть оценёнными по заслугам - естественное человеческое желание. Но постепенно народ поостыл, оценив степень «объективности» принимаемых решений  в таких состязаниях. Так как,  по-настоящему  объективными  эти решения  не могут быть по определению...

   И всё-таки рискну  предложить кое-что для  «оздоровления климата» - внедрения на нашей «Прозе»»  - какой-то справедливости.

    На мой взгляд, следует  изменить отношение к рецензиям – вполне достойной  форме литературного творчества. Но если они не содержат  более-менее серьёзного анализа, разбора прочитанного произведения и пишутся только  заради  лёгкого накопления  пресловутых баллов  да ещё и по принципу: «ты мне – я тебе»,   их стоило бы  переименовать  в «отзывы» (это, кстати, не моя  находка, такое предлагают многие авторы). И оценивать  такие отзывы  нужно  скромнее, допустим,  в один балл.  Уверен,  что  и  к  такой форме   общения между авторами  интерес   сохранится.   

   А  серьёзным  рецензированием  скорее всего будут заниматься    те, кто  способен  и органично стремится к такой работе, кому она по-настоящему творчески интересна.

  Критерии отнесения  откликов на прочитанное к разряду рецензий  могут быть предметом обсуждения. Схемы таких оценок широко известны.  В них может учитываться  и чисто количественный фактор – значительно больший объём  – и качественный – наличие анализа, разбора, действительная  оценка  произведения и обязательно обоснованная критика, а не только, как у нас принято в подавляющем большинстве рецензий - сугубо комплиментарные суждения. Тогда,понимая,  что в ответ на  твоё «кукушка хвалит петуха» не обязательно последует: «за то.что хвалит он кукушку» ,  рецензии могут приобрести  характер,   соответствующий  этому понятию и  смогут быть полезным, действенным обменом мнениями между авторами «Прозы».В этом случае за рецензию может быть  увеличено и количество баллов.

     И ещё одно соображение, уже бывшее предметом обсуждения данной темы  Все  мы -и «прозаики»,   и   те, кто официально относит себя к разряду писателей,   пишем, прежде всего,  для  широкого круга читателей. В нашей ситуации  большинство из сотен тысяч, значащихся  читателями «Прозы. Ру»  - это «неизвестные читатели». Связи с ними у авторов  «Прозы» нет никакой.  Они зашифрованы под таинственными номерами, действительно неизвестных читателей. Полагаю,  что для «Прозы» этот пласт читателей  далеко не безразличен.  Разумеется, не все они готовы расшифровывать своё инкогнито, как это происходит  в  радиопередачах, когда слушатель – её участник-  представяется  по имени: « Петя», «Николай», «Вера Ивановна», « Алекс» ,»Ирина» и т.п., надёжно пряча под такой маской  свою настоящую   личность. Лишь иногда  можно услышать радиослушателя, представляющегося: «Имярек,  проживающий там-то»  Думаю. что среди «неизвестных» сегодня нам  читателей найдутся и такие,  которые  захотели бы  вступить в контакт с автором и высказать своё мнение о прочитанном. Для него такое мнение было бы так же  ценно, как и мнение собрата по перу.  Администрации «Прозы, Ру» стоило бы проработать этот вопрос.

    Тогда наш интересный сайт перестал бы быть только  «Клубом по интересам» и довольствоваться исключительно  комплиментарными «рецками» типа: «Хорошо (отлично) написано!».  «Классно!». «Успеха тебе (Вам)!»   и т.п.

      Думается, что какая-то часть «неизвестных читателей»  захотела бы и поиметь произведения полюбившихся «прозаиков»  в отпечатанном виде, на бумажном носителе… Тоже есть  о чём задуматься нашей Администрации.

Словом,  впервые я написал в стиле «фэнтези». А точнее: «Мечты, мечты, где ваша сладость?...!» . Или, як кажуть в Україні: «Дурень думкой багатіє»…