Старик

Кузьмин Дмитрий Григорьевич
Постой! Дай передохнуть! Выбился…  Мой спутник был уже в возрасте, и как с самого начала было ясно, довольно быстро сдал. Еще перед тем как выйти с ним из поселка я не хотел его брать, но он всячески заверял меня что помехой не будет.  Прочитав видимо мои мысли на моем лице, он неожиданно грустно улыбнулся: « Вы уж извините что я так…» Я стер все мысли и помог ему сесть на желтую осеннюю траву.   Мне уже было ясно что засветло мы не успеем, а значит и бежать смысла и гнать старика тоже было бессмысленно. Неожиданный попутчик… Честно говоря я не очень то люблю компанию, да и в этих местах, люди попадаются порой… Но старик, что то было в нем такое, что посмотрев в его глаза, даже не слушая я кивнул ему на его просьбу. Мы седели на траве в тени огромного вяза, на склоне каменистого холма. Мой компаньон аккуратно подтянул брюки, видавшего виды клетчатого серого костюма. Не далеко петляя и извиваясь бежал горный и прозрачный ручей, играя последними лучами полуденного солнца.  Ну как вы? Я смотрел на своего компаньона.  Старик улыбнулся и махнул давая знать что готов идти дальше.  А ведь я даже не спросил его имени. Тропинка вела в горы к перевалу и казалось вот только руку протяни, но идти по каменистой россыпи было не легко, мой попутчик держался изо всех сил, с морщинистого лба бежали капли пота. Но и я тоже чувствовал боль в ногах. Рюкзак который до этого ни сколько не стеснял моей ходьбы, навалился на меня глыбой и давил. До перевала оставалось каких то метров двести когда старик осел. Я следил всю дорогу за своим спутником и поэтому сразу же остановился. Тяжело ему, но не идти мы тоже не могли, в темноте на спуске мы все ноги переломаем, а ночевать в горах….. Я подал своему напарнику руку и потащил его за собой. Я вжался изо всех сил но смог дотянуть старика до перевала.  И вот перед нами спуск и равнина. В свете заходящего солнца, небольшая тропинка юлила от склона к склону, то и дело ее преграждали небольшие и вполне значительные завалы. Бурная и мощная река поясом разделяла каменистые склоны и ровный стол поля. И только не большой мост в конце тропинки соединял тропу с дорогой, идущей по краю поля, прямо как толстый контур. Мой напарник обрадовался: «Ну теперь то, полегче будет». Я улыбнулся ему в ответ, скрывая обеспокоенность, до заката еще было пару часов не больше. Предусмотрительно пропустив старика вперёд, я стал аккуратно спускаться. Мой попутчик сразу показал неопытность или давала себя знать усталость. Он спускался чуть ли не бегом в то время когда по камням надо спускаться боком. Пришлось догнать и объяснить опасность, сорваться с россыпью камней головой вниз.  Так без приключений, уже на самом закате мы спустились к мосту. В закатных лучах вода казалась багрово красной, да и вся долина. Мост некогда крепко сложенный из крепких валунов и толстых бревен, сейчас держался на двух сильно подмытых опорах. Я оглянулся на своего спутника: «Вы меня не удержите если что поэтому вы первый» с этими словами я достал из рюкзака веревку. Старик обвязался вокруг пояса. Я сел на берегу уперев обе ноги в камень у берега и потихоньку стравливал веревку. Все таки хороший дедок, не стал ни рассуждать, ни причитать, аккуратно держа, равновесие пошел на ту сторону. Внешне он был сильно худощав, как и многие местные. Оказавшись на той стороне он махнул мне рукой но веревку не отвязал. Как на зло, на противоположном берегу не было, ни камня, ни куста, ни дерева.   Старику просто не за что было привязать веревку. Я крикнул ему чтобы отвязался но он только помахал руками. Слышал ли он меня, река шумела прилично. Ладно будем надеется.  Я еще раз крикнул изо всех сил, но мой попутчик только уверенно уперся ногами в землю.  И вот я ступил на камень моста, с первого шага я понял что мой вес значительно превосходит вес моего предшественника. Бревна скрипели и гнулись, камни шатались под моими шагами, ближе к центру здоровенный кусок моста, отвалился из плеском и брызгами ушел в непроницаемую глубину, поле еще было освещено, но тут с этой стороны реки тень от гор напрочь отрезала меня от заката. Я почти не видел моста только блеск неровных камней выдавал мне край. Я собрался и сделал еще пару шагов, дойдя до образовавшегося недавно провала. Я показал старику, мол буду прыгать. Но тот только кивнул. И я прыгнул. Когда мои ноги коснулись камня я на доли секунды поверил что все удалось, но уже в следующий момент мост, покачнулся и рухнул. Я изо всех сил ломая ногти вцепился в остаток основания и подтянулся. До берега было еще метров тридцать, мое сердце замерло  на берегу не было моего компаньона.   
Я судорожно стал тянуть за веревку и увидел ее конец на краю берега у остатков моста. Бросив всю аккуратность я нырнул в реку и изо всех сил стал грести к берегу борясь с течением. Меня сильно сносило, но я как каторжный греб к берегу к тому месту где видел веревку. Казалось прошла вечность прежде чем я выбрался без сил на берег. Превозмогая боль от ушибов   буквально рывком оказался у нужного места. Старик лежал закатив глаза, здоровое бревно прижало его поперек рудной клетки. Сходу снять бревно не смог, старик застонал. «Держись! Родной только держись, сейчас вытащу» Изо всех сил, сбросив рюкзак и обвязав другой конец веревки вокруг бревна, крича от боли в руках, мне удалось перекинуть бревно на высокий камень. Теперь вес бревна полностью был на камне. Вернувшись к спутнику, я вытащил его. Грязные и мокрые мы лежали на краю дороги.  «Вы как?» Старик улыбнулся: «Бывало и получше» Его голос меня успокоил. Позже мы развели хилый костер, мой попутчик почти не на мок, за то я выжимал даже носки. Так и сидели у костра. Утром я проснулся от дикой боли, все тело было в синяках на руках следы от веревки, здорово перешли через мостик. Я поднялся и стал одеваться, когда совсем собрался я стал будить спутника. Старик не вставал и тут я почувствовал неладное. Сильная боль сковала пожилого мужчину так сильно что тому даже было тяжело дышать. Смастерив из веток что то на подобии настила мне пришлось положить его на него и тащить волоком по дороге надеясь найти хоть какой-нибудь приют и людей. Достаточно скоро нам повезло и нас нагнала повозка, запряженная тяжеловозом, вежливая и аккуратная женщина годов сорока сама предложила помощь и повезла нас прямиком к местному врачу. Пока мы ехали я видел только ее спину и платок из под которого выбивалась прядь темных волос. Меня волновал Старик, конечно он не был мне родным и я даже имени его не знал, но в тоже время… Короче не отвязал же он веревку, почему? Глупо но почему? Старик охал на камнях но больше бормотал что то, пытался прислушаться но не мог разобрать.  Солнце подымалось и моему спутнику неожиданно полегчало, он даже приподнялся на локте и поблагодарил женщину. Та только махнула мол лежите, скоро приедем. А старик посмотрел мне прямо в глаза и полез куда то за во внутрь потертого пиджака. Даже и не понял когда и как в моей руке оказался помятый конверт. А старик не унимался «Дочка у меня, дочка в Хомутово, слышишь? К ней шел» Все мои попытки пошутить, что мол будешь раньше срока не помогали. Старик еще раз собрался с мыслями: «Если что, пойди к ней, на конверте адрес, я обидел ее сильно, скажи что прощения хотел…» Так мы и доехали, маленький белый домик крытая соломой крыша. Еще с порога нас встретил крепкий мужчина и осмотрев бегло старика, сбегал за носилками и мы внесли его в приемную. Помогая чем мог, сначала не вызывал нареканий врача но потом мне сказали ждать на улице. Женщина попрощалась со мной и уехала.  А я сел у заборчика. Не знаю сколько прошло времени, вышла сестра и стала мыть какие то тряпки во дворе, затем вышел врач. Встав я подошел к нему. Врач мужчина за тридцать в самом расцвете, с четким благородным профилем и волевым подбородком, медленно потянул из пачки сигарету и закурив, с легким прищуром посмотрел на меня, скорее изучая: «Кто он вам? Отец?» Я только помотал головой, и стал объяснять вместе шли через перевал и вот … мост там. Врач удовлетворенно кивнул. Знаете даже странно, обычно с такими травмами… в общем он с самого начала был обречен, вы ему ничем не могли помочь, тут нет вашей вины. Меня подкосили, но я же только вот с ним говорил, он мне же про дочку рассказывал… Врач предложил мне сигарету, но я не курил, взял в руки и тут же отдал обратно. Вспомнив про конверт, показал врачу адрес, задумавшись он некоторое время только затягивался и выдыхал дым. Подумав он объяснил мне как добраться. Тело я забрать не мог, в хозяйстве не было, ни кучера, ни подводы. Осталось только оставить денег чтобы старика нормально похоронили. Шел я долго и все думал, стоит или не стоит, покойного я не знал да и что я мог сказать. Миновав несколько поселений я дошел до пункта назначения, местный пастух гнавший по утру коров указал мне дом. Ну вот и дом, обнесенный плетнем. За рядом спелых подсолнухов небольшая лужайка,  собачья будка. Во дворе на лавочке две женщины перебирали огурцы. Я зашел и кашлянул для приличия. Из будки вылетел лохматый кобель и с лаем накинулся на меня. Одна из женщин окликнула собаку и та нехотя вернулась. Та что по моложе вытерла руки о фартук и подошла. «Вам кого?» Поборов смятения передал ей конверт, она посмотрела и вскрыла письмо: «Мама дед пишет, едет к нам!» Видимо внучка. Теперь подошла и дочь, а вы… И я рассказал. Не знал что там у них стряслось но как старик и просил извинился от его имени. Они приглашали остаться, хорошие женщины, но не мог, да и такое горе у них. Шел быстро, но лицо старика все еще стояло перед глазами, а руки чувствовали его прикосновение.
И даже спустя несколько лет так и не смог понять почему он тогда не отвязал веревку, тут недавно ко мне в гости приходила одна женщина, рассказала что мост, тот самый мост отстроили. Вот и сейчас сижу и думаю, а всели я сделал, всели успел, не оставил ли что на душе.